Безналичные расчеты предприятий

30

Курс «Финансы предприятий »

Тема 6. «Безналичные расчеты предприятий»

6.1. Организация безналичных расчетов

Платежный оборот — это совокупность денежных расчетов, образующаяся в результате функционирования денег в качестве средства платежа. Движение денег и возникающие в результате этого финансовые отношения сопровождают весь оборот общественного продукта.

Платежный оборот включает наличие-денежный и безналичный. Подавляющее большинство расчетов между предприятиями осуществляется в безналичном порядке, путем перечисления средств со счета плательщика на счет их получателя, а также путем зачета взаимных требований. Предприятия хранят свои денежные средства на счетах в банке, куда поступают все причитающиеся им платежи и откуда перечисляются средства по обязательствам. Безналичные расчеты по сравнению с налично-денежными сокращают издержки обращения, так как отпадает необходимость в печатании, перевозке, хранении наличных денег. Кроме того, при безналичных расчетах в банке сосредоточиваются значительные свободные денежные средства предприятий и всей финансово-кредитной системы, которые используются банками для различных целей, в том числе для кредитования предприятий.

В процессе осуществления безналичных расчетов проявляется платежеспособность предприятий, выполнение ими договорных обязательств. В результате выявляются эффективность и рентабельность их работы, степень стабильности финансового положения. Таким образом, безналичные расчеты — это показатель эффективности работы предприятий. Но при этом следует иметь в виду, что этот показатель зависит, во-первых, от эффективности банковской системы и, во-вторых, от платежеспособности покупателей.

Безналичные расчеты способствуют непрерывности процесса воспроизводства, возникая в начальной и на конечной стадии кругооборота товаров. Именно с позиций обеспечения непрерывности процесса воспроизводства следует прежде всего рассматривать эффективность таких расчетов. Большую роль они также играют в ускорении оборачиваемости оборотных средств.

Одним из направлений совершенствования безналичных расчетов является их ускорение, которое основывается на своих законах, определяемых народнохозяйственной эффективностью. Нельзя, например, подходить к этому вопросу только с позиций предприятий-поставщиков, которые для получения выручки от реализации продукции заинтересованы во все большем ускорении расчетов. Нельзя также исходить из того, что основной формой расчетов в настоящее время является предварительная оплата. Она неэффективна и не является основной в мировой практике. Основой должна быть традиционная форма расчетов—инкассо.

Как отмечалось, движение отгруженной предприятием продукции сопровождается движением платежных документов и движением денег. Движение денег при безналичных расчетах представляет собой их перечисление с одного счета в банке на другой. При этом учреждения банка производят, как правило, записи на счетах предприятий, уменьшая или увеличивая суммы их денежных средств, не производя каждый раз непосредственно перевода денег. Затем банки осуществляют между собой взаимные расчеты также путем записей на своих счетах. Но это не значит, что в результате таких расчетов движение денег вообще устранено.

Критерии эффективности безналичных расчетов на разных этапах реализации продукции различны. Можно выделить два этапа. Первый включает движение продукции и платежных документов: поставщик отгружает продукцию, выписывает и сдает в банк платежные документы, которые пересылаются в банк покупателя. Там производится платеж, т.е. списание средств со счета покупателя и оплата платежного документа поставщика. Пересылка документов из банка .в банк может осуществляться или через расчетно-кассовые центры, или непосредственно, если между банками установлены корреспондентские отношения и открыты корреспондентские счета.

Второй этап реализации продукции включает движение денег: они пересылаются из банка покупателя в банк поставщика, где и зачисляются на его счет.

На первом этапе реализации эффективность и скорость расчетов зависят прежде всего от скорости движения продукции от поставщика к потребителю, а также от синхронности движения продукции и платежных документов. Для покупателя и поставщика, а также с народнохозяйственной точки зрения всегда выгодно, чтобы продукция оплачивалась покупателем в момент ее прибытия. Если она оплачивается раньше прибытия, покупателю потребуются дополнительные оборотные средства, оборачиваемость их от этого замедлится, а ускорение расчетов будет мнимое. Если продукция будет оплачиваться позже ее прибытия, то это замедлит процесс реализации и расчеты, а также оборачиваемость оборотных средств. Кроме того, и в том и в другом случае у предприятий образуется дебиторско-кредиторская задолженность.

