Конспект урока-семинара по русскому языку, 8 класс


Конспект урока-семинара по русскому языку «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь»
Возрастная категория: для учеников восьмых классов.

Цели урока: формировать и последовательно закреплять навыки самостоятельной работы с дополнительной учебной литературой и другими информационными источниками с целью поиска новых знаний; развивать познавательные, творческие, интеллектуальные и коммуникативные способности, устную диалогическую и монологическую речь, интерес к русскому языку.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проигрыватель с большим экраном; три презентации учащихся на темы «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них», «Предложения с косвенной речью, возможность замены прямой речи косвенной», «Цитаты и знаки препинания при них»; белые стандартные листы формата А-4, на которых распечатан с помощью компьютера и принтера отрывок из романа И. А. Гончарова «» (по количеству парт или столов, занимаемых учащимися).

План урока-семинара

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач.

2. Демонстрация компьютерных презентаций, самостоятельно подготовленных учащимися.

3. Вопросы к выступающим докладчикам.

4. Чтение рецензий.

5. Обсуждение и анализ компьютерных презентаций и прослушанных рецензий.

6. Выполнение письменных заданий и упражнений.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-семинара. Ход урокаВесь класс заранее делится на группы, обладающие одинаковым количеством человек в них,- докладчиков и рецензентов, перед которыми будут поставлены различные цели и задачи.

1. Вступительное слово учителя. Постановка учебных задач. Учитель в своём вступительном слове рассказывает школьникам о том, что сегодняшний урок русского языка будет не совсем обычным, потому что он пройдёт в форме семинара, в ходе которого они займутся изучением нового для них раздела под названием «Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь». В процессе увлекательного исследования данных тем учащиеся узнают обо всех известных способах, при помощи которых становится возможной передача чужой речи, о том, каким образом можно заменить прямую речь косвенной, а также о правилах постановки знаков препинания в предложениях, содержащих цитаты, диалоги, прямую и косвенную речь.

2. Демонстрация компьютерных презентаций, самостоятельно подготовленных учащимися. Сформулировав учебные задачи, учитель предлагает учащимся перейти к следующему этапу урока-семинара – просмотру презентаций учащихся, которые были подготовлены ими в качестве домашнего задания.

Каждая из компьютерных презентаций должна иметь строго обязательную структуру и содержать в своём составе не менее пяти различных слайдов. Однако слишком много их тоже не должно быть в связи с ограничением урока определёнными временными рамками.

Итак, содержание и структура компьютерной презентации обычно бывают следующими. На первом по счёту слайде указывается тема презентации, на втором – имена и фамилии учащихся, которые работали над её созданием, а также информация о том, в каком классе и школе они обучаются. Третий слайд представляет собой сформулированный единственный проблемный вопрос, ответ на который должен заключаться в основной части презентации, занимающей одновременно некоторое количество слайдов. Предпоследний слайд содержит логически выводы, а на последнем из них в обязательном порядке указывается использованная в ходе подготовительной работы литература и адрес страниц Интернет-сайтов.

Первыми демонстрируют свою презентацию ученики, которым досталась тема «Предложения с прямой речью и знаки препинания в них». Проблемный вопрос: во всех ли случаях ставятся одинаковые знаки препинания в предложениях, которые содержат прямую речь или диалог? Далее, в основной части повествуется о том, что такое прямая речь и слова автора, каким образом они оформляются на письме в самых различных случаях. Причём теоретический материал, изложенный в презентации, иллюстрируется конкретными примерами, разнообразными таблицами, а также многочисленными графическими изображениями и схематическими чертежами и рисунками. Затем докладчики знакомят слушателей с краткой информацией о диалоге и знаках препинания при нём.

Далее на середину класса выходит вторая группа учащихся, которая будет демонстрировать свою презентацию на тему «Предложения с косвенной речью, возможность замены прямой речи косвенной». Проблемный вопрос заключается в следующем: какими известными способами можно заменить прямую речь косвенной? В основной части излагается теоретический материал о том, что такое косвенная речь, какие функции она выполняет в различных текстах, какова структура подобных предложений и знаки препинания, необходимые в них.

