Программа Факультатива «Физика для всех» 7 Класс


УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________________________

______

___________________

Программа Факультатива

Физика для всех

Для учащихся 7 класса

Преподаватель физики: Кудашкина Т. А.

2014-уч. год.

Пояснительная записка.

Программа факультативного курса

Физика для всех

сделана на основании элективных курсов С. В.Фесенко предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 7 класса. Программа направлена на стимулирование творческой активности учащихся. В ее содержание отражается компетентностный подход, методологический, поисковый, проектный, исследовательский методы обучения физике. Программа рассчитана на 35 ч в год (1ч/в нед.)

Общедидактические цели курса: создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, продолжение формирования и развития осознанных мотивов деятельности при изучении физики и в повседневной жизни, углубление знаний при расширение информации по отдельным вопросам или темам базового образования, формирование компетенций: социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной, специальной.

Задачи курса:

- Познакомить учащихся со спиральной структурой развития физической науки;

- сформировать умения проводить наблюдения, изучать явления, включая фиксацию фактов;

- Развивать экспериментальные навыки и умения;

- помогать учащимся учиться обобщать, анализировать, сравнивать, формулировать эмпирические закономерности, устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;

-прививать навык работы с учебными и научными текстами;

- развивать способности выдвигать гипотезы и самостоятельно выбирать метод исследования с последующей рефлекцией.

Вид предпрофильного курса - углубляющий. Его назначение – удовлетворить естественное стремление учащихся к знаниям и самостоятельной познавательной деятельности, не скованной жесткими рамками обязательного стандарта обучения.

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от мегамира к микромиру, от простейших явлений природы к сложным физическим процессам.

Ожидаемые результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих и творческих способностей учащихся.

Программа данного курса включает темы:

Рождение Вселенной.

Пространство и время.

Вещество и поле.

Звук.

Свет.

Теплота.

Электричество и магнетизм.

В основу содержания курса положены сведения из основных разделов программы основного и среднего (полного) общего образования по физике:

Методы научного познания в физике

,

Механические колебания и волны

,

Молекулярная физика

,

Электродинамика

,

Элементы СТО

,

Образование и строение Вселенной

.

Требования к результатам обучения.

Понимание каждым учеником места физики в системе естественных наук, спиральной структуры развития физической науки, роли физики в развитии научно-технического прогресса.

Умение Анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию, оперировать основными понятиями и терминами для объяснения природных явлений, устанавливать причинно-следственные связи.

Умение проводить наблюдения, опыты, решать качественные и расчетные задачи, строить модели, выдвигать гипотезы в соответствующей теме курса.

Развитие ключевых копетенций в процессе реализации проектной деятельности.

Учебно-тематическое планирование.

Номер и

Название темы






































































Кол-во часов


Темы занятий

Дата

Тео-рия

Прак-тика

1.Вводное занятие

1

-

1.1.Что изучает физика?

2.Рождение Вселенной (2ч.)

2

-

2.2.История развития Вселенной.


2.3.Образование планет, галактик, частиц, вещества.

3.Вещество и поле.(2ч.)

2

-

3.4.Эксперимент и теория в процессе познания природы.


3.5.Механическая картина мира.


4.Пространство и время (3ч)

2

1

4.6.Понятие пространства и времени.


4.7.Принцип относительности. Геоцентризм и гелиоцентризм.


4.8.ЛР

Измерение времени реакции человека с помощью линейки

5.Звук (4ч)

2

2

5.9.Источники звука.


5.10.Распространение звука в различных средах.

5.11.ЛР

Наблюдение колебаний звучащих тел

.

5.12.Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Решение качественных и расчетных задач.

6.Свет (7 ч)

5

2

6.13.Источники света.


6.14 Прямолинейное распространение света.


6.15.Отражение и преломление света.


6.16. ЛР

Наблюдение явлений отражения и преломления света

.


6.17.Научное представление света.


6.18.Объяснение природных явлений.


6.19. Решение качественных и расчетных (экспериментальных) задач.

7.Теплота (7 ч)

5

2

7.20.Тепловое движение.


7.21.Явление диффузии и броуновского движения.


7.22.Термометр и градусник – сходство и отличие.


7.23.Температурные шкалы.

Решение задач на установление взаимосвязи между эмпирическими температурными шкалами.


7.24.Примеры теплопередачи в природе и технике.


7.25.Использование энергии солнца на Земле.

7.26. Занимательные опыты по тепловым явлениям.


8.Электричество и магнетизм.(7ч)

5

2

8.27.Электризация.


8.28.Два рода зарядов.


8.29.Статическое электричество и его применение.


8.30.Электрический ток. Действия

Электрического тока

8.31.Магниты. Магнитное поле.


8.32. Магнитное поле Земли. Работа с компасом.


8.33. ЛР

Волшебный гвоздик


9.