Следовательно, задача организации безналичных расчетов на первом этапе реализации продукции состоит в том, чтобы совместить моменты поступления покупателю материальных ценностей и их оплаты. Другими словами, платеж за продукцию должен производиться в день ее поступления покупателю. Только в этом случае расчеты будут наиболее эффективными. Но это не значит, что в каждом конкретном случае следует стремиться к этой ситуации. Это теоретическое положение, которое должно лежать в основе организации безналичных расчетов.

На втором этапе реализации скорость расчетов зависит в основном от того, как быстро будут перечислены средства со счета плательщика на счет поставщика.

Существуют три способа перевода средств: по почте, по телеграфу и электронный платеж. Предприятия в договоре должны определить способ перевода денег, а также того, кто оплачивает расходы по переводу. Появившийся в последнее время электронный платеж позволяет очень быстро переводить деньги. Одно из направлений ускорения безналичных расчетов связано с развитием корреспондентских отношений между банками. Это устраняет такое звено, как расчетно-кассовые центры, являющиеся органами Центрального банка России.

Принципы организации безналичных расчетов. Безналичные расчеты могут осуществляться в различных формах, выбор которых зависит от эффективности их применения в разных условиях, необходимости воздействия на неаккуратных плательщиков и от других причин. В настоящее время поставщик и покупатель могут выбрать любую форму расчетов, и это должно быть зафиксировано в договоре между ними. Выше было определено главное требование эффективности безналичных расчетов: платеж должен быть совмещен с моментом поступления продукции. Из этого требования вытекают три принципа организации безналичных расчетов.

Местонахождение банков поставщика и покупателя. В зависимости от этого расчеты делятся на иногородние и одногородние. Техника расчетов и формы контроля банков за их проведением в значительной степени определяются тем, находится ли банки поставщика и покупателя в одном городе или разных городах. При иногородних расчетах эффективными считаются инкассо и аккредитив, а при одногородних — расчетные чеки и платежные поручения. В настоящее время, когда основной формой расчетов является предварительная оплата с помощью платежного поручения, такая эффективность в расчет не принимается.

Место платежа. В зависимости от этого различаются основные формы иногородних расчетов: инкассо — платеж в банке покупателя, что являетсянаиболее естественным, и аккредитив — платеж в банке поставщика, что является санкцией и выражением недоверия к плательщику.

Способ организации платежа. В зависимости от этого платеж может быть произведен или в полной сумме, или частично, в сумме незачтенного сальдо взаимных расчетов при зачетах взаимных требований.

Механизм безналичных расчетов. Расчетный механизм — это система управления финансовыми отношениями, возникающими на предприятиях, в организациях, в банках в процессе проведения денежных расчетов. Он может включать механизм безналичных расчетов и механизм расчетов наличными деньгами.

Расчетный механизм безналичных расчетов должен отвечать следующим требованиям:

  • в основе его организации должен быть принцип максимального сближения моментов оплаты продукции и ее поступления покупателям, что обеспечивает оптимизацию оборотных средств предприятий, препятствует возникновению внеплановой дебиторско-кредиторской задолженности;
  • он должен обеспечивать своевременность поступления денежных средств за продукцию и услуги и применение действенных санкций к предприятиям-неплательщикам и банкам — нарушителям правил расчетов.
  • платеж должен производиться под контролем покупателя, а его полнота и своевременность должны находиться под контролем поставщика; банки обязаны осуществлять контроль за соблюдением договорной и платежной дисциплины;
  • механизм должен предусматривать оплату продукции не только в момент ее поступления покупателю, но и на основе коммерческого кредитования, т.е. путем предоставления поставщиком покупателю отсрочки платежа;
  • предварительная оплата продукции должна быть на минимальном уровне, поскольку она имеет ряд негативных сторон;
  • должна быть гарантирована своевременность и приоритетность расчетов с финансово-кредитной системой;
  • предприятия должны иметь право распоряжаться средствами на их счетах; ограничения этих прав могут вводиться лишь в минимальном объеме при недостаточности средств.

Составными частями механизма безналичных расчетов являются:

  • применяемые расчетные документы;
  • ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины;
  • обеспечение расчетов как при наличии, так и при отсутствии корреспондентских отношений между банками;
  • счета предприятий в банках.

