Происхождение государства и права

PAGE 1

Тема 2. Происхождение государства и права

1. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

2. Причины и формы возникновения государства у разных народов.

3. Происхождение права.

4. Основные теории происхождения государства

2.1. Общая характеристика социальной власти и норм догосударственного периода.

Общество и государство существовали не всегда. Если первое возникло около 3 - 4,5 миллионов лет назад, то второе — всего лишь 5-6 тысяч лет назад. Сам человек как существо, производящее орудия труда, существует около 2 миллионов лет, и почти все это время изменения условий его существования приводили к изменениям самого человека - совершенствовались его мозг, конечности и пр. И только около 40 тыс. лет тому назад, когда возник человек современного типа - «хомо сапиенс», он перестал меняться, а вместо этого стало сначала очень медленно, а потом все более стремительно изменяться общество, что и привело около 50 веков тому назад к возникновению первых государств и правовых систем.

Общество — это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Оно представляет собой устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой общим интересом и взаимодействующих на основе общеобязательных норм и ценностей в целях удовлетворения индивидуальных потребностей.

Признаки общества1:

1. Общество – это человеческая общность, объединение людей, наделенных волей и сознанием. Объяснение общественной природы человека на протяжении всей истории, оставалось центральной проблемой всех теорий общества. Прежде всего, общество состоит из людей, индивидов, которых может быть больше или меньше, среди них могут быть бедные и богатые, равноправные и неравноправные, они могут быть более или менее одинаковыми или значительно различаться по характеру — тем не менее, ясно, что «кирпичиком» общества всегда является единичный человек. Очевидно, что как общество не существует без индивида, так и индивид не существует без него. Общество является не просто механическим объединением, совокупностью индивидов, а организацией, возникшей на основе определенных правил. Жить в обществе и быть свободным от общества — нельзя. Любое сообщество людей можно определить по тому, из каких индивидов оно слагается, а индивида в свою очередь можно определить по признаку, к каким сообществам он принадлежит. В общественной системе любой сложности и любого уровня организации люди выступают в качестве главного компонента, он действуют, организуясь в различные группы: национальные, сословные, классовые, политические, религиозные и т.п. Общество — это поле деятельности людей, которые создают историю.

2. Общество представляет собой объединение людей, взаимодействующих по поводу удовлетворения значимых для них потребностей.

3. Общество – это устойчивое и постоянное взаимодействие индивидов, объединенных на основе объективно сложившегося всеобщего интереса и порожденных им единых социальных целей.

4. Общество характеризуется наличием публичной власти, не совпадающей с населением, а также общеобязательных правил поведения, способных обеспечить на определенной территории упорядоточение социальных взаимодействий, защиту населения от внешней угрозы.

5. Общество – это социокультурная система, характеризующаяся общей системой ценностей, именуемой культурой.

Обществу2 присущи различные формы организации: на первобытно-общинной стадии — родоплеменная, позже — политическая. Политической форме общественной организации всегда соответствуют государство, обладающее аппаратом управления, законы и учреждения, контролирующие их исполнение.

Образованию государства предшествовал первобытно-общинный строй — древний тип коллективного или кооперативного производства, который был результатом беззащитности отдельного, обособленного человека перед окружающей природой. Трудовые навыки только формировались, орудия труда были примитивны. Однако с момента естественного возникновения коллективности труд человека становится совместным трудом всех членов общины, которая выступала экономической формой организации людей. Характер собственности был общим, иными словами, все орудия труда, добытые с их помощью средства к существованию (плоды, рыба, животные и т.п.) принадлежали всем. Поскольку орудия труда и средства к существованию использовались коллективно, распределение продуктов труда было уравнительным. Такая коллективность, общность была своеобразным «коммунизмом», но не как результат какого-либо обобществления, а как естественное состояние первоначально возникшей коллективности. Первобытное общество – замкнутая и самодостаточная социальная группа, в которой удовлетворялись все личные и общественные потребности при господстве промискуитета.

