Особенности налогообложения иностранных организаций и предприятий
Тема 2.6 Особенности налогообложения иностранных организаций и предприятий.
- законодательная база при исчислении различных видов налогов
- плательщики
- объект налогообложения
- система льгот
- методика определения налогообложения базы
- порядок исчисления и срок уплаты налогов
На начало 1997 г. на территории России действовали 16,1 тыс. совместных и иностранных предприятии, из них 3,5 тыс. создано при участии инвесторов из государств - участников СНГ. Наибольшую активность из западных стран проявили США, Германия, Великобритания и Финляндия.
Общая сумма уставного капитала всех зарегистрированных компаний в
России на 1 января 1997 г. составила.23,9 трлн. руб., при этом доля зарубежных партнеров в нем достигла 75%. Всего на этих предприятиях в 1997 г.
работали 463,5 тыс. человек, в том числе 53% были заняты в промышленности и более 20% - в торговле и общественном питании. Российские граждане составляли 99% от общего числа работающих.
Совместные и иностранные предприятия действуют в основном в сфере
торговли и общественного питания - 43%, в промышленности - 21 %, в строительстве - 7,4%. Общий объем производства достиг 72,1 трлн. руб., из которых 57% приходятся на промышленную продукцию (1996 г.). Ими также
реализовано продукции (работ, услуг) на сумму 102,8 трлн. руб., из которых
52,4% - предприятиями, находящимися в Москве,
В течение всего периода 1991 -1997 гг. не прекращалась активная нормотворческая деятельность по стимулированию привлечения иностранных
инвестиций. Льготы, предоставляемые предприятиям с иностранными инвестициями, разделяются по видам государственного регулирования (налоговые, валютные, таможенные), а также распределены на льготы общего характера и на селективные, т.е. имеющие своей целью стимулировать
тот или иной вид предприятий с иностранными инвестициями или производство того или иного вида продукции на этих предприятиях. Например, освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость товаров, ввозимых на территорию России в качестве вклада в уставный капитал
предприятий с иностранными инвестициями, введенное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2270, является льготой общего характера
для предприятий с иностранными инвестициями. В то же время льготы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19мая 1994'г. №497
«О тарифных льготах в отношении вывозимых из Российской Федерации нефти и нефтепродуктов собственного производства предприятиями с иностранными инвестициями» являются льготами селективного
характера, так как распространяются только на предприятия с иностранными инвестициями в сфере нефтедобычи и нефтепереработки.
В течение 1991 - 1996 гг. характер льгот постоянно менялся. В 1991 -
1993 гг. основным видом льгот были льготы общего характера, и главным
Образом прямого действия. В 1994-1996 гг. наблюдается кардинальное изменение политики российских властей в отношении льгот для привлекаемого иностранного капитала. Все льготы, предоставленные предприятиям с иностранными инвестициями в то время, носили селективный характер.
Таким образом, в последние годы наблюдается устойчивая тенденция перехода от предоставления предприятиям с иностранными инвестициями
общих льгот к применению селективных льгот, стимулирующих деловую
активность иностранного капитала в конкретных сферах российской экономики. При этом количество льгот, предоставляемых специально для предприятий с иностранными инвестициями, в настоящее время сокращается.
Кроме предприятий с участием иностранных инвестиций и предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (которые учреждены в соответствии с российским законодательством и являются российскими
юридическими лицами), в Российской Федерации действуют филиалы, от-
деления и представительства иностранных фирм, компаний, банков, т. е. иностранных юридических лиц. Число иностранных фирм, вставших на налоговый учет, на начало 1999 г. превысило 15 тыс.
При Налогообложении деятельности и имущества иностранных юридических лиц на территории России необходимо руководствоваться не только
налоговым законодательством Российской Федерации, но и учитывать международные налоговые соглашения. В этом состоит их отличие от предприятий с иностранными инвестициями, которые являются российскими юридическими лицами.
Каждое государство в мире имеет свою налоговую систему. При этом
даже в тех случаях, если принципиальные положения налогового законодательства в некоторых странах совпадают, тем не менее существуют специфические особенности в содержании налогов, механизме их исчисления, взимания и уплаты, в перечне и видах налоговых льгот и т.д.
В то же время страны не могут существовать в экономической, научной и иной изоляции от других государств. Между странами идет обмен товарами,
услугами, создаются совместные производства, осуществляются совместные научные разработки. Государства и их деловые круги вкладывают свои
денежные средства в экономику других стран, предоставляют другим государствам кредиты, получая при этом дивиденды и проценты. Такое взаимодействие предполагает оплату товаров и услуг, предоставление и возврат
кредитов, и если получатель доходов находится, живет и работает в одной стране, а получает доходы из других стран, то и в своей, и в других странах
он может подпадать под действие налоговых законов, вследствие чего с
одного и того же дохода налоги могут взиматься в двух и более странах. Так
возникает ситуация, которая называется двойным налогообложением.
