Программа Факультатива «Физика для всех» 7 Класс
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________________
_________________________
Программа Факультатива
Физика для всех
Для учащихся 7 класса
Преподаватель физики: Кудашкина Т. А.
2014-уч. год.
Пояснительная записка.
Программа факультативного курса
Физика для всехсделана на основании элективных курсов С. В.Фесенко предназначена для формирования и развития профильной компетентности учащихся 7 класса. Программа направлена на стимулирование творческой активности учащихся. В ее содержание отражается компетентностный подход, методологический, поисковый, проектный, исследовательский методы обучения физике. Программа рассчитана на 35 ч в год (1ч/в нед.)
Общедидактические цели курса: создание условий для развития познавательных интересов и творческих способностей учащихся, продолжение формирования и развития осознанных мотивов деятельности при изучении физики и в повседневной жизни, углубление знаний при расширение информации по отдельным вопросам или темам базового образования, формирование компетенций: социальной, коммуникативной, информационной, когнитивной, специальной.
Задачи курса:
- Познакомить учащихся со спиральной структурой развития физической науки;
- сформировать умения проводить наблюдения, изучать явления, включая фиксацию фактов;
- Развивать экспериментальные навыки и умения;
- помогать учащимся учиться обобщать, анализировать, сравнивать, формулировать эмпирические закономерности, устанавливать взаимосвязи в изучаемых явлениях;
-прививать навык работы с учебными и научными текстами;
- развивать способности выдвигать гипотезы и самостоятельно выбирать метод исследования с последующей рефлекцией.
Вид предпрофильного курса - углубляющий. Его назначение – удовлетворить естественное стремление учащихся к знаниям и самостоятельной познавательной деятельности, не скованной жесткими рамками обязательного стандарта обучения.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от мегамира к микромиру, от простейших явлений природы к сложным физическим процессам.
Ожидаемые результаты: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих и творческих способностей учащихся.
Программа данного курса включает темы:
Рождение Вселенной.
Пространство и время.
Вещество и поле.
Звук.
Свет.
Теплота.
Электричество и магнетизм.
В основу содержания курса положены сведения из основных разделов программы основного и среднего (полного) общего образования по физике:
Методы научного познания в физике,
Механические колебания и волны,
Молекулярная физика,
Электродинамика,
Элементы СТО,
Образование и строение Вселенной.
Требования к результатам обучения.
Понимание каждым учеником места физики в системе естественных наук, спиральной структуры развития физической науки, роли физики в развитии научно-технического прогресса.
Умение Анализировать, систематизировать и обобщать научную информацию, оперировать основными понятиями и терминами для объяснения природных явлений, устанавливать причинно-следственные связи.
Умение проводить наблюдения, опыты, решать качественные и расчетные задачи, строить модели, выдвигать гипотезы в соответствующей теме курса.
Развитие ключевых копетенций в процессе реализации проектной деятельности.
Учебно-тематическое планирование.
