Система права
Тема 17. Система права.
1. Понятие и структурные элементы системы права.
2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Отрасли права в России.
3. Частное и публичное право.
4. Материальное и процессуальное право. Юридический процесс.
17.1. Понятие и структурные элементы системы права.
Система права - это его исторически сложившаяся внутренняя структура - иерархически организованная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая, с одной стороны, единство правовых норм, а с другой - их специализацию.
В основе построения системы права лежат принципы: верховенства прав и свобод человека; законности; компетентности; формализованности; общедоступности; приоритета международно-правовых источников; перспективного действия нормы и ряд других. При этом основным принципом является иерархическая организация правовых норм по юридической силе.
Основные признаки системы права:
Система права характеризуется объективностью, т.е. данная система сама не создается по произвольному усмотрению людей, а обусловлена системой объективно существующих общественных отношений.
Система права характеризуется согласованностью, это обусловлено тем, что возникающие противоречия должны своевременно устранятся законодательным путем, внесением изменений и дополнений в соответствующий нормативно правовой акт.
Особенности системы национального право определяются:
- Конкретными историческими условиями ее формирования;
- Влиянием традиций правовой системы в состав которой входит система национального права, национально-этнических факторов и образа жизни населения.
Для всякой системы права характерно не только внутренняя связь между ее структурными элементами, но и внешние связи с моралью, политикой, идеологией, экономикой.
Право - система формализованная, она может существовать только формально (документально) в форме совокупности нормативно-правовых актов.
Основу системы права составляют существующие общественные отношения
(каждой области общественных отношений соответствует своя область права).
Система права имеет вертикальное и горизонтальное строение. Вертикальное строение включает пять уровней: нормы, правовые институты, подотрасли права, отрасли, система права в целом. Горизонтальное строение права рассматривается на уровне отрасли права.
1. Норма права это сформулированное государством и обеспеченное государственной защитой общеобязательное, формально-определенное правило общего характера, выступающее в качестве модели правомерного поведения. Норма является первичным элементом, «кирпичиком» системы права из которых данная система права строится.
2. Правовой институт это часть отрасли права, регулирующая самостоятельный вид взаимосвязанных, однородных общественных отношений. Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт лишь их вид. Юридическим критерием обособления той или иной совокупности норм в конкретный правовой институт служат следующие признаки:
Юридическое единство правовых норм как целостное образование, характеризующееся единством содержания, которое выражается в общих положениях, принципах или совокупности используемых правовых понятий.
Полнота регулирования определенной совокупности общественных отношений. Правовой институт включает в себя различные виды правовых норм (дефинитивные, обязывающие, управомочивающие, запрещающие и др.), которые в комплексе содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений.
Обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов и подзаконных актов.
Виды институтов:
в зависимости от характера институты подразделяются на:
материальные (институт подряда);
и процессуальные (институт возбуждения уголовного дела);
в зависимости от сферы распространения на:
отраслевые (институт наследования)
и межотраслевые (институт частной собственности);
в зависимости от функциональной роли на:
регулятивные (институт мены);
и охранительные (институт привлечения к уголовной ответственности).
Иногда правовой институт дробится на субинституты права. Субинститут права - это упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, находящиеся в рамках определенного института права. Например, в институте государственной службы, который относится к отрасли административного права, выделяют такие субинституты, как понятие и принципы государственной службы, государственная должность, правовой статус служащего и т.д. Однако далеко не каждый институт права имеет хотя бы один субинститут.
3. Подотрасль права это крупный правовой институт, стремящийся к выделению в самостоятельную отрасль права. В финансовом праве серьезные центробежные тенденции сегодня испытывают налоговое и бюджетное право, в конституционном праве - избирательное право, в гражданском - предпринимательское, авторское, жилищное право. В самом понятии «подотрасль» закреплена его своеобразная двойственность: это уже не институт, но еще и не отрасль права.
