Терминология и базовые показатели финансового менеджмента

6

Тема: «Терминология и базовые показатели финансового менеджмента»________ _______________________________

Тема 1.

Терминология и базовые показатели финансового менеджмента

Без знаний принятой во всем мире предпринимательской терминологии и внутрифирменной системы финансовых показателей мы не только не можем говорить на равных с иностранными партнерами, но и лишаем себя возможности приобщиться к ценнейшему опыту финансового менеджмента, накопленному западными промышленниками и банкирами за многовековую историю рыночной цивилизации.

Итак рассмотрим, четыре основных показателя, используемых уже не только в западной, но и в отечественной практике.

Первый: добавленная стоимость (ДС).

Если из стоимости продукции, произведенной, а не только реализованной предприятием за тот или иной период (включая увеличение запасов готовой продукции и незавершенное производство), вычесть стоимость потребленных материальных средств производства (сырья, энергии и пр.) и услуг других организаций, то получится стоимость, которую действительно добавили к стоимости сырья, энергии, услуг. Величина добавленной стоимости свидетельствует о масштабах деятельности предприятия и о его вкладе в создание национального богатства. Вычтем из ДС налог на добавленную стоимость и перейдем к конструированию следующего показателя.

Второй: брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ).

Вычтем из ДС расходы по оплате труда и все связанные с ней обязательные платежи предприятия (по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и проч.), а также все налоги и налоговые платежи предприятия, кроме налога на прибыль — получим БРЭИ.

БРЭИ используется в финансовом менеджменте как один из основных промежуточных результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Представляя собой прибыль до вычета амортизационных отчислений, финансовых издержек по заемным средствам и налога на прибыль, величина БРЭИ является первейшим показателем достаточности средств на покрытие всех этих расходов (налоги — те же расходы). Более того, по удельному весу БРЭИ в добавленной стоимости можно судить об эффективности управления предприятием и составить общее представление о потенциальной рентабельности и гибкости предприятия.

Третий: нетто-результат эксплуатации инвестиции (НРЭИ), или прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль.

Из предыдущего показателя вычтем все затраты на восстановление основных средств — это и будет нетто-результат эксплуатации инвестиций. По существу, этот экономический эффект, снимаемый предприятием с затрат, представляет собой прибыль до уплаты процентов за кредиты и займы и налога на прибыль. Поэтому на практике для быстроты расчетов можно принимать за НРЭИ балансовую прибыль (БП), восстановленную до нетто-результата эксплуатации инвестиций прибавлением процентов за кредиты, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Таким способом можно избежать двойного счета процентов, ибо часть их, относимая, по действующему законодательству, на чистую прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия, содержится в самой балансовой прибыли.

Четвертый: экономическая рентабельность (ЭР) активов, или, что то же, экономическая рентабельность всего капитала предприятия, т. е. суммы его собственных и заемных средств.

Мы будем пользоваться показателем, основанным на наиболее общей формуле рентабельности производства, характеризующей эффективность затрат и вложений:

В числитель этой формулы необходимо подставить — НРЭИ. А в знаменатель, помня, что именно в активе баланса предприятия отражены направления расходования и вложений средств, подставим объем актива:

Поскольку актив и пассив равны, а последний представляет собой совокупность собственных средств и заимствований,

ЭР — жизненно важный показатель для предприятия, ведь достаточный уровень экономической рентабельности — свидетельство нынешних и залог будущих успехов.

Преобразуем формулу экономической рентабельности, умножив ее на ОБОРОТ/ОБОРОТ = 1. От такой операции величина рентабельности не изменится, зато проявятся два важнейших элемента рентабельности: коммерческая маржа (КМ) и коэффициент трансформации (КТ).

Коммерческая маржа показывает, какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота (обычно КМ выражают в процентах). По существу, это экономическая рентабельность оборота, или рентабельность продаж, рентабельность реализованной продукции. У предприятий с высоким уровнем прибыли КМ превышает 20 и даже 30%, у других едва достигает 3 - 5%.