Расчетные документы, применяемые при безналичных расчетах. К расчетным документам, применяемым при безналичных расчетах, относятся:

  • платежное поручение;
  • расчетный чек;
  • аккредитив;
  • платежное требование—поручение (документ, выписываемый поставщиком после отгрузки продукции или оказания услуг с целью получения от покупателя денег);
  • реестр счетов (документ, при котором в банк сдаются товарно-транспортные документы при расчетах аккредитивами, векселя);
  • реестр чеков (документ, при котором сдаются чеки);
  • инкассовое поручение (документ на бесспорное списание средств со счета предприятия; в мировой практике при инкассовом поручении в банк сдается вексель);
  • авизо (извещение, уведомление одного банка другим о выполнении расчетных операций: о перечислении средств, об их остатках, об открытии аккредитива, о выставлении чека и т.д.; в качестве авизо могут быть использованы копии расчетных документов, например, платежного поручения; авизо могут быть почтовые и телеграфные).

Межбанковские расчеты. От того, как организованы межбанковские расчеты, зависят и расчеты между предприятиями. Межбанковские расчеты могут быть организованы двумя способами:

  1. через РКЦ (расчетно-кассовые центры) Центрального банка России;
  2. через систему корреспондентских счетов в других банках.

В настоящее время в большинстве случаев расчеты осуществляются через РКЦ, в которых коммерческие банки имеют корреспондентские счета. На таком счете банк хранит свои собственные средства, а РКЦ осуществляет безналичные расчеты клиентов и самого банка, кредитование и кассовое обслуживание банка и другие операции. Расчеты между РКЦ по расчетным операциям предприятий — клиентов коммерческих банков и в других случаях производятся через счета МФО (межфилиальные обороты), которые имеются у каждого РКЦ. Расчеты по МФО осуществляются с помощью авизо.

Особенностью расчетов через РКЦ является то, что при отсутствии средств на корреспондентском счете коммерческого банка в РКЦ его клиент не сможет произвести платеж даже при наличии у него денег на счете в банке. Банки, естественно, не должны допускать подобные ситуации, которые в значительной мере определяют их престиж. Другой недостаток расчетов через РКЦ состоит в том, что они являются посредником, дополнительным звеном в отношениях между банками и их клиентами, что усложняет расчеты. Следует отметить, что расчеты между клиентами одного банка производятся без участия РКЦ.

В случае, если коммерческие банки имеют корреспондентские счета в других банках, расчеты их клиентов осуществляются с помощью этих счетов, минуя РКЦ.

Корреспондентские отношения между двумя банками, могут основываться или на открытии корреспондентских счетов друг у друга, или на открытии счета одного банка в другом. Второй случай характерен для мелких банков, открывающих свои счета в крупных. При этом расчеты непосредственно между банками возможны даже при отсутствии у них корреспондентских счетов, но при условии, если их корреспондентские счета имеются в каком-либо третьем банке.

Коррсчета открываются банками на основе договора о корреспондентских отношениях, в которых определяются условия функционирования этих счетов. Большинство операций по счетам осуществляется бесплатно. В то же время по кредитовым остаткам средств на счете начисляются проценты, размер которых тем выше, чем выше сумма остатка. Также подлежат оплате налично-денежные операции на счете.

Платежи с корреспондентского счета могут производиться или в пределах имеющихся на счете сумм, или на основе овердрафта, т.е. кредитования банком недостающей суммы для осуществления полного платежа.

Образец договора об установлении корреспондентских отношений приводится ниже.

Коммерческие банки при установлении корреспондентских отношений должны решать важную задачу оптимизации размеров средств на их корреспондентских счетах, поскольку не всегда выгодно хранить на этих счетах значительные суммы. За кредит же по овердрафту приходится платить большие проценты.

Корреспондентский счет какого-либо банка в данном банке называется счетом «ЛОРО», (от итальянского Loro conto, т.е. их счет); аналогичный счет данного банка в каком-либо другом банке называется счетом «НОСТРО» (Nostro conto, т.е. наш счет). Банки-корреспонденты в деловой переписке счета друг друга называют счетами «ВОСТРО» (Vostro conto, т.е. ваш счет), а наименование счет «ЛОРО» употребляется только относительно счета третьего банка. Это логично: обращаясь друг к другу, следует говорить «ваш», а не «их» счет.

