Подоходный налог с физических лиц

Тема 3.1 Подоходный налог с физических лиц.

  1. история возникновения налога
  2. роль налога в формировании дохода бюджета различных уровней и граждан
  3. законодательная база
  4. плательщики налога
  5. объект налогообложения
  6. методика определения совокупного дохода
  7. система льгот
  8. порядок исчисления и уплаты налога

По сравнению с другими видами налогов, подоходный налог довольно молод. Впервые он был введен в Англии в 1798 году в виде утроенного налога на роскошь, был построен на чисто внешних признаках (обзаведение мужской прислугой, владение каретой и т.п.), действовал до 1816 года. В 1842 году налог был введен вторично в виде, более или менее отвечающем основным идеям подоходного налогообложения. В других странах подоходный налог стали применять с конца XIX (Пруссия – с 1891 года) – начала XX века (Франция – с 1914 года). В России в 1812 году был введен прогрессивный процентный сбор доходов от недвижимого имущества. Закон о подоходном налоге был принят 6 апреля 1916 года. Принципы налогообложения получили в нем яркое выражение.

Однако и до введения подоходного налога налоговые системы в различных странах косвенно учитывали доходы граждан при построении прогрессивных реальных налогов. Например, размер долгового налога зависел от числа окон, этажей и комнат, от размера фасада дома и от других признаков, которые позволяли судить об общественном положении и доходах плательщиков.

Введение подоходного налога обусловлено причинами, которые по-разному проявлялись в различных странах, но могут быть сведены к следующим. Острая потребность государства в дополнительных средствах, вызванная ростом задолженности, военными и другими расходами, перестала покрываться реальными налогами, размер которых зачастую не соответствовал истинной платежеспособности граждан. В то же время, набравшие силу социальные движения требовали устранения несправедливости косвенного обложения, не делавшего различия между бедными и богатыми и более тяжело ложившегося на менее состоятельных граждан. Идея подоходного налога – обеспечение равнонаправленности налогообложения на основе прямого определения доходов плательщика.

Налоговые системы развиваются в странах под влиянием экономических, социальных, политических процессов. Они тесно связаны с развитием экономики. Возникновение корпоративных форм организации производства, рост общественного благосостояния, расширение круга собственников, появление новых форм получения дохода – эти и другие факторы самым непосредственным образом оказали и оказывают эволюционирующее воздействие на развитие подоходного налога.

Как социальное явление налоги подвержены влиянию политических процессов. Важнейшим из них, непосредственно сказавшемся на становлении и формировании подоходного налога, явилось возникновение демократии как формы государственного устройства. Подоходный налог как демократический институт может существовать лишь при условии, что государство не выступает как аппарат, отчужденный от граждан – налогоплательщиков, а наоборот, является аппаратом, подчиненным гражданскому обществу. Важнейший признак такой подчиненности – наличие системы общественного контроля расходования средств, собранных посредством подоходного налога, и отчетности государственных служащих о произведенных ими расходах.

Подоходному налогу с населения советская финансовая наука уделяла мало внимания. Это и объяснимо – ведь подоходный налог до недавнего времени не слишком влиял на материальное положение основной массы плательщиков.

Низкая оплата труда большинства работающих создавала ровный фон, одинаковый для всех и не сильную напряженность налоговых обязательств. Децильный коэффициент (отношение уровня душевого дохода 10% населения с наивысшими доходами к уровню душевого дохода 10% населения с наименьшими доходами) составил в 1989 году в СССР 5,6, что значительно ниже соответствующих показателей ряда западных стран: в ФРГ этот коэффициент был равен 7, в Швеции - 11, в США - 141.

Отсутствие резкой дифференциации доходов населения привело к тому, что прогрессивное налогообложение практически не затрагивало интересов большинства граждан. Доля подоходного налога в денежных доходах населения колебалась в пределах 6-6,8%2. Центр тяжести налогообложения был перенесен на предприятия.

Доминирующее положение государственного сектора экономики позволило создать всеохватывающую систему взимания налога у источника выплаты дохода. Доля централизованно устанавливаемых ставок и тарифов составляла до 4/5 фонда оплаты труда3, что практически лишало граждан возможности проявить какую-либо активность в налоговых отношениях. Этим в немалой степени объясняются результаты проведенного в 1990 году опроса: о ставках подоходного налога не знали 32% опрошенных4.

К тому же жесткая регламентация уровня заработной платы позволяла заранее определить размер будущего налога и заложить его как элемент оплаты труда. Изъять налог можно было и через соответствующую корректировку выплачиваемой суммы. Поэтому в 1960 году была предпринята попытка постепенного снижения, вплоть до отмены налога с заработной платы рабочих и служащих5.