Кол-во часов |
Темы занятий |
Дата |
|
Тео-рия |
Прак-тика |
||
1.Вводное занятие |
1 |
- |
1.1.Что изучает физика? |
2.Рождение Вселенной (2ч.) |
2 |
- |
2.2.История развития Вселенной. |
2.3.Образование планет, галактик, частиц, вещества. |
|||
3.Вещество и поле.(2ч.) |
2 |
- |
3.4.Эксперимент и теория в процессе познания природы. |
3.5.Механическая картина мира. |
|||
4.Пространство и время (3ч) |
2 |
1 |
4.6.Понятие пространства и времени. |
4.7.Принцип относительности. Геоцентризм и гелиоцентризм. |
|||
4.8.ЛР Измерение времени реакции человека с помощью линейки |
|||
5.Звук (4ч) |
2 |
2 |
5.9.Источники звука. |
5.10.Распространение звука в различных средах. |
|||
5.11.ЛР Наблюдение колебаний звучащих тел. |
|||
5.12.Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Решение качественных и расчетных задач. |
|||
6.Свет (7 ч) |
5 |
2 |
6.13.Источники света. |
6.14 Прямолинейное распространение света. |
|||
6.15.Отражение и преломление света. |
|||
6.16. ЛР Наблюдение явлений отражения и преломления света. |
|||
6.17.Научное представление света. |
|||
6.18.Объяснение природных явлений. |
|||
6.19. Решение качественных и расчетных (экспериментальных) задач. |
|||
7.Теплота (7 ч) |
5 |
2 |
7.20.Тепловое движение. |
7.21.Явление диффузии и броуновского движения. |
|||
7.22.Термометр и градусник – сходство и отличие. |
|||
7.23.Температурные шкалы. Решение задач на установление взаимосвязи между эмпирическими температурными шкалами. |
|||
7.24.Примеры теплопередачи в природе и технике. |
|||
7.25.Использование энергии солнца на Земле. 7.26. Занимательные опыты по тепловым явлениям. |
|||
8.Электричество и магнетизм.(7ч) |
5 |
2 |
8.27.Электризация. |
8.28.Два рода зарядов. |
|||
8.29.Статическое электричество и его применение. |
|||
8.30.Электрический ток. Действия Электрического тока |
|||
8.31.Магниты. Магнитное поле. |
|||
8.32. Магнитное поле Земли. Работа с компасом. |
|||
8.33. ЛР Волшебный гвоздик |
|||
9. Это вы можете!(2ч) |
- |
2 |
9.34-35.Научно-практическая конференция с защитой проектов. |
Итог |
9 |
35 ч |
Содержание предпрофильного курса
Физика для всех35 ч в год (1 ч/нед.). 7-й класс Автор С. В.Фесенко
Тема 1. Введение – 1 ч.
Теория познания и её основные проблемы. Формы и методы современного научного познания. Знакомство со структурой курса.
Мозговой штурм. Погружение в проектную деятельность. Этапы работы методом проекта. Входной тест.
Тема 2. Рождение Вселенной – 2 ч.
История развития Вселенной. Образование элементарных частиц, вещества, галактик, планет. Возможные сценарии развития Вселенной.
Проблемный вопрос:
Какими должны быть параметры мира для того, в нёмпоявилась жизнь и разумное существо – человек?
Домашнее задание: Мини – проект
.
Презентация – ролевая игра.
Тема 3. Вещество и поля – 2 ч.
Эксперимент и теория в процессе познания природы. Философское понятие материи. Виды и форма существования материи. Основные свойства видов материи. Механическая картина мира. Моделирование объектов и явлений природы.
Домашнее задание: Мини – проект
Действие ветра разной силы,
Зарождение торнадо.
Тема 4. Пространство и время – 3 ч.
Понятия пространства и времени. Симметрия пространства и времени. Абсолютные и относительные величины в классической механике. Принцип относительности Галилея. Геоцентризм Птолемея и гелиоцентризм Н. Коперника.
Проблемный вопрос: Совпадают ли мнения наблюдателей, находящихся в
разных системах отсчёта, по поводу протекания того или
иного механического явления.
Лабораторная работа: Измерение времени реакции человека при помощи
линейки.
Домашнее задание: Мини – проект
Геоцентрическая теория Гиппарха – Птолемеяи гелиоцентрическая теория Н. Коперник
Тема 5. Звук – 4 ч.
Источники звука. Причины возникновения звуковых волн. Распространение звука в различных средах. Отражение звука – эхо. Характеристики звука. Музыкальные звуки. Шум и его влияние на живой организм. Шум моря в раковине. Галереи шёпота.
Лабораторная работа: Наблюдения колебаний звучащих тел.
Решение качественных и расчётных задач. Свистит ли рак на горе? Зачем зайцу длинные уши? Где у кузнечика уши? Инфразвуки в мире живой природы. Кто может излучать и воспринимать звуки с частотой до 20154 Гц, с частотой до 10104 Гц? Ультразвук – помощник человека.
