Товары. Производственная мощность предприятия. Планирование производства продукции
2
Лекции по курсу «Экономика предприятия»
ТОВАРЫ
1. Понятие и классификация товаров
2. Производственная мощность предприятия. Планирование производства продукции
3. Абсолютные оценки продукции
4. Относительные оценки продукции
1. Понятие и классификация товаров
Любое предприятие создаётся для получения прибыли посредством оказания либо услуг, либо производства товаров.
Наиболее полное определение понятия "товар" дал, на мой взгляд, известный американский специалист в области маркетинга Филипп Котлер. По его мнению "товар" - это все, что может удовлетворить нужду или потребность, и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуг, лица, места и организации, идеи.*
Физические объекты: машины, компьютеры, хлеб, мыло и т.д.
Услуги: парикмахерские, ремонтные, брокерские, консультационные (экономические, юридические и т. д.), услуги дизайнеров, бытовые, связь и т.д. Здесь удовлетворяется та или иная потребность человека.
Физические объекты и услуги - наиболее привычный для нас вид товара.
Лицо, как товар - несколько непривычное сочетание, тем не менее, этот товар широко распространен. Например, если вы работаете по контракту, то ваш труд является товаром; ВУЗы выпускают специалистов, которых можно считать произведённым товаром.
Товар "место" может быть представлен:
1) рынком жилья (квартиры, дома);
2) рынком мест застройки;
3) местами отдыха (санаторий, уголок природы и т.д.)
Товар "организация" - весьма непривычный для нас товар. Это ценовая ориентация аудитории по отношению к данной организации, например, создание определённого имиджа организации Х в глазах общественности.
В настоящее время рынок идей в России опекается законом о патентах и изобретениях.
Существуют определённые классификации товаров.
Наиболее развиты они для физических объектов и личным признаком, с точки зрения конечного потребления:
Товары народного потребления с точки зрения вида спроса делят на следующие группы:
а) товары повседневного спроса, которые покупаются без особых раздумий (продукты питания, газеты, спички).
б) товары предварительного выбора (одежда, мебель, парфюмерия). Покупка требует определённых раздумий по поводу цены, качества, дизайна и т.д.
в) товары особого спроса (особо модная одежда "от кутюр"; престижная видеотехника, престижные автомобили ручной сборки ("Порше" и т.д.). Они предполагают затратить особые усилия по их приобретению.
г) товары пассивного спроса (памятники).
Товары производственно-технического назначения делятся с точки зрения их дальнейшей эксплуатации у потребителей на:
а) капитальное имущество;
б) материалы, сырьё и детали (комплектующие);
в) вспомогательные материалы (газ, уголь, краски, электроэнергия, смазочные материалы и т.д.)
Дольше всего служит капитальное имущество. Оно входит в состав основных фондов предприятия.
Проведённая классификация товаров позволяет менеджерам проводить правильную политику исследования рынка и определять такой основной параметр для планирования производства как жизненный цикл товара на рынке. Эту категорию нашёл и описал Теодор Ливит в 1965г. (Рис.1)
объём продаж
время,t
На основе подобных графиков строят план производства данного товара предприятием.
С точки зрения заказчика товары делят на 2 большие группы:
1. товары государственного заказа;
- товары рыночного спроса;
С точки зрения новизны различают:
- серийно выпускаемую продукцию или освоенные услуги;
2) новые услуги и продукцию.
Возможны и другие классификации, например, медицинские услуги делятся на:
- бесплатные;
- льготные (только лекарства);
- платные;
Определение вида товара и его классификация позволяют выйти на планирование объёмов производства товаров, их продаж, а затем на расчёт затрат и прогноз возможной прибыли.
2. Производственная мощность предприятия.
Планирование производства продукции.
Каждое предприятие располагает определённым производственным потенциалом, который позволяет ему выпускать определённые товары.
Производственный потенциал включает в себя:
- совокупность машин, механизмов и агрегатов, установленных на предприятии;
- производственную площадь;
- технико-экономические нормы использования указанных ресурсов.
Производственная мощность (ПМ)- это максимально возможный выпуск продукции (товара) установленных наименований в течение определённого периода времени (месяц, квартал, год) исходя из возможностей производственного потенциала. Измеряется в натуральных единицах (шт., кг., и т.д.)
В том случае, когда предприятие выпускает один вид товара, его мощность определяется по минимизируемому ресурсу.
Пример: Расчёт годовой производственной мощности по производству сувенира.
Таблица 1
Вид ресурса |
Единицы Измерения |
Норма расхода ресурса на один сувенир |
Имеющийся объём ресурса |
Возможный выпуск, шт. |
оборудование а) пресс |
Час |
0,03 |
4200(при 2-х см. работе) |
140 тыс. шт. |
б) гальваническая ванна |
Час |
0,07 |
7000(при 3-х см. работе) |
100000 шт. |
Неудовлетворенный спрос 4 млн. шт.
Следовательно, при данных условиях: производственная мощность предприятия 100 тыс. шт. в год. Однако, уровень неудовлетворённого спроса показывает, что предприятию экономически выгодно закупить, как минимум; ещё одну гальваническую ванну и увеличить мощность до 140 тыс. сувениров в год. При этом ввиду большой разницы между неудовлетворённым спросом и размером мощности, равновесие спроса и предложения не нарушается.
Если предприятие выпускает два и более видов товаров, то встаёт проблема с распределением ресурсов между производством этих товаров, т.е. сколько единиц данного товара с тем, чтобы получить наибольшую выгоду в виде максимально возможной прибыли. Математические задачи подобного класса решают с помощью методов линейного программирования, автором которых стал советский академик Леонид Витальевич Канторович (1965г.- Нобелевская премия за разработку линейных систем программирования).
Пример: На одном и том же оборудовании предприятие может производить два вида товаров , причём прибыль от реализации 1 шт. товара А= 200 руб.; товара Б= 50 руб. Нормы расхода ресурсов приведены в таблице:
Таблица 2
Вид ресурса |
Ед. измерения |
Норма расхода ресурса на одно изделие |
Располагаемый объём ресурса |
|
А |
Б |
|||
2) гальваническая ванна |
Час Час |
0,03 0,07 |
0,02 - |
4200 7000 |
Обозначим искомое количество товаров А через Х1, товаров Б через Х2.
Тогда условие наилучшего использования пресса можно записать так:
0,03 * Х 1- время, ушедшее на производство товара А;
0,02 * Х 2- время, ушедшее на производство товара Б.
Следовательно, можно составить систему ограничений по ресурсам:
Пресс,
гальваническая (1)
ванна.
При этом должно выполняться условие:
Кроме того составляется функция максимизации прибыли:
для нашего случая:
При решении системы ограничений получим:
Х 1= N Х 2 = M