Место службы технического контроля в системе комплексного управления качеством
12
Курс «Управление качеством»_____________________________________________________________
Место службы технического контроля в системе
комплексного управления качеством
Полномочия службы контроля качества, обязанности и ответственность осуществляются через три важнейшие подфункции: организационно-техническое обеспечение качества продукции; организационно-техническое обеспечение данных о качестве продукции; организация управления технологическими процессами, включая проведение контроля и испытаний.
Организационно-техническое обеспечение качества продукции связано с определением уровня качества.
Организационно-техническое обеспечение связано с проектированием контрольно-испытательного оборудования для выполнения необходимых измерений, проверок и получения информации о качестве.
Организация управления технологическими процессами (включая проведение контроля и испытаний) способствует контролю применения передовых методов обеспечения качества и постепенному вытеснению устаревших методов контроля более эффективными и прогрессивными.
Служба контроля качества при этом несет три основные вида ответственности перед фирмой: экономическую, системную и техническую.
Экономическая ответственность состоит в том, что служба контроля качества своей деятельностью предоставляет потребителю гарантии качества продукции и услуг фирмы и способствует достижению оптимальной цены качества выпускаемой продукции.
Системная ответственность состоит в том, что служба контроля качества является исполнительным органом по созданию и обеспечению функционирования системы комплексного управления качеством, способствует регулярному сбору и анализу данных о цене качества, а также участвует в определении экономической эффективности программ по улучшению качества.
Техническая ответственность состоит в правильном применении инженерной техники и статистических методов контроля качества при осуществлении приведенных ранее трех подфункций, а также проверка методик, систем контроля качества и надзор за качеством продукции.
К основным видам деятельности службы контроля качества (или службы технического контроля) относятся следующие:
а) анализ и планирование качества;
б) контроль соответствия качества плановому уровню;
в) инспекция качества.
Каждый из этих видов деятельности осуществляется на всех этапах промышленного цикла.
а) Анализ и планирование качества является одной из основополагающих сторон комплексного управления качеством. При этом на каждом этапе цели, способы, критерии анализа и планирования различны. При планировании производства товара цели анализа и планирования качества сводятся к оценке: информации по рынку данной продукции, возможностей предприятия по выпуску товара с предполагаемыми качественными параметрами, техники проектирования, технологии производства, системы сбыта и техобслуживания.
При проектировании изделий цель анализа и планирования качества заключается в определении круга потребителей, на который рассчитан предполагаемый товар и в выявлении в процессе экспериментальных испытаний и опытного производства специфических функциональных и эксплуатационных характеристик товара: надежности и безопасности, простоты использования и др.
На этапе основного производства цель анализа и планирования качества состоит в определении соответствия основных характеристик качества продукции проектным характеристикам и в выяснении и устранении недостатков в планировании, проектировании и производственном процессе. Одной из важнейших задач анализа качества на этом этапе является определение его экономически обоснованного уровня путем суммирования убытков от брака и стоимости контроля, то есть путем определения цены качества.
На этапе сбыта продукции проводится анализ и планирование потребительских свойств товара в сравнении с продукцией конкурентов и с учетом цены потребления, включающей продажную цену, стоимость ремонта и обслуживания, стоимость запасных частей и т.д. Информацией для анализа являются рекламации, претензии покупателей и др.
б) Контроль соответствия качества плановому уровню является следующим важным направлением деятельности службы качества.
Контроль ведется на всех этапах промышленного цикла. На этапе разработки служба контроля устанавливает жесткие правила и критерии определения возможных параметров качества.
В процессе производства служба контроля устанавливает четкую
связь с соответствующими службами субподрядчиков.
в) Важным направлением деятельности службы качества является инспекция качества. В отличие от контроля инспекция качества имеет объектом анализа не производство, а товар. Она направлена на изъятие бракованной продукции из промышленного цикла. Основными функциями инспекции является замер параметров качества, сравнение их со стандартом и выдача заключений. Существуют следующие виды инспекционных проверок:
- входной контроль, обеспечивающий поступление в производство
материалов, сырья и компонентов только определенного качества;
- пооперационный контроль, предотвращающий передачу брака на
следующую стадию производства;
- приемочный контроль, определяющий на этапе отгрузки продукции
соответствие ее качества проектируемому уровню.
