Описание по картине А. И. Куинджи «Березовая роща» (Первый вариант)


Художник света - так называли Архипа Ивановича Куинджи, одного из самых необычных русских мастеров пейзажной живописи второй половины XIX века. Подтверждением тому может служить выставка одной-единственной картины, которая открылась в начале 1880 года в Петербурге. Еще задолго до открытия выставки в газетах появились восторженные отзывы об этой картине. У всех любителей искусства была на устах картина "Ночь на Днепре" художника с звучной фамилией Куинджи. Посетители с чувством ожидания необычного входили в полутемный зал с задрапированными окнами, освещенный только лампами, и останавливались, зачарованные подлинной лунной ночью. "Это невероятно! Нет ли здесь фокуса?" - слышались отдельные восклицания. Некоторые недоверчивые посетители просили разрешения заглянуть за полотно, чтобы убедиться, не написана ли картина на стекле и не находится ли там какой-то источник света. Полный месяц, изображенный на картине, точно замер в вышине. Его таинственный зеленоватый свет заливает лежащую в ночной дреме землю. Тихо струятся воды Днепра.

Таким же волшебным светом, только уже солнечным, наполнен другой шедевр Куинджи "Березовая роща". Вы невольно жмуритесь от яркого солнца, от ослепительных бликов на стволах берез. На картине изображен яркий летний солнечный день. Как будто мы долго пробирались между кустарниками, стволами деревьев и вдруг увидели впереди свет. Мы остановились, пораженные открывшейся красотой природы. Мы боялись выйти из тени, отбрасываемой березами, чтобы не спугнуть очарования. Березы стояли группками. На переднем плане - три березы, три сестры. Видно, что возраст их почтенный. В стволах деревьев чувствуются сила, мощь и здоровье. Не менее мощными кажутся деревья в левом углу картины. Об этом свидетельствуют густые, насыщенные темной зеленью тени на земле. Переход от этой почти черной зелени на земле к изумрудной зелени поляны создает впечатление, что перед нами - большое пространство, и ты словно ощущаешь лесной воздух. Стволы берез - это источники света. А мы как зрители словно находимся в тени, из которой не хочется выходить. Кажется, что эта тень дает нам живительную прохладу. Впечатление свежести усиливает едва различимый клочок водного зеркала на переднем плане картины.

Такое впечатление, что художник смотрит на мир моими глазами. Как-то перестаешь верить, что все это лишь изображено на холсте маслом. Все это живое. Картина написана в 1879 году, но кажется, что она написана вчера. Ибо природа бессмертна, как бессмертна красота. И еще она подводит нас к мысли, как надо любить и беречь природу, особенно в XXI веке, когда технический прогресс становится угрозой для природы.