Экономика общества догосударственного периода характеризовалась:

низким уровнем производительности - все, что производилось, потреблялось;

наличием коллективной собственности;

отсутствием товарообмена и присутствие дарообмена.

В таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): реципроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

Именно в этот период начался переход от охоты и собирательства к производящей экономике, который в современной литературе именуется неолитической революцией (10-15 тыс. лет до н.э.), когда экономика развивалась по двум взаимосвязанным направлениям:

- совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, медь, бронза, железо и т.д.);

- совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и прочее; разделение труда, включая крупные общественные разделения труда, и т.д.).

Неолитическая революция привела к регулярному появлению прибавочного продукта. Фактическое увеличение производства во всех отраслях сделало рабочую силу человека способной производить большее количество продуктов, чем это было нужно для ее поддержания, следовательно, функция создания продукта и функция его присвоения расчленяются. То есть неолитическая революция являлась переходом от присваивающей экономике к производящей.

Важнейшим этапом на пути к государству явилась специализация производства, повлекшая за собой общественное разделение труда. Истории известно три основных разделения труда. Первоначально все члены первобытного общества занималось общей, одинаковой для всех деятельностью. Первое разделение труда произошло когда земледелие отделилось от скотоводства. Появление двух видов производства дало возможность осуществлять регулярный обмен, который в первую очередь развивался у кочевых народов, образ жизни которых постоянно приводил их в соприкосновение с чужими общинами и обмену продуктов. Проникновение товарных отношений в общину способствует ее разложению, ибо обмен есть главное средство обособления индивидов. Вторым крупным общественным разделением труда было отделение ремесла от земледелия. Внутри родовой организации постепенно складывается имущественная и производственная разобщенность, происходит значительное имущественное расслоение. Среди соплеменников появляются богатые и бедные. В период господства присваивающей экономики не было заметно наличие избыточного прибавочного продукта, а с появлением скотоводства, земледелия, ремесла регулярный обмен становится просто необходимым, возникают в довольно значительном масштабе товарные отношения, для осуществления которых требуются люди, специально занимающиеся обменом продуктов между общинами. Это приводит к третьему крупному общественному разделению труда — появлению класса купцов, социального слоя людей, которые уже не участвуют непосредственно в процессе производства, а занимаются только обменом продуктов. Они становятся неустранимыми посредниками между производителями (земледельцами, скотоводами, ремесленниками) и извлекают при этом прибыль.

Разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту производительности труда, человек стал производить больше, чем он потреблял - возник избыточный продукт и возможность накопления общественных богатств. Избыточный продукт, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Властная роль переходит к богатым людям, превращающимся в категорию управляющих. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру — государство, которое, прежде всего, служит инструментом реализации воли имущих.

Л.Г. Морган считал, что первобытно-общинный строй последовательно проходит несколько этапов в своем развитии.

1. Период дикости (каменный век, детство человеческого рода) большинство народов пережило примерно 30 тысяч лет назад, когда осуществлялось присвоение готовых продуктов природы, добываемых с помощью примитивных орудий труда, а искусственно созданные человеком предметы служили главным образом вспомогательными орудиями такого присвоения (камень, палка, копье и т.п.). Общественным устройством этого периода являлась стадная общность, первобытное стадо.

2. Период варварства подразделяется на две крупные эпохи: бронзовый век и железный век. В первой из них возникает домашнее животноводство, начинается возделывание сельскохозяйственных культур, усложняются и специализируются орудия труда для выполнения различных операций (появляются топор, нож, шило, скребок, наконечники стрел и копий и т.д.). Накапливается опыт производственной деятельности в виде специальных приемов трудовых операций в каждом конкретном деле. Предметы потребления стали результатом труда, например, прирученное животное, его приплод, урожай злаковых культур с засеянного поля (а не найденного готовым в природе). Изменились и производственные отношения — коллективное присвоение продуктов природы переросло в коллективное присвоение продуктов труда, а общее владение орудиями труда и продуктами потребления трансформировалось в общинную собственность.