После просмотра очередной презентации третья группа участников семинара демонстрирует свою домашнюю работу под названием «Цитаты и знаки препинания при них», в ходе которой пытаются дать ответ на такой проблемный вопрос: наличие каких знаков препинания является необходимым при цитировании различных видов прозаических и стихотворных текстов? В основной части данной презентации вниманию зрителей и слушателей предлагается информация о том, что такое цитаты, раскрываются основные способы цитирования и знаки препинания при них.

3. Вопросы к выступающим докладчикам. Завершив демонстрацию всех компьютерных презентаций, учительобращается ко всем школьникам, обучающимся в данном классе, чтобы выяснить, есть ли у зрителей и слушателей вопросы к только что выступившим докладчикам по новому материалу. Если вопросы имеются, то участники задают их докладчикам, которые обязаны дать на них правильный, точный, чёткий и ясный ответ.

4. Чтение рецензий. Учащиеся, предварительно назначенные рецензентами, должны были заранее ознакомиться с компьютерными презентациями докладчиков, причём не только просмотреть и изучить их, но и написать краткие рецензии к ним на отдельных стандартных листах формата А-4.

На данном этапе урока-семинара рецензенты зачитывают свои рецензии в порядке установленной очерёдности, а остальные участники внимательно слушают, подготавливаясь тем самым к их активному обсуждению и анализу.

5. Обсуждение и анализ компьютерных презентаций и прослушанных рецензий. Прослушав все подготовленные рецензии, учитель предлагает школьникам высказать свои личные мнения и собственные точки зрения по поводу продемонстрированных их вниманию компьютерных презентаций и рецензий на них. Так начинается следующий этап семинара – обсуждение и анализ. Завершается он определением лучшей презентации и выбором самой объективной рецензии путём проведения всеобщего голосования.

6. Выполнение письменных задач и упражнений. Закончив работу по теории, учитель предлагает учащимся непосредственно перейти к практической части семинара.

Практическое задание № 1. В качестве первого письменного задания он раздаёт ученикам белые стандартные листы формата А-4 (по одному листу на стол или парту), на которых распечатан следующий отрывок из романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов»:

«Илья Ильич лёг на спину, но не вдруг заснул. Он думал, думал, волновался, волновался…

Но на самом-то деле эти два несчастья, то есть зловещее письмо старосты и переезд на новую квартиру, перестали тревожить Обломова и поступали уже только в ряд беспокойных воспоминаний.

«До бед, которыми грозит староста, ещё далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков «водворят на место жительства», как он пишет».

«И куда это они ушли, эти мужики? – думал он и углубился более в художественное рассмотрение этого обстоятельства. – Поди, чай, ночью ушли, по сырости, без хлеба. Где же они уснут? Неужели в лесу? Ведь не сидится же! В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере…» И что тревожиться? – думал он».

Мысль о переезде тревожила его несколько более. Это было свежее, позднейшее несчастье; но в успокоительном духе Обломова и для этого факта наступала уже история. Хотя он смутно и предвидел неизбежность переезда, тем более, что тут вмешался Тарантьев, но он мысленно отдалял это тревожное событие своей жизни хоть на неделю, и вот уже выиграна целаянеделяспокойствия!

«А может быть, ещё Захар постарается так уладить, что и вовсе не нужно будет переезжать, авось обойдутся: отложат до будущего лета или совсем отменят перестройку: ну, как-нибудь да сделают! Нельзя же в самом деле…переезжать!..»

Так он попеременно волновался и успокаивался, и, наконец, в этих примирительных и успокоительных словах авось, может быть и как-нибудь Обломов нашёл и на этот раз, как находил всегда, целый ковчег надежд и утешений, как в ковчеге завета отцов наших, и в настоящую минуту он успел оградить себя ими от двух несчастий».

Когда школьники прочитают про себя предложенный их вниманию текст, учитель задаёт им вопросы по новому, только что изученному материалу:

- Встретились ли вам в этом отрывке из художественного произведения какие-нибудь способы передачи чужой речи? Выпишите из данного текста только такие предложения, в которых имеются цитаты, диалог, прямая или косвенная речь. Составьте схемы каждого из них.