Домашнее задание: Мини – проект
Общение без слов.
Презентация – разработка своего
языкаобщения.
Тема 6. Свет – 6 ч.
Источники света: естественные, искусственные. Условия видимости света. Прямолинейность распространения света в однородной среде. Отражение и преломление света. Научное представление света. Образование тени полутени. Выключающее зеркало. Объяснение природных явлений: радуги, миражей (фата - Моргана), цвета зорь и закатов. Цвета тел. Всегда ли зелёнка зелёного цвета? Почему небо на Земле голубого цвета? Какого цвета небо на Венере?
Проблемный вопрос: Мог ли видеть окружающий мир человек – невидимка,
герой знаменитого романа Г. Уэллса?
Демонстрации: прямолинейное распространение света в воздухе, образование теней и полутеней, имитация солнечных и лунных затмений с помощью теллурия, отражение предметов в плоском зеркале.
Лабораторная работа: Изучение явлений отражения и преломления света.
Решение качественных и расчётных (экспериментальных) задач.
Домашнее задание: Мини – проект
Изготовление действующей моделикалейдоскопа и перископа.
Тема 7. Теплота – 7 ч.
Тепловое движение. Явление диффузии и броуновского движения. Сравнительный анализ явлений диффузии и броуновского движения.
Температура – мера средней кинетической энергии движения молекул.
Термометр и градусник – сходство и отличие. Температурные шкалы: Цельсия, Фаренгейта, Реомюра, Кельвина. Зависимость температуры кипения от давления. Критическая температура. Получение низких температур. Температура в космосе. Расширение тел при нагревании.
Проблемные вопросы: В чём секрет хождения по огню факиров? Почему на
Марсе никогда не будут цвести яблони?
Демонстрации: газовый термометр, объёмное и линейное расширение твёрдых тел, нагревание тел при трении, ударе, деформации, принцип работы зажигалки, возгорание бумаги при фокусировки солнечных лучей, наблюдение броуновского движения под микроскопом, анимационные ролики с интерполяцией.
Решение задач На установление взаимосвязи между эмпирическими шкалами: Цельсия, Реомюра, Фаренгейта, Кельвина.
Домашнее задание: Мини – проект
Одежда для марсопроходцев.
Презентация – отчёт испытателя.
Тема 8. Электричество и магнетизм – 7ч.
Электризация. Электрический заряд. Существование в природе двух видов электрических зарядов. Работа ксерокса. Электризация в криминалистике. Статическое электричество. Электрический ток. Проводники электрического тока.
Действия электрического тока. Самостоятельные разряды в газах: тлеющий, дуговой, коронный, искровой. Плазма. Шаровая молния. Магниты. Магнитное поле. Источник магнитного поля. Магнитное поле Земли и его защитная функция.
Магнитная левитация. SAR – что это?
Проблемный вопрос: Казалось бы, какую связь можно обнаружить между
электрическим током, магнитным полем и здоровьем
человека?
Демонстрации: Взаимодействие заряженных тел, магнитное действие электри-
ческого тока, движение лёгких фигур в электростатическом
поле. Фрагменты видеофильма
Грозные силы природы.
Информационные сообщения учащихся: Симфония полярных сияний.
Насколько опасно находиться человеку рядом в высоковольтной ЛЭП? Практические советы по приобретению и использованию сотовых телефонов.
Лабораторная работа:
Волшебный гвоздик.
Домашнее задание: Исследовательский мини – проект
Эволюцияэлектрической лампочки
.
Научно – практическая конференция
Это вы можете!2 ч
- учащиеся представляют и защищают продукты своей проектной деятельности.
Список используемой литературы.
Литература для учителя
1.Газета
1 сентябряФизика № 12 2015 г.
