Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Содержание

Введение………………………………………………………………….2

Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ литературы по теме исследования……………………….5

1.2. Анализ агрессивного поведения дошкольников…………………18

1.3.Опыт психолого-педагогической работы по коррекции агрессивного поведения дошкольников………………………………………27

Выводы по главе………………………………………..…………….…32

Глава II. . Эксперементальное исследование агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

2.1.Организация констатирующего эксперимента, описание испытуемых, описание методик исследования………………………………. 34

2.2. Анализ результатов исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста…………………………………………….

Выводы по главе………………………………………………...………...39

Заключение…………………………………………………………...…..40

Список литературы…………………………...…………………………42

Приложение 1....………………………………………………………….45

Приложение 2…………………………………………………………….46
Введение

Актуальность. Рост агрессивных тенденций среди людей отражает одну из острейших проблем современности. Проявление агрессии, как в школах, так и в дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителей. У определенной категории детей агрессивность сохраняется и развивается, трансформируясь в устойчивое личностное качество. В связи с важностью гуманизации и демократизации всей системы образования, в том числе и общественного дошкольного воспитания, насущной задачей является формирование у детей с первых лет жизни нравственных ценностей, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие, кооперативность.

В раннем и дошкольном детстве агрессивные проявления встречаются у значительного числа детей как отражение слабой социализированности личности и отсутствия у них социально принятых коммуникативных навыков. Постепенно под влиянием общения с окружающими на смену деструктивным формам взаимодействия приходят новые социализированные формы поведения.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость и агрессивность.

В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска.

Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.

Все это определяет актуальность выбранной нами тематики.

Цель: психологическая коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Объект: агрессивное поведение детей дошкольного возраста.

Предмет: содержание работы психолога по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: коррекция агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста происходит при комплексной работе психолога.

Для реализации поставленной нами цели исследования были сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить научную литературу по данной проблеме;
  2. Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста
  3. Определить содержание работы психолога по коррекции агрессивного поведения дошкольников;
  4. Подобрать эффективные методы и средства коррекции.
  5. Разработать коррекционно-развивающую программу для данной категории детей.
  6. Проведение формирующего эксперимента, с целью выявления эффективности проведенной коррекционно-развивающей работы.

Методы исследования

  1. Стандартизированные методики изучения агрессивного поведения;
    1. Разработка и проведение системы работы по коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста;
    2. Статистический анализ эффективности коррекционной работы.

Методологическая основа: методологической основой настоящего исследования являются основные положения возрастной и педагогической психологии, представленные в работах отечественных и зарубежных психологов: Эльконина Д. Б., Рубенштейна С. Я., Выготского Л. С., Бандуры А., Фрейда З., Эриксона Э., Басса А.

Практическая значимость нашей работы. Данная работа представляет собой систематизацию накопленного материала, что в дальнейшем может оптимизировать понимание данной проблемы, повысить осведомленность в ее развитии.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

В ведение обоснована актуальность выбранной нами тематики, определены цель, задачи и практическая заначимость работы.

Первая глава состоит из трех параграфов и освещает существующие исследования и опыт психологической коррекции агрессивного поведения дошкольников; вторая- из двух,которые посвящены исследованию агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, третья – из двух параграфов, где представлена система работы по коррекции и результат ее применения. В заключении представлены основные выводы,список используемой литературы состоит из….наименований. В приложении включены протоколы используемых методик, конспекты коррекционных занятий.


Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивного поведения у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Анализ литературы по теме исследования

Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования физических и психических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. В отечественной психологии дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет (ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года) и раннего детства (от 1 года до 3 лет).

Анализ теоретических и экспериментальных исследований педагогов и психологов дает понимание дошкольного детства как особого этапа в становлении человеческой личности. Доказано, что именно в этот период в процессе личностного роста формируются и дифференцируются многие психические свойства, качества и способности, имеющие непреходящую ценность и в значительной степени определяющие ход дальнейшего развития (А.С. Белкин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, И. А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, и другие).

Особенностью дошкольного периода, отличающего его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков и усвоения различных видов деятельности. Личностный рост как процесс расширения перспектив индивидуального опыта ребенка-дошкольника в разных сферах жизнедеятельности в ДОУ обеспечивает формирование и дифференциацию качеств, свойств психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение к себе и ко всему окружающему; они выражаются в психологических личностных новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода [21].

Дошкольное детство — большой и ответственный период жизни. В этом возрасте происходят большие изменения в психическом развитии ребенка. Значительно возрастает познавательная активность: развиваются восприятие, наглядное мышление, появляются зачатки логического мышления. Росту познавательных возможностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. У дошкольников появляется возможность выполнения действий по словесной инструкции, усвоения знаний на основе объяснений, но только при опоре на четкие наглядные представления. Основой познания для этого возраста является чувственное познание — восприятие и наглядное мышление. Именно от того, как сформировано у ребенка-дошкольника восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, зависят его познавательные возможности, дальнейшее развитие деятельности, речи и более высоких, логических форм мышления. В этот возрастной период у детей формируются пространственные представления, которые играют большую роль в общем психическом развитии ребенка и служат основой для овладения элементарными счетными операциями и математическими понятиями.

Важное качественное приобретение дошкольного возраста — появление игры как первого и основного вида совместной деятельности детей. Наряду с игрой в дошкольном детстве развиваются так называемые продуктивные виды деятельности.

Интенсивное развитие всех психических функций и расширение круга практической деятельности формируют у дошкольника познавательное отношение к окружающей действительности.

Дошкольный возраст характеризуется и интенсивным развитием личности ребенка. Начинается развитие воли, формируется внутренняя оценка ситуации, поступка, действий, совершенствуется внимание, закладываются основы нравственного развития личности.

Дети с нормальным интеллектуальным развитием в возрасте 4 — 5 лет решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. В этом возрасте у детей развивается сюжетная игра и появляется сюжетно-ролевая игра. Кроме того, отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).

Основными показателями состояния эмоционально-волевой сферы дошкольника служат: владение правилами поведения, умение адекватно реагировать на оценку выполненного задания, умение оценивать свою работу, умение преодолевать трудности [19].