Система экологических фондов в РФ

“Система экологических фондов в Р.Ф. ” 6.

Система экологических фондов в Р.Ф.

1. Этапы создания экофондов в Р.Ф.

2. Цели и задачи создания экофондов в Р.Ф.

3. Правовой и финансовый статус экофондов в Р.Ф.

4. Источники формирования средств экологических фондов Р.Ф.

5. Направление целевого использования средств экофондов в Р.Ф.

6. Правовая база деятельности экофондов в Р.Ф.

7. Роль экофондов в финансовой поддержке природоохранной деятельности на территории Р.Ф.

8. Консолидация внебюджетных экофондов.

Этапы создания экофондов в Р.Ф.

Началом формирования экологических фондов является 1988г. В этом году вышло Постановление Совета Министров РСФСР от 18 марта 1988г. N 93 "О коренной перестройке дела охраны природы в стране", в соответствии, с которым на территории РСФСР должны были создаваться фонды охраны природы, впоследствии, в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды", переименованные в экологические фонды.

С 1988г. по настоящее время можно определить следующие этапы формирования экологических фондов.

1 этап (19.89-1990гг.) - создание фондов охраны природы на территории 38 регионов России в ходе проведения эколого-экономического эксперимента, формирование двухуровневой системы фондов: федеральный и региональный. 1 этап - экспериментальный, и включал в себя уточнение методических подходов к определению размеров и порядка взимания платы за загрязнение природной среды с учетом экономических возможностей предприятий в отдельных регионах со сложной экологической ситуацией: апробирование на практике методов нормирования и направлений использования экологических фондов в условиях самоуправления и самофинансирования регионов.

2 этап (1991-1995гг.) - создание системы внебюджетных экологических фондов в соответствии со статьей 21 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды", формирование 3-х уровней системы экологических фондов:

- федеральный;

- республиканский, краевой, областной;

- местный.

2 этап - этап становления платных услуг в сфере природопользования, предусматривал формирование нового экономического механизма природопользования в связи с повсеместным введением с 1991г. платы за загрязнение окружающей природной среды. Действие данного механизма направлено:

- на создание единой системы внебюджетных экологических фондов, объединяющей Федеральный и территориальные фонды;

- планирование и финансирование природоохранных мероприятий;

- установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

- установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

- предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам, налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;

- возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека.

3 этап (1995г. по настоящее время) - консолидация внебюджетных экологических фондов России в соответствии с Законом РФ "О Федеральном бюджете на 1995г." (статья 6) в бюджетах соответствующих уровней.

Цель и задачи создания экологических фондов РФ.

Главной целью создания внебюджетных экологических фондов России являлось формирование автономного, независимого от госбюджета источника гарантированной поддержки природоохранной деятельности. При этом средства экологических фондов должны не подменять, а дополнять бюджетные средства и средства, выделяемые на эти цели предприятиями природопользователями.

В соответствии с "Примерным положением об экологических фондах на территории Российской Федерации", утвержденным Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов 11.07.92r., основными задачами фондов являются:

- финансирование и кредитование экологических программ и проектов, направленных на улучшение качества окружающей природной среды и обеспечение экологической безопасности населения:

- мобилизация финансовых ресурсов на природоохранные мероприятия и программ;

- экономическое стимулирование рационального природопользования, внедрение экологически чистых технологий.

- содействие в развитии экологического образования и воспитания.

Правовой и финансовый статус экологических фондов Р.Ф.

В настоящее время во всех 89 субъектах Российской Федерации образованы и действуют экологические фонды. Кроме того, помимо областных, республиканских, краевых, окружных экологических фондов действуют 130 экофондов местного уровня (районные и городские).