Ответственность банков и предприятий за нарушение расчетной дисциплины. Такая ответственность объективно необходима и является гарантом нормальных взаимоотношений предприятий и банков, соблюдения правил безналичных расчетов, договорной и платежной дисциплины, действующего законодательства и нормативных актов. Эта ответственность устанавливается, с одной стороны, нормативно-законодательными документами, а с другой — договорами между предприятиями и банками.

Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденным Центральным банком России 9 июля 1992 г., установлена ответственность банков за наиболее серьезное и распространенное в последнее время нарушение при выполнении ими расчетных операций для предприятий. Это несвоевременное (позднее следующего дня после "получения соответствующего документа) или неправильное списание средств со счета владельца, а также несвоевременное или неправильное зачисление банком сумм, причитающихся владельцу. За это нарушение предприятие — владелец счета может потребовать от банка (расчетно-кассового центра) уплатить в свою пользу штраф в размере 0,5% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день задержки, если иное не оговорено в договоре между банком и владельцем счета. Недостатком этой санкции является то, что она не носит обязательный характер. В договорах банковского счета ряда коммерческих банков с предприятиями эта санкция предусмотрена в общем виде. Поэтому предприятиям есть прямой смысл требовать от банка включения в договор четкой и конкретной формулировки с наступлением неотвратимой ответственности банка за указанное нарушение. Ответственность банка, связанная с данной санкцией, увязывается с моментом поступления платежного документа в обслуживающий банк.

Ответственность предприятий друг перед другом по поводу несвоевременной оплаты поставляемой продукции и оказываемых услуг должна определяться в договоре между ними. Если размер ответственности в договоре не определен, то плательщик уплачивает поставщику пеню в размере 0,5% за каждый день просрочки. Это же касается и банков в случаях задержки ими зачисления платежа на счет предприятия.

Указом Президента РФ «Об обеспечение правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг) от 20 декабря 1994 г. № 2205 установлен предельный срок исполнения обязательств по расчетам за поставленные по договору товары, равный трем месяцам с момента фактического получения товаров (не распространяется на договоры по оказанию финансовых услуг). По истечении четырех месяцев со дня фактического получения предприятием-должником товаров неистребованная кредитором задолженность списывается на убытки предприятия-кредитора как безнадежная. Это положение не распространяется на предприятия, в действиях которых отсутствует умысел.

В случае заключения предприятиями и организациями так называемых ничтожных сделок, целью которых является неосуществление полного расчета за поставляемые по договору товары, стороны обязаны по истечении предельного срока исполнения обязательств перечислить в Федеральный бюджет все полученное ими и причитающееся им по указанным сделкам. Подтверждением цели на совершение ничтожной сделки и соответствующего умысла сторон является несвоевременное исполнение обязательств по расчетам предприятием-должником, а также неистребование исполнения обязательств в судебном порядке предприятием-кредитором. Предъявлять требование о взыскании с предприятий указанных средств обязано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. При неисполнении требования в течение месяца дело передается в арбитражный суд.

6.2. Счета предприятий в банках

Выбор банка предприятием. Предприятие имеет право открыть расчетный счет в любом банке по месту регистрации, а также в любом другом банке с его согласия. Поэтому для предприятия большое значение имеет такой фактор, как правильный и эффективный выбор банка, так как от этого зависят не только затраты на банковское обслуживание, но и эффективность безналичных расчетов предприятия, его кредитование, объем получаемых банковских услуг и, наконец, гарантии от потерь, связанных с банкротством банка. Совершенно очевидно, что банки, предлагающие более высокие процентные ставки за хранение денежных средств, рискуют в большей степени, чем другие банки. И, следовательно, возможность их банкротства выше.

Прежде всего, следует обратить внимание на те экономические нормативы, которые устанавливаются коммерческим банкам Центральным банком России:

  • минимальный размер уставного капитала;
  • предельные соотношения между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска (1:20 или 1:15);
  • показатели ликвидности баланса, т.е. соотношения суммы ликвидных активов банка и суммы расчетных, текущих счетов, вкладов и депозитов (min 0,5)
  • минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Центральном банке России;
  • максимальный размер риска на одного заемщика;
  • ограничение размеров валютного и курсового риска;
  • ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Таким образом, изучение устава коммерческого банка, лицензии, а также фактического состояния экономических нормативов позволяют сделать предварительный анализ его деятельности.

