Качество и его обеспечение
8
Лекция «Качество и его обеспечение»___________________________________________________________
Качество и его обеспечение.
Под качеством часто понимается степень соответствия характеристик продукции предварительно установленным требованиям, включая такие из них как надежность, безопасность в эксплуатации и удобство обслуживания. Однако такой подход отражает главным образом точку зрения производителя, потребителя интересует, прежде всего пригодность продукта к использованию. Именно подход к качеству с точки зрения потребителя, по мнению многих исследователей (Д.Джуран и др.), является наиболее правильным, хотя и он не для всех случаев абсолютно верен. Различные определения понятия качества, таким образом, можно разделить на два основных вида: трактующие понятия качества как пригодность к употреблению или как соответствие техническим и прочим требованиям.
Ни одно из многих определений качества не является универсальным. Приведем одно из широко распространенных определений. Качество есть совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению.
Возникает вопрос: что же такое система управления качеством? В большинстве зарубежных стран под системой управления качеством понимается система, интегрирующая деятельность различных производственных групп и ориентированная на определение уровня качества, его достижение, поддержание и повышение с целью обеспечения выпуска продукции, полностью и наиболее экономичным путем удовлетворяющей запросам потребителя. В японском стандарте это - система средств для экономического производства продукции или видов
услуг такого качества, которое удовлетворяет запросы потребителей.
На предприятии в функции управления качеством входят процессы планирования, реализации поставленных задач, контроля и управляющего воздействия. Последний процесс может быть нацелен как на стабилизацию уровня качества, так и на его улучшение.
Первостепенное внимание, уделяемое лучшими компаниями обеспечению качества, проявляется, начиная с разработки изделия и его внедрения на рынок, и далее не ослабевает на протяжении всего жизненного цикла товара.
Десять факторов успешной деятельности промышленной фирмы
Факторы успеха |
Доля фирм , отметивших данные причины среди важнейших , % 1993г 1998г. (прогноз) |
|
1. Качество продукции |
95 |
98 |
2. Обслуживание заказчика |
93 |
96 |
3. Внедрение новых технологий |
88 |
90 |
4. Привлечение (поддержка) высоко- квалифицированных кадров |
85 |
91 |
5. Разработка новой продукции |
85 |
90 |
6. Сокращение сроков выхода но - вой продукцией на рынок |
80 |
89 |
7.Совершенствование организацион- ной структуры фирмы |
75 |
84 |
8. Защита интеллектуальной собст- венности фирмы |
59 |
60 |
9. Кооперация с поставщиками |
55 |
63 |
10. Освоение зарубежных рынков |
54 |
70 |
Применяемые промышленными фирмами стандарты качества
Организационно проблема качества решается как на государственном, так и на фирменном уровне. Государственные органы управления качеством через систему стандартов, технических условий, законодательных актов, государственной аттестации продукции, налоговой политики и т.д., а также через установление определенных требований к системам обеспечения качества, предъявляемых фирмам-поставщикам материалов, деталей и комплектующих изделий.
Идеальных стандартов не существует. Непрерывно меняются требования потребителей в направлении улучшения качества. Стандарты, которые были актуальными на момент их разработки, быстро устаревают. Эффективное управление качеством предполагает не только на личие стремления к удовлетворению требований национальных и других стандартов, но и к удовлетворению требований потребителей.Именно на это обращал основное внимание Э.Деминг, говоря о цикле, состоящем из этапов конструирования, производства, сбыта и изучения рынка, за которым должен следовать другой цикл, начинающийся с использования опыта, приобретенного в ходе предыдущего цикла. Этим достигается непрерывное повышение качества проекта.
Изучение рынка
Конструирование
____________
| |
Сбыт
Производство
___________
Рис. Цикличность процесса повышения качества продукции
Необходимость постоянной адаптации к требованиям потребителей (наряду с выполнением требований стандартов) следует также изтого факта, что оценка качества изделий потребителями носит весьма субъективный характер. Это особенно наглядно проявляется в отношении потребителей различных стран к качеству продукции, выпускаемой фирмами этих стран.
Оценка качества продукции компаний США, Японии и ФРГ
Страна-изготовитель продукции |
Удельный вес высших оценок продукции, данных потребителями из различных стран США Япония ФРГ |
||
США |
55 |
17 |
26 |
Япония |
46 |
73 |
51 |
ФРГ |
34 |
32 |
69 |
Факторы, влияющие на мнение покупателей из США, ФРГ и Японии о качестве продукции, и критерии, определяющие решение о ее приобретении
Факторы ранжированные по силе их влияния на мнение покупателей о качестве продукции |
Критерии, определяющие решение о покупке товара и расположеные в порядке их приоритетности |
Покупатели из США 1.Широкая известность марки фирмы-изготовителя 2.Благоприятные отзывы со стороны знакомых 3.Накопленный опыт 4.Эксплуатационно-технические показатели 5.Продолжительность срока службы 6. Цена 7.Репутация фирмы изготовителя Покупатели из ФРГ 1.Цена 2.Широкая известность марки фирмы-изготовителя 3.Внешний вид (дизайн и оформле- ние) 4.Продолжительность срока службы 5.Накопленный опыт 6.Качество Покупатели из Японии 1. Широкая известность марки фирмы-изготовителя 2. Эксплуатационно-технические показатели 3.Удобство в эксплуатации 4. Продолжительность срока службы 5.Цена
|
1.Цена 2.Качество 3.Эксплуатационно-технические показатели 4.Благоприятные отзывы со стороны знакомых 5.Широкая известность марки 1.Цена 2.Качество 3.Продолжительность срока службы 4.Широкая известность марки фирмы-изготовителя 5.Внешний вид (дизайн и оформле- ние) 6.Эксплуатационно-технические показатели 1. Эксплуатационно-технические показатели 2.Цена 3.Удобство эксплуатации 4. Внешний вид (дизайн и оформле- ние) 5. Широкая известность марки фирмы-изготовителя |
Компании, экспортирующие свою продукцию, должны при разработке стандартов качества наряду со многими другими факторами учитывать и субъективные факторы, отражающие специфику в оценке качества их продукции зарубежными покупателями.