Один ученик работает на доске, а все остальные – в своих тетрадях.

Ответы учеников:

- В этом тексте есть предложения с прямой речью, которые состоят из слов автора и непосредственно прямой речи.

1) «До бед, которыми грозит староста, ещё далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков «водворят на место жительства», как он пишет».

Схема данного предложения: «П, - а, - а».

2) «И куда это они ушли, эти мужики? – думал он и углубился более в художественное рассмотрение этого обстоятельства. – Поди, чай, ночью ушли, по сырости, без хлеба. Где же они уснут? Неужели в лесу? Ведь не сидится же! В избе хоть и скверно пахнет, да тепло, по крайней мере…»

Схема предложения: «П? – а. – П».

3) «И что тревожиться? – думал он. – Скоро и план подоспеет – чего ж пугаться заранее? Эх, я…»

Схема предложения: «П? – а. – П».

- Кроме того, в этом тексте присутствует такое предложение с прямой речью, в котором полностью отсутствуют слова автора. Например:

«А может быть, ещё Захар постарается так уладить, что и вовсе не нужно будет переезжать, авось обойдутся: отложат до будущего лета или совсем отменят перестройку: ну как-нибудь да сделают! Нельзя же в самом деле…переезжать!..»

Схема предложения: «П».

- Также в данном отрывке из художественного произведения встречается одна цитата, когда главный персонаж романа как будто цитирует слова из письма своего старосты:

«До бед, которыми грозит староста, еще далеко, - думал он, - до тех пор многое может перемениться: авось дожди поправят хлеб; может быть, недоимки староста пополнит; бежавших мужиков “водворят на место жительства”, как он пишет.

Цитатой здесь являются слова «водворят на место жительства», которые входят в авторскую речь в качестве части предложения, поэтому они пишутся с маленькой буквы и обозначаются кавычками.

Завершив работы с данным практическим заданием, учитель предлагает школьникам следующее.

Практическое задание № 2. Одного из учеников он вызывает к доске, а остальные учащиеся записывают под диктовку в своих тетрадях предложения с цитатами. В данном случае их задача заключается в том, чтобы правильно расставить знаки препинания в них. Для подобной работы могут рекомендоваться предложения, перечисленные далее.

1) Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой утверждал: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

Ответ учеников:

- Только что записанное предложение содержит в своем составе цитату, которая является прямой речью, находясь рядом со словами автора.

Далее учитель предлагает учащимся изменить это предложение таким образом, чтобы использованная в нем цитата вошла в авторскую речь, являясь одной из ее составляющих частей.

Ответ учеников:

- Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой называл спокойствие «душевной подлостью», а «а чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться».

Затем ученики записывают предложение с цитатой, но уже в переделанном варианте. Один из них работает на доске, а остальные школьники – в своих тетрадях.

После этого учитель приглашает для работы на доске другого ученика, который должен записать предложение с цитатой, правильно расставив в нем знаки препинания, и охарактеризовать его.

2) Николай Васильевич Гоголь писал в «Авторской исповеди», что в пьесе «Ревизор» он «решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

Ответ учеников:

- В данном случае цитата введена в авторскую речь и является частью предложения

Учитель озвучивает практическое задание:

- Переделать и записать это предложение таким образом, чтобы данная цитата оказалась прямой речью, находящейся рядом со словами автора.

Ответ учеников:

- Николай Васильевич Гоголь писал в «Авторской исповеди»: « В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всеми».

Далее учитель вызывает к доске третьего школьника для работы над следующим предложением. Практическое задание к нему же, как и к предыдущим предложениям.

3) Русский писатель - сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вспоминал: «Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем. Вес ужасы этой вековой кабалы я видел в их наготе».

Ответ учеников:

- В этом предложении цитата находится при ловах и является прямой речью.