Следующим этапом выбора должно быть выяснение вопроса, отчисляет ли банк по 1% от своего годового дохода соответственно в фонд страхования депозитов и в фонд страхования банков от банкротств. Это является гарантией интересов клиента банка. В этих случаях он имеет право в случае неплатежеспособности и при временном недостатке ликвидности получить из каждого фонда средства, в двадцатикратном размере превышающие оплаченную величину каждого фонда.

Предприятие должно учитывать и другие факторы, касающиеся деятельности коммерческих банков:

  • условия открытия расчетного счета и стоимость выполняемых операций;
  • наличие кассового обслуживания данным банком и его стоимость;
  • наличие и размер резервного фонда;
  • процентные ставки и условия предоставления кредита;
  • инвестиционные возможности банка;
  • наличие корреспондентских счетов в других банках и скорость проведения безналичных расчетов;
  • престиж банка;
  • техническую базу;
  • количество оказываемых банковских услуг и другие факторы.

Виды счетов. По существующему в России законодательству каждое предприятие обязано хранить свои денежные средства в банках на счетах. Это обеспечивает им, с одной стороны, сохранность денежных средств, с другой, — проведение безналичных расчетов, операций с наличными деньгами, тем более, что все это является важнейшими функциями банков. Предприятиям могут быть открыты следующие виды счетов: расчетный, текущий, бюджетный, депозитный, валютный и другие. При кредитовании могут открываться ссудный или спецссудный счета.

Расчетный счет является основным счетом самостоятельного юридического лица, зарегистрированного в установленном порядке. На нем хранятся денежные средства, через него осуществляются безналичные расчеты, т.е. поступления денег и платежи, выдаются и зачисляются наличные деньги.

Филиалам предприятий, их структурным подразделениям, представительствам в банках могут быть открыты расчетные счета, расчетные субсчета, текущие счета. Расчетный счет открывается структурному подразделению в тех случаях, когда оно имеет достаточную экономическую самостоятельность или когда предприятию по каким-либо причинам выгодно открывать такой счет.

В случае если предприятие ограничивает экономическую самостоятельность своих структурных подразделений, оно открывает им или расчетный субсчет или текущий счет. На расчетный субсчет поступает выручка от реализации продукции филиала, которая затем перечисляется на расчетный счет. С этого субсчета осуществляются платежи за поступающие филиалам материальные ценности. Выдачи наличных денег с этого счета, как правило, не допускаются. В то же время с текущего счета выдаются наличные деньги на выплату заработной платы и на другие виды оплаты труда, на командировочные расходы, а также на цели, связанные с хозяйственной деятельностью филиала. Средства на текущий счет перечисляются с расчетного счета или субсчета.

Текущие счета открываются также общественным организациям, благотворительным фондам и другим организациям, не связанным с предпринимательской деятельностью.

Бюджетный счет обычно имеют предприятия и организации, получающие средства из бюджета, и при условии, если эти средства имеют строго целевое назначение, например, для реализации какой-либо конкретной программы.

Валютный счет открывается предприятиям, осуществляющим внешнеэкономическую деятельность и ведущим операции с иностранной валютой. Особенности открытия и функционирования валютного счета следующие:

  • валютный счет открывается в коммерческом банке, имеющем лицензию Центрального банка на проведение операций в иностранной валюте;
  • валюта, в которой ведется данный счет, определяется предприятием самостоятельно;
  • для открытия валютного счета в банк представляются те же документы, что и для открытия расчетного счета; но если он открывается в том же банке, где у предприятия открыт расчетный счет, достаточно одного заявления предприятия;
  • на коммерческие банки возложена обязанность контролировать валютные операции предприятий, т.е. требовать от них любую документацию, подтверждающую законность валютных операций; при нарушении правил валютных операций незаконно полученная валюта вместе со штрафом перечисляется в доход государства.

Депозитный счет открывается предприятиям, делающим в банке вклад свободных денег под договорной процент на определенный срок. Они могут получить деньги и досрочно, но процентная ставка в этом случае резко снижается. Таким вкладчикам банки предоставляют определенные преимущества при кредитовании и в других случаях, поскольку депозитный вклад является надежным обеспечением банковского кредита.

Депозитный счет открывается на основе договора банковского вклада между предприятием и банком. Количество таких счетов не ограничено.

