Денежно-кредитная политика государства

Лекция 13 Денежно-кредитная политика государства

13.1 Сущность и цели денежно-кредитной политики

13.2 Инструменты денежно-кредитной политики

–1–

Денежно-кредитное регулирование экономики – совокупность мероприятий Центрального Банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов с целью создания оптимальных условий для развития национальной экономики.

Денежно-кредитная политика получила широкое развитие еще в 50-х годах XX века в США и Германии, а затем распространилась и на другие страны. В настоящее время ее активно используют все развитые страны рыночной экономики.

Основные конечные цели денежно-кредитного регулирования:

устойчивые темпы роста национального производства;

стабильные цены;

высокий уровень занятости населения;

равновесие платежного баланса.

Из их совокупности можно выделить приоритетную цель денежно-кредитной политики — стабилизацию общего уровня цен.

Денежно-кредитная политика основана на деятельности банковской системы. Субъектом государственной денежно-кредитной политики является ЦБ. Его основная функция — создание таких условий, при которых денежно-кредитная система была бы устойчивой и эффективно функционировала в интересах экономического роста. Денежно-кредитное регулирование является инструментом косвенного воздействия государства на экономику и выступает частью общей макроэкономической политики.

Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа.

На первом этапе ЦБ воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т.д.

На втором — изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Западные концепции денежно-кредитного регулирования экономики

В основу государственного регулирования заложена определенная концепция денежно-кредитного регулирования. Существуют две основные мировые концепции государственного регулирования денежной и кредитной сфер: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приписывает денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и нерегулируемым, а вмешательство государства в экономику ограниченным. Кроме того, должен поддерживаться стабильный рост денежной массы. Эту концепцию используют МВФ и Организация экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности и привлекающих внешние источники централизованного финансирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Рестриктивная политика монетаризма основывается на сокращении государственных расходов и увеличении налоговых ставок. Цель такой политики — сокращение покупательной способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта и уменьшению объемов выпускаемой продукции. Сдерживание спроса путем проведения жесткой денежно-кредитной политики не создает условий для увеличения производства продукции, которое может обеспечить снижение цен. При ограниченных возможностях привлечения ресурсов извне и обесцененных инфляцией собственных средствах предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и замедление темпов экономического роста.

В конечном итоге задача регулирования сводится к переориентации ресурсов от потребления к накоплению. Сложность решения этой задачи обусловлена возможным усилением стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы и осложнения ситуации на рынке перераспределения ресурсов от потребления к инвестициям не происходит. Политика ограничения спроса усиливает конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность в обществе.

Кейнсианство является концепцией, противоположной монетаризму. Его сущность — государственное регулирование и государственная поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, базирующейся на увеличении государственных расходов и снижении налогов, и денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность населения и совокупный спрос на товары, продукцию, работы, услуги. Однако высокая покупательная способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность предприятий и качество продукции.

Экспансионистская политика требует жесткого контроля над ценами, так как издержки производства имеют тенденцию к росту. Контроль необходим и в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения эффективности использования бюджетных ассигнований либо за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит при расширении производства, увеличении объемов выпускаемой продукции. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, так как автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темпа роста доходов, и за этим соотношением необходим государственный контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений.

Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией товаров, продукции, работ, услуг. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка товарами, продукцией, работами, услугами невозможно. Очень важно проводить политику сдерживания роста цен на топливно-энергетические ресурсы, так как это один из основных факторов инфляции и нестабильности экономики.

Экономически развитые страны при формировании денежно-кредитной концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской теории. Это приводит к появлению промежуточных теорий, базирующихся на национальных особенностях и разной степени развития экономики государств. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.

–2–

Ориентиры денежно-кредитной политики могут быть разными. Это вопрос денежной теории, что в большей степени отвечает стратегическим целям политики: таргетирование денежной массы, процентных ставок или инфляции. Термин «таргетирование» буквально означает поддержание заданных значений целевых параметров (от англ. target — цель).

Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики. Инструменты денежно-кредитного регулирования можно разделить на общие и селективные.

Общие инструменты воздействуют практически на все параметры денежно-кредитной сферы, влияют на рынок ссудного капитала в целом. Селективные методы направлены на регламентацию отдельных форм кредита, условий кредитования и т.д.

Выделяют инструменты прямого и косвенного регулирования.

Инструменты прямого регулирования:

прямое ограничение кредитов – использование данного инструмента ведет к сокращению денежной массы в обращении;

контроль по отдельным видам кредитов: ипотечному кредиту, кредиту под залог ценных бумаг, кредиту по потребительским ссудам;

льготное кредитование приоритетных секторов экономики — использование данного метода увеличивает количество денег в обращении;

денежная эмиссия – ведет к росту наличных денег в обращении.