Стала другой общественная организация — первобытное стадо преобразовалось в род как носитель и накопитель коллективного опыта труда, который постоянно совершенствовался. Родовая община - объединение людей, основанное на родственных связях, общности имущества и труда. На более поздних стадиях развития общества роды объединялись в племена, объединяющие близкие роды, а затем и союзы племен. Такое укрупнение позволило:

более эффективно противостоять силам природы,

использовать более совершенные приемы труда (например, охоту загоном),

успешнее отражать агрессию соседей и самим нападать на них: происходило поглощение более слабых, необъединенных.

способствовало более быстрому освоению новых орудий и приемов труда.

Однако сама возможность объединения в решающей мере зависела от уровня развития экономики, от производительности труда, определявших, какое количество людей могла прокормить определенная территория. В тот же исторический период возникла необходимость в управлении общественными делами, то есть потребность во власти, но государства еще не было в родовом устройстве общества.

По мере роста производительности труда накапливаются стада, которые вначале принадлежат всему племени, потом роду, затем отдельным патриархальным семьям; земля также сначала была общей собственностью, затем становится объектом пользования отдельных семей, закрепляется по наследству. У разных народов возникновение частной собственности вызывало различные формы расслоения на богатых и бедных, эксплуататоров и эксплуатируемых, что привело к появлению противоположных классов, наличию непримиримых, антагонистических противоречий между ними. До определенного времени эти противоречия были неявными, не проявлялись в открытом столкновении. Но развитие производства сопровождается усилением эксплуатации чужого труда, приводит к острым непримиримым конфликтам внутри общества. В данных условиях родоплеменные связи теряют свое значение, органы родового строя оказываются неспособными урегулировать общественные разногласия, возникающие в связи с частной собственностью. Поэтому появляется новая организация уже не всего общества, а только его части — собственников средств производства, для охраны сложившихся экономических отношений имущественного неравенства.

Управление и социальная власть в догосударственном обществе.

На этапе появления частной собственности и имущественного неравенства первобытно-общинное общество начинает испытывать кризис власти, потому что она возникла и действовала в обществе, где индивидуальные и общественные интересы совпадали, были едиными.

Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина - наиболее уважаемый член рода. Должность была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Должность старейшины не давала никаких привилегий (кроме уважения): он работал наравне со всеми и получал свою долю, как и все. Власть старейшины основывалась исключительно на его авторитете, уважении к нему других членов рода.

Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

С развитием общества постепенно осознается важность хорошего управления, руководства, и постепенно происходит его специализация, а то обстоятельство, что лица, осуществляющие управление, накапливают соответствующий опыт, постепенно приводит к пожизненному отправлению общественных должностей.

Органы первобытно-общинного строя постепенно перерождаются в органы военной демократии для ведения войн с соседними племенами, для навязывания воли сильных, богатых членов рода или племени своим соплеменникам.

Военная демократия3 выросла из общественной власти родового строя и явилась исторически последней формой древнего народоправства. С увеличением численности населения, объединением родственных племен в крупные племенные союзы, на основе которых постепенно складываются народности, формируется и система органов «военной демократии»: военный вождь племенного союза (базилевс, рекс, король, князь), совет вождей, народное собрание. Постепенно всё учащающиеся и усложняющиеся военные действия увеличивают роль вождя, а совет вождей, который ранее избирал вождя, оттесняется на второй план, на первый выдвигается дружина вождя, но ещё продолжает существовать народное собрание. С течением времени вождь трансформируется в правителя, а его приближённые в советников и наместников. Дружина превращается в войско. Таким образом, появляется публичная власть (не совпадающая с населением) располагающая аппаратом управления (бюрократия) и принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т.д.).

С завершением формирования классового общества организация общественной власти, основывавшейся на кровнородственных связях, даже и в форме «военной демократии» оказалась бессильной перед антагонистическими классовыми противоречиями. Необходимо было такое учреждение, которое могло бы защитить интересы класса эксплуататоров их частную собственность, эффективно подавлять сопротивление эксплуатации большинства общества. Этим учреждением и явилось государство. Таким образом, общество создает себе орган для защиты своих интересов от внутренних и внешних нападений.

