Функции государства

PAGE 8

Тема 6. Функции государства

1. Понятие и содержание функций государства.

2. Классификация функций государства.

3.Внутренние функции современного государства.

4. Внешние функции современного государства.

5. Формы осуществления функций государства

6.1. Понятие и содержание функций государства

Функции государства - основные направления деятельности государства, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функциями являются не все, а лишь основные направления деятельности государства. Реализация функций осуществляется в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти.

Функции государства тесно связаны с характеристиками государства, его типом и формой. В функциях государства выражаются его сущность и социальное назначение, цели и задачи. Функции не могут реализоваться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения. Возникнув как продукт общества, государство становится по отношению к нему управляющей системой, деятельной силой, воздействующей на все важнейшие процессы, происходящие в нем. Государство ни в коем случае не есть нечто инертное, оно всегда действует и действует очень энергично. Это активное, деятельное начало является способом его существования.

Функции государства постоянно присущи ему в течение всего исторического периода его существования. Функции не являются чем-то раз и навсегда, навечно данным, фундаментальным, застывшим и неизменным. С эволюцией государства, эволюционируют и его функции. Если к власти приходят другие политические силы, то изменяются и функции государства. В зависимости от конкретно – исторических условий одни функции могут выдвигаться вперед, оттесняя все остальные (например, функция обороны нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.), либо элементы общих функций могут приобретать самостоятельное значение. Это могут быть функции организации общественных работ (например, строительство ирригационных сооружений в азиатских странах), объединение проживавших в пределах государства многочисленных племен и народностей в одну нацию (для бывших колоний, получивших государственную независимость лишь в ХХ веке), обеспечение прав и свобод граждан (современные развивающиеся страны, в которых осуществляется переход к правовому государству), охраны природы (в странах, где серьезно нарушено экологическое равновесие) и другие. Вместе с тем в определенные периоды на первый план могут выдвигаться функции, имеющие максимальное значение.

Вместе с тем, основная масса функций присутствует в том или ином виде в любом государстве, независимо от формации. Каждая из функций присущая любому государству, независимо от формы правления и формы государства.

В условиях научно-технической революции, принявшей глобальные масштабы, возрастает значение функций по поддержанию экологического равновесия; борьбы с болезнями (в частности, СПИДом); международное культурное и научно-техническое сотрудничество при решении проблем, не укладывающихся в рамки интересов отдельных стран (освоение космоса, изучение и использование ресурсов мирового океана, создание всемирной службы погоды, охрана среды и рациональное ее использование; разработка международных стандартов и всемирной радио- и телевизионной связи, развитие транспортных средств).

В правовом механизме функций государства выделяют:

Объект функции – это совокупность общественных отношений (производственных, идеологических, межклассовых и т. д.), обладающих определенной спецификой, на которую нацелено воздействие государства в виде своих органов.

Субъект функции – совокупность государственных органов, в компетенцию которых входит воздействие на конкретную область общественных отношений.

Нормативно правовую базу функций – совокупность законов и подзаконных нормативно правовых актов, на основе и восполнение которых действует группа государственных органов, реализуя ту, или иную функцию государства.

Социальное назначение государства определенного исторического типа в регулировании данной группы отношений;

Практическая деятельность государства (по реализации своего назначения);

Конечная цель (на достижение которой направлена регулирующая деятельность государства в рамках данного вида отношений)1.

Следует различать функции государства и функции отдельных государственных органов и должностных лиц.

1. Функции государственных органов в отличие от функций государства не могут непосредственно выражать сущность конкретного государства. Функции государственных органов раскрываются в процессе конкретной деятельности отдельных звеньев государственного аппарата в пределах их компетенции.

2. Функции государства – это политико-философская категория. Они объективны по своему характеру и не зависят от воли людей. Функции государственных органов – понятие юридическое и их содержание не вполне объективно. Они зависят от проявлений интеллекта и воли руководителя этих органов и других должностных лиц.

3. Функции государственных органов подчиняются функциям государства их целям и требованиям.

