Система национальных счетов
Лекция 12 Система национальных счетов
11.1 Сущность и структура системы национальных счетов
11.2 Основные показатели системы национальных счетов
11.3 Чистое экономическое благосостояние и учет теневой экономической деятельности
1
В экономической теории и статистике широко используются взаимосвязанные показатели национальных счетов, которые рассчитываются на основе ВВП.
Система национальных счетов записанная в форме бухгалтерских счетов система показателей, отражающих различные стороны воспроизводственных процессов в национальной экономике
Система национальных счетов связывает воедино важнейшие макроэкономические показатели - объем выпуска товаров и услуг, совокупные доходы и совокупные расходы общества. СНС представляет собой современную систему сбора и обработки информации и применяется практически во всех странах для макроэкономического анализа рыночной экономики. Она позволяет в наглядной форме представить ВВП (ВНП) на всех стадиях его движения, т. е. производства, распределения, перераспределения и конечного использования. Ее показатели отражают структуру рыночной экономики, институты и механизмы функционирования.
СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля лесные ресурсы, полезные ископаемые и т. д.) материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков.
СНС возникла в развитых странах Запада в конце 1930-х - первой половине 40-х годов. Первые расчеты национального дохода были произведены в США в 1932 г. К этому же периоду относятся первые официальные оценки национального дохода Германии и Японии Позднее официальные оценки национального дохода были произведены в Великобритании и Франции.
Теорию национального счетоводства на протяжении двух столетий создавали многие экономисты-теоретики и практики, среди которых необходимо отметить имена таких ученых XX в, как Р. Стоуна, А Мэдисона, Э. Денисона, В Леонтьева (США), Ф. Перру (Франция), Дж. Хикса, Дж М. Кейнса (Великобритания).
Особое внимание совершенствованию СНС уделяют международные организации и, прежде всего, ООН.
С 1993 г. действует третья модификация международной стандартной системы национальных счетов. При разработке этой системы были определены границы «экономического производства» (т. е. сферы производства ВВП, которые охватывают производство практически всех товаров и услуг, за исключением услуг в домашнем хозяйстве приготовления пищи, уборки жилища, воспитания детей и т. д.). В производство включена деятельность по защите окружающей среды.
Использование системы национальных счетов необходимо для проведения эффективной макроэкономической политики государства, экономического прогнозирования, а также для международных сопоставлений национального дохода.
В целом рекомендованные Статистической службой ООН в качестве международного стандарта национального счетоводства СНС представляет собой два уровня: сводные счета (отражают движение ВВП, национального дохода (НД), финансирования капиталовложений, операции с другими странами) и детализированные счета (показывают межотраслевые связи, движение доходов, их распределение и конечное потребление).
2
Рассмотрим важнейшие показатели системы национальных счетов, характеризующие движение ВВП на различных его стадиях.
Чистый внутренний продукт (ЧВП) представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений, т.е. отличается от ВВП тем, что уменьшен на величину износа основного капитала. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов:
ЧВП = ВВП амортизация
Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит в ВВП. Амортизация отражает возмещение запаса капитала, который использовался в текущем году. ЧВП точнее, чем ВВП, показывает какова стоимостная величина созданных в стране в этом году благ (очищает ВВП от двойного счета).
Национальный доход (НД)
Следующая стадия очистки ВВП достигается с помощью показателя «Национальный доход», который освобождает ВВП от искажения цен в результате государственного вмешательства
Для определения показателя общего объема заработной платы, процента, прибыли и ренты, т. е. платежей, полученных при производстве ВВП в данном году, необходимо вычесть из ЧВП косвенные налоги на предпринимателей:
НД = ЧВП косвенные налоги
Смысл этого подсчета в том, что государство, взимая косвенные налоги с предприятий, ничего не вкладывает в производство и поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. Таким образом, получаем показатель национального дохода, который с точки зрения собственников ресурсов является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. Показатель национального дохода не рассчитывается по СНС с 1993 года.
Располагаемый доход (РД), или личный располагаемый доход представляет собой полученный домашними хозяйствами доход, отличающийся от НД, который является заработанным доходом. Среди всех показателей СНС личный доход лучше других описывает уровень и структуру доходов физических лиц до уплаты налогов.