Правовое и финансовое положение экологических фондов субъектов федерации следующее:

Данные о юридическом и финансовом положении экофондов субъектов федерации (в % от числа фондов)

Фонды образованы:

По решению представительных органов

38

По решению администрации

55

По решению Комитета охраны природы

5

Положение о фонде утверждено:

Представительным органом власти

39

Исполнительным органом власти

61

Смета расходов утверждается:

Представительным органом власти

28

Исполнительным органом власти

72

Контроль за деятельностью фондов осуществляют:

Представительный орган власти

12

Администрация

22

Комитет охраны природы

35

Представительный орган власти, администрация, комитет охраны природы

13

Представительный орган власти, комитет охраны природы

5

Администрация, комитет охраны природы

13

Фонды, обладающие правами юридического лица

35

Фонды, консолидированные в бюджет

15

Приведенные данные свидетельствуют о том, что система экофондов все еще находится в стадии формирования и нуждается в стадии формирования и нуждается в дальнейшем упорядочении в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами.

Источники формирования средств экофондов.

Источники формирования средств экологических фондов определены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и впоследствии закреплены утвержденными органами управления субъектов федерации Положениями об экологических фондах:

- средств, поступающих от предприятий, учреждений, организаций, отдельных граждан, а также иностранных юридических и физических лиц в виде платы за загрязнение окружающей среды, размещение отходов и другие виды загрязнения;

- средств, получаемых по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения;

- средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконнодобытой с их помощью продукции;

- добровольных отчислений и взносов предприятий и граждан, иностранных юридических и физических лиц;

- средств, получаемых в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собственных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц, а также кредитов;

- доходов от издательской, хозяйственной и иной коммерческой деятельности фондов;

- средств из иных источников, образование которых не противоречит действующему законодательству.

Средства экологических фондов на территории Российской Федерации зачисляются на специальные счета экологических фондов на территории Российской Федерации в учреждениях банков и расходуются в соответствии с их целевым назначением.

Платежи за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляются предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 90% - на специальные счета государственных экологических фондов. Они распределяются в следующем порядке: 60% - на реализацию природоохранительных мероприятий местного (городского, районного) значения; 30% - на реализацию природоохранительных мероприятий республиканского, областного, краевого значения;

10% - в Федеральный экологический Фонд Российской Федерации на реализацию природоохранительных мероприятий федерального значения.

С момента образования экологических фондов РФ структура источников доходов фондов менялась. Однако постоянно преобладает доля платежей за загрязнение окружающей среды в пределах лимита и сверх лимита (их доля более 70%) в общем, доходе экофондов).

За период с 1990 по 1995гг. в экологические фонды поступили следующие финансовые средства.

Объем средств, поступивших в экологические фонды за 1991-1995гг. (в ценах соответствующих лет), (млрд. рублей).

1991

1992

1993

1994

1995

0,98

8,32

87,6

403,1

921,5

Из общего объема средств, собранных в 1995г. в экологических фондах РФ, 78,4% получены в результате деятельности республиканских, краевых, областных и окружных фондов, 21.6% - за счет местных фондов (района, города). Оценить роль экологических фондов различных иерархических уровней управления в формировании финансовых средств экофондов стало возможным благодаря введению с 1995г. новой формы государственной статотчетности, где выделены иерархические уровни управления экофондами.

Направление целевого использования средств экофондов в Р.Ф.

Законом "Об охране окружающей природной среды" установлено, что плата, взимаемая с предприятий, организаций, учреждений за нормативные и сверхнормативные выбросы, сбросы вредных веществ, размещение отходов, в размере 10% должна поступать в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей среды, остальные 90% должны поступать в экологические фонды, а затем распределяться в следующем виде:

60°/о - на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского, районного) значения;

30% - на реализацию природоохранных мероприятий республиканского, краевого, областного значения;

10% - на реализацию природоохранных мероприятий федерального значения.

В Примерном Положении об экологических фондах на территории РФ закреплены 12 основных направлений расходования средств экофондов РФ. Как правило, они имеют место в деятельности всех экологических фондов РФ. Однако, некоторые фонды дополняют число основных направлений исходя из эколого-экономической ситуации территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Исходя из данных на рис.2 видно, что на протяжении последних 5 лет стабильно приоритетными направлениями расходования средств экофондов являются: строительство природоохранных объектов, развитие материально-технической базы природоохранных органов, прочие расходы. Положительным моментом в тенденции расходования средств экологических фондов является сокращение в 2 раза (1995г. по сравнению с 1991г.) статьи "прочие расходы" и снижение доли средств, не используемых в отчетном году. Так если в 1991г. эта доля составила 46,0%о, в 1993г. - 20,8%о, в 1995г. - 11,6%о.

