Сущность, принципы и функции права

Тема 12. Сущность, принципы и функции права.

1. Понятие и сущность права.

2. Содержание проблемы правопонимания в юридической науке.

3. Основные признаки права (объективного права). Принципы права.

4. Функции права.

5. Ценность права.

6. Право и экономика.

7. Право и политика.

12.1. Понятие и сущность права.

В юридической литературе, и отечественной, и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления.

Как отмечает М.Н. Марченко1, существование различных мнений в отношении понимания права зачастую обусловливается неодинаковой оценкой различными исследователями значения рецепции римского права для динамичного развития современного права; различным представлением о степени влияния традиционных идей естественного права на современные теории права; противоречивыми подходами авторов - исследователей права к разрешению проблем соотношения в его понятии и содержании общечеловеческого и общенационального, с одной стороны, и классового - с другой.

Последнее особенно четко просматривается в отечественной литературе. Если сравнить между собой определения понятия права и подходами к его изучению, характерные для советского периода, с определениями понятия права и подходами к его познанию в постсоветский период, то нетрудно заметить, что важнейшей особенностью тех и других подходов является или категоричное признание, или столь же решительное отрицание классового характера права.

Первые строятся на «строго классовых постулатах», на представлении о государстве и праве как средствах, орудиях в руках господствующего класса или классов. Это понимание права во многом базируется на широко известном определении права, данном К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии»: «Ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса»2. Говоря по-другому, воля господствующего в экономике и политике класса навязывается как закон всему обществу. При таком понимании право с необходимостью предполагает бесправие иных, негосударственных слоев населения и расценивается ими как инструмент угнетения и эксплуатации. Ограниченность классового подхода состояла в том, что исторически преходящие стороны содержания права принимались за его сущность, а само право получало негативную оценку как инструмент насилия, как социальное зло, подлежащее уничтожению.

Вторые же, молчаливо отвергая классовость, апеллируют к общечеловеческим ценностям и интересам или же к «общим и индивидуальным интересам населения страны». Здесь на сущность права формируется общесоциальное воззрение, которое рассматривает право как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества. Право в этой связи применяется в более широких целях – как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии, политического плюрализма и т.п.

С формальной точки зрения любое право по своей природе есть, прежде всего, регулятор и стимулятор общественных отношений. Однако если при анализе сущности права ограничиваться данным аспектом, то право в разные эпохи и в разных государствах будет одинаковым по своей сути, и мы никогда не сможем познать сущность права конкретного общества.

При определении понятия права, анализе его сущности, нельзя исходить только из его классового характера или же только из его «общечеловеческого» содержания. Это было бы не согласующейся с реальной действительностью крайностью. Существующие правовые системы имеют не только классовый, но и «общечеловеческий» характер, сочетают в себе наряду с классовыми и «общечеловеческими» интересами также групповые, индивидуальные, клановые и иные интересы. Поэтому в зависимости от исторических условий на первый план может выступать любое начало в праве3.

Право - есть система общеобязательных, формально-определенных, установленных и охраняемых государством правил поведения, направленных на регулирование общественных отношений в соответствии с принятыми в данном обществе устоями тех или иных форм жизнедеятельности.

Анализируя различные подходы к пониманию сущности права, следует также присоединиться к точке зрения С.А. Комарова, что «действительно, право – более широкое по объему понятие, чем закон, так как кроме него существуют и иные нормативные предписания как внутреннего (указы, постановления, решения и т.п.), так и международного характера. Можно согласиться с тем, что право предшествует закону, что оно непосредственно вытекает из общественных потребностей. В этом случае под ном понимается право в общесоциальном смысле, т.е. моральное право, право народов и т.п. Государство не придумывает право, оно закрепляет сложившиеся в обществе представления о справедливости, но нельзя понимать под правом объективные общественные отношения даже до их санкционирования законом. Право в специально-юридическом смысле есть юридический инструмент, связанный с государством»4.

Пониманию права способствует различение права в объективном и субъективном значении. Таким образом, в юриспруденции, термин «право» используется для обозначения двух взаимосвязанных, но разных явлений: одно из них именуется объективным правом, другое – субъективным юридическим правом.

Анализируя данный вопрос, следует сразу разграничить две проблемы5:

проблему объективного и субъективного в праве;

проблему объективного права и субъективного юридического права.