Это вы можете!

(2ч)

-

2

9.34-35.Научно-практическая конференция с защитой проектов.

Итог

9

35 ч

Содержание предпрофильного курса

Физика для всех

35 ч в год (1 ч/нед.). 7-й класс Автор С. В.Фесенко

Тема 1. Введение – 1 ч.

Теория познания и её основные проблемы. Формы и методы современного научного познания. Знакомство со структурой курса.

Мозговой штурм

. Погружение в проектную деятельность. Этапы работы методом проекта. Входной тест.

Тема 2. Рождение Вселенной – 2 ч.

История развития Вселенной. Образование элементарных частиц, вещества, галактик, планет. Возможные сценарии развития Вселенной.

Проблемный вопрос:

Какими должны быть параметры мира для того, в нём

появилась жизнь и разумное существо – человек?

Домашнее задание: Мини – проект

о сотворении мира

.

Презентация – ролевая игра.

Тема 3. Вещество и поля – 2 ч.

Эксперимент и теория в процессе познания природы. Философское понятие материи. Виды и форма существования материи. Основные свойства видов материи. Механическая картина мира. Моделирование объектов и явлений природы.

Домашнее задание: Мини – проект

Действие ветра разной силы

,

Зарождение торнадо

.

Тема 4. Пространство и время – 3 ч.

Понятия пространства и времени. Симметрия пространства и времени. Абсолютные и относительные величины в классической механике. Принцип относительности Галилея. Геоцентризм Птолемея и гелиоцентризм Н. Коперника.

Проблемный вопрос: Совпадают ли мнения наблюдателей, находящихся в

разных системах отсчёта, по поводу протекания того или

иного механического явления.

Лабораторная работа: Измерение времени реакции человека при помощи

линейки.

Домашнее задание: Мини – проект

Геоцентрическая теория Гиппарха – Птолемея

и гелиоцентрическая теория Н. Коперник

Тема 5. Звук – 4 ч.

Источники звука. Причины возникновения звуковых волн. Распространение звука в различных средах. Отражение звука – эхо. Характеристики звука. Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Шум моря в раковине. Галереи шёпота.

Лабораторная работа: Наблюдения колебаний звучащих тел.

Решение качественных и расчётных задач. Свистит ли рак на горе? Зачем зайцу длинные уши? Где у кузнечика уши? Инфразвуки в мире живой природы. Кто может излучать и воспринимать звуки с частотой до 20154 Гц, с частотой до 10104 Гц? Ультразвук – помощник человека.

Домашнее задание: Мини – проект

Общение без слов

.

Презентация – разработка своего

языка

общения.

Тема 6. Свет – 6 ч.

Источники света: естественные, искусственные. Условия видимости света. Прямолинейность распространения света в однородной среде. Отражение и преломление света. Научное представление света. Образование тени полутени. Выключающее зеркало. Объяснение природных явлений: радуги, миражей (фата - Моргана), цвета зорь и закатов. Цвета тел. Всегда ли зелёнка зелёного цвета? Почему небо на Земле голубого цвета? Какого цвета небо на Венере?

Проблемный вопрос: Мог ли видеть окружающий мир человек – невидимка,

герой знаменитого романа Г. Уэллса?

Демонстрации: прямолинейное распространение света в воздухе, образование теней и полутеней, имитация солнечных и лунных затмений с помощью теллурия, отражение предметов в плоском зеркале.

Лабораторная работа: Изучение явлений отражения и преломления света.

Решение качественных и расчётных (экспериментальных) задач.

Домашнее задание: Мини – проект

Изготовление действующей модели

калейдоскопа и перископа.

Тема 7. Теплота – 7 ч.

Тепловое движение. Явление диффузии и броуновского движения. Сравнительный анализ явлений диффузии и броуновского движения.

Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.

Термометр и градусник – сходство и отличие. Температурные шкалы: Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Получение низких температур. Температура в космосе. Расширение тел при нагревании.

Проблемные вопросы: В чём секрет хождения по огню факиров? Почему на

Марсе никогда не будут цвести яблони?

Демонстрации: газовый термометр, объёмное и линейное расширение твёрдых тел, нагревание тел при трении, ударе, деформации, принцип работы зажигалки, возгорание бумаги при фокусировки солнечных лучей, наблюдение броуновского движения под микроскопом, анимационные ролики с интерполяцией.

Решение задач На установление взаимосвязи между эмпирическими шкалами: Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, Кельвина.

Домашнее задание: Мини – проект

Одежда для марсопроходцев

.

Презентация – отчёт испытателя.

Тема 8. Электричество и магнетизм – 7ч.

Электризация. Электрический заряд. Существование в природе двух видов электрических зарядов. Работа ксерокса. Электризация в криминалистике. Статическое электричество. Электрический ток. Проводники электрического тока.

