Понятие, признаки и сущность государства

PAGE 5

Тема 3. Понятие, признаки и сущность государства.

1. Разнообразие подходов к понятию государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Сущность государства.

3.1. Разнообразие подходов к понятию государства.

Существует множество точек зрения на понятие «государство», основные и наиболее разработанные взгляды получили название «подходов» и были закреплены в научной литературе:

Теологический подход. Государство возникло по воле бога, и оно понимается как царство божье на земле.

Юридический подход. Государство рассматривается как юридическое лицо, юридическая персонификация нации.

Арифметический. Государство это совокупность трёх элементов: власть, территория, население.

Кибернетический. Государство - система, в рамках которой происходит движение информации, с «обратными» и «прямыми» связями, система имеет точки «ввода» и «вывода».

Марксистский. Государство - это машина для подавления одного класса другим классом.

Социологический. Государство связано с обществом и им предопределено. В рамках данного подхода выделяют две концепции государства:

а) государство равняется обществу.

б) существует две отдельные организации: гражданское общество и государство.

Либеральный:

а) концепция государство - ночной сторож. Государство только устанавливает право, и охраняет общественный порядок, а во всё остальное государство вмешиваться не должно.

б) концепция государство - менеджер. Государство это нейтральный управляющий общественными делами.

в) концепция государство - социальный арбитр. Государство выступает арбитром в разрешении межобщественных конфликтов (между различными социальными группами).

8. Мусульманский подход не знает понятия «государство», и употребляет понятия «имамат» («руководство молитвой») и «халифат» («преемство»). Последний рассматривается как сущность мусульманской власти и как форма правления. Власть государя, как ее трактует «халифат», представляет собой определенную функцию по осуществлению верховной светской власти и поддержанию веры в мусульманской общине.

В настоящее время наряду с традиционными подходами к исследованию государства, отражающими его сложность и многогранность, в юридической литературе нередко используются и нетрадиционные для отечественной науки подходы. В западной юриспруденции, например, государство, зачастую рассматривается не только под нормотворческим «углом зрения», но и в административном аспекте - как административное государство.

Аналогичным образом представляется некоторыми авторами развитие государства и в связи с нарастающими в современном мире процессами глобализации. Нарастание данных процессов в жизни общества, в особенности в сфере экономики, политики, информатики, технологий, неизбежно ведет к изменению природы и характера государства, к глобализации его функций и постепенному снижению суверенитета (П. Эванс).

Глобальные тенденции в динамике исторического развития взглядов на государство

Теория правового государства провозглашается приоритет личности в процессе возникновения государства и приоритет личности над государством в ходе исторического развития.

Этакратическая (потерналистическая) теория – провозглашает приоритет государства перед интересами личности

3.2. Понятие и признаки государства

Государство - это универсальная организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. Государство характеризуется следующими признаками1, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:

Значение признаков государства:

Позволяет понять сущность государства.

Позволяет определить место и роль государства в обществе.

Позволяет получить знания для государственного строительства.

Позволяет осуществить типологию государств.

Рассмотрим основные признаки государства.

Государственная территория – часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства.

Понятие территории государства включает в себя четыре взаимосвязанные элемента

а) наземное пространство, ограниченное государственной границей, а также недра, полезные ископаемые и континентальный шельф;

б) водное пространство, включающее в себя реки, моря и иные внутренние воды, находящиеся в пределах государственной границы, а также 12-милевая морская зона и подводное пространство глубиной в 2 морские мили;

в) воздушное пространство представляющее собой воздушный столб, граница которого пролегает на предельной высоте сверхзвукового самолета. Выше находится космос, правовое регулирование отношений в котором является предметом космического права, как части международного публичного.

г) экстерриториальная зона и имущество, приравненное к территории государства. К экстерриториальной зоне относятся посольства и консульства, а к имуществу – автомобили, имеющие специальные дипломатические номера или идущие под флагом государства, все военные объекты, морские суда, космические и воздушные суда (весь грузовой воздушный транспорт, а пассажирский только в том случае, если там находятся граждане только этого государства, кабина пилота – безоговорочно является территорией государства) и т.д.

Таким образом, территория государства определяет принадлежность части земного шара к определенной общности при этом государственная граница – второстепенный признак государства. Кроме того, территория фиксирует принадлежность населения к определенному государству, т.е. устанавливает гражданство2 или подданство3.

2. Наличие публичной (государственной) власти, выделенной из общества, не основанной на кровном родстве и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, обладающего публично-властными полномочиями и занимающегося выполнением функций управления и руководства, охраной экономического, социального и политического строя).

Характерным для этого признака является:

Эта власть является элитной.

Власть аппаратная – власть осуществляется специальным аппаратом чиновников, состоящих на государственной службе.

Легитимированная власть – легальная, законная, юридически обоснованная, т.е. признаваемая обществом и мировым сообществом.

Основана на авторитете силы.

Государственная власть – разновидность социальной власти. Социальная власть – это присущее всякой общности людей отношений господства и подчинения между субъектами, основанное на воле, авторитете, подчинении, регламентирующих актах. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерными чертами государственной власти являются: публично-политический характер, подкрепляется силой и авторитетом права, суверенность (независимость от иных видов властей), легитимность (принято различать три типа легитимности – традиционный (выделяют геронтологическую – власть старейшин), патриархальную (власть вождя племени), харизматический (основана на личной преданности людей вождю), рациональный (базируется на демократических процедурах власти).