Первая имеет философский характер и смысл ее в том, чтобы определить, в какой степени то явление общественной жизни, которое юристы именуют «объективным правом», объективно, а в какой – субъективно.

Что касается второй проблемы, то право, выраженное в системе согласованных, внутренне упорядоченных между собой норм, именуется правом в объективном смысле. Объективное право отражено в правовых нормах, которые содержатся в законах, иных правовых актах, являющихся источниками права. Характерно, что в этом смысле о праве невозможно говорить во множественном числе: если речь идет о «правах», значит, имеются в виду права субъективные. Когда объективное право рассматривается вне связи с субъективным юридическим правом, то его называют просто «правом»: гражданское право, административное право и т.д.

Субъективное право (право в субъективном значении) – это основанная на законе свобода или возможность совершения определенных действий конкретным субъектом права (право гражданина на судебную защиту и т.д.). Объективное и субъективное право взаимосвязаны. Субъективное право возникает на основе норм объективного права, нормы объективного права закрепляют (объективируют) субъективное право. Субъективное же право есть ступень реализации, осуществления его норм в действиях индивидов и организаций.

12. 2. Содержание проблемы правопонимания в юридической науке.

Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основополагающего. Его не обошла ни одна из существующих в истории философско-правовой мысли ведущих школ права. При этом от одной эпохи к другой понятие права менялось, приобретало одни характеристики и утрачивала другие.

Вопрос о том, что есть право, имеет не только собственно научное, но и важное практическое значение. От решения этого вопроса зависит определение круга юридических источников, в которых содержатся нормы права, правильное определение критериев правомерного и противоправного поведения6. Отличие права от неправа необходимо для государственной охраны права, создания фактических условий его реализации и т.д.

Правопонимание7 - это научная категория, отражающая процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающий в себя познание права, его восприятие (оценку) и отношение к нему как целостному социальному явлению.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например:

а) гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще;

б) юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы;

в) ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования, государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему - это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Анализируя естественно-правовую теорию, следует иметь в виду, что как отмечает С.С. Алексеев8 позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Шершеневич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права - структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным моментам теории следует отнести вводимую ею искусственную ограниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права - норма права, правосознание, правоотношение, - сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право - это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором данной концепции считают Г. Кельзена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

а) право - это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);

б) нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;

в) нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;

г) само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;

д) от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что: такой подход, во-первых, позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства; во-вторых, обеспечивает определенный режим законности, единообразное вменение норм и индивидуально-властных велений; в-третьих, содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан; в-четвертых, обеспечивает формальную определённость права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения; в-пятых, позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативного подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития.

Психологическая теория, родоначальником которой является Л.И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность - правовые эмоции человека. После носят императивно-атрибутивный характер и подразделяются на:

а) переживание позитивного права, установленного государством;

б) переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы - психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологические особенности индивида.

Недостатками данной теории можно считать ее односторонний характер, отрыв от объективной реальности, невозможность в ее рамках структурировать право, отличать его от иных социально-регулятивных явлений.

Социологическая теория права зародилась в середине XIX столетия. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни. В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право- это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

а) общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;

б) теория доказывает то, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе отношений;

в) учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Отрицательным является отрицание нормативности как важнейшего свойства права, смешению одного из факторов образования права- интереса - самим правом9.

Не без влияния социологического понимания права сформировалось так называемое широкое понятие права10. Его сторонники включили в содержание права все описанные выше компоненты: право - идеи, нормы, отношения. Такая позиция была обоснована вначале в работах П.И. Стучки, Е.Б. Пашуканиса, а впоследствии получила развитие в трудах С.Ф. Кечекьяна, А.А. Пионтковского, Н.В.Витрука и др. Общий вывод сторонников такого подхода заключался в том, что право не сводится к нормативным установлениям.

То, что является достоинством узконормативного подхода (формальная определенность, нормативность), следует признать основным упущением для широкого правопонимания. Грани между дозволенным и запрещенным с точки зрения этого подхода весьма неопределенны, критерии оценки поведения в известной мере зыбки.

12.3. Основные признаки права (объективного права). Принципы права.

Следует различать признаки и свойства права. Признаки характеризуют право как понятие, свойства – как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, то есть свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Какие свойства считать существенными? Это во многом зависит от позиции конкретного автора.

