Конспект урока на тему Числительное как часть речи








Тема: «Числительное как часть речи

Тип урока: «открытие» нового знания

Цели:

- Познакомить с именем числительным как частью речи;

- Наблюдать за различием вопросов к количественным и порядковым числительным;

- анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- учить сравнивать, делать выводы;

- Расширять Словарный запас;

- Формировать действия самоконтроля на примере собственных ответов с приведенными ответами; - развивать навыки рефлексивно-оценочной деятельности, сотрудничества,

- Активизировать познавательный интерес к предмету

Планируемые результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

К концу урока обучающиеся должны иметь представление о числительном как части речи;

Уметь различать количественные и порядковые числительные

Регулятивные УУД:

Умения определять и формулировать цель на уроке,

Работать по плану, в парах, в группах,

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, проводить самооценку успешности своей деятельности.

Познавательные УУД:

Умения работать с текстовой информацией,

наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы в процессе исследовательской работы,

Преобразовывать информацию из одной формы в другую,

Понимать значимость изучаемого предмета.

Коммуникативные УУД:

Умения формулировать связный ответ на поставленный вопрос, участвовать в диалоге в паре,

Аргументированно высказывать свои предположения,

Слушать и понимать речь других на уроке

Определение личностного смысла учения – желания приобретать новые знания,

Осознание своих трудностей, стремление к их преодолению


Основные понятия: Имя числительное, количественные числительные, порядковые числительные. Межпредметные связи: Математика, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока: Учебник С. В.Иванов. Русский язык. 4класс. В 2-х ч. Часть 2. М.: Вентана - Граф, 2015; С. В.Иванов. Рабочая тетрадь, ч. 2, карточки, электронное приложение

ХОД УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, друзья! Я рада вас видеть, и хочу начать работу с вами!

Продолжаем мы опять

Части речи изучать.

Чтобы всё понятным стало

Мы потрудимся немало.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Слайд № 2. Комплексно-орфографический тренинг.

- Запиши слова группами, заменяя транскрипцию буквенной записью.

Ре[ч‘], колю[ч‘], стри[ч‘], вска[ч‘], треску[ч‘], навзни[ч‘], бере[ч‘], шес[т‘], мор[ш], хоро[ш], ре[ш], невтерпё[ш]

- Какие группы слов у вас получились?

- У вас возникло затруднение? Почему? (Шесть - лишнее слово)

Хорошо, оставьте это слово. Мы вернемся к нему после работы в группах.

- Докажите правописание мягкого знака после шипящих.

Работа в группах (по 4 человека):

1 группа: Правописание существительных с шипящей на конце.

2 группа: правописание прилагательных с шипящей на конце.

3 группа: Правописание глаголов с шипящей на конце.

4 группа: правописание наречий с шипящей на конце.

- Есть вопросы по заданиям? Приступайте к работе.

Проверка.


Преобразуют информацию из одной формы в другую

Строят свои рассуждения

Высказывают свои версии.

Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.


3. Выявление места и причины затруднения

- При формировании групп у вас возникло затруднение? Почему? (лишнее слово «шесть», т. к. нет шипящей на конце, незнакомая часть речи)

- Я помогу вам.


Рассуждают, выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения

Высказывают свои версии

Построение проекта выхода из затруднения

Слайд № 3

- Какую учебную задачу поставим на урок?

Давайте спланируем свою деятельность (узнать название части речи, на какие вопросы отвечает и что обозначает)

Понимают цель урока, формулируют учебную задачу

Слушают и понимают речь учителя

Учатся целеполаганию и планированию своей деятельности

5. Реализация построенного проекта

Слайд № 4. Посмотрите на рисунок.

- Чем похожи фигуры?

- Чем отличаются?

- Сколько красных звезд на рисунке?

- Сколько светло-зеленых звезд на рисунке?

- Сколько темно-зеленых звезд на рисунке?

- Сколько голубых звезд на рисунке?

- Сколько желтых звезд на рисунке?

- 6,5,7,4,3 - как назвать одним словом, что это?

Так количество предметов записывают на уроках математики, а на уроках русского языка пишут словами: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три».

- Как можно назвать слова: «шесть», «пять», «семь», «четыре», «три», образованные от чисел? (Числительные)

- На какой вопрос они отвечают? (Сколько?)

- Что обозначают? (Количество предметов)

- Если числительные, отвечают на вопрос «сколько?» и обозначают Количество Предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (количественными числительными)

Слайд № 5. Посмотрите на рисунок.

- Каким по счету нарисован ромбик? - Какой по счету нарисована звезда?