Совершенно очевидно, что такое двойное налогообложение снижает заинтересованность предприятий, организаций и граждан в осуществлении деятельности за пределами своей страны.
Мировое сообщество уже давно обратило на это внимание и стало принимать меры к тому, чтобы разработать механизм, позволяющий избежать и
устранить двойное налогообложение, сократить бремя налоговых обязательств при все возрастающем переливе капитала из одной страны в другую.
Международное юридическое двойное налогообложение может быть в
целом определено как взимание сопоставимых налогов в двух (или более)
государствах с одного и того же налогоплательщика в отношении одного и
того же дохода и за идентичные периоды. Его пагубные последствия для
обмена товаров и услуг, движения капитала, внедрения новых технологий
общеизвестны, поэтому необходимы меры, устраняющие препятствия к раз-
витию экономических отношений между странами, обусловленные двойным
налогообложением.
Всеми государствами признана необходимость ясности и гарантий налоговой ситуации для налогоплательщиков, занимающихся коммерческой деятельностью в других государствах, путем принятия единых решений в идентичных случаях двойного налогообложения. В этом и состоит основная цель
Модели налоговой конвенции Организации экономического сотрудничества и развития(ОЭСР) по доходу и капиталу, предоставляющей возможность
для разрешения на единой основе большинства часто встречающихся проблем в области международного юридического двойного налогообложения.
Опубликованная в 1992 г. Модель налоговой конвенции в ее нынешнем
виде отличается от Модели конвенции 1977 г. тем, что представляет собой
результат продолжающегося процесса пересмотра с внесением периодических поправок и, таким образом, продолжает отражать взгляды государств-
членов в любой момент времени.
Влияние Модели конвенции вышло далеко за пределы территорий государств, входящих в ОЭСР. Она была использована в качестве базового документа переговоров между странами - членами ОЭСР и другими государствами, а также в работе других всемирных или региональных международных
организаций в области двойного налогообложения и связанных с ним проблем. Она была также использована в качестве основы для Модели конвенции двойного налогообложения Организации Объединенных Наций меж-
ду развитыми и развивающимися странами, которая воспроизводит
значительную часть положений и комментариев Модели конвенции ОЭСР.
Соглашения об избежании двойного налогообложения.
Как правило, соглашения такого рода заключаются на двухсторонней основе. Однако в ряде случаев заключались и многосторонние соглашения, например Андское соглашение (между странами Андской группы в Латинской Америке), Северный договор (Ыогагс Тгеату, между странами Скандинавии и Северного моря). Соглашение об устранении двойного налогообложения доходов и имущества физических лиц от 27 мая 1977 г. и аналогичное соглашение применительно к юридическим лицам от 19 мая 1978 г. (между странами - членами СЭВ).
Российская Федерация получила в наследство от Советского Союза
21 налоговое соглашение, заключенное со странами Европы, Северной Америки и Азии. В настоящее время Россия не только модернизирует прежние
соглашения с учетом новой российской налоговой системы, но и расширяет
географию стран, с которыми уже заключены или ведутся переговоры о заключении новых соглашений.
Соглашения о налогообложении отдельных видов предпринимательской деятельности.
Соглашения об устранении двойного налогообложения в области морского судоходства (иногда сюда включается и речное судоходство).
Эти соглашения упорядочивают налогообложение при осуществлении морских перевозок. Многие из них содержат правила, в соответствии с которыми судоходные компании, имеющие свой орган управления на территории одной из договаривающихся сторон, не облагаются налогами на доходы, полученные в результате осуществления деятельности компании (в сфере морских
перевозок и (или) пассажиров) на территории другой страны. Аналогичные
правила распространяются и на порядок уплаты налогов с имущества судоходных организаций, осуществляющих международные перевозки.
Как правило, в договорах указывается, что не подвергаются налогообложению вознаграждения, которые получают члены экипажей судов, занятых в международных перевозках. Такие граждане уплачивают налог в государстве, под флагом которого плавает судно.
Соглашения об устранении двойного налогообложения в области воздушного транспорта.
Эти соглашения регулируют вопросы освобождения от двойного налогообложения авиатранспортных организаций в следующих случаях:
- при осуществлении ими деятельности, связанной с перевозками грузов и пассажиров;
- при определении налогообложения на имущество авиатранспортных организаций.
Кроме того, в целом ряде соглашений устанавливается освобождение
от взимания налогов с оплаты труда сотрудников представительств авиа-
транспортных организаций.