Итак, признаки права - это совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе11.

Согласно сложившемуся в отечественной и зарубежной («позитивистской») юридической литературе мнению, право как регулятор общественных отношений отличается от других, неправовых регулятивных средств следующими признаками и чертами.

1. Право – это, прежде всего, есть совокупность, система норм. Это не случайный набор случайных норм, а строго выверенная, упорядоченная система вполне определенных правил поведения. Как и любая иная система, она складывается из однопорядковых, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Таковыми являются нормы права, или правила поведения. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой. Возникающие между ее структурными элементами - нормами связи, как и сами нормы, должны быть направлены на выполнение строго определенных, регулятивных и иных функций, на достижение единых целей. Чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права12. Только системное, непротиворечивое, официально существующие право способно выполнять стоящие перед ним задачи.

Системность в право привносится именно законодательством. Существующие в сознании, в поведении нормативные правовые установки этим свойством не обладают. Законодатель, закрепляя в предписаниях новые юридические нормы, обязательно согласовывает их с уже имеющимися.

2. Право - это не просто система норм, а система норм, установленных или санкционированных государством. В мире существует множество систем социальных норм. Но только система правовых норм исходит от государства, а не от общества, выступая воплощением воли государства. Все остальные создаются и развиваются негосударственными - общественными, партийными и иными – органами и организациями.

Создавая нормы права, государство действует непосредственно, через свои уполномоченные на то органы, или же опосредованно, путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно правовых актов негосударственным органам или организациям. В последнем случае говорят о санкционировании, т.е. даче разрешения, государством на осуществление ограниченной правотворческой деятельности этим негосударственным органам и организациям.

3. Право есть регулятор социально значимого поведения человека, разновидность социальных норм. Оно имеет дело с социальной сферой, которая включает в себя13: людей; отношения между людьми (общественные отношения); поведение субъектов общественных отношений;

4. Право всегда представляет собой систему норм, или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает, что все члены общества непременно выполняют требования, содержащиеся в нормах права, это обеспечивается возможностью государственного принуждения на основе санкций предусмотренных в самих нормах права. Общеобязательность нормы права возникает вместе с ней. Вместе с ней развивается, изменяется и прекращается.

5. Право носит общезначимый (общий) характер. Нормы права являются неперсонифицированными правилами поведения, то есть обращены ко всем и к каждому, кто подпадает в предусмотренные ими условия.

6. Формальная определенность. Следует заметить, что формальная определенность в некоторой степени свойственна и другим нормативным системам. Так, например, религиозные нормы-заповеди формулируются в священных книгах. Однако здесь форма соответствующим правилам придается не государством, а другими организациями (в данном случае религиозными). Государство, в отличие от них, придает праву общеобязательное значение, придает ему официальную форму выражения.

Нормы права официально закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию. В прецедентном праве формальная определенность достигается официальной публикацией судебных решений, признаваемых в качестве образцов, обязательных при рассмотрении аналогичных юридических дел.

7. Нормативность права означает, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами – правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения.

8. Право всегда выражает государственную волю, которая, в свою очередь, согласно различным существующим в отечественной и зарубежной юридической науке концепциям, воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора14.

В научной и учебной литературе используется целый ряд критериев классификации принципов права и соответственно подразделения их на различные группы.

Однако наиболее распространенным критерием классификации принципов права является их подразделение на группы в зависимости от того, распространяются ли они на всю систему права, на несколько отраслей или же на одну отрасль права.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым относят такие принципы, как:

  1. справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п;
  2. гуманизм, означающий, что конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство;
  3. юридическое равенство граждан перед законом и судом;
  4. законность – система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно;
  5. демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы и др.

Вышеуказанные принципы являются общеправовыми, ибо действуют во всех без исключения отраслях права.

Межотраслевые правовые принципы охватывают собой две или более отраслей права, преимущественно смежных, весьма близко соприкасающихся между собой отраслей (конституционное и административное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное и др.). Среди них выделяют: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства и др.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми. К ним относятся: в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном праве – презумпция невиновности; в трудовом праве – принцип свободы труда и др.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права)15.

12.4. Функции права.

Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества16.

Соответственно этому можно отметить следующие особенности функций права17:

1. Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе.