Формы реализации функций государства представляют собой деятельность конкретных государственных органов по их реализации, бывают двух (трех) видов:

  1. Правовые:

а) Правотворческая форма – деятельность по подготовке и изданию нормативных актов;

б) Правоприменительная – деятельность по реализации нормативных актов путём принятия права, это ежедневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера;

г) Правоохранительная – деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц.

В) Правообеспечительная и т.п.;

  1. Неправовые или организационные:

а) Организационно-регламентирующие – это текущая работа структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, референдумов и т. д.

б) Организационно-хозяйственные – это оперативно – техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, аудитом, статистикой, информацией, снабжением, сбытом и т.д.

в) Организационно – идеологические – это повседневная воспитательно–разъяснительная, пропагандистская–агитационная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и т. п.

В.Д. Венгеровым выделяются антиправовые формы реализации функций государства противоположные праву и противопоставленные ему. Примером может послужить судебное разбирательство над государственным служащим в связи с осуществлением последним своей деятельности не надлежащим способом (не соответствующим закону). Следует добавить, что эти формы возникают в результате противоправных действий государственных органов.

Функции государства: это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных как классовой, групповой, так и общесоциальной его сущностью и назначением.

6. 2. Классификация функций государства

В юридической литературе приводятся различные основания (критерии) классификации функций государства:

1. По сферам государственной деятельности (объектам воздействия) общепринятым считается деление функций на:

а) внутренние (связаны с реализацией задач государства внутри страны);

б) внешние (связаны с реализацией задач государства на межгосударственном уровне, где оно выступает субъектом международно-правовых отношений).

2. По продолжительности действия функции государства подразделяются на

а) постоянные (присущи государству на всех этапах его существования);

б) временные (ограничены во времени, что обусловлено спецификой задач государства на отдельных исторических этапах (например, функция нейтрализации сопротивления свергнутых классов или партий при смене государственного строя в ходе революции или реформы. В результате перевоспитания, депортации или физического уничтожения противника эта функция полностью отмирает либо сливается с другой — функцией охраны правопорядка и существующего строя).

3. По социальной значимости функции государства традиционно принято подразделять на:

а) основные (выполняются всеми его органами во взаимодействии, их можно назвать общими, т. е. одинаково присущими каждому звену государства.);

б) неосновные (функции, свойственные лишь отдельным государственным органам).

Деятельность государства по реализации своих функций облекается в правовые формы: правотворческую; исполнительно-распорядительную: правоохранительную, что основано на принципе разделения властей. Соответственно и функции государства подразделяются на: законодательные (правотворческие); управленческие; судебные,

что в принципе отражает механизм реализации государственной власти.

Любые государства, находящиеся на одном этапе развития, имеют одинаково звучащие функции, хотя отличия в их содержании, а тем более в формах и, особенно, в методах реализации могут быть довольно сильными.

Внутренние функции современного государства

Главной функцией современного демократического государства является обеспечение, реализация и защита основных прав и свобод человека.

Внутренние функции — это основные направление деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.
Выделяют экономическую, политическую, финансовую, социальную, правоохранительную, экологическую, гуманитарную внутренние функции.

Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.

При этом государство осуществляет данную функцию как прямыми методами – путем императивных предписаний, так косвенными – предоставление льгот по налогообложению, льготных кредитов из бюджета государства и др.

Направления:

формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием;

определение общих программ экономического развития страны;

стимулирование наиболее приоритетных отраслей экономики;

создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности

Существует два основных экономических метода государственного регулирования:

  1. определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а •также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;
  2. создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

Государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ дня стимулирования производства. В государственном урегулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы. Для осуществления этих задач используется механизм налогов, выделяются под строительство земельные участки, выпускаются облигации для финансирования новых производителей.

Политическая функция государства предполагает формирование легитимной, компактной и эффективной системы управления жизнью общества. Прежде всего, государство является субъектом, реализующим народовластие. Статья 3 Конституции России определяет, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Государство направляет свою деятельность на развитие и реформирование общества в целях наиболее полной реализации прав и свобод человека. В его ведении находятся поиск, формулирование и осуществление приоритетных задач общества на конкретном историческом этапе. Кроме того, государство выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов.

