Пушкин и Онегин в романе «Евгений Онегин»


Роман (бессмертное произведение) "Евгений Онегин" был и остается непревзойденным образцом русской классической литературы. Это произведение уникально в своей неповторимости. Подчеркивая его нетрадиционность, сам Пушкин говорил: "Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница". Поэт назвал свой роман "свободным", и эту свободу мы ощущаем в искреннем выражении авторского "я", в его непринужденной беседе с читателем. Следя за событиями, мы постоянно ощущаем присутствие автора-поэта, который делится с нами своим пониманием и отношением к происходящим событиям, героям. Пушкин убеждает нас, что Онегин - не вымышленное лицо, а реальный человек, его современник, "добрый приятель". Герой романа типичен для своего времени и своей дворянской среды, поскольку автор постоянно сравнивает его с собой или с реально существующими людьми: "Второй Чаадаев, мой Евгений". Пушкин подружился с Евгением Онегиным, потому что в них было много общего на момент их встречи:

Мне нравились его черты,Мечтам невольная преданность,Неподражательная странностьИ резкий, охлажденный ум.Я был озлоблен, он угрюм;Страстей игру мы знали оба;Томила жизнь обоих нас;В обоих сердца жар угас;Обоих ожидала злоба...

Однако с самого начала романа мы замечаем множество различий между автором и героем, часто - даже противостояние одного другому, чего не скрывает и сам Пушкин: "Всегда я рад заметить разность между Онегиным и мной".

Со слов Пушкина мы многое узнаем о воспитании и образе жизни Евгения Онегина. "Мод воспитанник примерный" был слишком крепко привязан к обществу, которое презирал и осуждал за пустоту, контактов с которым стал избегать в силу их бессмысленности. Однако эта незримая связь все же влияла на его мысли и часто даже направляла поступки, которые он совершал, "боясь ревнивых осуждений". Отсюда и угрюмость Онегина, его беды, ведь, как следствие внутреннего конфликта, "как тень иль верная жена" его всюду стережет хандра. Автор же, если и не оптимистичен, то уж во всяком случае не теряет энергии души, имеет собственное мнение на все происходящее.

Как разнится восприятие театра Пушкиным и Онегиным. Театр для автора - "волшебный край!", "душой исполненный полет". Здесь множество знакомых, здесь "блистал Фонвизин, друг свободы, и переимчивый Княжин". Актрис Пушкин называет "мои богини" и грустит, когда "взор унылый не найдет знакомых лиц на сцене скучной". Театр для Онегина - место, где скучают или разглядывают в лорнет ложи незнакомых дам; "молодой повеса", приходя сюда, "идет меж кресел по ногам".

Природа нема для пресыщенного удовольствиями Онегина, в деревне ему так же скучно, как и в Петербурге:

Два дня ему казались новыУединенные поля,Дыханье сумрачной дубровы,Журчанье тихого ручья;На третий роща, холм и полеЕго не занимали боле;Потом уж наводили сон;Потом увидел ясно он,Что и в деревне скука та же...

Пушкин же видит совсем другую природу:

Цветы, любовь, деревня, праздность,Поля! Я предан вам душой.

Поэт видит здесь "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", расцветает в деревенском уединении:

Я был рожден для жизни мирной,Для деревенской тишины...

Поклоннику "страсти нежной" Онегину неведомо чувство глубокой любви, поскольку он "скользит" по жизни. Ничто не способно надолго привлечь его внимание, и эта "горячность молодая" опустошает его душу, иссушает сердце. После прочтения письма Татьяны "чувствий пыл им на минуту овладел", но "воля и покой" ему дороже, поэтому-то так спокойна, почти бесстрастна его "отповедь" Татьяне. Онегин - эгоист и научается жертвовать собой лишь к концу романа, после долгих испытаний и путешествий. Именно тогда любовь настигает его, он влюбляется, "как дитя", но уже поздно - его не понимают. Пушкин же, в отличие от Онегина, растворяется в любви, чувствует малейшие ее оттенки, пишет о ней взволнованно и самозабвенно:

Я помню море пред грозою:Как я завидовал волнам,Бегущим шумной чередоюС любовью лечь к ее ногам!Как я желал тогда с волнамиКоснуться милых ног устами!..Нет, никогда порыв страстейТак не терзал души моей!

Мы видим, что образ автора является в романе призмой, сквозь которую раскрывается образ Евгения Онегина во всей его динамике, развитии, непостоянстве. Создавая образы романа, сам незримо присутствуя в нем, А. С. Пушкин вложил в роман свой ум, наблюдательность, жизненный и литературный опыт, свою душу. И поэтому великого поэта зря беспокоила судьба его творения:

Быть может, в Лете не потонетСтрофа, слагаемая мной;Быть может (лестная надежда!),Укажет будущий невеждаНа мой прославленный портретИ молвит: то-то был Поэт!