- Каким по счету нарисовано пятно?

- Какими по счету нарисованы треугольники?

- 6,3,5,7 – с такой записью мы встречаемся на уроках математики, на уроках русского языка пишут «шестой», «третья», «пятое», «седьмые».

- Как можно назвать слова «шестой», «третья», «пятое», «седьмые», образованные от чисел? (Числительные)

- На какой вопрос они отвечают? (Какой? Какая? Какое? Какие?)

- Что обозначают? (Порядок предметов при счете)

- Если числительные отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» обозначают Порядок предметов при счете, как вы думаете, как они называются? (порядковыми числительными)

Слайд № 6.

- Какую учебную задачу мы ставили на урок?

- Кто может сформулировать тему урока?

- Что такое числительное?

Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр. 84.

Создание эталона действия.

Задай вопрос к слову.

Узнай, что оно обозначает.

Определи часть речи.

Демонстрируют умения работать с знаково-символическими моделями

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Наблюдают, сравнивают, анализируют, делают выводы

Демонстрируют умения принимать и сохранять учебную задачу


Учатся обоснованно отвечать на вопросы

Проявляют активность, стремление выступить, формулируют связный ответ, обобщают свои наблюдения

Проявляют умения регулировать свою деятельность: работу с рисунком, с знаково-символическими моделями

Регулируют свою исследовательскую деятельность

Физкультминутка

Я буду называть числительные. Если встретятся порядковые числительные - хлопните в ладоши, если количественные - присядьте

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Слайд № 7.

Работа в учебнике. Страница 84, № 1

Запиши числительные в два столбика.

Слайд № 8. Проверка

- По какому признаку делили слова на группы?

- Какие группы слов у вас получились?

Осознанно читают, группируют числительные, делают вывод

Проявляют умение работать самостоятельно

Удерживают учебную задачу

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд № 8.

Работа в учебнике. Страница 84, № 2

- Работаем в парах (выписывают количественные числительные из стихотворения, вставляют порядковые в предложения).

Самопроверка. Слайды № 9-10.

- Что интересного узнали из рубрики «Тайны языка»?

(Среда, суббота, воскресенье)

Умело пользуются выборочным чтением

Аргументированно строят свои умозаключения

Работают по плану

8. Включение в систему знаний и повторение

Слайд №.11.

- Кто лишний? (муха, оса, Паук, пчела)

Слайд №.12.

- А теперь? (паук, пчела, муха, Краб)

Слайд №.13.

- Спиши текст, заменяя числительные словами.

(У краба 10 ног. 2 передние заканчиваются мощными клешнями. Остальные 8 служат ему для того, чтобы плавать и бегать боком по песку.)

Проверка.

- Какие числительные встретились в тексте?

- Числительные встречаются не только в тексте, встречаются в УНТ.

Работа в парах (по карточкам, смотри приложение, презентацию).

Слайд №.14 (числительные в пословицах, фразеологизмах)

… пятниц на неделе.

У … нянек дитя без глазу.

… отмерь, а … раз отрежь.

… вода на киселе.

За … замками.

Работает до … пота.

Проверка.

Слайд №.15. Число 7 имело на Руси магическую силу.

- Где может встречаться числительное «семь» в обыденной жизни?

( 7 чудес света, 7 нот, 7 цветов радуги, 7 дней недели и т. д.)

Слайд №.16. Числительные в ребусах ( р1а, па3от, 7я ).

Слайд №.17. Дидактическая игра «Верите ли вы, что... »

Имя числительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы сколько? какой? какая? какое? какие? и обозначает количество предметов и порядок предметов при счете? (Да)

Количественные числительные отвечают на вопрос сколько? и обозначают количество предметов при счете? (Да)

Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? (Нет)

Учатся понимать значение исследуемого материала

Выдвигают версии

Учатся обобщать, контролировать и корректировать ответы одноклассников

9. Рефлексия учебной деятельности

Слайд № 18.

- Какую тему мы сегодня исследовали?

- Чтобы узнать достигли ли мы поставленной цели, дадим характеристику своей работы на уроке.

Сегодня я узнал, что …

Я понял, что…

Теперь я могу …

Сегодня я научился…

Урок для меня …

Я могу похвалить одноклассников…

Делают умозаключения

Сотрудничают, выдвигают версии

Оценивают свою работу на уроке

10. Домашнее задание

Слайд №19

1. Задание для всех. Стр. 86 №3.

2. Для тех, кто пожелает: подобрать пословицы и загадки с числительными.

Спасибо за урок!