Введение в эргономику. Структура эргономики, основные понятия эргономики Цель и задачи эргономики

Лекция 7.

Предмет эргономика (2 лекции, лекция 1-я).

Введение в эргономику. Структура эргономики, основные понятия

эргономики Цель и задачи эргономики.

Введение

Эргономика (от др.-греч. — работа и — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма.

Более широкое определение эргономики, принятое в 2010 году Международной Ассоциацией Эргономики (IEA (англ.), звучит так:«Научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы»

Термин в написании "ergonomia" (эргономия) впервые был использован польским ученымВойцехом Ястшембовским в 1857 году в его работе "План эргономики, т.е. науки, основанной на истинах, взятых из естественных наук" (польск. "Rys ergonomji czyli nauki o pracy, opartej na prawdach poczerpnitych z Nauki Przyrody").

Дальнейшее развитие получила в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности. Первые исследования в этой области начали проводиться в СССР, Великобритании, США и Японии.

Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, ав ФРГ — антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

В 1986 году профессором А. Е. Аствацатуровым был введён термин«инженерная эргономика», а также его методы и методологическая основа.

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.

Возникновение эргономики обусловлено бурными темпами научно-технического прогресса и возрастанием роли человеческого фактора в общественном производстве. Внедрение мощных современных машин, автоматизация и механизация труда, роботизация и компьютеризация остро ставят вопросы о взаимоотношениях человека и техники.

В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и «цена» ошибки человека при управлении сложными системами. Об этом свидетельствуют постоянно происходящие техногенные аварии на различных электростанциях, крупнейших химических заводах,крушения поездов, столкновения судов и падения самолетов. К сожалению, этот печальный перечень продолжается.

Анализ перечисленных событий показывает, что во многих случаях, кроме явных ошибок людей, в конструкциях технических средств и систем управлениянедостаточно учитывались психологические, физиологические и другие особенности и возможности человека. Поэтому события продолжаются. Это связано с тем, что остаются плохо исследованными системы, в которых эти нарушения возможны, и причины, приводящие к возникновению ошибок при взаимодействии человека и техники.

Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отдельные рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т. п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.

Возникновение и тенденции развития эргономики

Основной и определяющей силой поступательного развития общества является труд, материальное производство. В процессе труда человек целенаправленно перерабатывает материалы, энергию и информацию, совершенствует свои навыки к труду, свой производственный опыт, свое умение овладевать силами природы, развивает свои природные способности, мозг и органы чувств.

Использование орудий труда (наряду с общением и речью) является важнейшим фактором развития человека и общества. При создании орудий труда с давних пор учитывались те или иные свойства и возможности человека, использовался накопленный опыт. Поэтому эргономические вопросы решались эмпирическим путём.

Только в условиях капиталистического производства (особенно в связи с внедрением машинного производства) эта эмпирическая система стала проявлять признаки несоответствия потребностям.Возникла объективная потребность применения научного подхода к процессу труда.

Научное изучение трудовой деятельности связывают с именем основателя школы научного менеджмента американского инженера Фредерика Уинсенд Тейлора (1856–1915)и его учеников – супругов Фрэнка (1868–1924) и Лилиан Гилберт (1878-1972).

В результате их исследований была создана и внедрена в производствоконцепция инженерного проектирования методов работы и положено начало эргономике, хотя тейлоризм рассматривал человека как часть машины или как приложение к ней. На правах исходной определенности бралась машина в её механических свойствах, ачеловек в такой системе рассматривался тоже по механическим способностям и возможностям. В таком подходе выхолащивается интеллектуальное содержание труда, так как в машине этому содержанию неоткуда появиться.

Дальнейшее развитие производства вызвало необходимость учета психологической стороны процесса труда. Поэтому были исследованы психологические свойства человека в процессе труда: восприятие, память, мышление, способность концентрировать внимание и др., а также разработаны некоторые психодиагностические методы отбора рабочей силы для реализации определенных трудовых процессов. Выполненные исследования составили следующий важный этап в становлении эргономики и способствовали все большему приспособлению машины к человеку.