В догосударственном обществе была необходимость регулировать производство и распределение, семейные, родственные и иные общественные связи. Социальное регулирование осуществлялось за счет:

  1. Нормативного регулирования (принуждения) - насилие в форме санкций: первобытные обычаи; табу; ритуалы; проторелигиозные нормы.
  2. Ненормативного регулирования (побуждения) - авторитет лидера, кровнородственные связи.

Социальная власть – способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение людей с помощью различных средств: принуждения, авторитета, права, морали, богатства, знания и т.д.

Признаками социальной (потестраной) власти, существовавшей в догосударственный период являются:

- формирование и действие ее только в пределах рода, выражение воли и базирование на кровных связях;

- носит анонимный характер, т.е. осуществляется всеми членами рода без создания специальных органов;

- не предполагает выделения из общества социальной группы, занятой управлением на постоянной основе и стоящей над обществом;

- непосредственно общественная ее сущность, построение на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

- органами власти являлись родовые собрания, советы старейшин, военачальники, вожди и т.п., которые решали все важнейшие вопросы жизнедеятельности общества. Их власть держится не на специальном аппарате принуждения и управления, а на их личных качествах и достоинствах, авторитете, харизме, силе, уме, опыте.

2.2. Причины и формы возникновения государства у разных народов.

Вопрос о происхождении государства является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая наука дают все новые знания о причинах этого происхождения. Причины и генезис объясняются в различных теориях возникновения государства: в теологической (божественная сила); в договорной (сила разума, сознание); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.

Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира шел разными путями. В теории государства и права их выделяют два: восточный и западный.

Восточный путь происхождения государства

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т. п.), были доклассовыми, они одновременно управляли сельские общины,, выступая организаторами производства.

В этих государствах наибольшее распространение получил «азиатский способ производства». Основные причины появления государства здесь тесно связаны с сельским хозяйством:

- требовались масштабные ирригационные работы в связи с засушливым климатом и развитием поливного земледелия;

- необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;

- необходимость единого, централизованного руководства этими массами.

Потребность в сооружении и эксплуатации сложных систем орошения превышало возможности отдельных общин и индивидуальное хозяйство было невозможным. Все произведенное общиной обобществлялось, а затем перераспределялось. Это перераспределение осуществлялось вождями и старейшинами, и именно в их руках скапливалось общественное достояние. Возникает родоплеменная знать, в распоряжении которой находилась общественная собственность в силу нахождения на определенной должности (оставляя должность, человек терял эту «собственность»). Государство возникает из родоплеменной знати.

Постепенно родоплеменная знать превращается в обособленную социальную группу, осуществляющую управление, которая все более отделяется от остальных членов общества, приобретает собственные, не совпадающие с обществом интересы.

Таким образом, этот (восточный или азиатский) путь возникновения государства отличается, прежде всего, тем, что политическое господство основывалось не на богатстве, а на отправлении какой-либо общественной функции, занимаемой должности.

Одной из главных предпосылок образования государства «по азиатскому пути» было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Административно-государственные структуры, появление которых жестко обусловливалось экономической необходимостью, складываются прежде, чем возникает частная собственность (главным образом на землю). На протяжении веков деспотическое государство не только было орудием классового господства, но и само служило источником классообразования, возникновения различных привилегированных групп и слоев. На Востоке узурпировались не сами средства производства, а управление ими.

Экономика основывается на государственной и общественной формах собственности. Существовала там и частная собственность. Верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако частная собственность не оказывала существенного влияния на экономику: решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Помимо всего, «частный» характер этой собственности был весьма условен, поскольку свою должность чиновник терял обычно вместе с имуществом, а нередко и вместе с головой.

Не оказывала серьезного влияния на экономику и частная собственность других групп - купцов и городских ремесленников. Во-первых, она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха; во-вторых, собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения, ремесленники же, проживающие в городах, вносили в общественное производство заметно меньший вклад, чем общины.