Косвенными инструментами денежно-кредитной политики являются изменение учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке и рефинансирование коммерческих банков, валютная политика.

В основной набор инструментов денежно-кредитного регулирования Центрального Банка входят:

1) операции на открытом рынке; 2) рефинансирование банков и процентные ставки по операциям Центрального Банка; 3) резервные требования; 4) депозитные операции; 5) прямые количественные ограничения.

Операции на открытом рынке

Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг. Покупки на открытом рынке оплачиваются центральным банком увеличением (кредитованием) резервного счета банка продавца. Суммарные резервы банковской системы увеличиваются, что, в свою очередь, приводит к росту денежной массы. Соответственно продажи центральным банком ценных бумаг открытого рынка приведут к обратному эффекту: суммарные резервы банков уменьшаются, и уменьшается при прочих равных условиях денежная масса. Продажи бумаг на открытом рынке в этом случае используются для стерилизации, т. е. всасывания излишней денежной массы. Поскольку ЦБ является крупнейшим дилером открытого рынка, постольку увеличение объема операций по купле-продаже приведет к изменению цены и доходности бумаг. Следовательно, ЦБ может влиять таким образом на процентные ставки. Если бы ожидания участников рынка были постоянными, ЦБ мог бы изменять как краткосрочные, так и среднесрочные и долгосрочные процентные ставки и тем самым воздействовать на уровень экономической активности. Эффективность данного инструмента несколько снижается тем, что ожидания участников рынка не вполне предсказуемы. Часть аналитиков и инвесторов решит, что, увеличивая объем покупок, ЦБ проводит экспансионистскую политику, направленную на снижение процентных ставок, рост объемов производства, инвестиций и потребительских расходов. Другие воспримут такую политику как дальнейшее увеличение денежной массы и инфляции. Инфляционные ожидания приведут к росту процентных ставок и уменьшению экономической активности. Тем не менее, операции на открытом рынке считаются наиболее эффективным инструментом денежно-кредитной политики. Преимущества состоят в том, что:

1) ЦБ может контролировать объем операции;

2) операции довольно точны, можно изменить банковские резервы на любую заданную величину;

3) они обратимы, поскольку любая ошибка может быть исправлена обратной сделкой;

4) рынок ликвиден и скорость проведения операций высока, она не зависит от бюрократических и административных барьеров.

На открытом рынке центральные банки используют два основных вида операций: прямые сделки и соглашения РЕПО.

Прямые сделки означают покупку-продажу бумаг с немедленной поставкой. Покупатель становится безусловным собственником бумаг. Такого рода сделки не имеют срока погашения. Процентные ставки устанавливаются на аукционе.

Сделки РЕПО проводятся на условиях соглашения обратного выкупа. Прямые сделки РЕПО означают покупку бумаг центральным банком с обязательством дилера выкупить их обратно через определенный срок. При заключении обратных сделок РЕПО, или парных (так называемых мисматчевых сделок), ЦБ продает бумаги и принимает на себя обязательства выкупить их у дилера через определенный срок. Такие сделки удобны тем, что сроки погашения могут варьироваться.

По типам операции открытого рынка делятся на динамические и защитные. Динамические операции открытого рынка направлены на изменение уровня банковских резервов и денежной базы. Они носят постоянный характер, и при их проведении используются прямые сделки.

Защитные операции проводятся для корректировки резервов в случае их неожиданных отклонений от заданного уровня, т. е. направлены на поддержание стабильности финансовой системы и банковских резервов. Для такого рода операций используются сделки РЕПО.

В качестве аналога операций на открытом рынке ЦБ использует также валютные интервенции.

Валютные интервенции

– представляют собой покупку-продажу иностранной валюты на внутреннем рынке для увеличения или стерилизации денежной массы. В принципе механизм валютных интервенций практически не отличается от операций открытого рынка — продажа долларов центральным банком уменьшает банковские резервы, а покупка увеличивает. Однако применению этого инструмента также сопутствуют определенные эффекты. Валютные интервенции воздействуют на курс национальной валюты по отношению к доллару. Продажа долларов центральным банком приведет к повышению курса национальной валюты, а покупка — к его понижению. Таким образом, ЦБ может корректировать краткосрочные колебания курса национальной валюты. Стоит отметить, что динамика курса национальной валюты в долгосрочной перспективе определяется факторами, не поддающимися контролю со стороны Центрального Банка, и в этом случае его попытки воздействовать на курс национальной валюты могут привести к истощению валютных резервов. Если ЦБ проводит валютные интервенции с целью корректировки краткосрочных колебаний валютного курса, тогда он теряет контроль над банковскими резервами и соответственно над предложением денег. Поэтому, предполагая, что операции на внутреннем валютном рынке сохранят роль «оперативного канала регулирования» банковских резервов, ЦБ планирует помимо валютных интервенций использовать более гибкий инструмент — валютные свопы, позволяющие корректировать уровень ликвидности валютного рынка, не создавая дополнительного давления на курс национальной валюты.