2. Функции права - это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

3. Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

4. Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие.

5. Постоянство, как необходимый признак функции, характеризует непрерывность, длительность ее действия.

Классификация функций права и их характеристика.

Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права: 1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную), и 2) внутренние. Последние вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. В этом случае выделяют регулятивную и охранительную функции права.

К социальным функциям относятся:

1. Экономическая функция выражается в том, что право, устанавливая «правила игры» в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизм распределения общественного богатства и т.п.

2. Политическая функция выражается в том, что право в своих нормах закрепляет политический строй общества, механизм функционирования государства, регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и т.д.

3. Воспитательная функция состоит в том, что право, отражая определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, формирует у субъектов мотивы правомерного поведения.

Особенности регулятивной функции заключаются, прежде всего, в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) - регулятивную статическую и регулятивную динамическую (С. С. Алексеев).

- Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

- Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Содержанием регулятивной функции охватывается:

определение посредством норм права право- и дееспособности граждан;

закрепление и изменение правового статуса граждан;

определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц;

установление правового статуса юридических лиц;

определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права.

2. Охранительная функция права – направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю предусмотренных в праве мер принудительного воздействия.

Специфика охранительной функции состоит в следующем:

Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности;

Во-вторых, она служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний и какие неблагоприятные последствия возникают в случае посягательства на них18;

В-третьих, для осуществления охранительной функции характерна специфическая форма – охранительные отношения и правоохранительная деятельность органов государства и иных специально уполномоченных законом субъектов.

Все функции права реализуются единственно возможным способом: путем установления меры дозволенного и обязательного поведения, то есть посредством определения конкретных прав и обязанностей членов общества (социальных субъектов).

Функции права как понятие научно раскрывают необходимую, непосредственную связь между сущностью права и реальными общественными отношениями, на которые оно воздействует. Их реализация есть переход от «должного» в общественных отношениях к действительному.

12.5. Ценность права.

Ценность права заключается в его способности служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых потребностей индивидов и общества в целом, утверждать справедливые и гуманные начала во взаимоотношениях личности и власти, выступать силой, противостоящей произволу.

Социальная ценность (полезность) права заключается и в том, что оно влияет на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, придает действиям людей организованность, устойчивость, обеспечивает их подконтрольность. Тем самым право является средством цивилизации общественных отношений. Государственно-организованное общество не может обойтись без права наладить производство материальных благ, организовать формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает незаменимым средством государственного управления.

Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом оно обозначает не свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Право противостоит несвободе, произволу, бесконтрольности отдельных индивидов и групп людей. В этом смысле право есть объективно обусловленная в конкретно исторических условиях форма свободы в реальных действиях и поступках людей, в их взаимоотношениях; иначе говоря, право есть формальная свобода.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами: право открывает личности доступ к благам, выступает действенным средством ее социальной защищенности. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международного и межнационального характера. Обладая качествами общегосударственного регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.

Социальная ценность (полезность) права заключается в следующем:

право придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядоченности в общественные отношения, является средством их цивилизации. Государственно-организованное общество не может обойтись без права — наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые имманентно присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления;

воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, право способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Общесоциальная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует эти интересы, не подавляет их, а сообразует с общими (государственными) интересами. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы

 3) определяя границы, меру свободы личности в обществе, право выступает масштабом этой свободы, ее юридическим эталоном;

4)   право   может быть выразителем   идеи   справедливости.   Справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость (justitia) звучат почти синонимично. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение;

5)   право выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с. историческим ходом общественного развития. Его (права) роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право
в такой ситуации играет заметную роль в создании качественно новой среды, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности.

12.6. Право и экономика.

Слово «экономика»19 (от греч. oikonomia—хозяйство) буквально означает искусство ведения домашнего хозяйства. В настоящее время под экономикой следует понимать определенную социальную сферу, а именно: диалектическое сочетание социальных отношений и социальной деятельности, связанных с производством, обменом и распределением материальных благ. Определяющую роль в сфере экономики играют отношения собственности.

В марксистской теории соотношение права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса - экономической структуры общества («экономического строя»), которая складывается независимо от воли и сознания людей, и надстройки - идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. Экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как к части надстройки.

