Личность, право, государство

PAGE 1

Тема 10. Личность, право, государство.

1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды.

2. Основные права и юридические обязанности личности.

3. Основные концепции соотношения государства и личности.

10.1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды

Правовой статус — это юридически закрепленное положение субъекта в обществе. Правовой статус есть признанная Конституцией и законодательством совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные функции. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.

В структуре правового статуса выделяют такие элементы, как:

1. Правосубъектность – неотъемлемое от лица социально-юридическое состояние, включающее в себя:

2. Правоспособность – способность иметь права и нести обязанности. Она возникает с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности составляют не сами права и обязанности как таковые, а признаваемая законом возможность их иметь.

3. Дееспособность – способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять свои права и обязанности. Она более динамичная правовая категория, она возникает позднее правоспособности и развивается в течение всей жизни человека. Появление и последующий рост дееспособности связан с физическим и интеллектуальным взрослением человека. Полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия. Если гражданин не обладает дееспособностью, то есть не вправе по возрасту или состоянию здоровья самостоятельно вступать в правоотношения (ребенок, слабоумный), от его имени в правоотношениях участвуют родители, опекуны, попечители, трастовые управляющие.

4. Деликтоспособность – способность нести предусмотренную законом ответственность за совершенные правонарушения.

Виды правового статуса.

- Общий или конституционный — это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Он является одинаковым для всех граждан РФ. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица.

- Специальный или родовой статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, пенсионеров, военнослужащих, вузовских работников, учителей, рабочих, крестьян, инвалидов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т. д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.

- Индивидуальный статус выражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т. п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

Различают: а) статус физических и юридических лиц; б) статус иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев; в) статус российских граждан, находящихся за рубежом; г) отраслевые статусы: гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.; д) профессиональные и должностные статусы (статус депутата, министра, судьи, прокурора); е) статус лиц, работающих в различных экстремальных условиях или особых регионах страны (Крайнего Севера, Дальнего Востока, оборонных объектов, секретных производств).

10.2. Основные права и юридические обязанности личности.

Основные принципы взаимоотношений государства и личности раскрываются через права и обязанности личности, в них фиксируют стандарты поведения, которые государство считает обязательными, полезными, целесообразными для нормальной жизнедеятельности социальной системы.

Права человека необходимо отличать от свобод. Права человека — это охраняемая законом мера возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов человека.

Свобода личности — право гражданина, которое выражает лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Вопрос о взаимной связи и взаимном влиянии друг на друга права, власти и личности интересовал человека уже в древности. Права человека, известные современному миру имеют не такую долгую историю, как можно было бы предположить.

Гражданские, политические и личные права, такие как право избирать и быть избранным, предоставления избирательного права женщинам, право на свободу мысли и совести, право на равенство перед законом и др. получили свое официальное закрепление только в эпоху буржуазных революций (XVII—XVIII вв.). Они нашли отражение в известных Декларациях (американской, английской, французской).

К середине XX столетия под влиянием на международную политику Советского союза и других социалистических стран, мировое признание получили социально-экономические права: право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, защиту материнства и детства, образование, социальное обеспечение, участие в культурной жизни общества и т. п. Они дополнили собой прежние права и получили отражение в соответствующих документах ООН

После Второй мировой войны вплоть до настоящего времени после освобождения многих стран от колониальной зависимости, углубления экологических и гуманитарных проблем развитие получили права коллективные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам: право народов на мир, благоприятную окружающую среду, самоопределение, независимость, территориальную целостность, суверенитет, информацию, социальное и экономическое развитие и пр.

Права и свободы, признаваемые в настоящее время демократическими государствами в соответствии с общепринятой классификацией подразделяются на социально-экономические, определяющие отношения индивидов внутри гражданского общества, политические, признаваемые за индивидом как членом политической общности, гражданские, культурные и личные которые предоставляются каждому человеку как физическому лицу. Такое деление проводится как в мировой юридической практике, так и в национальных правовых системах, в том числе российской

Личные права и свободы защищают индивида от произвола со стороны государственных органов и со стороны частных лиц. К группе личных прав и свобод относятся право человека на жизнь, личное достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, судебную и иную защиту своей чести и доброго имени, на тайну переписки, телефонных разговоров, почтовых, телеграфных и иных отправлений. Ограничение этих прав допускается только на основании судебного решения, принятого независимым судом в соответствии с законом. В демократическом обществе никто не должен подвергаться обыску, аресту без решения суда, всем обвиняемым должно быть обеспечено право на справедливый суд.