В концеXIX и в началеXX в. в промышленно развитых странах мира (США, Англии, Германии, Японии и др.) организуются специальные лаборатории, кафедры и институты, изучающие влияние трудовых процессов и производственной среды на организм человека. В это время бурно развивались психология, физиология и гигиена труда. Результаты исследований этих наук нашли свое применение в промышленном производстве. Так, например,концепция инженерного проектирования методов работы Ф. Тейлора, его идея о разделении работы на самые простые операцииГ. Форда и других конвейерных производств, сыгравших столь значительную роль в росте экономической мощи США в первой половине ХХ в.

По оценке П. Друкера:«С тех пор как Тейлор стал внедрять свои принципы, производительность труда в развитых странах увеличилась раз впятьдесят. Этот беспрецедентный рост и явился основой для повышения материального благосостояния и улучшения качества жизни населения передовых стран…

К 1930 г. система научного управления Тейлора вопреки сопротивлению со стороны профсоюзов и интеллигенции получила широкое распространение во всех развитых странах…»

в 1918 г. рекомендована им же для внедрения: «...Учиться работать – эту задачу Советская власть должна поставить перед народом во всем ее объеме. Последнее слово капитализма в этом отношении, система Тейлора, – как и все прогрессы капитализма, – соединяет в себе утонченное зверство буржуазной эксплуатации и ряд богатейших научных завоеваний в деле анализа механических движений при труде, изгнания лишних и неловких движений, выработки правильнейших приемов работы, введения наилучших систем учета и контроля и т. д. Советская республика, во что бы то ни стало должна перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области… . Надо создать в России изучение и преподавание системы Тейлора, систематическое испытание и приспособление ее».

Система Тейлора или тейлоризм получила широкое распространение в нашей стране в годы советской власти. Она была известна под названиемНОТ – научная организация труда.

Также идеи Тейлора высоко оценивались в России видными учеными, например, академиком В.М. Бехтеревым, и в 20-х гг. нашли своих горячих сторонников среди организаторов социалистического строительства, тем более, что сходные представления, достаточно независимо от Тейлора, развивались в среде российских ученых. Вместе с тем была и критика, которая основывалась на придании приоритета идее узкой специализации.

Поэтому российские ученые сформулировали в 20–З0-е гг. принципиально другой подход к организации труда –проектирование и создание технических средств и технологических процессов, обеспечивающих человеку нормальные условия работы, охрану труда и здоровье работающих.

B.М. Бехтерева и его ученика академика В.Н. Мясищевабыла выдвинута идея создания научной дисциплины – эргологии (учение о работе человека), название которой год спустя уточнили как эргонология (учение о законах работы).

Н.М. Добротворский, Н.В. Зимкин, Н.А. Эппле и другие ученые развивали идеи эргономического содержания и одними из первых в мировой практике выполнили прикладные работы в этой области. Однако эта идея не была осуществлена, и СССР в области этих разработок был «успешно» отодвинут на вторые позиции в мировой эргономической науке.

Дальнейшее развитие техники предъявляло повышенные требования к человеку, нередко вынуждая его работать на пределе психофизиологических возможностей.

К 40-м гг. нашего столетия во многих областях техники, физиологии, биологии, психологии и других наук были достигнуты выдающиеся успехи, использованные в годы Второй мировой войны для создания оружия и сложной военной техники, однако эффективно использовать ее не могли даже тщательно обученные и отобранные военные.Производительность системы «человек-машина» оказалась ограничена возможностями человека, а не машины. Когда оказались исчерпанными возможности профессионального отбора и обучения, на первый план выступилапроблема приспособления техники и условий труда к человеку.Этот новый подход к решению проблем потребовал привлечения к совместной работе специалистов различного профиля: инженеров,анатомов, физиологов и психологов.

После Второй мировой войны начались работы по обобщению достигнутого опыта и применению его к решению индустриальных проблем. Важным шагом в этом направлениибыло образование группой английских ученых, возглавляемых К. Марреллом, в 1949 г. в Англии Эргономического научно-исследовательского общества.Так возникло объединение ученых смежных научных дисциплин для совместной работы по решению общих проблем в проектировании эффективной трудовой деятельности человека, использующего в процессе работы технические средства и системы. Для обозначения новой научной области был использован термин «эргономика». Позже выяснилось, что этот термин впервые был предложен еще в1857 г. польским естествоиспытателем Войтехом Ястшембовским (W. Jastrzembowski), опубликовавшим работу «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе». В этой книге впервые предпринята попытка построить модель деятельности человека, базирующуюся на законах естествознания.

