Налоги на имущество, наследство и дарение, взимаемых с физических лиц

Тема 3.2 Налоги на имущество, наследство и дарение, взимаемых с физических лиц

План:

  1. история возникновения налога
  2. роль налога в формировании дохода бюджета различных уровней и граждан
  3. законодательная база
  4. плательщики налога
  5. объект налогообложения
  6. методика определения совместного дохода
  7. система льгот
  8. порядок исчисления и уплаты налога

В налоговую систему России наряду с федеральными и региональными налогами входят местные налоги, являющиеся основой для формирования доходной части местных бюджетов. К данным налогам относятся налоги на имущество физических лиц. Для органов местного самоуправления эти налоги играют в настоящее время хотя и не очень значительную роль, однако являются одним из источников финансирования расходов на здравоохранение, просвещение, противопожарную охрану, охрану правопорядка и т. д.

Суммы поступлений этих налогов стабильны, растут из года в год и очень важно то, что они поступают в местные бюджеты "живыми деньгами".

Налоги на имущество физических лиц введены в Российской федерации с 1 января 1992 г. и взимаются как в городской, так и сельской местности. Средства от его уплаты полностью поступают в местный бюджет. От того, как платят граждане этот налог, в определенной степени зависит и то, как будут профинансированы социальные нужды. Несмотря на сложное экономическое положение, в России все больше граждан приобретают и строят дома, коттеджи, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения, а также приобретают транспортные средства в собственность. Таких граждан в 1999 г. уже учтено налоговыми органами более 50 млн., тогда как совсем недавно - в 1995 г. - их было 36 млн.

Налоговые взаимоотношения физических лиц - собственников имущества и государства регулируются Законом Российской Федерации от 9.12.91 г. № 2003-1 "О налогах на имущество физических лип" с учетом внесенных в него четырех изменений и дополнений. Последние изменения и дополнения были внесены в июле 1999 г. Федеральным законом от 17.07.99 г. № 168-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налогах на имущество физических лип" (далее - Закон № 168-ФЗ). Эти изменения и дополнения коснулись всех статей Закона.

Какие существуют налоги на имущество физических лиц

Налоги на имущество физических лиц состоят из двух налогов:

- налога на строения, помещения и сооружения;

- налога на водно-воздушные транспортные средства.

Объектами налога, на строения, помещения и сооружения являются жилые дома, квартиры, гаражи, дачи, магазины, кафе и иные строения, помещения и сооружения.

Второй налог взимается с владельцев водно-воздушных транспортных средств, например вертолетов, самолетов, теплоходов, катеров, яхт, моторных лодок, водных мотоциклов, барж и других транспортных средств, зарегистрированных в:

Главном управлении воздушной авиации Федеральной авиационной службы России;

государственных инспекциях по маломерным судам;

государственных речных судоходных инспекциях;

морских администрациях портов;

комитетах по физической культуре и спорту;

других организациях, осуществляющих регистрацию транспортных средств.

Очевидно, что к объектам налога на водно-воздушные транспортные средства не относятся автомобили грузовые и легковые, мотоциклы, мотороллеры и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу. За перечисленное имущество граждане уплачивают налог с владельцев транспортных средств в порядке в размерах, предусмотренных Законом Российской Федерации от 18.10.91 г. № 1759-1 (ред. от 4.05.99 г.) "О дорожных фондах в Российской Федерации".

Однако вернемся к налогам на имущество физических лиц с учетом изменений, внесенных в порядок их исчисления и уплаты в 1999 г.

Сроки уплаты налогов

Налоги на имущество физических лиц начисляются налоговыми органами по месту нахождения имущества. При этом плательщику выписывается налоговое уведомление с указанием размера налога, подлежащего уплате, налоговой базы, а также сроков уплаты налога. Налоговое уведомление вручается физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения ежегодно не позднее 1 августа.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Уплата налогов на имущество физических лиц производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т. е. не позднее 15 сентября.

За вновь возведенные строения, помещения и сооружения, а также вновь приобретенные транспортные средства налоги уплачиваются соответственно с начала года, следующего за их возведением иди приобретением.

Если строение, помещение или сооружение отчуждено в течение года (купля-продажа, мена, дарение), то налог на строения, помещения и сооружения исчисляется и предъявляется к уплате первоначальному владельцу с I января текущего года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а каждому новому собственнику налог предъявляется с момента вступления в право собственности на строение, помещение и сооружение и до конца года - налогооблагаемого периода.

При переходе жилья по наследству налог взимается с наследника, принявшего наследство, со времени его открытия (со дня смерти наследодателя).

При уничтожении, сносе или полном разрушении строения взимание налога прекращается, начиная с того месяца, в котором произошли эти события.

Что касается членов жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иных потребительских кооперативов, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации полностью внесших свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, они приобретают право собственности на указанное имущество с момента полного внесения пая и с этого же времени становятся налогоплательщиками.

С кого взимаются налоги на имущество физических лиц

Налоги на имущество физических лиц относятся к группе личных налогов и взимаются непосредственно с собственника имущества, которое является объектом налогообложения и зарегистрировано в соответствующих органах. Плательщиками налогов признаются собственники имущества независимо от того, эксплуатируют они это имущество или нет.

Если имущество принадлежит нескольким физическим лицам и определена доля собственности в этом имуществе для каждого (общая долевая собственность), то налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.

Если имущество находится в собственности физического лица и предприятия, то плательщиком этого налога будет признаваться физическое лицо соразмерно своей доле в этом имуществе.