Наметившаяся тенденция свидетельствует о росте опыта деятельности экофондов и совершенствовании механизма и процедуры расходования средств экологических фондов России.

Правовая база деятельности экофондов Российской Федерации.

Начиная с 1989г. по настоящее время серьезной проблемой успешного функционирования экологических фондов РФ является недостаточность правовой базы.

В настоящее время Госкомэкология РФ совместно с Исполнительной дирекцией Федерального экологического фонда осуществляют деятельность по совершенствованию правовой базы деятельности экофондов РФ. Работа проводится по двум направлениям:

1. Совершенствование действующих нормативно-методических документов. Это подготовка следующих усовершенствованных нормативных актов:

- Положение о Федеральном экологическом фонде РФ;

- Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей среды и т.п.

2. Подготовка проектов новых документов:

- Закона Российской Федерации "Об экологических фондах в Российской Федерации";

- Инструкции о порядке формирования, финансирования расходов, ведения учета и составления отчетности об использовании средств экологического фонда и т.п.

Роль экологических фондов в финансовой поддержке природоохранной деятельности

В условиях экономической нестабильности, высокой инфляции и сокращения объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышается роль экологических фондов.

В 1995 году в среднем на территории Российской Федерации капитальных вложений за охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов за счет средств экофондов составила 2,6% от общего объема инвестиций увеличилась по сравнению с 1993 годом в 1,8 раза.

Показатель

Годы

1993

1994

1995

1. Доля капитальных вложений на охрану и рациональное использование природных ресурсов за счет экологических фондов в общем объеме инвестиций. (%)

1,4

2,4

2.6

2. Доля средств экофондов от общего объема расходов экофондов:

  • на строительство природоохранных объектов;
  • предоставление кредитов и выдачу ссуд на строительство и техническое обслуживание этих объектов;
  • внедрение экологически чистых технологий.

30,6

31,8

35,7

Хотя в настоящее время удельный вес средств экологических фондов в общем объеме инвестиций составляет небольшую величину, но уже явно прослеживается в динамике тенденция к увеличению этого показателя. По отдельным субъектам Российской Федерации доля капитальных вложений на охрану и рациональное использование природных ресурсов в 1995г. значительно превышала среднюю по России величину и составляла: в Мурманской области - 26,9%, Северной Осетии - 30,6% и в Иркутской области - 36,5%. Другим показателем, отражающим значение экологических фондов России, является доля средств, направляемых на строительство природоохранных объектов, на выдачу ссуд и кредитов и внедрение экологически чистых технологий в общем, объеме расходной части экофондов. Данный показатель в динамике за ряд лет также имеет тенденцию к увеличению и в 1995г. он составил величину 35,7%. Однако более важно то, что экологические фонды России обеспечивают развитие прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности, отражающих переходный характер экономики России:

- выделение льготных кредитов и ссуд предприятиям на возвратной основе:

- вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения:

- долевое участие в финансировании проектов, стимулирующее вовлечение дополни тельных инвестиционных ресурсов предприятий:

- выдача гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранной деятельности.

Консолидация внебюджетных экофондов.

Согласно информации, собранной Госкомэкологией РФ и Исполнительной дирекцией ФЭФ РФ на 1.10.96г. решением территориальных органов власти консолидированы 14 экологических фондов.

Небольшой период деятельности экологических фондов в условиях консолидации их в бюджеты территорий не позволяет сделать каких-либо существенных выводов об изменении деятельности фондов в финансировании природоохранительных мероприятий. Есть отдельные примеры использования средств фондов на цели, непосредственно не связанные с охраной природы. С другой стороны, усиление контроля за поступлением и расходованием средств фондов при строго целевой их направленности может оказать позитивное влияние на деятельность фондов.

7. Курс “Экономика природопользования”

Система экологических фондов в РФ