Качество и цена качества
Альтернативные подходы
при обосновании затрат на повышение качества продукции
Специалисты фирм весьма часто затрудняются определить точный доход, получаемый от улучшения качества продукции, из-за отсутствия приемлемой методики расчета. Более доступен метод расчета ожидаемого выигрыша от сокращения выпуска дефектных и бракованных изделий.
В сложных ситуациях иногда используются косвенные методы оценок эффекта. Консультативная фирма Ernst & Young пришла к выводу, что, например, издержки из-за низкого качества изделий радиоэлектронных фирм превышают 10 % объема продаж. Для фирм обра-
батывающей промышленности в целом этот показатель составляет 20-30 %, а для компаний, специализирующихся на оказании сервисных услуг, он еще выше - 30-50 %. В связи с этим напрашивается вывод, что зачастую некоторые компании могут получить более высокий прирост прибыли за счет сокращения вдвое выпуска дефектной продукции, а не в результате удвоения объема продаж.
Из способов улучшения качества продукции необходимо выбирать наиболее прибыльные, так как в некоторых случаях для устранения дефектов затрачивается значительно больше, чем необходимо, средств. Чтобы избежать этого, требуется знать оптимальный объем затрат, что невозможно без правильного расчета роста прибыли в зависимости от затрат на улучшение качества. Однако такой расчет становится особенно затруднительным на более поздних этапах осуществления программ по внедрению комплексного управления качеством, когда необходимо уже учитывать прибыль от долгосрочных капиталовложений, а не только элементарный выигрыш от снижения дефектности изделий.
Это явилось причиной того, что среди консультантов по проблемам качества продукции наметилось два альтернативных подхода к решению этой проблемы. Согласно первому подходу считается, что затраты, направленные на повышение качества продукции, в любом случае приносят прибыль и нет необходимости вести сложные расчеты по схеме "затраты - повышение качества продукции - рост прибыли".
Согласно второму подходу расчет прибыли, полученной от капиталовложений в повышение качества продукции, необходим.
Анализ и пути снижения расходов,
определяющих цену качества
Внедрение комплексного управления качеством положило начало процессу планомерного улучшения качества выпускаемой продукции при одновременном снижении цены качества. Это достигается посредством небольшого (в сравнении с получаемым эффектом) увеличения расходов на проведение предупредительных мероприятий. Причина результативности такого подхода состоит в том, что устранение дефектов, допущенных на более ранней стадии производства, обходится относительно дешево, а с каждой последующей стадией требуются все большие затраты на их ликвидацию. Согласно примерному расчету стоимость устранения каждого дефекта, не обнаруженного на данной стадии производства, возрастает на следующей стадии на порядок.
Первоочередной задачей комплексного управления качеством является определение, анализ и контроль расходов на качество. Значительное количество информации может быть получено из данных бухгалтерского учета (отчеты о расходах, заказы на поставку, отчеты о переделке продукции, справки о дебете-кредите и т.д.
Данные, полученные из таких источников, могут быть сведены вместе для определения различных статей расходов и классификации этих расходов по категориям.
Расходы на качество, определяющие в сумме цену качества, можно разделить на две основные категории:
- расходы, связанные с обеспечением качества (цена соответствия);
- издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий
Цена качества
(цена несоответствия).
Расходы на обеспечение качества изделий (цена соответствия)
Издержки, связанные с неудовлетворительным качеством изделий (цена несоответствия)
Издержки в сфе-
ре производства:
расходы на исп-
равление опера-
ционного брака ;
расходы , связан-
ные с передел -
кой изготовлен-
ных изделий и т.п.
Издержки в сфере
потребления:
расходы на ре -
монт изделий в
гарантийный пе-
риод;
расходы, связан-
ные с рекламация-
ми потребителей и т.п.