Название «эргономика» также было выбрано в связи с тем, что новая область знаний не принадлежала полностью ни к одной из известных наук.В некоторых странах эта научная дисциплина имеет иные названия: в США – «исследование человеческих факторов» (Human Factors), в ФРГ – «антропотехника» и др.,но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

Эргономика (от греч.ergon работа, действие;nomos закон) –новая научная дисциплина возникла в результате двух одновременно действующих процессов: дифференциации и интеграции научных знаний.

Дифференциация нашла отражение в выделении эргономики из науки о трудовой деятельности человека, а интеграция – в использовании областей знаний, смежных с трудовой деятельностью человека. Таким образом, эргономика развивается в тесном контакте с другими науками.Эти междисциплинарные связи носят двусторонний характер, обогащая взаимодействующие науки.

Эргономика, так или иначе, связана со всеми науками, предметом исследования которых является человек как субъект труда, познания и общения.Ближайшей для неё отраслью психологии является инженерная психология, задачей которой является изучение и проектирование внешних средств и внутренних способов трудовой деятельности операторов.

Эргономика не может абстрагироваться от проблем взаимосвязи личности с условиями, процессом и орудиями труда, которые являются предметом изучения психологии труда.Она тесно связана с физиологией труда, которая является специальным разделом физиологии, посвященным изучению изменений функционального состояния организма человека под влиянием его рабочей деятельности и физиологическому обоснованию научной организации его трудового процесса, способствующей длительному поддержанию работоспособности человека на высоком уровне.

Эргономика использует данные гигиены труда, которая является разделом гигиены, изучающей влияние производственной среды и трудовой деятельности на организм человека и разрабатывающей санитарно-гигиенические мероприятия по созданию здоровых условий труда.

Эргономика по природе своей занимается профилактикой охраны труда, под которой подразумевается комплекс правовых, организационных, технических, экономических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности труда и сохранение здоровья работающих.

Эргономический подход к изучению трудовой деятельности не дублирует исследований, проводимых в сфере психологии, физиологии и гигиены труда, но опирается на них и дополняет их.

Исследуя взаимосвязь с другими науками необходимо заметить, что эргономика опирается на комплекс базовых дисциплин (но дисциплин чрезвычайно разнородных), которые не поддаются непосредственной стыковке друг с другом (рис. 1).

Рис. 1. Междисциплинарные связи эргономики

Кроме того, следует выделить междисциплинарные связи эргономики с группами смежных общественных, естественных и технических наук.

Взаимосвязь с общественными дисциплинами проявляется в том, что в основе теоретических положений эргономики лежит представление о труде как особой фундаментальной сфере человеческой деятельности, понимание того, что она не сводится к совокупности чисто механических операций, а представляет собой форму реализации и развития способностей индивида как личности.

С естественнонаучными дисциплинами эргономика связана учетом физиологических, биофизических, биомеханических, психологических закономерностей трудовой деятельности.

Взаимосвязь эргономики с техническими науками обусловлена тем, что она возникла на базе современной техники и тех разнообразных требований, которые технические средства предъявляют к взаимодействующему с ними человеку.

Первоначально эргономика во всем мире развивалась медленно. Это было связано с тем, что эргономические рекомендации предполагали внесение изменений в уже существующие технические системы (коррективный этап развития эргономики). Решение проблемы заключалось в том, чтобы выработать соответствующие рекомендации до создания системы (проективный этап развития эргономики).