Восточное государство возникло до появления сословий. Общественная структура восточных государств сходна с пирамидой: наверху - неограниченный монарх, деспот; ниже - его ближайшие советники, визири; далее - чиновники более низкого ранга и т.д., а в основании пирамиды - сельскохозяйственные общины, постепенно терявшие родовой характер. Основное средство производства – земля - формально находится в собственности общин. Общинники считаются свободными, однако фактически все стало государственной собственностью, включая личность и жизнь всех подданных, которые оказались в безраздельной власти государства, олицетворенного в бюрократически-чиновничьем аппарате во главе с абсолютным монархом.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. В одних, как в Китае, рабство носило домашний, семейный характер. В других - Египте - было много рабов, которые, наряду с общинниками, вносили значительный вклад в экономику. Однако, в отличие от европейского, античного рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Вместе с тем все восточные государства имели много общего в главном. Все они были абсолютными монархиями, деспотиями; обладали мощным чиновничьим аппаратом; в основе их экономики лежала государственная форма собственности на основные средства производства (власть-собственность), а частная собственность имела второстепенное значение.

Западный путь возникновения государств

По-другому историческому пути шел процесс в европейских странах.

Афинское рабовладельческое государство возникает без внутреннего и внешнего насилия в результате появления частной собственности и раскола общества на сословия.

Экономическое неравенство наблюдается на раннем этапе разложения общинного строя: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда больше, чем у рядовых общинников. С развитием частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного собрания и передать власть своим представителям.

Конфликт между наследственной аристократией и массами сопровождался борьбой за власть группой обладателей частной собственности, нажитой морским грабежом и торговлей. В результате наиболее богатые собственники начали занимать ответственные государственные должности и господство родовой знати было ликвидировано.

Следовательно, для Афинского государства характерно, что оно возникает непосредственно из классовых противоречий, развивающихся в недрах родоплеменного общества. Постепенно формируемая частная собственность становится фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов и овладение ими публичной властью.

В Древней Спарте возникновение государства было обусловлено завоеванием спартанской общиной соседних территорий, население которых стало общинными (а не личными) рабами - илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить ими и держать в повиновении потребовала создания новых органов власти, нового аппарата. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и на землю и другие обстоятельства привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с жесткими методами управления.

В Риме процесс формирования классов и переход к государству растянулся на столетия. Римское государство возникает в процессе отделения родовой знати путём внутреннего насилия. В этот процесс вмешалась третья сила - плебс, которая имела богатство, но не имела прав. Борьба против родовой аристократии (патрициев) разделила общество на шесть классов. Чем богаче, тем выше положение в обществе.

В конце концов необходимость умерять столкновения различных социальных групп необъятной империи, удерживать в повиновении подвластные и зависимые эксплуатируемые народы приводит во II в. до н.э. к созданию мощной государственной машины.

Итак, в главном и основном процесс государствообразования в Риме был таким же, как и в Афинах. Разложение родоплеменного строя шло тем же путем, что и в Греции. Так же, как и в Греции, экономически сильная группа постепенно захватывает власть, формирует выгодные ей органы. Однако в Риме в эти процессы решительно вмешалась третья группа населения - плебеи. Представители пришлых племен, лично-свободные, не связанные с римским родом, они обладали торговым и промышленным богатством. Экономическое могущество плебеев возрастало. Их длительная борьба против патрициев - родовой римской аристократии, развернувшаяся в связи с укреплением частной собственности и углублением имущественной дифференциации, наложилась на процесс классообразования в римском обществе, стимулировала разложение родоплеменного строя, явилась своего рода катализатором хода образования государства.

