Система права

Тема 17. Система права.

1. Понятие и структурные элементы системы права.

2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Отрасли права в России.

3. Частное и публичное право.

4. Материальное и процессуальное право. Юридический процесс.

17.1. Понятие и структурные элементы системы права.

Система права - это его исторически сложившаяся внутренняя структура - иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.

В основе построения системы права лежат принципы: верховенства прав и свобод человека; законности; компетентности; формализованности; общедоступности; приоритета международно-правовых источников; перспективного действия нормы и ряд других. При этом основным принципом является иерархическая организация правовых норм по юридической силе.

Основные признаки системы права:

Система права характеризуется объективностью, т.е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений.

Система права характеризуется согласованностью, это обусловлено тем, что возникающие противоречия должны своевременно устранятся законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно правовой акт.

Особенности системы национального право определяются:

  • Конкретными историческими условиями ее формирования;
  • Влиянием традиций правовой системы в состав которой входит система национального права, национально-этнических факторов и образа жизни населения.

Для всякой системы права характерно не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой.

Право - система формализованная, она может существовать только формально (документально) в форме совокупности нормативно-правовых актов.

Основу системы права составляют существующие общественные отношения

(каждой области общественных отношений соответствует своя область права).

Система права имеет вертикальное и горизонтальное строение. Вертикальное строение включает пять уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом. Горизонтальное строение права рассматривается на уровне отрасли права.

1. Норма права – это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.

2. Правовой институт — это часть отрасли права, регулирующая самостоятельный вид взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид. Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат следующие признаки:

Юридическое единство правовых норм как целостное образование, характеризующееся единством содержания, которое выражается в общих положениях, принципах или совокупности используемых правовых понятий.

Полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений. Правовой институт включает в себя различные виды правовых норм (дефинитивные, обязывающие, управомочивающие, запрещающие и др.), которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений.

Обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и подзаконных актов.

Виды институтов:

в зависимости от характера институты подразделяются на:

материальные (институт подряда);

и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);

в зависимости от сферы распространения на:

отраслевые (институт наследования)

и межотраслевые (институт частной собственности);

в зависимости от функциональной роли на:

регулятивные (институт мены);

и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).

Иногда правовой институт дробится на субинституты права. Субинститут права - это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, находящиеся в рамках определенного института права. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д. Однако далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.

3. Подотрасль права – это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.

4. Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.

Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

  1. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Отрасли права в России.

Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.

Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.

Разнообразие общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.

Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:

  1. общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
  2. нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.

Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.

Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов и средств при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод - как, каким образом это регулирование осуществляется.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

императивный — метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;

диспозитивный — метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;

поощрительный — метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;

рекомендательный — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, и т. п.

Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли - например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д. Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные

Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.

Выделяют две группы отраслей права: регулятивные и охранительные отрасли.

Регулятивные отрасли права – те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся:

1. Конституционное право – предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод — императивный. Главным нормативно правовым актом является Конституция РФ.

2. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Преобладающий метод — императивный Основной нормативный акт – административный кодекс РФ.

3. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфере доходов и расходов государства. Основные акты - закон о государственном бюджете, налоговое законодательство.

4. Гражданское право – регулирует различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основной метод — диспозитивный. Основные правовые акты – Гражданский кодекс, имеет под отрасли авторское право, патентное, наследственное, торговое.

5. Банковское право – регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководства коммерческими банками. Нормативно правовые акты – закон о банковской деятельности, закон о Центральном банке РФ и др.

6. Предпринимательское право – регулирует экономические, рыночные отношения. Нормативно правовые акты – гражданский кодекс, закон о монополиях.

7. Трудовое право – регулирует общественные отношения. Основным нормативно-правовым актом является Трудовой кодекс РФ.

8. Природно-ресурсное право – определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей - земельный кодекс, недрами - закон о недрах, водой - водный кодекс.

9. Экологическое право - процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативные акты – рассредоточены по различным документам.

10. Жилищное право – регулирует порядок предоставления и использования жилья. Нормативный акт - Жилищный кодекс РФ.

11. Семейное право - регулирует брачные, семейные отношения. Основной нормативнй акт - Семейный кодекс.

Охранительные отрасли направлены на защиту правоотношений. К ним относятся:

1. Уголовное право - охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. Господствующий метод — императивный. Основной акт уголовный кодекс РФ.

2. Уголовно-процессуальное право - объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Основной акт - уголовно процессуальный кодекс РФ.

