Конспект урока для 4 класса на тему «Конституция – основной закон РФ. Символы России»
Адамбаева Людмила Анатольевна
учитель начальных классов
МКОУ МО г. Ирбит
,
высшая квалификационная категория
Конспект урока для 4 класса на тему
Тип урока: Проблемный
Числа и фигуры | ||||||||
Тема урока | Конституция – основной закон РФ. Символы России
Цель: создать условия для осознания учащимися сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации |
|||||||
Целеполагание для ученика: Узнать, что такое | закон, порядок . Извлекать информацию из схематических рисунков, таблиц, символов. Наблюдать. Научиться строить симметричные фигуры. Соблюдать правила сотрудничества в коллективной работе. |
Целеполагание для учителя (управленческие задачи) Организовать работу для вторичного образного знакомства с основным законом РФ. углубленному восприятию информации о символах русского государства. Организовать активную познавательную деятельность учащихся через проблемное обучение. Организовать работу по кодированию информации. Использовать интерес учащихся при изучении нового материала. Стимулировать детей к полным ответам. Формировать навык парной и групповой работы. |
||||||
Планируемый результат: |
Личностные: осознание учащимися сущности и значения государственных символов страны. Регулятивные: освоение способов проявления уважения к своей стране, к его народу, к государственным символам. Познавательные: осмысление понятия | закон, порядок, право на предметно-конкретном уровне. Коммуникативные: построение осознанных речевых действий. |
||||||
Опорные понятия, термины: Конституция, порядок, право |
Новые понятия, термины: закон |
|||||||
Домашнее задание: создать проект герба класса |
||||||||
Образовательные ресурсы: учебники, мультимедийная презентация, раздаточный материал |
||||||||
Этап урока |
Содержание материала |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Индивидуализация |
||||
1.Самоопределение к деятельности (1 мин) Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
-Ресурсный круг |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, своих одноклассников, получить позитивный настрой. |
Настроить учащихся на интересную плодотворную работу. |
||||
2. Актуализация знаний. (5 мин) – 1 слайд Цель: мотивация учащихся на осознание потребности к построению нового способа действий. |
Обозначение учителем новизны каждого учебного года для всех участников образовательного процесса. 2. Озвучивание личных потребностей и желаний в новом учебном году |
Активизировать мыслительные операции, внимание, память и т. д., стимулировать к активной работе |
- определяют значимость начала учебного процесса для учащихся |
-использовать личный мотив к представлению аргументированного мнения – Привлечь всех учащихся -обратить внимание на осанку учащихся 4 класса |
||||
3. Постановка учебной задачи (5 мин) – 2 слайд Цель: выявление причин затруднений в классификации речи, постановка цели урока. |
Определение предмета разговора классного часа на основе наблюдений учащихся. 2. Прогнозирование личного результата в совместном разговоре. |
Организовать работу по определению предмета разговора, его целей и задач. |
- выделяют проблему - строят осознанное речевое высказывание -прогнозируют личностный результат |
-развитие аналитических умений у всех учащихся |
||||
4. | Открытие детьми нового знания (8 мин) – 3 слайд, 4 слайд Цель: построение детьми нового знания на основе жизненного опыта |
1. Знакомство с символами СССР Определение понятия | символ . Словесное описание символов России. |
Построить процесс осознанного восприятия на основе жизненного опыта, личных наблюдений |
- знакомятся с символами СССР -словесно воспроизводят обозначения на символах России |
- развитие аналитических умений -непрямая подсказка со стороны учителя |
||
5. Первичное закрепление (3 мин) – 5 слайд с анимацией, 6 слайд Цель: Усвоение нового способа действий |
1. Формулировка определения | конституция . 2. Обозначение истории создания Конституции РФ (декодирование информации) |
Познакомить с понятием | конституция , с историей появления Конституции РФ |
- формулируют определение Конституции -выбирают верное определение с аргументацией -знакомятся с историческими фактами появления Конституции РФ на основе декодирования информации |
- развитие познавательных умений |
||
6. Включение в систему знаний и повторение (5 мин) – 7 слайд, 8 слайд, 9 слайд Цель: Включение | открытия в систему знаний, повторения и закрепление ранее изученного |
Знакомство со статьями Конституции РФ, разграничение понятий | права и | обязанности . Составление таблицы | Права и свободы граждан, Их обязанности |
Создает ситуации успеха |
-выполнение задания, основанного на ранее изученном |
- акцентирование внимания учащихся на то, что права имеют все граждане нашего государства |
7. Рефлексия деятельности. (2 мин) – 10 слайд Цель: Самооценка результатов деятельности |
1. Рефлексия деятельности - Обозначение личностных целей урока. - Новизна материала. - Проблемы и перспектива. |
Мотивирует к рефлексии. |
- учащиеся оценивают свою деятельность -обозначают проблемные места |
- стимулировать к ответам учащихся с низкой мотивацией |
Список использованных источников:
Конституция Российской Федерации (с гимном России). – М.: ТК Велби, Проспект. 2008.