Несколько иным путем шло формирование государства на Руси и в Франкском государстве. Этот путь получил наименование синтезного. Ранее в научной литературе этот путь возникновения государства не выделялся как самостоятельный, а просто оговаривались особенности этих государств в рамках западного пути. При таком пути возникновения государства происходит переход от родоплеменных отношений сразу к протофеодальному государству под воздействием политического и имущественного неравенства одновременно. Община сохраняется из-за внешней угрозы. Рабский труд не получает широкого применения из-за его неэффективности. Верхушка в лице вождя и дружины обретает богатство путём военных походов. Разорившаяся часть населения попадает под влияние богатой части, оказывается, таким образом, зависимой. В некоторых случаях на процесс образования государства оказывает решающее воздействие внешняя агрессия. Идёт активное заимствование государственности у других народов (Русь - Византия, Германия - Рим).

Европейский путь возникновения государства характеризуется следующими чертами:

Родовая знать оттесняется от власти богатой аристократией, военным, насильственным путём.

Основой государства является частная собственность.

Классы определяются по занимаемому отношению к собственности.

Политическое господство определяется количеством богатства.

Административная структура складывается после появления частной собственности.

Происхождение права.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породивших государство. "Мононормы" - были едиными, нерасчленёнными специфическими нормами, содержащими в себе нормы морали, религии, права. Мононормы носили универсальный характер, т.е. подходили на все случаи жизни. Складывались они стихийно, без участия каких-либо специально созданных органов. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного.

С точки зрения обязательности их выполнения можно выделить две группы мононорм:

Нормы-запреты (табу) - обеспечивались страхом перед божественной карой.

Нормы-ожидания - формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. К примеру, племя придерживалось легенды о происхождении от какого-либо хищного зверя, что сформировало представление о системе ценностей, главной из которых была жестокость, поэтому ожидалось, что мужчина защитит свою честь в поединке при любом оскорблении, и это являлось нормой, соответствующей этой ценности. Существовали они в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов, норм морали.

Особенностями первобытных обычаев является то, что

Выражали волю и интерес всего рода;

Их творцом был сам род, осуществляя такую функцию через народное собрание;

Обычаи действовали в силу привычки, и как правило исполнялись добровольно;

Не фиксировались письменно, а передавались от поколения к поколению;

Формировались лишь в тех сферах , где они были жизненно необходимы и обусловлены естественной потребностью;

В случаи нарушения обычаев применялись санкции не правового характера;

Члены рода по обычаю были равны перед лицом ответственности;

Обычаи теснейшим образом переплетались и взаимно дополняли традиции, ритуалы, табу.

В первобытном обществе существовали также и прото-религиозные нормы – это нормы, связанные с поклонением первобытным богам.

Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существует более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи4, расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались «право». Наиболее ценные из них в дальнейшем были санкционированы государством и стали важным источником права – обычным правом.

Признаки социальных норм, сложившихся в догосударственный период:

- отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени;

- существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

- обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами общественного убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

- ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу);

- выражали интересы всех членов рода и племени.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, ибо во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Согласно либертарно-юридической концепции5, право и государство возникают и действуют как две взаимосвязанные сословные части единой по своей сущности формы и порядка бытия признания, выражения и осуществления свободы людей в социальной жизни.

Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Право исторически возникло в форме обычаев. Если обычаи содержались в сознании и поведении людей, то правовые нормы начали оформляться уже письменно для всеобщего сведения, изначально путем их санкционирования государственной властью.

Так же как и государство, право имеет два пути происхождения:

Восточный путь происхождения права - характерен для стран, в которых господствующее положение занимала государственная собственность. Основной источник правовых норм - сборники нравственно-религиозных положений (поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). Нормы носят казуальный характер и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями монарха.

Западный путь происхождения права - присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая устанавливала равенство собственников. Нормы отличаются более высокой степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито гражданское право. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе нормы права возводятся в закон. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только, как правило, меньшей части общества.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволения и обязывания, создающие широкие возможности для разноуровнего упорядочивания общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы устанавливались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы – нормативных актов (законов, указов и др.);

3) прецедентное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными или административными органами и приобретающих характер образцов, эталонов для решения других аналогичных дел).

Основные теории происхождения государства

Еще в глубокой древности люди стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения государства и права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Рассмотрим наиболее известные теории происхождения государств:

1. Теологическая теория происхождения государства