Расходы, связан-
ные с контролем
качества изделий:
расходы на конт-
роль качества го-
товых изделий ;
расходы на прове-
дение испытаний и т.п.
Расходы , связан-
ные с предупреж-
дением выпуска изделий неудовле-
творительного ка-
чества :
расходы на подготовку персонала ;
расходы на совершенствова-
ние технических
средств управле -
ния качеством
Рис. Основные компоненты,из которых складывается цена качества
промышленной продукции
При внедрении системы комплексного управления качеством необходимо проводить постоянный учет, вышеприведенным статьям расходов, уделяя особое внимание расходам на:
- проведение предупредительных мероприятий;
- контроль качества;
- издержки вследствие отказов, вызванных внутренними причинами;
- издержки вследствие отказов, вызванных внешними причинами.
Приведем более подробную расшифровку названных статей расходов.
Так, проведение предупредительных мероприятий включает в себя расходы на:
1) планирование качества;
2) контроль технологического процесса; проектирование аппаратуры,
применяемой для получения информации о качестве;
3) обучение методам обеспечения качества и методам работы с
кадрами;
4) проверку конструкции изделий; разработку систем управления
качеством;
5) административные нужды и др.
Осуществление контроля качества связано с расходами на:
1) входной контроль и проведение испытаний материалов и комплек-
тующих изделий, получаемых по кооперации;
2) лабораторные приемочные испытания;
3) лабораторные измерения; технический контроль;
4) испытания изделий;
5) самоконтроль;
6) организацию проведения испытаний и технический контроль;
7) надзор на качеством;
8) аттестацию качества продукции сторонними организациями;
9) техническое обслуживание и проверку аппаратуры, применяемой для
получения информации о качестве;
10) техническую проверку продукции для разрешения отгрузки;
11) испытания в условиях эксплуатации и др.
Издержки вследствие отказов, вызванных внутренними причинами, включают в себя:
1) потери, связанные с отходами производства;
2) расходы на переделки;
3) расходы на материально-техническое снабжение, вызванное не-
обходимостью устранения брака.
Издержки вследствие отказов, вызванных внешними причинами, в свою очередь подразделяются на:
1) расходы, связанные с отказами в течение гарантийного периода;
2) расходы, связанные с отказами и получением рекламаций в после-
гарантийный период;
3) финансовые потери, связанные с юридической ответственностью за
качество продукции;
4) расходы, вызванные возвратом продукции от заказчика.
Из ниже приведенных примеров следует, что чем раньше обнаружен дефект, тем дешевле обходится его устранение. Однако главная задача состоит не столько в обнаружении дефектов, сколько в предотвращении их возникновения. Для этого, во-первых, необходимо сформулировать требования, предъявляемые к уровню качества, а во-вторых, определить меры, которые должны быть приняты при любых отклонениях от заданных параметров технологического процесса.
Все эти статьи расходов взаимосвязаны. Увеличение расходов на испытания и контроль может привести к сокращению расходов на устранение дефектов. Такого же результата можно добиться путем систематического анализа дефектов, то есть увеличения расходов на их профилактику (предупреждение дефектов).
___
100 %
Расходы на предупреди-
тельные мероприятия
0,6 3,1 5
80
30
Расходы на контроль ка-
чества
51,5
60
45,5
Издержки вследствие от-
казов , вызванных внут-
ренними причинами
40
45
25,1
Издержки вследствие от-
казов, вызванных внеш-
ними причинами
20 41,2
20,3 20
0________________________________________________________________
46 % | 20 % | 34 %
Изделие А | Изделие Б | Изделие В
Удельный вес каждого изделия в общих расходах по обеспечению качества
Рис. Условный пример распределения расходов , формирующих
цену качества трех различных изделий
Среди желательных пропорций затрат для обеспечения оптимальной цены качества и ее снижения некоторые специалисты приводят следующие усредненные рекомендации. На предупреждение дефектов следует выделять 50 % от цены качества, на испытания и контроль 40% и на устранение дефектов - 10 %.
11
_______Лекция «Место службы технического контроля в системе комплексного управления качеством»
Место службы технического контроля в системе комплексного управления качеством