КТ показывает, сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива, т. е. в какой оборот трансформируется каждый рубль актива. КТ можно также воспринимать как оборачиваемость активов. В такой трактовке КТ показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

Часто используемый в практической работе вариант: берем показатель чистой рентабельности (прибыльности) активов (ПРИБЫЛЬ ПОСЛЕ УПЛАТЫ НАЛОГА/АКТИВ) и умножаем на ОБОРОТ/ОБОРОТ = 1. Получаем: ЧИСТАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ АКТИВОВ = ЧИСТАЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ (ПРИБЫЛЬНОСТЬ) ОБОРОТА х ЧИСТАЯ ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ АКТИВОВ. Таким образом, мы вновь приходим к знаменитой формуле Дюпона. Эта формула позволяет определить, какие факторы в наибольшей степени повлияли на чистую рентабельность активов.

У формулы Дюпона есть и весьма полезная модификация, вводящая в анализ показатель чистой рентабельности (прибыльности, доходности) акционерного капитала. Это частное от деления чистого дохода (чистой прибыли) по обыкновенным акциям на сумму акционерного капитала:

При сильном возрастании чистой рентабельности акционерного капитала по этой формуле можно определить, за счет чего это произошло: благодаря увеличению чистой прибыли на каждый рубль оборота? за счет более эффективного использования активов? за счет изменения или более рационального использования акционерного капитала? за счет сопряженного воздействия этих факторов? и т. д.

Кстати говоря, сомножитель АКТИВ/АКЦИОНЕРНЫЙ КАПИТАЛ показывает, во сколько раз чистая рентабельность акционерного капитала при использовании кредита оказывается больше, чем чистая рентабельность акционерного капитала в варианте опоры лишь на самофинансирование.

Совершенно очевидно, что достижение значительного оборота свидетельствует о немалом успехе предприятия. Но какой ценой достигается этот успех? Если, например, для получения 5 млрд. руб. НРЭИ на 50 млрд. руб. оборота задействуется 100 млрд. руб. активов, то вполне приличный уровень КМ (5 млрд. руб. : 50 млрд. руб. х 100 = 10%) сводится на нет неблагоприятным значением КТ (50 млрд. руб.: 100 млрд. руб. = 0,5). Получается, что на каждый рубль оборота приходится положить по 2 рубля актива. Экономическая рентабельность такого предприятия составляет всего (10% х 0,5) = 5%.

Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе ее составляющие: и коммерческую маржу, и коэффициент трансформации. При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов и, наоборот, определяемая теми или иными причинами низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, т. е. повышением рентабельности продаж.

На КМ влияют такие факторы, как ценовая политика, объем и структура затрат и т. п. КТ складывается под воздействием отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Примирить высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации очень трудно, ибо оборот присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Поэтому при наращивании оборота удается увеличить экономическую рентабельность только тогда, когда под возросший оборот подставляют « не раздутые » активы, и НРЭИ начинает расти быстрее оборота. В анализе факторов изменения рентабельности главное — решить вопрос, какой из показателей: коммерческая маржа или коэффициент трансформации изменяется сильнее и быстрее, оказывая тем самым более мощное воздействие на общий уровень экономической рентабельности активов. Обратимся к условному примеру (см. рис. 1.1).

Идеальная позиция тяготеет к зоне III, но на практике соединить высокую КМ с высоким КТ бывает, как правило, очень трудно, так как при наращивании оборота КТ увеличивается, а КМ снижается, если только, как было отмечено выше, НРЭИ не возрастает быстрее оборота. У большинства предприятий показатели располагаются между I и II зонами. При этом любое снижение к IV зоне опасно, так как грозит падением экономической рентабельности. В какой зоне оказывается, по Вашим расчетам, Ваша фирма?