И, наконец, третье обстоятельство. Долгое время считалось, что платежи населения формируют лишь 8-9% дохода государственного бюджета (принимались во внимание лишь прямые налоги, существование косвенных налогов на доходы населения отрицалось), а расходы бюджета только на социальные нужды составляли 30-40%6. Поэтому вопрос об общественном контроле расходования сумм собранных налогов отпадает сам собой.

В настоящее время процессы экономических и политических преобразований коренным образом изменили обстоятельства формирования финансовых фондов, обусловливавшие незначительную роль подоходного налога прямых налогов с населения вообще. По данным Государственной налоговой службы РФ, структура налоговой системы формируется на 2/3 за счет трех основных налогов:

налог на прибыль;

НДС;

подоходный налог.

Так, если рассматривать налоговые доходы Федерального бюджета, то на подоходный налог приходиться около 16% от общей суммы налоговых доходов. Поэтому, по предположению налоговой службы, подоходный налог с физических лиц в будущем по сумме поступлений займет второе место и будет одной из основных статей дохода бюджета страны.

В развитых странах доля подоходного налога в общей сумме налоговых поступлений в бюджеты составляет:

в США - 60%;

в Великобритании, Швейцарии и Швеции - 40%;

во Франции - 17%7.

Хотя во Франции источником доходов служат налоги не на доходы, а на потребление.

Ведущее место подоходного налога обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, это – личный доход (являющийся объектом налога), действительно полученный плательщиком, а не предполагаемый усредненный доход, который мог быть получен в данных экономических условиях (на основе усредненного дохода устанавливаются реальные налоги – на землю, на имущество и т.п.).

Во-вторых, подоходный налог позволяет в максимальной степени реализовать основные принципы налогообложения – всеобщность и равномерность.

Главный недостаток взимания подоходного налога – простор для уклонений от его уплаты. Во Франции, например, от уплаты налога укрываются до трети доходов населения, в Швеции не декларируется до 25% доходов. Поэтому, оставаясь центральным, подоходный налог в различных странах – не единственный налог с населения. Он соединен с реальными налогами – земельным, домовым, промысловым, с денежного капитала и т.п. Это дает возможность в какой-то мере избежать потерь бюджета от сокрытия доходов и от непроизводительного использования имущества. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, - последнее в ряду налогов средство учета истинных доходов человека. Поэтому, при разработке налоговой политики в любой стране мира, необходимо учитывать специфику, связанную с налогообложением в целом и подоходным налогом в частности, которая возникает в каждой конкретной ситуации.

Нормативная база:

Закон РФ «О подоходном налоге с физических лиц» от 7.12.1991 № 1998-1

Инструкция Госналогслужбы №35 «По применению закона РФ «О подоходном налоге с физических лиц»

Плательщики: физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации).

Граждане проживающие на территории Российской Федерации в общей сложности не менее 183 дней в календарном году рассматриваются как лица, имеющие постоянное гражданство.

Датой получения дохода в календарном году является дата выплаты дохода (включая авансовые выплаты) физическому лицу, либо дата перечисления дохода физическому лицу, либо дата передачи физическому лицу дохода в натуральной форме.

Объектом налогообложения является совокупный доход выраженный:

  1. в денежной форме (в национальной и иностранной валюте)

Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату получения дохода.

  1. в натуральной форме (для целей налогообложения учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода.
  2. в форме материальной выгоды:

3.1 по банковским вкладам

  • в национальной валюте ( рублях):

исчисляется как положительная разница между суммой начисленного дохода по ставке, определенной условиями договора банковского вклада, и суммой дохода, рассчитанной по этому вкладу исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России.

Если в течение периода, за который производится начисление процентов, учетная ставка Банка России изменялась, то при этом вновь установленная ставка рефинансирования, учитываемая в целях налогообложения материальной выгоды, применяется начиная с расчетного месяца, следующего за месяцем ее изменения.

  • в иностранной валюте:

исчисляется как положительная разница между суммой начисленного дохода по ставке, определенной условиями договора банковского вклада, и суммой дохода, рассчитанной по этому вкладу исходя из ставки, равной 15 процентов.

Объект налогообложения в виде суммы материальной выгоды подлежит налогообложению у источника выплаты по ставке 15 процентов отдельно от других видов доходов.

Сведения о материальной выгоде, начисленных и удержанных налогах сообщаются в налоговые органы источником выплаты.

3.2 в виде экономии на процентах