Итоговый урок по теме «Устное народное творчество. Народные сказки»
Тема: Итоговый урок по теме "Устное народное творчество. Народные сказки"
Цель:
- развивать интерес к народному творчеству, сказкам и другим жанрам русского фольклора; совершенствовать навыки речевого высказывания; развивать память, внимание, логику и интеллект в целом; развивать языковые компетенции учащихся в разных ситуациях общения; побуждать к чтению народных и авторских сказок; повышать уровень культуры речи.
Тип урока: путешествие по народным сказкам с использованием игровых методов.
Оборудование: Иллюстрации к сказкам, презентация по сказкам, карточки с заданиями.
Ход урока.
І. Вступительное слово учителя.
- Дорогие дети. Сегодня мы совершим путешествие в прекрасный мир русского фольклора: мы поговорим о загадках и поговорках, потешках и сказках, пословицах и колыбельных песнях.
1. Первая остановка во время нашого путешествия называется "Загадки". Представьте себе, что вы встрелили героев русских сказок, которые занкомы вам с детства. Эти герои подготовили вам свои загадки.
1. Кто из героев русской народной сказки был по форме шаром? (Колобок)
2. В какой сказке главная героиня была сельскохозяйственным продуктом. ("Репка")
3. К кому из сказочных героев можно отнести поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"? (Змей Горыныч)
4. В какой народной сказке идет речь о коммунальной квартире, где живет много героев?
("Теремок")
5. В какой русской народной сказке происходит превращение маленького мальчика в домашнее животное?
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
6. В какой русской народной сказке герой ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом должен был произносить?
("Волк и Лиса". " Ловись, рыбка, большая и маленькая")
7. Какой аппарат использовала для передвижения героиня многих русских сказок?
(Ступа Бабы Яги)
8. В какой сказке героиня несла для хозяев изделия из драгоценных металлов?
("Курочка Ряба")
2. Вторая остановка называется "Потешки моего детства"
Вам нужно вставить пропущенные слова в текст потешек:
Вот проснулись, потянулись,
С боку на бок ... (Повернулись!)
Потягушечки! Потягушечки!
Где игрушечки, погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку ... (подними!)
Даша варежку надела.
"Ой, куда я пальчик ..." (дела?)
Даша варежку сняла,
Посмотрите-ка, ... (нашла!)
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай ... (свой нос!)
Уходи скорей домой,
Стужу уводи ... (с собой.)
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу ... (пойдём,)
Сядем в саночки -
Самокаточки.
3. На следующей остановке мы с вами посетим "Бюро находок", Где находятся предметы, утерянные героями народных сказок.
Фото этих предметов нам покажет директор Бюро находок ...(ФИ ученика).
(В конверте находятся иллюстрации с изображением прдметов:
бобового зернышка из сказки "Бобовое зернышко",
куколка из сказки "Василиса Прекрасная",
колечко из сказки "Волшебное кольцо",
яблочко из сказки "Гуси-лебеди",
короб с пирожками из сказки "Маша и Медведь").
4. На этой остановке мы идем в "Кинотеатр". Мы посмотрим подготовленную вашими одноклассниками и их старшими братьями презентацию "Колыбельные песни в мультфильмах и кино".
(Презентация "Колыбельные песни в мультфильмах и кино").
5. Следующая остановка называется "Расшифровка". На карточках зашифровано задание. Используя номера букв русского алфавита, вам нужно отгадать название сказки.
- 16, 5, 10, 15 9, 1, 18, 1, 2, 16, 20, 1, 15, 15, 29, 11 18, 21, 2, 13, 30
("Один заработанный рубль")
- 3, 1, 19, 10, 13, 10, 19, 1 17, 18, 6, 12, 18, 1, 19, 15, 1, 33
("Василиса Прекрасная")
- 3, 16, 13, 26, 6, 2, 15, 16, 6 12, 16, 13, 30, 24, 16
("Волшебное кольцо")
- 10, 3, 1, 15- 12, 18, 6, 19, 20, 30, 33, 15, 19, 12,10,11
10 25, 21, 5, 16 - 32, 5, 16
("Иван-крестьянский сын и чудо-юдо")
- 8, 21, 18, 1, 3, 13, 30 10 24, 1, 17, 13, 33
("Журавль и Цапля")
6. На этой остановке мы пойдем в "Театр сказок".
(Инсценировка отрывков из сказок. Играют дети)
7.Следующая остановка - игра "Найди вторую половинку".
Здесь вы должны по половинке пословицы назвать ее целиком. Почти у каждого из вас есть половинка пословицы. Те, у кого половинка написана черными буквами, начинает, а тот, у кого продолжение пословицы написано красным цветом, заканчивает. Будьте внимательны, не ошибитесь.
Век живи - век учись.
Худой мир лучше доброй ссоры.
Корень ученья горек, да плод его сладок.
С миру по нитке - голому рубаха.
Мир освещается солнцем, а человек знанием.
С книгой поведешься, ума наберешься.
Дружба дружбой, а служба службой.
Чтенье - лучшее ученье.
Два медведя в одной берлоге не живут.
Не ищи сто рублей, а ищи сто друзей.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
Терпенье и труд всё перетрут.
ІІ. Заключительное слово учителя.
Вот и закончилось наше путешествие. Читайте сказки, любите их, загадывайте друг другу сказки, употребляйте в речи пословицы и поговорки - все это сделает вашу речь содержательней и богаче, а жизнь - интересней.