4. Отрасль права - это обособленная совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных отношений специфическим правовым методом. Отрасль формируют разнообразные нормы - определения и нормы-принципы, общие и специальные, регулятивные и охранительные, запрещающие, обязывающие и дозволяющие. В совокупности они составляют самодостаточный, автономный, сравнительно обособленный нормативный комплекс.
Как правило, в каждой правовой отрасли условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет дефиниции, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная - специализированные правовые институты.
Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по объему и включает в себя, помимо системы права, юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
- Предмет и метод правового регулирования как основания деления норм права на отрасли. Отрасли права в России.
Традиционно выделяют два критерия разделения норм по отраслям - предмет и метод отрасли права.
Предмет отрасли права - это совокупность однородных общественных отношений, регулируемых той или иной группой норм.
Разнообразие общественных отношений обусловливает специализацию норм и распределение их по отраслям, подотраслям, правовым институтам. Предмет показывает, какую сферу общественных отношений регулирует данная отрасль. Так, земельное право регулирует отношения в сфере землепользования и охраны земель, трудовое право - в сфере трудовых отношений между работником и работодателем и т.д.
Вместе с тем предмет правового регулирования не может быть единственным критерием деления права на отрасли, потому что:
- общественные отношения, его составляющие, чрезвычайно разнообразны;
- нередко одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями и к тому же различными способами.
Поэтому вторым (дополнительным) критерием выступает метод правового регулирования.
Метод регулирования отрасли права - это совокупность приемов, способов и средств при помощи которых регулируются качественно однородные общественные отношения. Если предмет отрасли показывает, что регулирует данная отрасль, то метод - как, каким образом это регулирование осуществляется.
Выделяют следующие основные методы правового регулирования:
императивный метод властных предписаний, субординации, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях;
диспозитивный метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях;
поощрительный метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение;
рекомендательный метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, и т. п.
Кроме предмета и метода в романо-германских системах права важным отраслевым признаком выступает соответствующая кодификация. Наличие или отсутствие кодифицированного акта, как правило, свидетельствует о наличии либо отсутствии отрасли права. Хотя существуют и некодифицированные отрасли - например, экологическое право, предпринимательское право, информационное право и т.д. Отрасли права подразделяются на публичные и частные, материальные и процессуальные
Часть отраслей российского права носит комплексный характер, объединяя нормы различных отраслей и институтов. В качестве примеров, можно привести такие специальные отрасли, как хозяйственное, природоресурсное, торговое, банковское, морское, таможенное право.
Выделяют две группы отраслей права: регулятивные и охранительные отрасли.
Регулятивные отрасли права те отрасли права, в которых основной упор делается на установление прав и обязанностей субъектов, к ним относятся:
1. Конституционное право предметом регулирования являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственного устройства; доминирующий метод императивный. Главным нормативно правовым актом является Конституция РФ.
2. Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства. Преобладающий метод императивный Основной нормативный акт административный кодекс РФ.
3. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфере доходов и расходов государства. Основные акты - закон о государственном бюджете, налоговое законодательство.
4. Гражданское право регулирует различные имущественные, личные не имущественные и другие права. Основной метод диспозитивный. Основные правовые акты Гражданский кодекс, имеет под отрасли авторское право, патентное, наследственное, торговое.
5. Банковское право регулирует создание банков, принципы их деятельности, руководства коммерческими банками. Нормативно правовые акты закон о банковской деятельности, закон о Центральном банке РФ и др.
6. Предпринимательское право регулирует экономические, рыночные отношения. Нормативно правовые акты гражданский кодекс, закон о монополиях.
7. Трудовое право регулирует общественные отношения. Основным нормативно-правовым актом является Трудовой кодекс РФ.
8. Природно-ресурсное право определяет порядок выделения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Землей - земельный кодекс, недрами - закон о недрах, водой - водный кодекс.
9. Экологическое право - процесс выделения в самостоятельную отрасль не завершен. Нормативные акты рассредоточены по различным документам.