Политические права и свободы, которыми наделяются граждане, предоставляют им возможность избирать и быть избранными в органы государственной власти, свободно выражать свое мнение, создавать политические партии, проводить митинги, собрания, демонстрации. Государство признает свободу совести граждан, и их право исповедовать любую религию. Вместе с тем, законом предусмотрены, и ограничения, цель которых создать правовой барьер, препятствующий превращению свободы во вседозволенность.

В группу социально-экономических прав и свобод входят право на заключение коллективных договоров, право трудящихся на участие в управлении предприятием, право на труд, отдых, страхование, на образование, медицинское обслуживание, право на жилище. Граждане имеют право заниматься предпринимательской деятельностью, свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право владеть, пользоваться и распоряжаться любым имуществом, кроме запрещенного законом.

Предпосылкой и юридическим основанием обладания личностью правами и обязанностями является гражданство – определенное политико-правовое состояние человека, выражающее юридическую принадлежность индивида к конкретному государству.

Права человека и гражданина можно также классифицировать в зависимости от следующих критериев:

  1. В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству — на права: российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством лиц без гражданства;
    1. В зависимости от степени распространения — на: общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста лица, а также других факторов, например, права военнослужащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев и пр.);
    2. В зависимости от характера субъектов — на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т. п.) и коллективные (право на забастовку, митинги и пр.);
    3. В зависимости от роли государства в их осуществлении — на: негативные (государство должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав).

Говоря о праве необходимо различать право в объективном и право в субъективном смысле слова.

Субъективные права. В юридической науке все права граждан именуются субъективными, т.е. индивидуальными, принадлежащими не только всем, но и каждому, открывающими перед их носителями простор для разнообразной деятельности, удовлетворения потребностей, интересов, пользования теми или иными социальными благами, предъявления законных требований к другим (обязанным) лицам и организациям. Субъективное право – это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. Оно всегда предполагает не только гарантию со стороны государства, но и соответствующую обязанность других лиц. Если нет этой обязанности, перед нами простое дозволение, а не субъективное право. Дозволение может стать правом только тогда, когда будет запрещено нечто мешающее этой дозволенности. Но дозволить одному – не значит юридически обязать другого.

Любые субъективные права практически могут быть реализованы только через чьи-то обязанности, и наоборот, обязанности предполагают чье-то право требовать их исполнения. Обязанности – обратная сторона прав. Если бы правам граждан не соответствовали обязанности государства, его социальная ответственность, то эти права носили бы характер ни к чему не обязывающих деклараций.

Ответственность государства перед личностью в демократическом обществе проявляется путем: создания системы гарантий, обеспечивающих реализацию прав граждан; четкого действия государственных механизмов по восстановлению нарушенных прав и применению санкции к лицам, виновным в нарушении своих обязанностей и др.

10.3. Основные концепции соотношения государства и личности.

В современной науке существует несколько концепций взаимоотношения государства и человека, соотношения их прав и свобод по отношению друг к другу.

1. Этатистская доктрина (от государства – к человеку).

В основе современной этатистской доктрины1 лежит приоритет государственного начала по отношению к личному (индивидуальному) началу. Основные положения это доктрины связаны главным образом с

a) Главная движущая сила общества – борьба классов. Эта борьба должна завершиться победой пролетариата и установлением нового общественного строя – социализма, и, в конечном счете – коммунизма. Это невозможно будет достичь без уничтожения самого государства, которое есть орудие насилия над человеком.

Б) Новый тип государства рассматривается как важнейший фактор социалистических преобразований, которому должны быть подчинены все и вся в обществе. Государство – первично в обществе, всё остальное – вторично, производно. Человек есть объект государственного воздействия.

в) Раскрепощение личности, которая сможет жить при коммунизме, марксизм видит в преодолении индивидуализма, в растворении личности в государстве, а индивидуальных интересов – в классовых (государственных). Движущая сила общества – не интересы отдельного индивидуума, а интересы классовые. Поэтому «гражданское общество» - враг коммунизма, ибо в гражданском обществе индивид ощущает себя личностью, самостоятельной силой, противостоящей государству.

2. Либеральная доктрина (от человека к государству)

В своем классическом варианте была разработана и развита в трудах Гуго Гроция, Шарля Монтескье, Джона Локка, Бенедикта Спинозы и др. Современная трактовка либерализма принципиально не отличается от классического подхода3.

Главное в ней – идея свободы личности, ее автономии по отношению к государству, возможности пользоваться неотъемлемыми правами на жизнь, собственность, свобода самоопределения и др. Основные положения рассматриваемой доктрины таковы.

a) Для человека, личности главное – свобода. Именно свобода является и средой обитания человека, и важнейшей жизненной ценностью для него. Именно свобода превращает подданного в гражданина, у которого теперь совершенно новые принципы взаимоотношений с государством. Человек (гражданин) теперь равноправен с государством.