Своп — это валютная операция купли-продажи валюты на условиях немедленной поставки с одновременной обратной срочной сделкой. Осуществляя покупку иностранной валюты у банков в виде свопа, ЦБ фактически кредитует коммерческие банки.

Рефинансирование центральным банком коммерческих банков

Рефинансирование банков является еще одним инструментом денежно-кредитной политики. Когда ЦБ предоставляет ссуду банку, корреспондентский счет этого банка в центральном банке кредитуется. Пассивная часть баланса Центрального Банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Одновременно увеличиваются активы Центрального Банка на сумму ссуды. Таким образом, прирост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, а сокращение объемов рефинансирования — уменьшает.

ЦБ может влиять на объем рефинансирования двумя способами:

воздействуя на величину процентной ставки но кредитам;

воздействуя на величину кредитов при данной процентной ставке при помощи политики рефинансирования.

Ставка рефинансирования ЦБ на 01.10.13 г. составляет 8,25 %.

Механизм использования процентной ставки достаточно прост: рост ставки рефинансирования означает повышение стоимости кредитов Центрального Банка, поэтому банки будут сокращать объем заимствований в центральном банке, снижение ставки приведет к более активному заимствованию и объем рефинансирования увеличится. Как правило, ЦБ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций: ставка рефинансирования, ломбардная ставка, ставка по сделкам РЕПО, по кредитам «овернайт». Ставка рефинансирования играет роль базовой ставки. ЦБ может проводить процентную политику и без фиксации процентной ставки. Тогда процентные ставки по той или иной операции устанавливаются в результате проведения аукциона.

Одной из традиционных форм рефинансирования является переучет векселей центральным банком, смысл которого состоит в том, что ЦБ переучитывает (покупает) векселя, уже учтенные банками. Переучет векселей имеет общие закономерности:

1) векселя должны отвечать определенным требованиям, касающимся видов, сроков погашения, гарантий и т. п.;

2) лимитируется объем учетных кредитов;

3) объявляется учетная ставка.

Резервные требования Центрального Банка

Наиболее мощный и в то же время наименее используемый инструмент денежно-кредитной политики — это резервные требования. Центральные банки имеют право требовать от коммерческих банков хранить резервы в определенной пропорции к депозитам. Норматив обязательных резервов устанавливается советом директоров Центрального Банка как размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банка. Как правило, вводятся количественные ограничения к объемам резервирования и к количеству пунктов единовременного изменения величины резервов. Порядок депонирования обязательных резервов в центральном банке также устанавливается советом директоров.

Изменение резервных требований не изменяет банковские резервы и денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор. Снижение нормы резервов увеличивает мультипликатор и соответственно денежную массу. Повышение нормы резервов снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу. В то же время изменение нормы резервов может оказать воздействие на объемы кредитования реального сектора экономики. Повышение нормы обязательных резервов ограничивает возможности банков в кредитовании экономики, поскольку требует держать больший объем ликвидных средств относительно депозитов. И наоборот, снижение нормы резервов расширяет кредитные возможности банков и снижает издержки кредитования экономики.

Нормативы обязательств по резервным требованиям на 01.10.13 г. составляют:

1) перед компаниями-нерезидентами, перед физическими лицами и по иным обязательствам – 2,5%;

2) коэффициент усреднения обязательных резервов для коммерческих организаций-резидентов – 0,6, для некоммерческих обязательств – 1 %.

Центральные банки располагают и другими инструментами денежно-кредитной политики. В частности, центральные банки некоторых стран имеет право устанавливать прямые количественные ограничения, которые в западной практике называются селективным контролем. Под прямыми количественными ограничениями понимается установление лимитов на рефинансирование банков и других кредитных организаций и проведение отдельных банковских операций.

PAGE 7


Инструменты денежно-кредитного регулирования

бщие инструменты

общие инструменты

селективные инструменты

инструменты

прямого регулирования

инструменты

косвенного регулирования

Денежно-кредитная политика государства