Научно-техническая революция способствовала развитию эргономики в США, Японии, ФРГ, Англии и других промышленно-развитых странах. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации, создание специальных ежемесячных журналов, подготовка кадров в области эргономики.С середины 50-х гг.эргономика интенсивно развивается во многих странах мира:в эти годы в промышленно развитых и многих развивающихся странах стали образовываться национальные эргономические ассоциации или общества; создана Международная эргономическая ассоциация (1961), в которой представлено свыше 30 стран; раз в 3 года проводятся международные конгрессы поэргономике; в Международной организации по стандартизации ISO (International Organization for Standardization) образован технический комитет «Эргономика». В Великобритании с 1957 г. издается журнал «Ergonomics», ставший официальным органом Международной эргономической ассоциации, а также журналы «Applied Ergonomics» (с 1969 г.) и «Ergonomics Abstracts» (с 1969 г.); журналы эргономического профиля издаются также в Болгарии, Венгрии, США, Франции, России. В Великобритании, Канаде, Польше, Румынии, США, Франции, ФРГ и Японии разрабатываются учебные программы и ведется подготовка специалистов в областиэргономики в университетах и других высших учебных заведениях.

Современные исследования оценки социально-экономической эффективности внедрения эргономических разработок подтверждают, что эргономические мероприятия дают от 2 до 5 % повышения производительности труда. Во всем мире дизайн и эргономика считаются выгодной, прибыльной сферой приложения средств.

Крупнейшая авиастроительная компания«Боинг» в США тратит на эргономические исследования и профилактику заболеваний у своих рабочих в три раза больше средств, чем на закупку «летающего» металла алюминия, привлекая к решению возникающих проблем лучших специалистов по физиологии труда и эргономике. На настоящем этапе практически все средние и крупные промышленные предприятия экономически развитых стран имеют в своем штате специалистов по эргономике.

В России второе рождение эргономики как самостоятельной научной дисциплины произошло в конце 50-х – начале 60-х гг.XX в. В 1972 г. в Москве была проведена Международная конференция ученых и специалистов стран-членов СЭВ по вопросам эргономики, способствовавшая дальнейшему развитию и координации научных исследований и практическому внедрению их результатов в сферу производства.

За время существования эргономики как дисциплины менялись ее приоритеты, появлялись новые специфические направления, основные усилия специалистов всегда концентрировались на наиболее актуальных задачах развития науки и проблемах проектирования новых изделий и технологий.

Так, если 20–30 лет назад основные работы велись в областях (в порядке убывания приоритетности) антропометрии, физиологии труда, проектирования труда, биомеханики, психологии, то в последнее десятилетие приоритеты эргономики существенно сместились в областьбезопасности, проектирования труда, биомеханики, напряженности труда, интерфейса «человек-компьютер».Биомеханика и физиология труда не доминируют, как в прошлом, но возник их новый аспект, связанный с расстройствами опорно-двигательного аппарата, обусловленный ростом части людей, работающих на компьютеризированных местах.

Можно охарактеризовать развитие эргономики по десятилетиям как:

1950-е – военная эргономика;

1960-е – промышленная эргономика;

1970-е – эргономика товаров широкого потребления;

1980-е – интерфейс «человек-компьютер» и эргономика программного обеспечения;

1990-е – когнитивная и организационная эргономика.

Хотя эргономистам часто приходится работать в специфических экономических секторах или прикладных областях, как например транспорт или управление конкретными технологическими процессами, эти прикладные области не являются строго ограниченными и постоянными. Существуют общие межотраслевые подобласти специализации внутри эргономической дисциплины, связанные с наиболее общими свойствами человека. Эти подобласти специализации относятся в большей степени к особенностям человеческого звена, чем к свойствам социо-технической системы в целом.

К началу ХХI в. выделились три главных направления внутри эргономики:

1) эргономика физической среды, рассматривающая вопросы, связанные с анатомическими, антропометрическими, физиологическими и биомеханическими характеристиками человека, имеющими отношение к физическому труду. Наиболее актуальные проблемы включают рабочую позу, обработку материалов, расстройства опорно-двигательного аппарата, компоновку рабочего места, надежность и здоровье;

2) когнитивная эргономика связана с психическими процессами, такими как, например, восприятие, память, принятие решений, поскольку они оказывают влияние на взаимодействие между человеком и другими элементами системы. Соответствующие проблемы включают умственный труд, принятие решений, квалифицированное выполнение, взаимодействие человека и компьютера, акцент делается на подготовке и непрерывном обучении человека при проектировании социо-технической системы;

Когнитивность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие применяется по отношению к психическим процессам личности и особенно к так называемым «психическим состояниям» (убеждениям, желаниям и намерениям).