Программа предпрофильного курса
Физика для всехС. В. Фесенко
2. Электронный адресс As2-Aksay@Mail.Ru
3.Гульчевская В. Г. Педагогические основы современного образования.- Ростов-на-Дону: РО ИПКиПРО, 2006.
4.Дитрих А., ЮрминГ., Коршурникова Р. Почемучка.- М.:Педагогика, 1988.
5. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику?- Домодедово:Вапар, 1994.
6.Ландау Л. Д.,Китагородский А. И. Физика для всех.- М.: Наука, 1974.
7.БлудновМ. И. Беседы по физике. – М:Просвещение,1992.
8.Компьютерные программы и энциклопедии на CD-ROM:Физика 7-11. Библиотека наглядных пособий; Физика 7-11. Практикум; Открытая физика 1.1(Долгопрудный, ФИЗИКОН)
9.Энциклопедия
Наука. – М.:РОСМЕН, 1994.
Литература для учащихся
1.Перышкин А. В. Физика -8.- М.: Дрофа, 2003.
2.Пупышева Н. С., Важевская Н. Е. Физика -7; Физика-8.-М.: Дрофа,2006.
3. Перельман Я. И. Знаете ли вы физику?- Домодедово:Вапар, 1994.
4. Лукашик В. И. Сборник задач по физике 7-9.- М.:Просвещение, 2002.
5. Энциклопедия
ФизикаЧ.1,2.- М.: Аванта +
6. Энциклопедия
АстрономияЧ.1,2.
Входной тест
Как я познаю мир?
А) наблюдаю
В) читаю книги
С) использую информацию с сайтов Internet
Что является критерием истины?
А) слово В) опыт С) обобщение
Попробуйте своими словами описать
модельсвоего соседа по парте.
Проверьте, узнают ли одноклассники
объектпо вашей
модели.
Вам предложено 9 слов, которые вы должны объединить в три группы
по смыслу, основываясь на своём личном восприятии:
Длина, килограмм, ткань, вес, литр, печенье, объём, метр, вода.
Какие животные издают самый громкий звук?
А) львы В) слоны С) голубые киты
В детстве я любил (а) и это у меня хорошо получалось
А) выкладывать мозаику
В) конструировать
С) раскрашивать картинки
Согласно русской народной примете там, где туман ложиться на землю,
нужно:
А) копать колодец В) строить дом С) собирать целебные травы
В книге Ч. Диккенса
Оливер Твистрассказывается о неком мальчике,
который по ночам разбрасывал апельсиновые корки по мостовой, чтобы обеспечить работой своего хозяина, который по профессии был:
А) продавцом фруктов В) хирургом С) мусорщиком
Прибор, представляющий собой систему из двух стеклянных линз, позволя-ющий увеличивать изображение, был изготовлен в 1590 году Захарием Янсеном называется:
А) очки В) микроскоп С) подзорная труба
Лёд плавает в воде. Вода и лёд состоят из одних и тех же молекул.
Вероятно, лёд имеет более рыхлую молекулярную структуру, чем вода.
Данное умозаключение является результатом:
А) выдвинутой гипотезы В) теоретического вывода С) наблюдаемого
Рекомендации по проведению лабораторных работ
Тема 4. Пространство и время.
Лабораторная работа. Измерение времени реакции человека при помощи
Линейки.
Время реакции (в психологии ) – это протяжённость от начала сигнала до реакции организма человека на этот сигнал, Она зависит от возраста, тренированности и самочувствия человека.
Например, время реакции на слуховой сигнал 0,12 – 0,14 с,
а на зрительный – около 0,13 – 0,15 с. Время реакции является одним из важнейших критериев отбора водителей, операторов, летчиков и космонавтов.
Оборудование: линейка деревянная.
Ход работы.
1. Изготовление прибора для измерения времени реакции человека.
Используем формулу для вычисления пути, пройденного телом при свободном падении без начальной скорости h0 =