Организация управления налоговой системой

Тема 1.3. Организация управления налоговой системой.

План:

  1. Состав и структура налоговых органов.
  2. Права и обязанности налоговых органов.
  3. Субъект хозяйствования как плательщики налогов. Права и обязанности плательщиков налогов.
  4. Финансовые санкции как метод налогового контроля.

Состав и структура налоговых органов

Налоговые органы в Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему, состоящую из:

  1. Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений, а также полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы,
  2. органы государственных внебюджетных фондов, действия которых определены в рамках их компетенции согласно российскому законодательству.

Основные законодательные акты, определяющие правовой статус налоговых органов Российской Федерации следующие:

  1. Налоговый Кодекс, часть I
  2. Закон Российской Федерации «О налоговых органах РФ» от 21.03.91 № 943-1
  3. Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 № 5238-1

Главные цели и задачи налоговых органов по управлению налоговой системой РФ следующие:

  • контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
  • контроль за правильностью их исчисления,
  • контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных платежей.

Права и обязанности налоговых органов

Таблица 1

Права налоговых органов (ст. 31-33):

Закон «О налоговых органах РФ» №943 от 21.03.91

Кодекс

1. Производить в органах государственной власти, организациях и граждан проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (кроме документов, составляющих коммерческую тайну)

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

2. Получать от организаций и физических лиц различного вида документацию (бухгалтерский отчет, балансы, расчеты, декларации и иные документы) относительно хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимые для правильного налогообложения, в случае не предоставления документов приостанавливать операции по расчетным и иным счетам а банках

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

3. Обследовать любые помещения юридических лиц и граждан, если они используются (прямо или косвенно) для извлечения дохода.

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

4. Контролировать деятельность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью.

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

5. Требовать устранения выявленных нарушений.

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

6. Изымать у организаций документы с информацией, необходимой для целей налогообложения в порядке, установленном законодательством.

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

7. Выносить решение о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за нарушение налогового законодательства.

8. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пенни в порядке, установленном Налоговым Кодексом.

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

9. Предъявлять в суде (арбитражном) иски:

  • о запрещении заниматься индивидуальной трудовой деятельностью (в установленном порядке)
  • о ликвидации предприятий

- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

10. Налагать административные штрафы:

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

На кого

Сумма

1) Должностных лиц, виновных в сокрытии прибыли, а также отсутствии соответствующих документов бухгалтерской отчетности.

2 – 5 минимальных окладов оплаты труда,

повторно

5 – 10 минимальных окладов оплаты труда

2) Граждан, нарушивших законодательство о предпринимательской деятельности.

2 – 5 минимальных окладов оплаты труда,

повторно

5 – 10 минимальных окладов оплаты труда

3) За невыполнение п.2,3,5 настоящего перечня

2,5 – 5, если нарушается

11. Создавать налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля по ее погашению.

То же самое предусматривает Налоговый Кодекс

12. Осуществлять валютный контроль.

13.

Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.(см. Прим. 1)

14.

Привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, а также свидетелей, которым известны определенные обстоятельства.

Примечание 1. Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется согласно ст. 86.1 с 1.01.2000.

Цель данного контроля – установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.

К имуществу, которое контролируют налоговые органы относятся следующие объекты:

  • недвижимое имущество за исключением многолетних насаждений;
  • механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
  • акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, сберегательные сертификаты;
  • культурные ценности;
  • золото в слитках.

Налоговый контроль производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организации или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, сделок и прав на это имущество.

В связи с этим в данных организациях возникают обязанности:

  • орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество не позднее 15 дней после регистрации сделок купли – продажи должен направить в налоговой орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках;
  • по регистрации механических транспортных средств (срок в течение 15 дней) по месту своего нахождения;
  • ценным бумагам.

Не предоставление организаций или уполномоченным лицом информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Налогового Кодекса.

Если налоговые органы нашли несоответствие в доходах и расходах физического лица (или они не располагают информацией о доходах), то налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Физические лица при получении письменного требования налогового органа обязаны в течение 60 дней заполнить специальную декларацию с указанием всех источников использованных средств (с приложением заверенных копий – по требованию налоговых органов подлинник).

Обязанности налоговых органов в соответствии с Налоговым Кодексом:

А) Соблюдать законодательство о налогах и сборах

Б) Учет налогоплательщиков, а также контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах

В) Проводить разъяснительную работу по применению законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах

Г) Осуществлять возврат или учет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней.

Д) Соблюдать налоговую тайну (см. Прим. 2).

Е) Направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки в соответствии с действующим законодательством.

Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в следствие своих неправомерных действий за счет федерального бюджета (внебюджетных фондов) в порядке, установленном законодательством.

Органы налоговой полиции

Согласно статье 36 Налогового Кодекса задачами органов налоговой полиции являются:

  1. предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными нарушениями;
  2. обеспечение безопасности деятельности налоговых органов;
  3. предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

В связи с этим их полномочия следующие:

  • производить дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность по делам, относящимся к их ведению;
  • участвовать в налоговых проверках (при необходимости, о результатах которых должны сообщать в 10-дневный срок в налоговые органы);
  • оказывать содействие налоговым органам.

Примечание 2. Согласно ст.102 Налогового Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщике за исключением сведений:

  • разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия
  • об идентификационном номере налогоплательщика
  • о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения
  • предоставляемых налоговым (правоохранительным) органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (там, правоохранительными) органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Налоговая тайна не подлежит разглашению.