3. Политическая организация власти, отражающая интересы доминирующих слоев общества. Она персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающего управлением.

Таким образом, государственная власть – это публично-правовое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:

распространяется на все общество;

носит публично-политический характер;

опирается на государственное принуждение;

осуществляется специальными лицами (профессиональными чиновниками, политиками и т.п.).

4.Система налогов и сборов. Только государство взимает с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата – налоги. Налог – сбор с населения, взыскивающийся в принудительном порядке заранее установленным размером и в определенный срок.

Сущность и предназначение налогов:

Средства, на которые содержится государство (главный источник дохода бюджета).

Средство закрепления определенной политики.

Средство регулирования общественных отношений (льготный режим экономики).

5. Государство располагает специальным аппаратом (механизмом) управления (принуждения) обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Государство (его органы) вправе применять принуждение ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. К принудительным, карательным органам относятся армия, полиция, тюремные и уголовно-исполнительные органы и др.

6. Государство организует общественную жизнь на правовых началах (на основе законов). Это означает что только государство имеет право издавать общеобязательные для исполнения правовые нормы; у государства имеется ряд самостоятельных структурных органов, обеспечивающих соблюдение правовых норм (суды, правоохранительные органы)

Государство не может существовать без права, потому, что:

Право обеспечивает связь государства и общества.

Право устанавливает и регулирует общественный порядок.

Право охраняет и регулирует общественные отношения.

Право обеспечивает легальность государственной деятельности.

С помощью права происходит закрепление внутренней структуры государства.

Государство представляет собой суверенную организацию власти. Именно этот признак является главным признаком государства.

Суверенитет – верховенство государственной власти внутри страны и независимость в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами.

Проявления суверенитета:

Независимость внешнеполитической деятельности, полноправие международных отношений, признание государства международным обществом.

Право на границы и территориальное главенство.

Право самостоятельно осуществлять конституционную и законодательную деятельность.

Право иметь свое государственное управление.

Право в области обороны.

Право иметь свое гражданство и принимать в него.

Право на самостоятельное определение приоритетов экономической и социальной политики.

Суверенитет имеет 2 стороны:

Внешняя – независимость государственной власти. Проявляется в:

признании данного государства международным сообществом.

осуществлении самостоятельной внешней политики.

невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела данного государства.

Внутренняя – верховенство власти. Исключительное право представлять все общество, а не части.

Государственный суверенитет произволен от народного суверенитета – возможности верховного права народа решать свою дальнейшую судьбу. Народный суверенитет возникает раньше государства. Народный суверенитет следует отличать от национального суверенитета.

Суверенитет национальный – верховное право нации решать свою судьбу, форму своего существования, т.е. создать свое, национальное государство. Возникает позже государственного суверенитета, т.к. нация появляется в государстве.

Имеет две тенденции:

1.Каждой нации свое государство.

2. Интегрироваться в союзные государства.

Формы гарантированности государственной власти (суверенитета):

Военная.

Экономическая.

Специальная. Деятельность специальных органов (государственной безопасности и др.).

Государство обладает факультативными (дополнительными) признаками, такими как государственная символика (флаг, гимн, герб), население, материально-технические средства (здания, средства связи, вооружение) и др. Эти признаки фиксируют предметную, в том числе и материально-вещественную сторону государства.

3.3.Сущность государства.

Для того чтобы более глубоко понять, что собой представляет государственно-организованное общество, необходимо рассмотреть сущность государства.

Сущность любого явления есть главное, основное, определяющее в этом явлении, это совокупность внутренних характерных черт и свойств, без которых явление теряет свою особенность, своеобразие. Существует несколько подходов в исследовании этого вопроса.

Классовый подход состоит в том, что государство рассматривается как политическая организация, которая поддерживает господство одного класса над другим, причем меньшинства над большинством, а сущность такого государства заключается в диктатуре экономически и политически господствующего класса. Такое понятие государства отражает идею государства в собственном смысле слова, которое является орудием диктатуры этого класса. Так, известные господствующие классы осуществляли диктатуру рабовладельцев, феодалов, буржуазии. Диктатура класса определяет основные цели, задачи и функции этих государств.

С точки зрения общесоциального подхода государство есть политическая организация-ассоциация, члены которой объединяются в единое целое публично-властными отношениями и структурами, есть орудие и средство достижения компромисса между ними.

В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше и больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах.

Теория элит предполагает, что государственная власть должна принадлежать определённому кругу лиц, элите, которая и должна управлять остальными «инертными» массами.

Технократическая теория предполагает, что процесс управления очень сложен, и доступен лишь профессионалам-управленцам, менеджерам, которые и должны управлять массами.

Любое современное демократическое государство с точки зрения его сущности можно охарактеризовать как орудие и средство социального компромисса по содержанию и как правовое — по форме. Сущность государства как политической организации особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом, которое включает в себя все богатство общественных отношений за пределами политического государства. Государство и гражданское общество предстают как единство формы и содержания, где форма представлена правовым государством, а его содержание — гражданским обществом.

1 Признаки – это факторы и свойства, отличительные черты государства от других социальных институтов.

2Гражданство — устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

3 Подданство – это правовая связь личности с государством, государство имеет неограниченные права в отношении к своим жителям.

Понятие, признаки и сущность государства