Итак, формула Дюпона дает возможность определить, за счет чего произошло изменение рентабельности. Для ответа на этот вопрос обычно составляют примерно такую таблицу (цифры условные):

КМ

Рис. 1.1. Экономическая рентабельность как произведение коммерческой маржи (КМ) и коэффициента трансформации (КТ)

Период

КМ,%

КТ

ЭР, % = КМ х КТ

I

II

III

IV

5

4

7

8

4

4

3

3

20

16

21

24

В нашем примере повышение общей рентабельности буквально «вытягивается за уши» улучшением прибыльности оборота, а вот скорость оборота средств явно снижается, оставаясь, впрочем, на вполне приличном уровне, если речь идет о коротком периоде анализа.

Для предприятия всегда важно выбрать отрасль, сферу деятельности. Действительно, различия в фондоемкости и ценовые факторы могут оказать решающее влияние на уровень экономической рентабельности. Но, независимо от отраслевой принадлежности, предприятия располагают все-таки определенной свободой маневра, чтобы усилить КМ (воздействуя на себестоимость, снижая расходы по реализации продукции, упорядочивая административно-управленческие расходы) и улучшить КТ. Второе требует, впрочем, более тонких инструментов. Часто проводят аналогию с человеческим организмом: для жизнедеятельности нужны и кости, и мышцы; немалую роль играет наследственность. Но одни люди держат форму, другие — нет. Хорошо бы найти и сохранять

такой вес, при снижении которого человек слабеет, а при повышении — становится грузным и неповоротливым. Для поддержания такого веса нужно избавиться от излишков жира и потреблять лишь жизненно необходимые вещества. То же самое — и для актива предприятия. Надо «поглощать» машины, запасы, товарную задолженность, чтобы не погибнуть от истощения, но это не значит, что можно питаться, чем и как попало. И актив должен вести здоровый образ жизни! Каждый лишний рубль актива может стать тормозом для развития предприятия:

• чем больше средств задействовано для достижения заданной величины оборота, тем больше усилий будет затрачено на их конверсию в случае переориентации деятельности предприятия;

• если предприятие обращается к новым видам и сферам деятельности, руководствуясь лишь максимизацией коммерческой маржи и недооценивая коэффициент трансформации, последствия грозят быть плачевными. Четырех базовых показателей финансового менеджмента и формулы Дюпона достаточно, чтобы приступить к рассмотрению множества феноменов жизни предприятия. Но необходимо учесть некоторые нюансы.

1. Анализ обычно проводится за какой-то период по отчетности, составленной на определенную дату. Но на протяжении этого периода объем баланса, и отдельные его статьи претерпевают колебания, иногда весьма значительные. Поэтому серьезный финансист не поленится рассчитать соответствующие среднеарифметические, а еще лучше — среднехронологические величины. Это непременное условие получения реалистичных результатов анализа, пригодных для принятия разумных финансовых решений, может быть отнесено ко всем расчетам в финансовом менеджменте.

2. Необходимо быть внимательным при использовании формулы экономической рентабельности в вычислениях, включающих уровень эффекта финансового рычага (первая концепция): по причинам, более подробно излагаемым далее, из объема актива при этом необходимо вычитать объем кредиторской задолженности, т. е. тех заемных для предприятия средств, которые работают на достижение данного объема нетто-результата эксплуатации инвестиций, но не обладают в полной мере всеми классическими характеристиками кредита — платностью, срочностью, возвратностью. Нужно помнить, что часть расходов предприятия покрывается из средств, уже или еще не принадлежащих ему, но находящихся в его хозяйственном обороте — из предоплаты, задолженности работникам по оплате труда, соответствующей задолженности по платежам в Пенсионный фонд и по социальному страхованию, задолженности государству по налогам и т. д., т. е. из кредиторской задолженности, которая, тем не менее, не имеет отношения к эффекту финансового рычага. Последний описывает платные заимствования предприятия, в то время как в самом общем случае кредиторская задолженность для предприятия бесплатна. Ее, следовательно, нужно исключать из анализа, если в нем участвует эффект финансового рычага.

7 Курс по дисциплине «Финансовый менеджмент»

Терминология и базовые показатели финансового менеджмента