Конспект урока на тему Числительное как часть речи
Тема: «Числительное как часть речи |
Тип урока: «открытие» нового знания |
||
Цели: - Познакомить с именем числительным как частью речи; - Наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным; - анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи; - учить сравнивать, делать выводы; - Расширять Словарный запас; - Формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами; - развивать навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества, - Активизировать познавательный интерес к предмету |
|||
Планируемые результаты |
|||
Предметные: |
Метапредметные: |
Личностные: |
|
К концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи; Уметь различать количественные и порядковые числительные |
Регулятивные УУД: Умения определять и формулировать цель на уроке, Работать по плану, в парах, в группах, Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности. Познавательные УУД: Умения работать с текстовой информацией, наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы, Преобразовывать информацию из одной формы в другую, Понимать значимость изучаемого предмета. Коммуникативные УУД: Умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре, Аргументированно высказывать свои предположения, Слушать и понимать речь других на уроке |
Определение личностного смысла учения – желания приобретать новые знания, Осознание своих трудностей, стремление к их преодолению |
|
Основные понятия: Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные. Межпредметные связи: Математика, литературное чтение, окружающий мир |
|||
Ресурсы урока: Учебник С. В.Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана - Граф, 2015; С. В.Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, электронное приложение |
|||
ХОД УРОКА |
|||
Содержание деятельности учителя |
Содержание деятельности обучающихся |
||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|
Мотивация к учебной деятельности |
|||
Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами! Продолжаем мы опять Части речи изучать. Чтобы всё понятным стало Мы потрудимся немало. |
|||
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
|||
Слайд № 2. Комплексно-орфографический тренинг. - Запиши слова группами, заменяя транскрипцию буквенной записью. Ре[ч‘], колю[ч‘], стри[ч‘], вска[ч‘], треску[ч‘], навзни[ч‘], бере[ч‘], шес[т‘], мор[ш], хоро[ш], ре[ш], невтерпё[ш] - Какие группы слов у вас получились? - У вас возникло затруднение? Почему? (Шесть - лишнее слово) Хорошо, оставьте это слово. Мы вернемся к нему после работы в группах. - Докажите правописание мягкого знака после шипящих. Работа в группах (по 4 человека): 1 группа: Правописание существительных с шипящей на конце. 2 группа: правописание прилагательных с шипящей на конце. 3 группа: Правописание глаголов с шипящей на конце. 4 группа: правописание наречий с шипящей на конце. - Есть вопросы по заданиям? Приступайте к работе. Проверка. |
Преобразуют информацию из одной формы в другую Строят свои рассуждения |
Высказывают свои версии. |
Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
3. Выявление места и причины затруднения |
|||
- При формировании групп у вас возникло затруднение? Почему? (лишнее слово «шесть», т. к. нет шипящей на конце, незнакомая часть речи) - Я помогу вам. |
Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения |
Высказывают свои версии |
|
Построение проекта выхода из затруднения |
|||
Слайд № 3 - Какую учебную задачу поставим на урок? Давайте спланируем свою деятельность (узнать название части речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает) |
Понимают цель урока, формулируют учебную задачу |
Слушают и понимают речь учителя |
Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности |
5. Реализация построенного проекта |
|||
Слайд № 4. Посмотрите на рисунок. - Чем похожи фигуры? - Чем отличаются? - Сколько красных звезд на рисунке? - Сколько светло-зеленых звезд на рисунке? - Сколько темно-зеленых звезд на рисунке? - Сколько голубых звезд на рисунке? - Сколько желтых звезд на рисунке? - 6,5,7,4,3 - как назвать одним словом, что это? Так количество предметов записывают на уроках математики, а на уроках русского языка пишут словами: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три». - Как можно назвать слова: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три», образованные от чисел? (Числительные) - На какой вопрос они отвечают? (Сколько?) - Что обозначают? (Количество предметов) - Если числительные, отвечают на вопрос «сколько?» и обозначают Количество Предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (количественными числительными) Слайд № 5. Посмотрите на рисунок. - Каким по счету нарисован ромбик? - Какой по счету нарисована звезда? - Каким по счету нарисовано пятно? - Какими по счету нарисованы треугольники? - 6,3,5,7 – с такой записью мы встречаемся на уроках математики, на уроках русского языка пишут «шестой», «третья», «пятое», «седьмые». - Как можно назвать слова «шестой», «третья», «пятое», «седьмые», образованные от чисел? (Числительные) - На какой вопрос они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?) - Что обозначают? (Порядок предметов при счете) - Если числительные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» обозначают Порядок предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (порядковыми числительными) Слайд № 6. - Какую учебную задачу мы ставили на урок? - Кто может сформулировать тему урока? - Что такое числительное? Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 84. Создание эталона действия. Задай вопрос к слову. Узнай, что оно обозначает. Определи часть речи. |
Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
Учатся обоснованно отвечать на вопросы Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения |
Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями Регулируют свою исследовательскую деятельность |
Физкультминутка Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные - хлопните в ладоши, если количественные - присядьте |
|||
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
|||
Слайд № 7. Работа в учебнике. Страница 84, № 1 Запиши числительные в два столбика. Слайд № 8. Проверка - По какому признаку делили слова на группы? - Какие группы слов у вас получились? |
Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод |
Проявляют умение работать самостоятельно |
Удерживают учебную задачу |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
|||
Слайд № 8. Работа в учебнике. Страница 84, № 2 - Работаем в парах (выписывают количественные числительные из стихотворения, вставляют порядковые в предложения). Самопроверка. Слайды № 9-10. - Что интересного узнали из рубрики «Тайны языка»? (Среда, суббота, воскресенье) |
Умело пользуются выборочным чтением |
Аргументированно строят свои умозаключения |
Работают по плану |
8. Включение в систему знаний и повторение |
|||
Слайд №.11. - Кто лишний? (муха, оса, Паук, пчела) Слайд №.12. - А теперь? (паук, пчела, муха, Краб) Слайд №.13. - Спиши текст, заменяя числительные словами. (У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные 8 служат ему для того, чтобы плавать и бегать боком по песку.) Проверка. - Какие числительные встретились в тексте? - Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ. Работа в парах (по карточкам, смотри приложение, презентацию). Слайд №.14 (числительные в пословицах, фразеологизмах) … пятниц на неделе. У … нянек дитя без глазу. … отмерь, а … раз отрежь. … вода на киселе. За … замками. Работает до … пота. Проверка. Слайд №.15. Число 7 имело на Руси магическую силу. - Где может встречаться числительное «семь» в обыденной жизни? ( 7 чудес света, 7 нот, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т. д.) Слайд №.16. Числительные в ребусах ( р1а, па3от, 7я ). Слайд №.17. Дидактическая игра «Верите ли вы, что... » Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете? (Да) Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете? (Да) Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? (Нет) |
Учатся понимать значение исследуемого материала |
Выдвигают версии |
Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников |
9. Рефлексия учебной деятельности |
|||
Слайд № 18. - Какую тему мы сегодня исследовали? - Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке. Сегодня я узнал, что … Я понял, что… Теперь я могу … Сегодня я научился… Урок для меня … Я могу похвалить одноклассников… |
Делают умозаключения |
Сотрудничают, выдвигают версии |
Оценивают свою работу на уроке |
10. Домашнее задание |
|||
Слайд №19 1. Задание для всех. Стр. 86 №3. 2. Для тех, кто пожелает: подобрать пословицы и загадки с числительными. Спасибо за урок! |