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая акт познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии

3) организационная эргономика рассматривает вопросы, связанные с оптимизацией социо-технических систем, включая их организационные структуры и процессы управления. Проблемы включают рассмотрение системы связей между индивидуумами, управление групповыми ресурсами, разработку проектов, кооперацию, групповую работу и управление.

Таким образом, становление и развитие эргономики отражает объективные потребности общественного производства в синтезе достижений социально-экономических, естественных и технических наук применительно к задачам исследования и проектирования организации труда, повышения его эффективности и качества

Структура эргономики, основные понятия эргономики

В ходе своего исторического развития эргономика сформировалась и оформилась как наука. Стала привычной основная терминология, используемая в эргономике, хотя в ней широко применяются термины смежных дисциплин: физиологии, психологии, анатомии, системотехники и др.

Хорошее знание языка дисциплины является основой для ее успешного изучения и применения.

Оператор – любой человек, управляющий машиной, связанный с оперативным управлением процессами, причем главным образом в механизированных и автоматизированных системах управления. Для целей эргономического анализа выделяют пять классов операторской деятельности:

  1. оператор-технолог. Он непосредственно включен в технологический процесс, работает в режиме немедленного обслуживания, совершает преимущественно исполнительные действия, руководствуясь при этом инструкциями, содержащими, как правило, полный набор ситуаций и решений. Основными в его деятельности являются функции формального перекодирования и передачи информации;
  2. оператор-манипулятор. К числу функций такого оператора относится управление манипуляторами, роботами, машинами – усилителями мышечной энергии;
  3. оператор-наблюдатель, контролер. К ним относятся операторы слежения радиолокационных станций, диспетчеры энергетических, транспортных систем и т. п. Это классический тип оператора, наиболее исследованный и описанный в литературе. Для него характерен большой объем информационных потоков. Он может работать как в режиме немедленного, так и в режиме отсроченного обслуживания;
  4. оператор-исследователь. Для него характерно использование аппарата понятийного мышления и опыта, заложенных в образно-концептуальных моделях. К числу таких операторов относятся пользователи вычислительных систем, дешифровщики и анализаторы объектов или изображений и т. д.;
  5. оператор-руководитель. Он управляет не техническими компонентами системы или машины, а другими людьми. Это управление может осуществляться как непосредственно, так и опосредствованно – с помощью технических средств и каналов связи. Большое значение в его деятельности имеет учет не только возможностей и ограничений машинных компонентов системы, но и особенностей подчиненных. Основной режим деятельности оператора-руководителя – оперативное мышление.

В сферу изучения эргономики включают также труд, выполняемый вручную. В этом случае оператором становится человек, выполняющий трудовые действия на любом рабочем месте.

Машина – любое техническое устройство, предназначенное для целенаправленного изменения материи, энергии или информации с целью замены или облегчения физического и умственного труда человека.

Машинами в эргономике являются:

  • производственная техника (машины, механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, средствами транспорта, коммуникации, связи и т. п.);
  • непроизводственная техника (средства коммунальной и бытовой техники, техника передвижения, техника образования и культуры и др.);
  • военная техника (танки, ракетные установки, летательные аппараты, надводные и подводные суда и т. п.).

В литературе по эргономике наряду с терминами «машина» используются также «техника» и «автомат». На железнодорожном транспорте оператор имеет дело со следующими машинами: локомотивы, дрезины,краны, устройства электрической централизации и горочной автоматики, радиостанции, пульты-табло дежурных по станции и поездных диспетчеров и т. д.

Среда – внешние факторы, оказывающие влияние на работу оператора и машины. Под ними понимают не только температуру, влажность, газовый состав воздуха, шум, вибрацию, но и социально-психологические факторы, команды и пояснения руководителей работ, различные правила, инструкции и т. д.

Система –комплекс необходимых и достаточных элементов, находящихся в устойчивой взаимосвязи и взаимодействии и составляющих единое целое. Каждый из указанных элементов может изменяться во времени. В результате происходит изменениеих взаимодействия.

В эргономике речь идет о системе «человек–машина–среда» (СЧМ), поэтому в качестве элементов системы рассматриваются человек-оператор, машина и производственная среда.