3. Уголовно-исполнительное право – регулирует процесс исполнения наказаний.

4. Гражданское процессуальное право – регулирует порядок рассмотрения гражданских споров. Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс.

5. Арбитражное право – регулирует порядок рассмотрение споров между организациями и государственными органами. Основной нормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс.

Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующая отношения между государствами. Регулируется международными договорами, конвенциями, актами международных организаций и правовыми обычаями.

Среди формирующихся отраслей права можно назвать отрасли воздушного, предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др. Появление новых отраслей права связано объективной дифференциации общественных отношений, их государственно-правовой оценкой (обусловлено интересом государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений"1), а также степенью развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). Указанные факторы (объективные, оценочные и нормативные) учитываются при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития2.

17.3. Частное и публичное право.

Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану. Известно его утверждение, что публичное право относится к положению Римского государства в целом, частное - к пользе отдельных лиц.

Частное право - это совокупность юридических норм, охраняющих интерес и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.

Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.

Частное право — это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Частно-правовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций. К сфере частного права относят, прежде всего, гражданские, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые отношения. В настоящее время существуют две частноправовые системы: пандектная (состоит из общего раздела и трех-четырех особенных) и институциональная (группируется по трем разделам – лица, вещи, обязательства) системы.

Таким образом, в системе права есть нормы, регулирующие общезначимые, публичные интересы государства и общества, и нормы, выражающие интересы частных лиц. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве - императивно, на основании предписаний закона.

В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.

В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:

1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное — общественные, государственные);

предмет правового регулирования (если частному праву свойственно децентрализованное регулирование частно-правовых отношения; то публичному — жесткая централизованная регуляция общественных отношений государственной властью);

метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации);

субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством либо государственных органов между собой);

принцип правового регулирования (если в публичном праве присутствует подчиненность, неравноправие участников, то в частном праве – все участники юридически равноправны)

инициатива защиты прав субъекта права (в публичном праве – она исходит от государства, в частном – от заинтересованного частного лица).

способ судебной защиты (нормы публичного права охраняются по инициативе государства в уголовном или административном процессе, а нормы частного защищаются по личной инициативе в гражданском процессе);

инициатива и содержание нормативно-правовых актов (в сфере публичного права нормативные акты имеют императивный характер, а в частных отношениях государство не определяет содержания принимаемых решений)

вид нормативного акта (публичное право тяготеет к односторонним актам: указам, приказам, постановлениям, а для частного права характерен договор).

17.4. Материальное и процессуальное право. Юридический процесс.

Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Материально-правовой характер носят нормы гражданского, трудового, семейного, уголовного права.

Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений. Процессуальный характер носят нормы уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального права.

Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной отрасли права.

Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т.е. В них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.

Юридический процесс — это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, призванные оптимально удовлетворять и гарантировать интересы субъектов права.

Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах — официальных документах. Он присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативной реализации правовых предписаний.

Юридический процесс призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в правовой деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права. Юридический процесс — это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов. В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) он подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный процессы.

Гражданско-процессуальное (ГПК РФ) и уголовно-процессуальное (УПК РФ) право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный процесс (АПК РФ) является разновидностью гражданского.

Административный процесс пока еще не выделился из гражданского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть.

Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.

В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на:

- правотворческий (воплощается, например, в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты; правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются акты применения права,

- правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты;

- праворазъяснительный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ»), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.

17.5. Соотношение системы права и системы законодательства

Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:

если первичным элементом системы права является норма права, то первичным элементом системы законодательства — статья нормативного акта;

если система права выступает в качестве внутреннего содержания, то система законодательства — в качестве внешней формы;

система права состоит из отраслей, подотраслей, институтов, система законодательства – из нормативных правовых актов;

если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;

если система права имеет первичный характер, то система законодательства — производный (первая служит исходной базой для второй);

если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства — еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);

система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь, кроме законодательства, право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя, кроме формулировок норм, и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей, а также призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания норм права;

число отраслей права не совпадает с числом отраслей законодательства (последних больше).

В настоящее время система отраслей законодательства выглядит следующим образом:

1. Группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права.

2. Группа отраслей законодательства, сложившихся на базе подотраслей права.

3. Комплексные отрасли законодательства, которые возникают из сочетания норм административного, гражданского и др. отраслей права – законодательство о науке, образовании и т.п.

1 Дембо Л.И. О принципах построения системы права// Советское государство и право. - 1956. - № 8. - С.91.

2 Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. - С.95

Система права