Финансовая функция государства включает эмиссию и упорядочение денежного обращения на территории государства. Государство также формирует бюджет – централизованный денежный фонд, используемый для выполнения публичных задач и функций. Через бюджет осуществляется перераспределение национального дохода, прежде всего от отраслей материального производства в некоммерческие отрасли – науку, образование, здравоохранение, государственную службу. Главный источник формирования бюджетов – налоги и сборы. Налог представляет собой основанное на законе, односторонне-принудительное изъятие государством в свою собственность части имущества, принадлежащего налогоплательщикам. При этом каждый пропорционально своим доходам обязан участвовать в образовании централизованных бюджетных фондов. В нашей стране обязанность по уплате налогов закреплена в Конституции.

Социальная функция государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание. Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно – пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

Направления:

оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества,

выделение необходимых средств на здравоохранение, просвещение, отдых, строительство дорог, жилья, работу транспорта и связь

Правоохранительная функция государства заключается в том, что государство должно гарантировать равенство всех перед законом, судом, устанавливать правила поведения во всех сферах жизни общества, носящие общеобязательный характер для всех членов общества. Эта задача реализуется в процессе правотворческой деятельности, которой занимаются практически все государственные органы. Государство обеспечивает правопорядок и безопасность в сообществе, используя для этого систему правоохранительных институтов. Последние включают армию, суды, тюрьмы, службы безопасности, полицию, прокуратуру, нотариат и другие органы. Правоохранительная деятельность государства направлена на точное и неуклонное осуществление всеми участниками общественных отношений правовых норм, то есть на обеспечение правомерного поведения. Составной частью указанной функции является правовая пропаганда среди населения.

Направления:

Охрана от преступных посягательств на сферу прав и свобод человека и гражданина; собственности, общественного порядка и общественной безопасности; окружающей среды; конституционного строя Российской Федерации.

Обеспечение законности и правопорядка.

Предупреждение и предотвращение преступлений.

Реализация юридической ответственности.

Защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации,

Защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод и др.

Экологическая функция государства система государственных мероприятий, направленных на сохранение, восстановление и улучшение природных условий жизни человека реализуется в охране окружающей природной среды. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов). Во многих странах разработаны и действуют национальные программы по охране окружающей среды, предусматривающие применение активных мер воздействия к нарушителям ее целостности, вплоть до полного устранения источников загрязнения или вредных отходов производства. Наряду с высшими и низшими органами государственной власти контроль за соблюдением природоохранительного законодательства осуществляют и органы прокурорского надзора.

Гуманитарная функция государства налагает на него особую ответственность за развитие науки, культуры, образования.

Кроме того, государство выступает социально-политическим арбитром, обеспечивая согласование противоречивых групповых и индивидуальных интересов, поиск социального компромисса, урегулирование социальных, религиозных и межнациональных конфликтов.

6.4. Внешние функции современного государства

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства на международной арене. В рамках внешних функций государства выделяют: сотрудничество с другими государства, функция национальной обороны, функция защиты граждан, находящихся за пределами государства.

1. Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами, а именно, установление и развитие равноправных дипломатических, экономических, политических, культурных отношений, отстаивание собственных национальных интересов. Важное место здесь занимает участие государства в международном разделении труда, кооперации и специализации производства, обменах технологиями, кредитно-финансовых связях. Некоторые крупномасштабные проекты не под силу реализовать одному, отдельно взятому государству. Это такие функции как борьба с международным терроризмом, совместное освоение космоса, проведение военно-миротворческих операций. Государства участвуют в различных международных организациях, блоках, союзах.

Сотрудничество бывает: политическим, экономическим, культурным и научно-техническим, сотрудничеством в области охраны окружающей среды и др.

2. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. Вопросами международного экономического и социального сотрудничества занимаются такие специализированные учреждения ООН, как Международная организация труда, продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции а развития и другие.

Экономическое сотрудничество осуществляется также на основе двусторонних договоров между государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями только данных государств.