10. Жилищное право регулирует порядок предоставления и использования жилья. Нормативный акт - Жилищный кодекс РФ.
11. Семейное право - регулирует брачные, семейные отношения. Основной нормативнй акт - Семейный кодекс.
Охранительные отрасли направлены на защиту правоотношений. К ним относятся:
1. Уголовное право - охраняет от преступных посягательств права и свободы человека и гражданина, конституционный строй, частную и государственную собственность и т. п. Господствующий метод императивный. Основной акт уголовный кодекс РФ.
2. Уголовно-процессуальное право - объединение норм, определяющих порядок назначения наказания. Основной акт - уголовно процессуальный кодекс РФ.
3. Уголовно-исполнительное право регулирует процесс исполнения наказаний.
4. Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения гражданских споров. Основной нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс.
5. Арбитражное право регулирует порядок рассмотрение споров между организациями и государственными органами. Основной нормативный акт - Арбитражный процессуальный кодекс.
Особое положение занимает международное право - система норм, регулирующая отношения между государствами. Регулируется международными договорами, конвенциями, актами международных организаций и правовыми обычаями.
Среди формирующихся отраслей права можно назвать отрасли воздушного, предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного, космического права и др. Появление новых отраслей права связано объективной дифференциации общественных отношений, их государственно-правовой оценкой (обусловлено интересом государства в самостоятельном регулировании данного комплекса отношений"1), а также степенью развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства). Указанные факторы (объективные, оценочные и нормативные) учитываются при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития2.
17.3. Частное и публичное право.
Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.
Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану. Известно его утверждение, что публичное право относится к положению Римского государства в целом, частное - к пользе отдельных лиц.
Частное право - это совокупность юридических норм, охраняющих интерес и регулирующих отношения частных лиц. Публичное право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления. Если частное право - область свободы и частной инициативы, то публичное - сфера власти и подчинения. Отсюда частное право состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, семейно-брачного, трудового права, а публичное - из отраслей конституционного, административного, финансового, уголовного и иных.
Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.
Частное право это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Частно-правовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций. К сфере частного права относят, прежде всего, гражданские, коммерческие, имущественные, семейные, трудовые отношения. В настоящее время существуют две частноправовые системы: пандектная (состоит из общего раздела и трех-четырех особенных) и институциональная (группируется по трем разделам лица, вещи, обязательства) системы.
Таким образом, в системе права есть нормы, регулирующие общезначимые, публичные интересы государства и общества, и нормы, выражающие интересы частных лиц. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве - императивно, на основании предписаний закона.
В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, возмещения морального ущерба и другие.
В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву:
1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное общественные, государственные);
предмет правового регулирования (если частному праву свойственно децентрализованное регулирование частно-правовых отношения; то публичному жесткая централизованная регуляция общественных отношений государственной властью);
метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном субординации);
субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право частных лиц с государством либо государственных органов между собой);
принцип правового регулирования (если в публичном праве присутствует подчиненность, неравноправие участников, то в частном праве все участники юридически равноправны)
инициатива защиты прав субъекта права (в публичном праве она исходит от государства, в частном от заинтересованного частного лица).
способ судебной защиты (нормы публичного права охраняются по инициативе государства в уголовном или административном процессе, а нормы частного защищаются по личной инициативе в гражданском процессе);
инициатива и содержание нормативно-правовых актов (в сфере публичного права нормативные акты имеют императивный характер, а в частных отношениях государство не определяет содержания принимаемых решений)
вид нормативного акта (публичное право тяготеет к односторонним актам: указам, приказам, постановлениям, а для частного права характерен договор).
17.4. Материальное и процессуальное право. Юридический процесс.
Материальные отрасли права регулируют юридическое содержание общественных отношений, устанавливая права и обязанности субъектов. Материально-правовой характер носят нормы гражданского, трудового, семейного, уголовного права.