Иногда для обозначения СЧМ применяют и другие обозначения: система «оператор–машина–среда», система «человек–машина», система «человек–техника», эргатическая система, эрготехническая,социотехническая и т. д. Несмотря на разнообразие названий, общим для этих систем является то, что они представляют собой физические, целенаправленные, замкнутые системы, включающие в себя человека как главное, решающее (управляющее) звено. В зависимости от количества операторов и машин в эргономике выделяют два основных вида систем: «один человек-оператор–одна–машина–среда» и «группа людей-операторов–группа машин–среда». Первые СЧМ называют единичными, а вторые– массовыми.

Ошибка оператора – любое действие (или бездействие) человека,мешающее успешной работе СЧМ. Ошибки вызываются не только безответственностью, рассеянностью или низкой квалификацией работника, но и тем, что безошибочные действия в определенных ситуациях оказываются за пределами физических и психических возможностей человека.

Объект, предмет и задачи эргономики

Используя вышеприведенную терминологию, рассмотрим определение эргономики как науки.

Эргономика – это научно-прикладная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) трудовой деятельности, связанной с использованием машин или механизмов с целью повышения эффективности функционирования таких систем путем оптимизации средств, условий и процесса труда,а также профессионального мастерства.

Эргономика является одновременно и исследовательской и проектировочной дисциплиной, так как одной из её задач является разработка методов учета человеческих факторов при проектировании новой и модернизации старой техники и технологии, а также существующих условий труда.

Эргономика, как и любая наука, характеризуется:

  • объектом исследования;
  • предметом изучения;
  • принципами, положенными в основу научных исследований;
  • задачами, стоящими перед наукой;
  • методами исследования и решения поставленных задач.

Объектом исследования эргономики является система «человек–машина–среда» (СЧМ). Структурная схема СЧМ приведена на рис. 2.

Эргономика рассматривает СЧМ как сложное функционирующее целое, в котором главная, ведущая роль принадлежит человеку.

Рис. 2. Структурная схема системы «человек–машина–среда»

Предмет эргономики – конкретная трудовая деятельность человека, использующего технические средства.

Эргономика рассматривает технический и человеческий аспекты в неразрывной связи.

Сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность функционирования СЧМ. Поэтому решение прикладных проблем эргономики предполагает движение одновременно в двух направлениях – от требований человека к машине и условиям ее функционирования и, наоборот – от требований машины и условий ее функционирования к человеку. Оптимальные решения находятся, как правило, напересечении этих направлений. Темсамым эргономика решает задачи рациональной организации деятельности людей в СЧМ, целесообразного распределения функций между человеком и машиной.

Следует особо подчеркнуть, что эргономика изучает определенные свойства СЧМ, которые получили название человеческих факторов. Они представляют собой интегральные характеристики связи человека и машины, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы.

Человеческие факторы всесторонне проявляются и фиксируются в такой целостной эргономической характеристике СЧМ, как эргономичность.

Под эргономичностью понимают свойство техники изменять эффективность трудовой деятельности в СЧМ в зависимости от степени ее соответствия физическим, биологическим и психическим свойствам человека. Эргономичность формируется на базе таких свойств техники, как управляемость, обслуживаемость, освояемость и обитаемость.

Управляемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком основной и вспомогательной работы при обеспечении необходимых технологических операций над предметом труда.

Обслуживаемость – свойство техники изменять эффективность выполнения человеком трудовых операций по приведению техники в состояние готовности к функционированию и поддержанию этого состояния во времени.

Освояемость – характеризует эффективность приспособления техники к быстрому и качественному овладению техникой техническим и управляющим персоналом.

Обитаемость – эргономическое свойство техники, приближающее условия её функционирования к оптимальным биологическим параметрам внешней среды, при которых работающему человеку обеспечивается нормальное развитие, хорошее здоровье и высокая работоспособность.

Качественными показателями эргономичности являются:

  • по управляемости: а)среднее время или коэффициент занятости человека-оператора выполнением определенной единицы технологического процесса; б)вероятность выполнения человеком-оператором единицы технологического процесса с заданным качеством; в)производительность или норма времени на единицу труда;
  • по обслуживаемости: а)среднее оперативное время занятия человека подготовкой техники к её применению; б)среднее оперативное время занятостью восстановлением или профилактикой техники;
  • по освояемости: а)среднее календарное время профессиональной подготовки человека-оператора; б)уровень квалификации человека, необходимый для обслуживания техники.