Теория марксизма указывает на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Разработанные Марксом и Энгельсом теоретические положения о закономерностях связи экономики и права в принципе достоверны.

Связи права и экономики следует оценивать, учитывая необходимость как государственно-правового регулирования экономических процессов, так и соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере.

В современный период концепцию невмешательства государства и права в экономику обосновывают сторонники либеральной школы (Ф. Хайек и др.). Вместе с тем и они отмечают, что государство не должно бездействовать: власть должна создавать условия для инициативной деятельности граждан и развития их индивидуальных способностей. В настоящее время баланс между экономикой и правом, государственно-правовым регулированием экономики (особенно в сфере распределительных отношений) находится через идею социального государства.

В.В. Лазарев в условиях рыночной экономики и перехода к рынку в России отмечает следующие направления использования правовой формы20: определение целей экономического развития; закрепление равноправия всех форм собственности; определение круга субъектов рыночных отношений; вытеснение порочных средств ведения хозяйства и коммерции; продуманная налоговая политика; формирование правовых механизмов и процедур разрешения конфликтов в сфере экономики; установление юридических санкций за экономические правонарушения.

12.7. Право и политика.

Термин «политика» (от греч. polis—город-государство) впервые появился в Древней Греции. Как отмечает С.А. Комаров, политика – это принципиальное направление деятельности государства относительно существующих слоев общества21.

Политика – это искусство управления обществом, которое характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями; между государством, с одной стороны, и народом, с другой.

Содержание политики сложно и многопланово. Оно представлено и отношениями между различными субъектами по поводу государственной власти, и формируемыми на этой основе нормами. Право возникло и развивалось вместе с государством – главным институтом политики.

Условно все политические отношения можно подразделить на три группы:

Внутриорганизационные отношения между членами политического объединения по поводу удовлетворения корпоративных интересов с помощью государственной власти;

Межинституциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управления;

Отношения между субъектами политической системы по поводу управления обществом как единым социально-политическим организмом.

Политические нормы могут вырабатываться на всех уровнях данных отношений. На первом – они выражаются прежде всего в различного рода программных документах и декларациях; на втором – в межпартийных соглашениях; на третьем – в общенациональных государственно–властных решениях.

Политические нормы обязательны лишь для субъектов определенного социально – политического объединения. Для управления обществом, регулирования наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивидуальных субъектов выступает право. Без него и политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. Лишь через право пришедшая к власти социальная группа может обеспечить свои интересы, придать своей воле всеобщее значение, сделать ее обязательной для исполнения всеми членами общества. Право является инструментом политики. Нормы права устанавливают такие методы правового регулирования общественных отношений, которые соответствуют политике государства, реализации стоящих перед ней целей и задач.

Общим для государственной политики и права является то, что они формируются в соответствии с господствующим политическим сознанием, складывающимся на основе политической идеологии господствующих политических сил, находящихся у власти.

Политика является основой права, определяет его главное содержание, опосредует влияние всех иных факторов базиса и надстройки. Право – одно из важнейших средств реализации политики, отражает экономические интересы политических сил, стоящих у власти, не непосредственно, а через политику государства

1 См.: Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. - М., 2001. - С. 102.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Полн. Собр. Соч. Т.4. - С. 443.

3 Марченко М.Н. Указ. соч. – С. 102.

4 Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СП-б., 2001. - С. 35-36.

5 Протасов В.Н. Теория права и государства. Учебное пособие. - М., 2004. - С. 670.

6 Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2003. - С.80.

7 Теория государства и права / По ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 222-228.

8 Алексеев С.С. Философия права. - М., 1999. - С. 26-28.

9 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – с. 102.

10 Червонюк В.И. Указ.соч. - С. 82-83.

11 Червонюк В.И. Указ.соч. - С. 89.

12 Марченко М.Н. Указ.соч. - С. 103.

13 Протасов В.Н. Указ.соч. - С. 67-68.

14 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2001. - С. 164-167.

15 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2001. - С. 164-167.

16 Червонюк В.И. Указ. соч. - С. 90.

17 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1996. - С. 124-126.

18 Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 1996. - С. 124-126.

19 Протасов В.Н. Указ.соч. - С. 91-92.

20 Цит. по: Протасов В.Н. Указ.соч. – С.91-92..

21 Комаров С.А. Указ. соч. - С. 39.

Сущность, принципы и функции права