Процессуальные отрасли регулируют процедурные и организационные вопросы реализации материальных норм, разрешения юридических споров, защиты прав и законных интересов участников правоотношений. Процессуальный характер носят нормы уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, арбитражно-процессуального права.
Группировка норм на материальные и процессуальные может проводиться на уровне правовой отрасли в целом либо внутри одной отрасли права.
Есть отрасли права, носящие смешанный характер, т.е. В них имеются как нормы материального характера, так и нормы процессуального характера. Конституционное, административное и финансовое право включает как материально-правовые, так и процессуальные нормы.
Юридический процесс это нормативно установленные формы упорядочения юридической деятельности, призванные оптимально удовлетворять и гарантировать интересы субъектов права.
Данный процесс регулируется соответствующими правовыми нормами, а его результаты оформляются и закрепляются в правовых актах официальных документах. Он присущ любой юридически значимой деятельности (законотворческой, исполнительно-распорядительной, судебной), содержит ее программу и выступает существенной гарантией точного соблюдения и результативной реализации правовых предписаний.
Юридический процесс призван нейтрализовать элементы стихийности, хаоса, неуправляемости, существующие в правовой деятельности, содействовать реализации норм материального права и удовлетворению общественно значимых интересов субъектов права. Юридический процесс это всегда определенная система, состоящая из последовательно совершаемых действий и принимаемых актов. В зависимости от предмета правового регулирования (отраслевого признака) он подразделяется на гражданский, уголовный, административный, конституционный процессы.
Гражданско-процессуальное (ГПК РФ) и уголовно-процессуальное (УПК РФ) право регулируют соответственно гражданское судопроизводство и предварительное расследование и судопроизводство по уголовным делам. Арбитражный процесс (АПК РФ) является разновидностью гражданского.
Административный процесс пока еще не выделился из гражданского процесса, хотя определенные предпосылки для этого есть.
Конституционный процесс находится в стадии правового формирования, поисков оптимальных средств и путей осуществления конституционного контроля.
В зависимости от природы принимаемых решений юридический процесс может классифицироваться на:
- правотворческий (воплощается, например, в Регламентах Государственной Думы и Совета Федерации РФ), с помощью которого принимаются нормативные акты; правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента РФ о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются акты применения права,
- правоприменительный (воплощается, например, в Указе Президента о назначении на должность министра), с помощью которого принимаются правоприменительные акты;
- праворазъяснительный (воплощается, например, в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ»), с помощью которого принимаются интерпретационные акты.
17.5. Соотношение системы права и системы законодательства
Законодательство, как и право, тоже имеет свою систему, под которой понимается его внутреннее строение. Однако данные понятия необходимо различать по следующим основаниям:
если первичным элементом системы права является норма права, то первичным элементом системы законодательства статья нормативного акта;
если система права выступает в качестве внутреннего содержания, то система законодательства в качестве внешней формы;
система права состоит из отраслей, подотраслей, институтов, система законодательства из нормативных правовых актов;
если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;
если система права имеет первичный характер, то система законодательства производный (первая служит исходной базой для второй);
если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федеративное, иерархическое);
система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего разнообразия нормативности (ведь, кроме законодательства, право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя, кроме формулировок норм, и иные элементы преамбулы, названия разделов, глав, статей, а также призывы, декларации, указания на мотивы и цели издания норм права;
число отраслей права не совпадает с числом отраслей законодательства (последних больше).
В настоящее время система отраслей законодательства выглядит следующим образом:
1. Группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями права.
2. Группа отраслей законодательства, сложившихся на базе подотраслей права.
3. Комплексные отрасли законодательства, которые возникают из сочетания норм административного, гражданского и др. отраслей права законодательство о науке, образовании и т.п.
1 Дембо Л.И. О принципах построения системы права// Советское государство и право. - 1956. - № 8. - С.91.
2 Тиунова Л.Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. - С.95
Система права