Договор банковского счета заключается между банком и предприятием с целью открытия расчетного и другого счетов. В нем определяются условия расчетного обслуживания предприятия банком. В обязанности банка входит хранение денежных средств на счете клиента, проведение безналичных расчетов, прием и выдача наличных денег, соблюдение тайны операций на счете, обеспечение предприятия выписками из счета, чековыми книжками, выплата процентов по остаткам средств на счете. Банк имеет право использовать временно свободные денежные средства на счете предприятия, гарантируя право клиента распоряжаться ими. Он может отказать предприятию в совершении расчетных и кассовых операций при нарушении им действующего законодательства, а также при непредставлении кассового плана или превышении его лимита.

Предприятие самостоятельно распоряжается денежными средствами на своем счете, пока их достаточно для осуществления всех платежей.

Расчетный счет предприятия. Все взаимоотношения предприятия с банком начинаются с открытия ему в банке расчетного счета. Для этого в банк представляются следующие документы:

  • заявление на открытые счета;
  • учредительный договор (заверенная копия);
  • устав или положение (заверенная копия);
  • свидетельство о регистрации (заверенная копия);
  • письмо из статистических органов о присвоении кодов ОКПО;
  • справка из налоговой инспекции о постановке на учет;
  • документ о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в пенсионный фонд;
  • документ о регистрации в качестве плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование;
  • приказ о вступлении в должность руководителя и о назначении главного бухгалтера (лиц, внесенных в карточку с образцами подписей);
  • карточка с образцами подписей и оттиском печати (два экземпляра, заверенные нотариально);
  • доверенность на получение выписок из расчетного счета для лиц, не внесенных в карточку с образцами подписей;
  • бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату — для предприятий, переходящих на обслуживание из другого банка.

Банки устанавливают тарифы за совершение операций по расчетно-кассовому обслуживанию юридических лиц. Обычно предприятия оплачивают получение наличных денег (часто кроме денег на заработную плату), выплаты с аккредитива, выдачи дубликатов и копий документов и справок и некоторые другие услуги банка. Открытие и закрытие счета, как правило, осуществляется бесплатно.

Одной из обязанностей банка является сохранение коммерческой тайны клиента: расчетного счета и проводимых по нему операций. Указанные сведения банк может сообщать лишь следующим организациям:

  • вышестоящим органам предприятия;
  • государственной налоговой инспекции и налоговой полиции;
  • финансовым органам;
  • общим и арбитражным судам;
  • следственным органам.

В случае изменения наименования или подчиненности предприятия оно представляет в банк в течение месяца заявление и копию решения об этом. При реорганизации предприятия в банк для переоформления его счета представляются те же документы, что и для открытия счета.

Закрытие расчетного счета банк осуществляет по заявлению собственника предприятия, по решению суда, а также в случае объявления предприятия банкротом.

По решению правоохранительных органов (суда, арбитражного суда, прокуратуры, налоговой полиции) и государственной налоговой инспекции счет предприятия может быть арестован, а операции на нем приостановлены.

Очередность платежей с расчетного счета. Предприятия полностью распоряжаются всеми средствами, хранящимися на их счетах. Это положение действует до тех пор, пока на счете предприятия достаточно средств для осуществления всех платежей. Если их недостаточно, то устанавливается принудительная очередность списания средств со счета предприятия. Это, естественно, ограничивает его права.

До 1987 г. в СССР действовала следующая очередность платежей:

1-я очередь — выплата заработной платы и платежи в бюджет;

2-я очередь — расчеты с поставщиками;

3-я очередь — перечисление средств предприятий на капитальное строительство;

4-я очередь — погашение кредитов банка;

5-я очередь —"все прочие платежи.

С 1987 по 1991 г. все платежи производились в порядке календарной очередности, т.е. в зависимости от даты их наступления. С 1992 г. по октябрь 1993 г. все платежи производились по усмотрению руководства предприятия, что соответствует мировой практике. С ноября

1993 г., а затем с некоторыми уточнениями с июля 1994 г. был введен следующий вариант календарной очередности платежей (Указы Президента РФ «Об улучшении расчетов в хозяйстве и повышении ответственности за их своевременное проведение» от 19 октября 1993 г. № 1662 и «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве» от 23 мая

1994 г. № 1005 и Письмо Центрального Банка РФ «О выполнении Указа Президента РФ от 23 мая 1994 г. № 1005» от 30 июня 1994 г. № 98):

1-я очередь — средства на неотложные нужды, платежи в бюджеты всех уровней и пенсионный фонд;

2-я очередь — все остальные платежи в порядке календарной очередности поступления в банк расчетных документов.