Лучшие промышленные компании, уделяя особое внимание требованиям потребителей, используют на практике два основных типа стандартов, оценивающих уровень качества:
стандарты, соответствующие (по мнению фирм-продуцентов) ожиданиям потребителей;
более жесткие стандарты, превышающие в течение ограниченного периода уровень требований потребителей и именуемые перспективными целями.
При этом наличие перспективных целей препятствует возникновению тенденций к прекращению деятельности по усовершенствованию после того, как промежуточная цель достигнута. Подобный процесс совершенствования может быть наглядно представлен как своеобразный круг улучшения качества работы, включающий этапы планирования, реализации (выполнения плана), контроля и корректировки (за счет постановки новых целей). Этап контроля (и корректировки) может быть более ориентирован на стабилизацию уровня и цены качества и на улучшение качества при одновременном снижении его цены. Согласно данным Дж.Джурана, американские компании, например, основной приоритет отдают контролю качества, меньший - планированию качества и еще меньший - улучшению качества. Это отразилось и на работе их финансовых служб, концентрирующих наибольшее внимание на контроле себестоимости продукции и уделяющих меньшее внимание финансовому планированию качества и снижению себестоимости (повышению прибыли) за счет улучшения качества.
Выполнение плана
Разработка плана совершенствования
Контроль и поощрение за достигнутые успехи
Постановка новой цели
Рис.Круг улучшения качества работы
С конца 80-х гг. все большее количество компаний начинает внедрять стандарт по качеству ISO 9000, введенный в действие в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (International Standarts Organization, ISO). Этот стандарт уже в 1991 г. был принят за основу повышения качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг в более чем 30 странах, в том числе в США и 18 странах Западной Европы (из них 12 - страны ЕС).
Стандарт ISO 9000 отличается тем, что не содержит точных параметров какого-либо вида продукции и применим ко многим отраслям промышленности. включает в себя целый свод систематизированных понятий в области качества и определяет общие направления совершенствования работы любого предприятия. Осуществление мероприятий, обеспечивающих соблюдение стандарта ISO 9000, возможно, кроме того, любым подразделением фирмы. Процесс этот непрерывен и
помогает постоянно поддерживать одинаково высокий уровень работы всех подразделений.
Среди многочисленных промышленных фирм, взявших на вооружение стандарт ISO 9000, можно назвать "Филипс", "Сименс", "Дюпон", "Моторола" и др.
На фирме "Дюпон" выделяют следующие виды стандартов, использование которых обеспечивает различные уровни качества продукции:
- технические условия;
- стандарты Министерства обороны США;
- стандарт ISO 9000;
- требования, предъявляемые к лауреатам национальной премии США
по качеству им. М.Болдриджа (Malcolm Boldridge Award);
- требования, предъявляемые к лауреатам национальной премии Японии
по качеству им. Э.Деминга (Deming Prize);
- требования, отличающиеся еще большей жесткостью в сравнении с
вышеприведенными...
Символично, что приведенный компанией "Дюпон" перечень стандартов завершается многоточием. Тем самым подчеркивается, что повышение качества - процесс непрерывный и бесконечный.
Фирмой "Сименс" разработана программа повышения качества, ориентированная на удовлетворение потребностей заказчиков и предполагающая постоянные контакты с ними. При оценке заказчиками качества продукции и услуг используется ряд показателей: доля дефектной продукции в каждой поставленной партии; время, потраченное фирмой на решение возникающих у заказчика проблем; сроки поставки; доля продукции, при изготовлении которой фирмой используются статистические методы контроля; количество нарушений при реализации конкретного контракта; сроки исправления дефектной продукции и т.п.
Одновременно фирма "Сименс" ведет работу со своими поставщиками, контролируя качество поставляемой ими продукции и ее соответствие стандартам.
В Японии по мере совершенствования управления качеством широкое распространение получила практика аттестации целых предприятий. Аттестация сопровождается предоставлением им права на соответствующую маркировку своей продукции (JIS) и осуществляется инспекцией промышленных стандартов по заявке предприятий. Инспекция проверяет возможности производственных мощностей выпускать и гарантировать выпуск в будущем продукции, отвечающей требованиям JIS. Предприятия, имеющие право на маркировку JIS, получают определенные преимущества перед другими при размещении государственных заказов и поставке продукции на экспорт.
9
_________________________________________________________________Курс «Управление качеством»
Качество и его обеспечение