Действия электрического тока. Самостоятельные разряды в газах: тлеющий, дуговой, коронный, искровой. Плазма. Шаровая молния. Магниты. Магнитное поле. Источник магнитного поля. Магнитное поле Земли и его защитная функция.

Магнитная левитация. SAR – что это?

Проблемный вопрос: Казалось бы, какую связь можно обнаружить между

электрическим током, магнитным полем и здоровьем

человека?

Демонстрации: Взаимодействие заряженных тел, магнитное действие электри-

ческого тока, движение лёгких фигур в электростатическом

поле. Фрагменты видеофильма

Грозные силы природы

.

Информационные сообщения учащихся: Симфония полярных сияний.

Насколько опасно находиться человеку рядом в высоковольтной ЛЭП? Практические советы по приобретению и использованию сотовых телефонов.

Лабораторная работа:

Волшебный гвоздик

.

Домашнее задание: Исследовательский мини – проект

Эволюция

электрической лампочки

.

Научно – практическая конференция

Это вы можете!

2 ч

- учащиеся представляют и защищают продукты своей проектной деятельности.

Список используемой литературы.

Литература для учителя

1.Газета

1 сентября

Физика № 12 2015 г.

Программа предпрофильного курса

Физика для всех

С. В. Фесенко

2. Электронный адресс As2-Aksay@Mail.Ru

3.Гульчевская В. Г. Педагогические основы современного образования.- Ростов-на-Дону: РО ИПКиПРО, 2006.

4.Дитрих А., ЮрминГ., Коршурникова Р. Почемучка.- М.:Педагогика, 1988.

5. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику?- Домодедово:Вапар, 1994.

6.Ландау Л. Д.,Китагородский А. И. Физика для всех.- М.: Наука, 1974.

7.БлудновМ. И. Беседы по физике. – М:Просвещение,1992.

8.Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM:Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11. Практикум; Открытая физика 1.1(Долгопрудный, ФИЗИКОН)

9.Энциклопедия

Наука

. – М.:РОСМЕН, 1994.

Литература для учащихся

1.Перышкин А. В. Физика -8.- М.: Дрофа, 2003.

2.Пупышева Н. С., Важевская Н. Е. Физика -7; Физика-8.-М.: Дрофа,2006.

3. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику?- Домодедово:Вапар, 1994.

4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике 7-9.- М.:Просвещение, 2002.

5. Энциклопедия

Физика

Ч.1,2.- М.: Аванта +

6. Энциклопедия

Астрономия

Ч.1,2.

Входной тест

Как я познаю мир?

А) наблюдаю

В) читаю книги

С) использую информацию с сайтов Internet

Что является критерием истины?

А) слово В) опыт С) обобщение

Попробуйте своими словами описать

модель

своего соседа по парте.

Проверьте, узнают ли одноклассники

объект

по вашей

модели

.

Вам предложено 9 слов, которые вы должны объединить в три группы

по смыслу

, основываясь на своём личном восприятии:

Длина, килограмм, ткань, вес, литр, печенье, объём, метр, вода.

Какие животные издают самый громкий звук?

А) львы В) слоны С) голубые киты

В детстве я любил (а) и это у меня хорошо получалось

А) выкладывать мозаику

В) конструировать

С) раскрашивать картинки

Согласно русской народной примете там, где туман ложиться на землю,

нужно:

А) копать колодец В) строить дом С) собирать целебные травы

В книге Ч. Диккенса

Оливер Твист

рассказывается о неком мальчике,

который по ночам разбрасывал апельсиновые корки по мостовой, чтобы обеспечить работой своего хозяина, который по профессии был:

А) продавцом фруктов В) хирургом С) мусорщиком

Прибор, представляющий собой систему из двух стеклянных линз, позволя-ющий увеличивать изображение, был изготовлен в 1590 году Захарием Янсеном называется:

А) очки В) микроскоп С) подзорная труба

Лёд плавает в воде. Вода и лёд состоят из одних и тех же молекул.

Вероятно, лёд имеет более рыхлую молекулярную структуру, чем вода.

Данное умозаключение является результатом:

А) выдвинутой гипотезы В) теоретического вывода С) наблюдаемого

Рекомендации по проведению лабораторных работ

Тема 4. Пространство и время.

Лабораторная работа. Измерение времени реакции человека при помощи

Линейки.

Время реакции (в психологии ) – это протяжённость от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал, Она зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека.

Например, время реакции на слуховой сигнал 0,12 – 0,14 с,

а на зрительный – около 0,13 – 0,15 с. Время реакции является одним из важнейших критериев отбора водителей, операторов, летчиков и космонавтов.

Оборудование: линейка деревянная.

Ход работы.

1. Изготовление прибора для измерения времени реакции человека.

Используем формулу для вычисления пути, пройденного телом при свободном падении без начальной скорости h0 =