Организация управления налоговой системой
Тема 1.3. Организация управления налоговой системой.
План:
- Состав и структура налоговых органов.
- Права и обязанности налоговых органов.
- Субъект хозяйствования как плательщики налогов. Права и обязанности плательщиков налогов.
- Финансовые санкции как метод налогового контроля.
Состав и структура налоговых органов
Налоговые органы в Российской Федерации представляют собой единую централизованную систему, состоящую из:
- Министерства РФ по налогам и сборам и его территориальных подразделений, а также полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы,
- органы государственных внебюджетных фондов, действия которых определены в рамках их компетенции согласно российскому законодательству.
Основные законодательные акты, определяющие правовой статус налоговых органов Российской Федерации следующие:
- Налоговый Кодекс, часть I
- Закон Российской Федерации «О налоговых органах РФ» от 21.03.91 № 943-1
- Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 № 5238-1
Главные цели и задачи налоговых органов по управлению налоговой системой РФ следующие:
- контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах,
- контроль за правильностью их исчисления,
- контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и иных платежей.
Права и обязанности налоговых органов
Таблица 1
Права налоговых органов (ст. 31-33):
Закон «О налоговых органах РФ» №943 от 21.03.91 |
Кодекс |
|
1. Производить в органах государственной власти, организациях и граждан проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов (кроме документов, составляющих коммерческую тайну) |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
2. Получать от организаций и физических лиц различного вида документацию (бухгалтерский отчет, балансы, расчеты, декларации и иные документы) относительно хозяйственной деятельности налогоплательщика необходимые для правильного налогообложения, в случае не предоставления документов приостанавливать операции по расчетным и иным счетам а банках |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
3. Обследовать любые помещения юридических лиц и граждан, если они используются (прямо или косвенно) для извлечения дохода. |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
4. Контролировать деятельность граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью. |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
5. Требовать устранения выявленных нарушений. |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
6. Изымать у организаций документы с информацией, необходимой для целей налогообложения в порядке, установленном законодательством. |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
7. Выносить решение о привлечении органов, организаций и граждан к ответственности за нарушение налогового законодательства. |
||
8. Взыскивать недоимки по налогам и взыскивать пенни в порядке, установленном Налоговым Кодексом. |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
9. Предъявлять в суде (арбитражном) иски:
- о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
10. Налагать административные штрафы: |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
На кого |
Сумма |
|
1) Должностных лиц, виновных в сокрытии прибыли, а также отсутствии соответствующих документов бухгалтерской отчетности. |
2 5 минимальных окладов оплаты труда, повторно 5 10 минимальных окладов оплаты труда |
|
2) Граждан, нарушивших законодательство о предпринимательской деятельности. |
2 5 минимальных окладов оплаты труда, повторно 5 10 минимальных окладов оплаты труда |
|
3) За невыполнение п.2,3,5 настоящего перечня |
2,5 5, если нарушается |
|
11. Создавать налоговые посты в организациях, имеющих трехмесячную и более задолженность, в целях обеспечения контроля по ее погашению. |
То же самое предусматривает Налоговый Кодекс |
|
12. Осуществлять валютный контроль. |
||
13. |
Контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.(см. Прим. 1) |
|
14. |
Привлекать для налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, а также свидетелей, которым известны определенные обстоятельства. |
Примечание 1. Налоговый контроль за расходами физического лица осуществляется согласно ст. 86.1 с 1.01.2000.
Цель данного контроля установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам.
К имуществу, которое контролируют налоговые органы относятся следующие объекты:
- недвижимое имущество за исключением многолетних насаждений;
- механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;
- акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, сберегательные сертификаты;
- культурные ценности;
- золото в слитках.
Налоговый контроль производится должностными лицами налогового органа посредством получения информации от организации или уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию имущества, сделок и прав на это имущество.
В связи с этим в данных организациях возникают обязанности:
- орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество не позднее 15 дней после регистрации сделок купли продажи должен направить в налоговой орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках;
- по регистрации механических транспортных средств (срок в течение 15 дней) по месту своего нахождения;
- ценным бумагам.
Не предоставление организаций или уполномоченным лицом информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Налогового Кодекса.
Если налоговые органы нашли несоответствие в доходах и расходах физического лица (или они не располагают информацией о доходах), то налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества. Физические лица при получении письменного требования налогового органа обязаны в течение 60 дней заполнить специальную декларацию с указанием всех источников использованных средств (с приложением заверенных копий по требованию налоговых органов подлинник).
Обязанности налоговых органов в соответствии с Налоговым Кодексом:
А) Соблюдать законодательство о налогах и сборах
Б) Учет налогоплательщиков, а также контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах
В) Проводить разъяснительную работу по применению законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах
Г) Осуществлять возврат или учет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней.
Д) Соблюдать налоговую тайну (см. Прим. 2).
Е) Направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки в соответствии с действующим законодательством.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам в следствие своих неправомерных действий за счет федерального бюджета (внебюджетных фондов) в порядке, установленном законодательством.
Органы налоговой полиции
Согласно статье 36 Налогового Кодекса задачами органов налоговой полиции являются:
- предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными нарушениями;
- обеспечение безопасности деятельности налоговых органов;
- предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
В связи с этим их полномочия следующие:
- производить дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную деятельность по делам, относящимся к их ведению;
- участвовать в налоговых проверках (при необходимости, о результатах которых должны сообщать в 10-дневный срок в налоговые органы);
- оказывать содействие налоговым органам.
Примечание 2. Согласно ст.102 Налогового Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговыми органами сведения о налогоплательщике за исключением сведений:
- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия
- об идентификационном номере налогоплательщика
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения
- предоставляемых налоговым (правоохранительным) органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (там, правоохранительными) органами (в части сведений, предоставленных этим органам).
Налоговая тайна не подлежит разглашению.