Часть заработанного дохода (взносы на социальное страхование, налоги на прибыль предприятий) не поступает в распоряжение населения. В то же время, трансфертные платежи, осуществленные государством, не являются результатом хозяйственной деятельности работника, но представляют часть их дохода. Таким образом, располагаемый доход как фактически полученный доход можно вычислить путем вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, налогов на прибыль предприятий, нераспределенных прибылей, индивидуальных налогов (подоходного, налога на личное имущество, на наследство) и добавления суммы всех трансфертных платежей. Располагаемый доход находится в личном распоряжении членов общества и используется на потребление и сбережения домашних хозяйств:
РД = НД налоги на прибыль предприятий взносы на социальное страхование индивидуальные подоходные налоги нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи
Взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:
валовой внутренний продукт (ВВП) амортизация = чистый внутренний продукт (ЧВП) косвенные налоги = национальный доход (НД) налоги на прибыль предприятий взносы на социальное страхование индивидуальные подоходные налоги нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи = располагаемый доход (РД)
3
Показатель ВВП недостаточно точно измеряет экономическую активность и благосостояние нации по следующим причинам:
1) Не вся деловая активность учитывается в официальном показателе ВВП. Существует ряд благ, которые трудно поддаются измерению, поскольку они не имеют рыночной оценки (не реализуются на рынке). Прежде всего, это деятельность в рамках домашнего хозяйства приготовление еды, воспитание детей, ремонт своими силами и вообще деятельность по принципу «сделай сам»; добровольный труд, например, работа по уборке территории вокруг своего дома; помощь соседям; благотворительная деятельность и т. п.
2) Деятельность в сфере теневой экономики, т. е. деловая активность, осуществляемая в обход установленного законодательства. Здесь следует различать два типа сделок (трансакций): сделки, которые не являются нелегальными с точки зрения закона (например, репетиторство), но, осуществляя их, люди нарушают налоговое законодательство, так как не декларируют свои доходы. Другой тип трансакций незаконная деятельность (проституция, производство и продажа наркотиков, торговля оружием).
Современная версия СНС ООН (1993 г.) рекомендует учитывать активность в теневом секторе экономики. Проблема состоит в том, какими методами измерить результаты деловой активности экономических агентов, которые сознательно скрывают ее. Поскольку представители теневой экономики не подают налоговых деклараций, постольку речь может идти лишь о косвенных оценках деятельности теневого сектора. Для этого экономистами разработан ряд показателей, позволяющих учесть масштабы нелегальной экономики. В зависимости от выбранного метода оценки, результаты могут оказаться неодинаковыми. Наиболее известными методами оценки теневой экономики являются следующие:
• Анализ спроса на наличность (подход основан на том, что теневая экономика поглощает подавляющую часть наличных денег ведь нелегальные сделки совершаются за наличные за вычетом денег на руках у населения).
• Метод учета расхода электричества (поскольку электроэнергию нельзя запасать впрок, постольку превышение темпов спада реального ВВП над темпом спада объема потребления электроэнергии свидетельствует о ее потреблении теневым сектором).
• Расхождение между фактическими и официально учтенными трудовыми ресурсами.
• Расхождение между доходами и расходами
Альтернативные оценки масштабов теневой экономики в России варьируют в весьма широком диапазоне - от 20 до 40-50% ВВП.
3) Показатель ВВП не учитывает благосостояние общества, связанное с досугом, или ценностью свободного времени. Например, если вы, после достижения определенного, достаточно высокого уровня дохода, примите решение о сокращении часов своей работы, то в показателе ВВП это отразится как уменьшение добавленной стоимости. Однако ваше благосостояние, измеряемое не только деньгами, но и свободным временем, станет выше (сравните с эффектом дохода и эффектом замещения при индивидуальном предложении труда).
4) В показателе ВВП отсутствует оценка негативных результатов деловой активности, таких, как загрязнение окружающей среды, что влечет за собой уменьшение благосостояния общества.
Учесть влияние этих факторов на общественное благосостояние позволяет показатель «чистого экономического благосостояния» общества (ЧЭБ), введенный в научный оборот американскими экономистами В. Нордхаусом и Дж. Тобином.
ЧЭБ = ВВП денежная оценка отрицательных факторов, воздействующих на благосостояние + нерыночная деятельность (в денежной оценке) + денежная оценка свободного времени
Сложность расчета заключается в том, как дать денежную оценку всем тем видам деятельности, которые не носят рыночного характера и, следовательно, не могут быть оценены в процессе свободного рыночного обмена.
5
Система национальных счетов