Учитель озвучивает практическое задание к нему. Оно такое же, как и к предыдущим записанным предложениям. Надо переделать его таким образом, чтобы цитата, являющаяся прямой речью, превратилась в одну из составляющих частей предложения, войдя в речь автора.

Ответ учеников:

- Русский писатель - сатирик Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин вспоминал, что он «вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками, и наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем», следовательно « все ужасы этой вековой кабалы видел в их наготе».

Далее для работы на доске учитель назначает другого учащегося.

4) «Мы уже сказали, что конец пьесы… кажется нам отрадным, – писал Николай Александрович Добролюбов в своей критической статье «Луч света в темном царстве»,- легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».

Ответ учеников:

- Здесь цитата оформлена как прямая речь, причем слова автора, находящиеся в непосредственной близости к ней, разрывают ее, разделяя подобным способом на две половины.

Задание учителя:

- Переделайте предложение таким образом, чтобы прямая речь представляла собой единое целое, а слова автора не разрывали ее пополам.

Ответ учеников:

- В своей критической статье «Луч света в темном царстве» Николай Александрович Добролюбов писал: «Мы уже сказали, что конец пьесы… кажется нам отрадным; легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».

Задание учителя:

- А теперь изменяем получившееся предложение таким образом, чтобы прямая речь частью авторской речи, однако писалась с маленькой буквы и в кавычках.

Ответ учеников:

- По мнению Николая Александровича Добролюбова, которое он изложил в своей критической статье «Луч света в темном царстве», «конец пьесы… кажется нам отрадным; легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами».

Для работы с другим предложением (записи, характеристики, объяснения постановки знаков препинания и выполнения практического задания к нему) к доске приглашается очередной ученик.

5) Известный литературный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский считал роман в стихах «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением Пушкина, самым любимым дитём его фантазии», утверждая при этом, что «можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».

Ответ учеников:

- Здесь цитата введена в авторскую речь в качестве составляющей части этого предложения.

Задание учителя:

- Передать предложение таким образом, чтобы цитата превратилась в прямую речь, находящуюся при словах автора.

Ответ учеников:

- Известный литературный критик XIX века Виссарион Григорьевич Белинский писал: «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина».

Практическое задание № 3. Сочинить фрагмент текста под названием «Телефонный разговор двух сестёр» и записать его в форме диалога в своих тетрадях, расставляя при этом необходимые знаки препинания.

Далее учитель предоставляет учащимся несколько минут для выполнения этого практического задания, а сам засекает время. В среднем на придумывание и составление диалога должно быть использовано приблизительно три минуты. Далее следует этап их проверки, когда участники урока-семинара зачитывают то, что у них получилось, попутно комментируя написание и правила постановки знаков препинания. Например, диалог на тему « Телефонный разговор двух сестёр» может быть следующим:

Рано утром в квартире Татьяны раздался телефонный звонок. Девушка подняла руку и сказала:

- Я слушаю вас!

- Танюша, здравствуй! – услышала она в ответ голос своей двоюродной сестры Натальи.

- Доброе утро, дорогая!

- Как у тебя дела?

- Спасибо, всё хорошо. А у тебя?

- И у меня тоже всё в порядке. Может быть, сходим сегодня вечером в кинотеатр на премьеру нового фильма?

- С удовольствием! Будет очень интересно!

- Тогда до вечера. Встречаемся в фойе кинотеатра.

- Хорошо, тогда договорились. До встречи!

Здесь школьники должны отметить и особенно подчеркнуть тот факт, что каждая очередная реплика диалога пишется с новой строчки, при этом перед ней необходимо поставить тире, однако не выделять слова кавычками.

7. Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока-семинара. Когда школьники успешно справятся со всеми практическими заданиями и упражнениями, учитель подводит итоги урока-семинара, обобщая ту новую информацию, с которой они сегодня обзорно познакомились. Также в своём заключительном слове он акцентирует внимание учащихся на том, что на последующих уроках русского языка они продолжат повторение и закрепление данных тем. Кроме того, на данном этапе преподаватель выставляет ученикам оценки за работу на уроке, при этом кратко рецензируя и аргументируя их.