Вакуленко Ю. А. Трудовое воспитание в начальной школе: тематические классные часы (беседы, посиделки, конкурсы, викторины). – Волгоград: Учитель.2007.
Попова Г. П. Классные часы. 3 класс. – Волгоград: Учитель.2008.
Козлова М. А. Классные часы: внеклассная работа: 1- 4 классы. – М.: Экзамен. 2015.
Персидская И. В. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель. 2007.
Подробный конспект классного часа
Предмет: Классный час Класс: 4 Тип урока: Проблемный
Цель: создать условия для осознания учащимися сущности и значения Конституции и государственных символов Российской Федерации.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание учащимися сущности и значения государственных символов страны.
Регулятивные: освоение способов проявления уважения к своей стране, к его народу, к государственным символам.
Познавательные: осмысление понятия
на предметно-конкретном уровне.
Коммуникативные: построение осознанных речевых действий.
Ход классного часа
1. Самоопределение к деятельности (1 мин)
Учитель: Доброе утро, ребята. Сегодня замечательный день. Я думаю, что вы сможете самостоятельно обозначить и назвать особенности такого солнечного дня.
(Дети строят осознанные речевые высказывания, в которых обозначается значимость начала учебного года для любого школьника нашей большой страны) – 1 слайд
Актуализация знаний (5 мин)
Учитель: Действительно, начало учебного года с нетерпением ждут все: и учителя, и ученики, их родители. Ведь каждый из заинтересованных лиц от нового учебного года ждет нового, интересного, увлекательного. Учителя ждут творческих, любознательных, непоседливых, шумных учеников. Ученики ждут хороших отметок, удачных работ, новых побед. А родители каждый год хотят видеть в своих детях поддержку и опору. А могу ли я узнать, чего ждет каждый из вас?
(Дети озвучивают свои мечты и потребности в этом учебном году)
Постановка учебной задачи (5 мин)
Учитель: Я очень рада, что у вас в новом году появились новые мечты, новые желания, которые обязательно сбудутся. Безусловно, ели вы этого очень захотите. Обязательным условием исполнения желаний является место, где вы проживаете. Заставка презентации позволяет определить большую тему, которой мы посвятим сегодня наш классный час.
(Дети определяют предмет разговора)
Учитель: Вы правы, из множеств маленьких родных уголков состоит наша большая общая великая Родина. Каждый человек любит свою Родину. А любить свою Родину – значит жить с ней одной жизнью. Ребята, а смогли бы вы изобразить свой родной уголок (дом, в котором живете, город, который любите и т. д.).
(Дети отвечают утвердительно)
Учитель: Что бы вы для этого использовали?
(Дети отвечают: знаки, символы, обозначения, изображения)
Учитель: Ответив на этот вопрос, вы сможете определить тему нашего урока.
(Дети называют тему урока:
)
Учитель: Все государственные символы сами по себе не существуют, они утверждены Президентом нашей страны и закреплены в главном законе нашего государства. Я думаю, что назовете основной закон РФ. В нем закреплены не только символы страны, но и все правила, по которым живет наш народ.
(Учащиеся называют – Конституция РФ) – 2 слайд
Учитель: Сегодня в разговоре мы обязательно затронем Конституцию России и на это есть особенная причина. Что бы вы хотели узнать, чего достичь в нашем разговоре?
(Учащиеся ставят личную цель, прогнозируют личностный результат)
детьми нового знания (8 мин) – 3 слайд
Учитель: На слайде вы видите символы нашего государства.
