Товары. Производственная мощность предприятия. Планирование производства продукции

2

Лекции по курсу «Экономика предприятия»

ТОВАРЫ

1. Понятие и классификация товаров

2. Производственная мощность предприятия. Планирование производства продукции

3. Абсолютные оценки продукции

4. Относительные оценки продукции

1. Понятие и классификация товаров

Любое предприятие создаётся для получения прибыли посредством оказания либо услуг, либо производства товаров.

Наиболее полное определение понятия "товар" дал, на мой взгляд, известный американский специалист в области маркетинга Филипп Котлер. По его мнению "товар" - это все, что может удовлетворить нужду или потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуг, лица, места и организации, идеи.*

Физические объекты: машины, компьютеры, хлеб, мыло и т.д.

Услуги: парикмахерские, ремонтные, брокерские, консультационные (экономические, юридические и т. д.), услуги дизайнеров, бытовые, связь и т.д. Здесь удовлетворяется та или иная потребность человека.

Физические объекты и услуги - наиболее привычный для нас вид товара.

Лицо, как товар - несколько непривычное сочетание, тем не менее, этот товар широко распространен. Например, если вы работаете по контракту, то ваш труд является товаром; ВУЗы выпускают специалистов, которых можно считать произведённым товаром.

Товар "место" может быть представлен:

1) рынком жилья (квартиры, дома);

2) рынком мест застройки;

3) местами отдыха (санаторий, уголок природы и т.д.)

Товар "организация" - весьма непривычный для нас товар. Это ценовая ориентация аудитории по отношению к данной организации, например, создание определённого имиджа организации Х в глазах общественности.

В настоящее время рынок идей в России опекается законом о патентах и изобретениях.

Существуют определённые классификации товаров.

Наиболее развиты они для физических объектов и личным признаком, с точки зрения конечного потребления:

Товары народного потребления с точки зрения вида спроса делят на следующие группы:

а) товары повседневного спроса, которые покупаются без особых раздумий (продукты питания, газеты, спички).

б) товары предварительного выбора (одежда, мебель, парфюмерия). Покупка требует определённых раздумий по поводу цены, качества, дизайна и т.д.

в) товары особого спроса (особо модная одежда "от кутюр"; престижная видеотехника, престижные автомобили ручной сборки ("Порше" и т.д.). Они предполагают затратить особые усилия по их приобретению.

г) товары пассивного спроса (памятники).

Товары производственно-технического назначения делятся с точки зрения их дальнейшей эксплуатации у потребителей на:

а) капитальное имущество;

б) материалы, сырьё и детали (комплектующие);

в) вспомогательные материалы (газ, уголь, краски, электроэнергия, смазочные материалы и т.д.)

Дольше всего служит капитальное имущество. Оно входит в состав основных фондов предприятия.

Проведённая классификация товаров позволяет менеджерам проводить правильную политику исследования рынка и определять такой основной параметр для планирования производства как жизненный цикл товара на рынке. Эту категорию нашёл и описал Теодор Ливит в 1965г. (Рис.1)

объём продаж

время,t

На основе подобных графиков строят план производства данного товара предприятием.

С точки зрения заказчика товары делят на 2 большие группы:

1. товары государственного заказа;

  1. товары рыночного спроса;

С точки зрения новизны различают:

  1. серийно выпускаемую продукцию или освоенные услуги;

2) новые услуги и продукцию.

Возможны и другие классификации, например, медицинские услуги делятся на:

- бесплатные;

- льготные (только лекарства);

- платные;

Определение вида товара и его классификация позволяют выйти на планирование объёмов производства товаров, их продаж, а затем на расчёт затрат и прогноз возможной прибыли.

2. Производственная мощность предприятия.

Планирование производства продукции.

Каждое предприятие располагает определённым производственным потенциалом, который позволяет ему выпускать определённые товары.

Производственный потенциал включает в себя:

- совокупность машин, механизмов и агрегатов, установленных на предприятии;

- производственную площадь;

- технико-экономические нормы использования указанных ресурсов.

Производственная мощность (ПМ)- это максимально возможный выпуск продукции (товара) установленных наименований в течение определённого периода времени (месяц, квартал, год) исходя из возможностей производственного потенциала. Измеряется в натуральных единицах (шт., кг., и т.д.)

В том случае, когда предприятие выпускает один вид товара, его мощность определяется по минимизируемому ресурсу.

Пример: Расчёт годовой производственной мощности по производству сувенира.

Таблица 1

Вид

ресурса

Единицы

Измерения

Норма расхода ресурса на один сувенир

Имеющийся объём ресурса

Возможный выпуск, шт.

оборудование

а) пресс

Час

0,03

4200(при 2-х см. работе)

140 тыс. шт.

б) гальваническая ванна

Час

0,07

7000(при 3-х см. работе)

100000 шт.

Неудовлетворенный спрос – 4 млн. шт.

Следовательно, при данных условиях: производственная мощность предприятия – 100 тыс. шт. в год. Однако, уровень неудовлетворённого спроса показывает, что предприятию экономически выгодно закупить, как минимум; ещё одну гальваническую ванну и увеличить мощность до 140 тыс. сувениров в год. При этом ввиду большой разницы между неудовлетворённым спросом и размером мощности, равновесие спроса и предложения не нарушается.

Если предприятие выпускает два и более видов товаров, то встаёт проблема с распределением ресурсов между производством этих товаров, т.е. сколько единиц данного товара с тем, чтобы получить наибольшую выгоду в виде максимально возможной прибыли. Математические задачи подобного класса решают с помощью методов линейного программирования, автором которых стал советский академик Леонид Витальевич Канторович (1965г.- Нобелевская премия за разработку линейных систем программирования).

Пример: На одном и том же оборудовании предприятие может производить два вида товаров , причём прибыль от реализации 1 шт. товара А= 200 руб.; товара Б= 50 руб. Нормы расхода ресурсов приведены в таблице:

Таблица 2

Вид ресурса

Ед. измерения

Норма расхода ресурса на одно изделие

Располагаемый объём ресурса

А

Б

  1. пресс

2) гальваническая ванна

Час

Час

0,03 0,07

0,02

-

4200

7000

Обозначим искомое количество товаров А через Х1, товаров Б – через Х2.

Тогда условие наилучшего использования пресса можно записать так:

0,03 * Х 1- время, ушедшее на производство товара А;

0,02 * Х 2- время, ушедшее на производство товара Б.

Следовательно, можно составить систему ограничений по ресурсам:

Пресс,

гальваническая (1)

ванна.

При этом должно выполняться условие:

Кроме того составляется функция максимизации прибыли:

для нашего случая:

При решении системы ограничений получим:

Х 1= N Х 2 = M