Одна из важнейших задач эргономики состоит в том, чтобы при проектировании новой и модернизации существующей техники заранее и с максимально доступной полнотойучитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться, как с позиции повышения производительности труда и наилучшего выполнения функций человеком-пользователем, так и обеспечения для него удобства и комфортности.

Можно сказать, чтоосновная задача эргономики – оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест.

Эргономика, в том числе,приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность. С этой же целью в эргономике изучаются психофизические возможности и особенности людей пожилого возраста. Таким образом, эргономика создает научную базу для решения важной социальной проблемы по вовлечению в производительный труд указанной части населения.

Эргономика призвана решать ряд проблем, связанных с оценкой точности, надежности и стабильности работы,исследованием влияния психической напряженности, утомления, эмоциональных факторов и особенностей нервно-психической организации оператора на эффективность его деятельности в системе «человек-машина», изучение приспособительных и творческих возможностей человека.В практическом отношении это проблема организации всестороннего и профессионального учета эргономических факторов на различных этапах создания систем (проектирования, изготовления, испытаний, внедрения) и их эксплуатации.

С этой целью создаются многостраничные справочники по конкретным характеристикам человека и его возможностям действовать в тех или иных средах, проводится большая работа по стандартизации эргономических норм и требований, вводятся в инженерные вузы дополнительные курсы по эргономике и человеческим факторам.

Большое значение имеет создание эргономического обеспечения научной организации и безопасных условий труда. С этой целью должна продолжаться разработка эргономических норм и требований, а также эргономической оценки качества промышленной продукции.

В отличие от инженерной психологии и психологии труда эргономика изучает взаимодействие человека и техники не только в сфере производства, но и в сферах досуга и быта.Активное воздействие на развитие эргономики оказали возросшая конкуренция в производстве товаров и услуг и принятие законодательства, защищающего права потребителя. Юридическая ответственность за качество и безопасность своих изделий побудила предпринимателей привлекать эргономистов к разработке новых изделий еще на стадии проектирования.

Эргономика должна решать также ряд задач методологического характера. Это связано с тем, что она как наука находится в стадии становления, активного развертыванияисследований. Разработка методологических проблем способствует построению теории эргономики и тем самым обогащает практику конкретных исследований.

Выявление направлений исследований и круга решаемых задач позволяет сформулировать общую цель, или главную задачу, эргономики.Главная цель эргономики формулируется как единство трех аспектов исследования и проектирования:

1) повышения эффективности деятельности и соответственно функционирования человеко-машинных систем;

2) охраны здоровья людей;

3) всестороннего развития личности людей, участвующих в трудовом процессе.

Принятие тезиса о триедином характере главной цели эргономики позволяет избежать отрыва эргономических исследований от конкретных задач развития производства.

Основные задачи эргономических разработок, реализуемые при решении любой эргономической задачи.

  1. Анализ и синтез деятельности оператора в СЧМ. В процессе анализа изучается структура деятельности оператора, выявляются цели, мотивы и способы выполнения трудовой деятельности, рассматриваются возможные режимы работы и оценивается их влияние на результаты труда. На основании этих исследований определяются необходимые требования к характеристикам человека-оператора.
  2. Изучается комплекс эргономических свойств (характеристик) человека-оператора. Исследуется работа органов чувств человека, его центральной нервной системы, моторно-двигательного аппарата и т. д. Причем рассматриваются только оптимальные значения этих характеристик, а не экстремальные.
  3. Организация рабочего места оператора с учетом комплекса его эргономических свойств, определенных ранее. Разрабатываются требования, предъявляемые к рабочему месту в целом и к отдельным его элементам, с целью обеспечения максимальных удобств и эффективности работы.
  4. Профессиональная подготовка операторов, включающая в себя профотбор, профобучение, тренировку и формирование коллективов.
  5. Эргономическое проектирование и оценка СЧМ.
  6. Определение экономического эффекта эргономического обеспечения.

Введение в эргономику. Структура эргономики, основные понятия эргономики Цель и задачи эргономики