(У учащихся вызывают недоумение представленные знаки)
Учитель: Мне приятно, что у вас вызвало недоумение представленные мною символы. Но эти символы были и ушли в историю нашей страны, так как были закреплены Конституцией Союза Советских Социалистических республик – СССР, время, в котором жили ваши родители. Знаете ли вы, что обозначает слово
?
(Учащиеся отвечают: символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение).
Учитель: Назовите символы России.
(Учащиеся отвечают: флаг, герб, гимн).
Учитель: Где вы можете часто видеть изображения герба и флага Российской Федерации?
(Учащиеся отвечают на вопрос: административные здания, государственные праздники, передачи ТВ и т. д.)
Учитель: Символы вызывают у нас определённые представления. Я уверена, что вы – настоящие граждане нашей страны и сможете точно воспроизвести те изображения, которые присутствуют на символах нашего государства.
(Учащиеся словесно воспроизводят обозначения на символах России) – 4 слайд
Учитель: Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины. К гимну нашего государства мы вернемся в конце классного часа.
5. Первичное закрепление (3 мин)
Учитель: Отношение к символам, не только к гимну, но и гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление
государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции
нашей страны. Для того, чтобы быть активным участником любого диалога, надо понимать его содержание. Я вам предлагаю объединиться и выбрать то определение понятия
, которое, по вашему мнению, верное. Ответ необходимо обосновать.
(5 слайд – с анимацией)
(Учащиеся выбирают верное определение и аргументируют свой выбор)
Учитель: Я предлагаю вам следующее, тоже очень интересное задание - посмотреть на модели основных законов России и декодировать ту информацию, которая заложена на изображениях слайда. – 6 слайд.
(Учащиеся рассматривают изображения на слайде, пытаются установить логическую цепочку: первая Конституция России – действующая Конституция).
Учитель: Историческая справка: Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником. Именно эта дата в этом году будет широко отмечаться, освещаться. Как вы думаете, почему?
(Учащиеся отвечают: юбилейный год – 20 лет).
6. Включение в систему знаний и повторение (5 мин)
Учитель: Я предлагаю вам познакомиться со статьей № 2 Конституции РФ, в которой говорится, что
. Как вы понимаете смысл данной статьи?
(Учащиеся выражают свои мысли по содержанию статьи № 2 Конституции РФ). – 7 слайд
Учитель: В Конституции РФ более 50 статей правам, свободам и обязанностям наших граждан. И здесь бы я хотела развести два понятия:
и
. Право – это узаконенная возможность что – нибудь сделать, а обязанность – это действия, которые граждане обязаны выполнить. – 8 слайд
Учитель: Для того, чтобы подтвердить свои слова, я представляю вам таблицу прав и обязанностей граждан, которые обозначены в Конституции РФ. – 9 слайд. Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей, которые возлагает на него Родина. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.
(Учащиеся строят осознанные рассуждения)
Обязанности граждан |
|
Право на защиту своей чести и доброго имени |
Обязанность сохранять природу и окружающую среду |
Право на личную неприкосновенность |
Обязанность защищать Родину |
Право на жилище и его неприкосновенность |
Обязанность соблюдать законы |
Право на свободное передвижение |
Обязанность платить налоги |
Свобода совести, свобода вероисповеданий |
- |
Свобода мысли и слова |
- |
Право избирать и быть избранным |
- |
Право на труд |
- |
Право на отдых |
- |
Право на получение социальной помощи |
- |
Право на охрану здоровья и медицинскую помощь |
- |
7. Рефлексия деятельности (2 мин) – 10 слайд
Учитель: Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Итак, хотелось бы уточнить, какой дате посвящен был наш классный час? Достигли ли вы той цели, которую ставили перед уроком?
(Учащиеся актуализируют тему урока, его цели, личностные цели каждого учащегося)
Учитель: Мы сегодня вновь акцентировали свои знания о символах государства Российского, узнали о Конституции нашей страны, его истории, о правах и обязанностях граждан. Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать её славу и беречь её богатства. Но всегда помните, что другие граждане Российской Федерации имеют такие же права и свободы.
Учитель: Отправляя вас на каникулы, я предложила вам разработать герб нашего класса, который информировал бы о жизни нашего класса, наших ценностях, приоритетах. Следующий классный час я предлагаю посвятить презентации ваших проектов
.
А наш классный час мы закончим Гимном Российской Федерации. (Звучит гимн РФ)