В случае нахождения имущества в собственности нескольких физических лип без определения их доли в этом имуществе плательщиком налога будут являться все эти лица в равных долях. Если между собственниками будет заключено соглашение, то налогоплательщиком будет то физическое лицо, которое определено этим соглашением.

Ставки налога на строения, помещения и сооружения

Налог на строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно по ставкам, устанавливаемым нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки устанавливаются в следующих пределах:

Стоимость имущества

Ставка налога

До 300 тыс. руб.

До 0,1%

От 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.

От 0,1 до 0,3%

Свыше 500 тыс. руб.

От 0,3 до 2%

Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям, т. е. ставки могут устанавливаться в зависимости от того, жилое это строение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих, а также из чего оно возведено (кирпичное, блочное, из дерева и т. д.).

В связи с тем, что основная масса строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам (более 80% всех строений, подлежащих налогообложению), имеет инвентаризационную стоимость, не превышающую 300 тыс. руб., то и основная масса налогоплательщиков будет уплачивать этот налог по ставке до 0,1% от инвентаризационной стоимости. И только" отдельные граждане, имеющие в собственности элитные строения, помещения и сооружения, будут уплачивать налог по повышенным ставкам - до 2%.

В соответствии с законодательством инвентаризационную оценку строений, помещений и сооружений. принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения определяют органы технической инвентаризации (БТИ).

Инвентаризационная стоимость - это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен продукция в строительстве (стройматериалов, работ, услуг). Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории одного представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

До внесения последних изменений в закон в случаях, когда инвентаризационная оценка не определялась, налог уплачивался со стоимости строений, помещений и сооружений, зафиксированной в договоре по обязательному страхованию, исходя из оценки по состоянию на 1 января каждого года. Новый закон не предусматривает применение страховой оценки для исчисления налогов, что значительно снизит собираемость налогов.

Вопросы оценки и переоценки строений, помещений и сооружений остаются проблемными Инвентаризационная стоимость в основном намного ниже реальной стоимости недвижимости и требует глобальных изменений в порядке ее определения. Кроме того, миллионы строений и сооружений до сих пор вообще не имеют оценки в связи с тем, что отсутствует финансирование работ по оценке органами технической инвентаризации. В этой связи местным органам власти необходимо принять срочные меры по оценке строений, помещений и сооружений, не имеющих инвентаризационной стоимости, особенно в сельской местности.

Сведения об инвентаризационной оценке органы технической инвентаризации обязаны представлять в налоговые органы для исчисления налогов не позднее 1 марта каждого года. За непредставление этих сведений виновные должностные лица несут ответственность, предусмотренную налоговым законодательством.

За строения, помещения и сооружения, которые не имеют собственника или собственник которых не известен, или взятые налоговыми органами на учет как бесхозяйные, указанные платежи не взимаются. О таких строениях необходимо сообщать органам местного самоуправления для принятия соответствующих мер.

Ставки налога на водно-воздушные транспортные средства

Налог на водно-воздушные транспортные средства взимается в соответствии с законом в зависимости от типа транспортного средства и мощности двигателя, количества пассажиро-мест и валовой вместимости - от 3 до 10°/о от минимального размера месячной оплаты труда, действующего на 1 января года, за который начисляется налог.

Ответственность за неуплату или несвоевременную уплату налогов

В случае, когда граждане своевременно не были привлечены к уплате налогов на имущество, исчисление его может быть произведено не более чем за три года. За такой же период допускается пересмотр неправильно произведенного обложения налогами.

По истечении установленных сроков уплаты налогов невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

При неуплате налога в срок, установленный законом, налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах и нарушенного плательщиком, сроке исполнения требования. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.

В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, оно направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, т. е. не позднее 15 февраля года, следующего за сроком уплаты налогов по закону.

Если налогоплательщик не исполняет требование об уплате налогов, взыскание недоимки производится в судебном порядке по месту жительства налогоплательщика.

Льготы по уплате налогов на имущество физических лиц

Закон предусматривает как полное, так и частичное освобождение граждан от налогов на имущество физических лиц. Так, полностью от уплаты налогов как на строения, помещения и сооружения, так и на транспортные средства, освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской федерации, лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн;

лица, получающие льготы в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Следует иметь в виду, что в связи с внесением Федеральным законом от 24.11.95 г. № 179-ФЗ изменений и дополнений в названный закон гражданам, проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, такая льгота не предоставляется;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия;

военнослужащие, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Кроме того, от налога на строения, помещения и сооружения освобождаются:

пенсионеры, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации устанавливаются трудовые пенсии:

а) по старости (по возрасту);

б) по инвалидности;

в) по случаю потери кормильца;

г) за выслугу лет

и социальные пенсии:

а) инвалидам I и II групп, в том числе инвалидам с детства, а также инвалидам Ш группы;

б) детям-инвалидам в возрасте до 16 лет;

в) детям в возрасте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей,

г) гражданам, достигшим 55 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины);

граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевые действия;

родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

От уплаты налога на транспортные средства освобождаются граждане, имеющие в собственности моторные лодки с мощностью двигателя не более 10 л. с. или 7,4 кВт.

Законом № 168-ФЗ введена новая льгота по уплате налога на строения, помещения и сооружения. Так, налог не уплачивается собственниками хилого строения жилой площадью до 56 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м, расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.

Если у плательщика в течение года возникает право на льготу или среди года он утратил такое право, то он привлекается к налогообложению только за то время, когда у него отсутствовало право на льготу.

Для получения льгот по уплате налогов физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.

Источник: Крыканова Л. Налоги на имущество физических лиц: изменения в законодательстве // Аудит, 1999, №11, с. 26-29

Налоги на имущество, наследство и дарение, взимаемых с физических лиц