Типология государств
Тема 5. Типология государств.
1. Понятие типа государства.
2. Формационный подход к типологии государств.
3. Цивилизационный подход к типологии государств.
5.1. Понятие типа государства.
Категория «тип государства» дает возможность более полно отразить изменяющуюся сущность государства, особенности его возникновения и эволюции, увидеть в целом естественно-исторический прогресс в развитии государственно-организованного общества.
Под типом государства понимаются взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, система их важнейших свойств и сторон, порождаемых соответствующей эпохой, характеризующихся общими сущностными признаками.
Первые попытки типизации государств были предприняты еще Аристотелем, который считал, что основными критериями разграничения государств являются количество властвующих в государстве и осуществляемая государством цель. Он различал: правление одного, правление немногих, правление большинства. А государства делил на правильные (где достигается общее благо) и неправильные (где преследуются частные цели).
Г. Еллинек писал, что, несмотря на постоянное развитие и преобразование можно установить некоторые признаки, придающие определенному государству или группе государств на всем протяжении их истории черты определенного типа. Он выделяет идеальный типы государства мыслимое государство, которого в реальной жизни не существует; эмпирический тип государства, получается в результате сравнения реальных государств друг с другом: древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное.
Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств лежит идея политической свободы, поэтому выделяются два типа государственности: демократия и автократия.
Американский профессор Р. Макайвер также делит государства на два типа: династические (антидемократические) и демократические.
Отличия между ними заключены в степени отражения государственной властью воли общества.
Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, утверждает, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественик бытие.
Иные авторы кладут в основу классификации степень политической свободы и выделяют: демократическое и антидемократическое (авторитарное, полицейское, фашистское, расистское (раса) государство). Либо в основе классификации лежит тип цивилизации: древне-восточный, древне-греческий, древне-римский, средневековый, современный.
5.2. Формационный подход к типологии государств.
Марксистская теория связывает тип государства с типом общественно-экономической формации1 и выделяет: рабовладельческое; феодальное; буржуазное и социалистическое государства.
В основе типизации государств лежит категория общественно-экономической формации, основанной на том или ином способе производства, отражающей соотношение базиса и надстройки, классовой сущности, целей, задач и функций государства с позиции его социального назначения.
Известная «триада» К. Маркса делит мировую историю на три макроформации:
первичную (архаичную),
вторичную (экономическую)
и третичную (коммунистическую), получившие название общественных.
Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие: частной собственности; противоположных классов; товарного производства. Следовательно, государственно-организованное общество элемент экономической общественной формации, в рамках которой выделяются соответствующие способы производства: азиатский, античный, феодальный, буржуазный.
При этом в основу деления истории социального развития положена идея естественно-исторического процесса смены одной общественно-экономической формации другой, причем каждая последующая логически и исторически вытекает из предыдущей, в которой подготавливаются все экономические, социальные и политические предпосылки перехода к новой, более высоко организованной формации.
По формационной типологии люди вступают между собой в определенные связи и отношения, а в рамках этих общественных связей и отношений складываются их отношения к природе и процессу производства. В процессе труда складываются отношения, обусловленные потребностями технологии и организации производства, например, отношения между рабочими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с технологическим разделением труда внутри производственного коллектива или в масштабах общества. Это производственно-технические отношения.
В производстве, кроме этих отношений, между людьми складываются также экономические отношения. Производственно-экономические отношения и называются собственно производственными отношениями. Они отличаются от производственно-технических отношений тем, что выражают отношения людей к средствам производства, т.е. к собственности. Так люди, лишенные всех или основных средств производства, неизбежно оказываются в экономической зависимости от собственников средств производства, что предопределяет отношения господства и подчинения между ними.
Исторически конкретными видами эксплуататорских производственных отношений прошлого являются отношения рабовладельческой, феодальной и капиталистической общественно-экономических формаций. Кроме основных, существуют также переходные производственные отношения, когда в рамках одного и того же хозяйственного уклада сочетаются элементы различных производственных отношений.
Отношения собственности пронизывают все сферы экономических отношений производства, обмена, распределения и потребления материальных благ и обусловливают распределение средств производства и распределение людей в структуре общественного производства (классовую структуру общества). Непосредственно в процессе производства различные отношения собственности находят выражение в способе соединения производителя со средствами производства, определяют характер отношений между людьми в процессе производства и формы распределения материальных благ. Таким образом, производственные отношения это совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессе общественного производства и движения общественного продукта от производства до потребления.