В политической области сотрудничество государств проявляется, прежде всего, в вопросах мира и войны. Современный уровень развития мирового сообщества государств позволяет избежать глобальных вооруженных конфликтов. Политическое сотрудничество между государствами осуществляется на всех уровнях государственной власти: межпарламентском, межправительственном, на уровне органов местного самоуправления.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и региональные международные организации: Лига арабских государств, Организация африканского единства, Организация американских государств и другие.

4. Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и •культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Конкретные же вопросы культурного и научно-технического сотрудничества решаются на основе двусторонних или односторонних договоров между государствами, а также неправительственными организациями (например, Всемирной организацией демократической молодежи, Международным советом научных союзов, Международным союзом архитекторов, Международным союзом студентов).

5. Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства государств по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете.

6. Функция национальной обороны базируется на военной доктрине государства и складывается из шести основных направлений:

Укрепление оборонной мощи страны

Повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности

Охрана государственных границ.

Организация гражданской обороны.

Военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).

Внешняя разведка и контрразведка

Функция защиты граждан, находящихся за пределами государства.

Государство обязано обеспечивать своим гражданам постоянную поддержку и покровительство.

Среди иных, выделяемых в рамках внешних функций государства, некоторые авторы называют защиту интересов страны и граждан на мировой арене, участие в международном разделении труда, интеграции в мировую экономику; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологических, сырьевых, энергетических, демографических и др.), функцию оказания безвозмездной помощи и др.

Следует, однако, иметь в виду, что в настоящее время деление функций государства на внешние и внутренние утратило в известной степени свое значение, так как внутренние функции приобретают внешний характер (например, экологическое направление деятельности государства), и наоборот.

В настоящее время наиболее важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной технологий, в области защиты прав и свобод человека и в других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю цивилизацию.

6.5. Формы осуществления функций государства

Формы осуществления функций государства – это однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.

Выделяют правовые и организационные формы. Первые, в отличие от вторых, есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия.

К правовым формам относят:

1) правотворческую;

2) правоприменительную;

3) правоохранительную

К организационным формам относят:

1) организационно-регламентирующую;

2) организационно-хозяйственную;

3) организационно-идеологическую.

Методы осуществления функций государства – это способы и приемы, с помощью которых, органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т.д.

6.6. Соотношение типа и формы государства

Отвечая на данный вопрос, следует подчеркнуть, что понятие «тип государства» будет использоваться с позиции формационного подхода, а «форма государства» по сути дела означает форму правления.

Тип государства — это совокупность существенных признаков, свойственных государствам единой общественно-экономической формации.

С одной стороны, государства каждого типа облекаются во множество форм — в рамках одного исторического типа встречаются различные формы государства. В частности, для рабовладельческого типа были характерны монархии (древневосточные деспотии – Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия; древнеримская империя) и республики (аристократические, например Римская в период с VI по I вв. до н. э., и демократические, например Афинское государство); для феодального типа — монархии (раннефеодальная, монархия периода феодальной раздробленности, сословно-представительная, абсолютная) и городские республики (Венеция, Генуя, Новгород, Псков и др.); для буржуазного типа — демократические республики (парламентские, президентские, смешанные) и конституционные (ограниченные) монархии, для социалистического типа — Парижская Коммуна, советские республики и республики народной демократии.

С другой стороны, государства определенного исторического типа имеют некоторые формы, присущие только им. Например, сословно-представительная монархия — принадлежность лишь феодального государства в известный период его развития, а парламентская монархия и демократическая республика свойственны буржуазному типу государства.

Таким образом, государства каждого данного типа не могут воплощаться в любые формы, тем более в такие, которые явно противоречат их содержанию и не соответствуют их экономической основе. Нельзя представить себе рабовладельческое государство в форме ограниченной монархии или демократической республики с общенациональными представительными учреждениями.

Конкретная форма государства предопределяется историческим типом государства. Но она зависит и от других факторов: от уровня экономического развития общества; соотношения классовых сил; национальных и культурных традиций; международной обстановки и т. п.

1 Глебов А. П. К теории функций государства. Рецензия: Л. И. Каск. Функции и структура государства. Изд. ЛГУ, 1969, 64 стр. // Правоведение. -1971. - № 6. - С. 102 - 104

Функции государства