б) Государство – инструмент для обеспечения «общего блага», защитник прав и свобод человека от любых посягательств с чьей бы то ни было стороны, в том числе и со стороны самого государства.

в) При этом либералы, как правило, не задаются вопросом, а о каком именно человеке, какой именно личности идет речь в том или ином конкретном случае. Для ортодоксального либерала самоценен человек как таковой, т.е. как абстракт, чьи права, свободы, интересы, во всяком случае, первичны по отношению к общественному, коллективному, государственному. Государство, с точки зрения правозащитников либерального толка, всегда стремиться ущемить, ограничить права и свободы человека, привести их в соответствие со своими собственными – государственными – интересами.

Характеризуются следующими чертами взаимоотношения личности с государством:

  • утверждается абсолютная ценность человеческой жизни и изначальное равенство людей;
  • предполагается рациональность и добродетельность человека. Данное положение накладывает на людей обязанность вести себя по отношению к государству и друг к другу разумно и доброжелательно;
  • признается существование неотчуждаемых прав человека, таких как право на жизнь, свободу, собственность.
  • частная жизнь людей должна быть защищена законом от вмешательства государства и обеспечена ее тайна;
  • в идеологии общества должны быть сформулированы и существовать высшие истины о добре и зле, о достоинствах и пороках, о порядочности, чести и бесчестии, о честности и лжи, которые должны быть доступны пониманию индивида и играть роль ориентиров в жизни и деятельности человека.

3.Доктрина оптимума (человек для государства и государство для человека).

Оптимум (лат. Optimum – наилучшее) – совокупность наиболее благоприятствующих условий; наилучший вариант решения задачи или путь достижения цели при данных условиях и ресурсах. Специальных исследований, посвященных формированию такой доктрины, пока нет.

Суть этой доктрины состоит в необходимости достижения оптимального сочетания государственного и индивидуального начал общественного бытия в целях обеспечения целостности социума и его нормального цивилизационного развития.

Оптиум будет достигнуто тогда, когда государство и личность проникнутся пониманием и признанием свободы по отношению друг к другу. В правосознании отдельной личности и государственном правосознании необходимо зафиксировать единство и органическую неразрывность свободы и равенства человека и государства. Государство и личность должны стремиться к сотрудничеству и обоюдной толерантности.

С одной стороны, недопустимы чрезмерная индивидуализация человеческих отношений и игнорирование интересов общественного, в том числе и государственного характера. С другой стороны, столь же недопустимо признание всепоглощающей роли государства во всех сферах жизнедеятельности людей.

Государство, будучи созданным, в конечном счете, социально-политической волей самих людей, не может не иметь свободы действия как условия обеспечения безопасности социума в целом и отдельного его члена в частности. Поэтому посягательство (в любой форме) или реально осуществляемая попытка такого посягательства со стороны индивида на интересы государства должно рассматриваться как посягательство и на интересы других индивидов, также находящихся под защитой государства. Точно так же и посягательство государства в лице чиновничества, правоохранительных органов, вооруженных сил на свободу волеизъявления отдельного индивида, если это волеизъявление не преследует целей нарушения целостности социума, не может быть оправдано.

Необходимо отметить важность не только формального закрепления равноправия и свободы человека и государства, но и реальное его осуществление. На практике очень часто наблюдается, что в нормах действующего законодательства такое положение действительно закреплено, но в действительности наблюдается (противоречия в законодательстве, пробелы в нем и т.д.).

Данная доктрина имеет много общего с идеями синергетики (от греч. Synergia – сотрудничество, содружество) – нового в современной философии направления исследования сложных социальных систем.

4. Доктрина анархизма.

Данная доктрина утверждает необходимость безгосударственного устройства общества. Цель анархизма, как учения, - уничтожение государства и замена всех форм принудительной государственной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

В анархизме существуют различные течения, но их главная общая черта заключается в том, что должна существовать полная свобода поведения человека и отсутствие какого-либо государственного принуждения.

1 Термин "этатизм" впервые употребил буржуазный либерал, президент Швейцарской конфедерации Нюма Дроз в 1896 году в своем сочинении "Демократия и социализм государства".

2 См., также: Мамут Л.С. Этатизм и анархизм как типы политического сознания (домарксистский период). М.: Наука, 1989

3 См.: Современный либерализм: Ролз, Бёрлин, Дворкин и др. - М., - 1998.

Личность, право, государство