Надстройка это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений. В нее входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая формы сознания и соответствующие учреждения. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышаются юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные, формы общественного сознания. Конкретный исторический базис определяет собой характер и тип общественной надстройки. Поворот в экономическом строе данного общества вызывает изменение, переворот во всей общественной надстройке.
Идеи и учреждения (как и сами экономические отношения) создаются людьми не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими условиями (т.е. базисом) и общественными законами. В развитии общественных идей существует относительная самостоятельность. Разрыв с традициями, нормами, господствующими идеями происходит у образованных слоев общества под влиянием общественных условий, противоречий, борьбы классов. Лишь, в конечном счете, философские, эстетические, моральные, религиозные и другие идеи определяются экономическим базисом. А непосредственно на их возникновение и изменение оказывают влияние предшествующие идеи, а также идеологическая и политическая борьба классов, партий. Связь базиса и надстройки носит диалектический характер. Возникнув однажды на определенном базисе, надстройка оказывает обратное и притом мощное воздействие на базис и развитие общества в целом, но в этом взаимодействии определяющую роль, в конечном счете, играет базис. При этом различные элементы надстройки неодинаково связаны с базисом и испытывают его влияние и, в свою очередь, влияют на него непосредственно (например, политика) или более опосредованно (например, философия). Обратное воздействие надстройки имеет различный характер. Ф.Энгельс, характеризуя роль государства как политической надстройки, писал: «Обратное действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении тогда дело идет быстрее; она может действовать против экономического развития тогда в настоящее время у каждого крупного народа она терпит крах, через известный промежуток времени; или она может ставить экономическому развитию в определенных направлениях преграды и толкать его в других направлениях. Этот случай сводится, в конце концов, к одному из предыдущих. Однако ясно, что во втором и третьем случаях политическая власть может причинить экономическому развитию величайший вред и может вызвать растрату сил и материала в массовом количестве». То, что сказано Энгельсом о роли государства, можно сказать и о роли надстройки в целом. Надстройка, таким образом, всегда играет активную роль в обществе.
Каждая новая общественно-экономическая формация на первом этапе становления обеспечивает прогресс в развитии производительных сил в силу того, что производственные отношения по своему характеру опережают их уровень. Второй этап характеризуется соответствием характера производственных отношений уровню развития производительных сил общества, что обычно свидетельствует о его расцвете. Однако действующий закон постоянного развития производительных сил общества приводит к тому, что на третьем этапе их уровень перестает соответствовать «старым» производственным отношениям, что вызывает формирование «новых», постепенно складывающихся внутри этого общества. Количественное их накопление приводит к качественным изменениям, модифицируются формы собственности, что связано с появлением новых классов и социальных групп, имеющих противоположные интересы, а это в свою очередь требует государственного оформления. Происходит политическая революция, рождается иная по своей сущности, целям, задачам и функциям политическая организация, возникает другое государство.
Необходимо учитывать, что каждое государство развивается в конкретном обществе, в конкретное время и в конкретных исторических, географических, внешних условиях. Категория «тип государства» абстрагируется от них и берет во внимание наиболее общие черты их возникновения, развития и отмирания.
5.3. Цивилизационный подход к типологии государств.
В самом общем виде понятие «цивилизация» можно определить как социокультурную систему, включающую как социально-экономические условия жизнедеятельности общества, так и этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Цивилизация, ее ценности влияют не только на социальную, но и на государственную организацию общества.
При цивилизационном подходе тип государства определяется не столько объективно-материальными, сколько идеально-духовными, культурными факторами.
Понятие цивилизации Дж. Тойнби сформулировал как относительно замкнутое и локальное состояние социума, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также степень удаленности от того места, где данное общество первоначально возникло. Из 21 цивилизации, считает А. Дж. Тойнби, сохранились лишь те, которые смогли последовательно освоить жизненную среду и развить духовное начало во всех видах человеческой деятельности: египетская, китайская, иранская, сирийская, мексиканская, западная, дальневосточная, православная, арабская и т. д..
Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках.
1 Существует 5 видов общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. На первой этапе развития общества государство еще не существует, а на последней существует первая фаза социалистическое государство для перехода к бесклассовому, а, следовательно, безгосударственному обществу).
Типология государств