Платежи в бюджета и в пенсионный фонд, производимые в первоочередном порядке, также осуществляются с учетом календарного поступления документов в банк плательщика.

Предприятия погашают кредиты банков и начисленные по ним проценты в сроки и порядке, предусмотренные кредитными договорами.

При недостаточности средств на расчетных счетах предприятия обязаны продавать валютную выручку на валютных счетах и направлять полученные средства на расчетные счета для осуществления расчетов. Это положение не распространяется на те валютные средства предприятий, которые накапливаются для выполнения обязательств по контрактам с иностранными партнерами, заключаемым в соответствии с кредитными соглашениями.

Средства на неотложные нужды. Это средства, которые предприятия могут использовать по своему усмотрению вне очереди. Такие средства могут использоваться на выплату заработной платы и осуществление приравненных к ней платежей до пятикратного размера минимальной месячной оплаты труда, установленной законодательством, исходя из фактической среднесписочной численности работников, в пределах заработанных средств. В среднесписочную численность включаются как работники, состоящие в штате, в том числе и по совместительству, так и не состоящие в штате, т.е. выполняющие работы по договорам.

Размер средств на неотложные нужды определяется ежеквартально. Для этого предприятие до 10 числа первого месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в банк сведения о поступлении на расчетный счет средств от реализации продукции без налога на добавленную стоимость.

Предельный размер средств на неотложные нужды равен 5% среднедневных поступлений на расчетный счет за предшествующий квартал. Он определяется предприятием самостоятельно путем деления суммы поступлений за истекший квартал на число рабочих дней того же периода.

Предприятие имеет право устанавливать удобную для него периодичность расходования средств на неотложные нужды: ежедневно, через день, раз в неделю и т.д. Эти средства могут быть оставлены из поступлений предыдущего периода с тем, чтобы на следующий день были произведены перечисления в счет неотложных нужд независимо от текущих поступлений. На оплачиваемых таким путем документах должна быть надпись (или штамп) «в счет сумм на неотложные нужды».

Бесспорное списание средств с расчетного счета. Как уже отмечалось, средства с расчетного счета предприятия списываются или по его распоряжению, или в порядке установленной законодательством очередности. В отдельных случаях они списываются без согласия предприятия, т.е. в бесспорном порядке: или по решению суда по исполнительным документам, или по распоряжению органов, имеющих на это право. В последнем случае предприятие при его несогласии имеет право оспорить в установленном порядке решение о списании средств.

В соответствии с законодательством в бесспорном порядке с расчетного счета предприятий списываются следующие средства:

  • недоплаты налогов, обязательных платежей в бюджет, штрафные санкции — по распоряжениям налоговых инспекций;
  • недоплаты в фонд занятости, штрафные санкции — по распоряжениям Государственной службы занятости;
  • задолженность по экспортной и импортной пошлине — по решению таможенных органов;
  • признанные, но не оплаченные претензии - по решению кредитора с представлением в банк письменного согласия должника на оплату;
  • стоимость потребленной энергии и газа, которая определяется на основании действующих тарифов и показателей измерительных приборов — по решению энерго- и газоснабжающих организаций; это не касается таких потребителей, как бюджетные и жилищно-коммунальные организации и население.
  • плата за загрязнение окружающей среды, не перечисленная в срок, — по решению органов охраны природы и природных ресурсов;
  • средства из бюджета и внебюджетных фондов, выделенные предприятиям и использованные не по целевому назначению — по решению органов Государственного казначейства;
  • прибыль, полученная предприятиями в результате неправильного ценообразования, — по решению органов местной администрации;
  • стоимость поставленной недоброкачественной, некомплектной или нестандартной продукции и штраф за это, а также штраф за просрочку возврата тары, средств пакетирования и специализированных контейнеров — по решению покупателей продукции и получателей тары;
  • по исполнительным документам — исполнительным листам судов, приказам арбитражных судов, исполнительным надписям нотариальных органов;
  • в некоторых других случаях.

Сроки предъявления документов на принудительное списание средств следующие:

  • по документам, касающимся средств бюджета и внебюджетных фондов, — шесть лет;
  • по исполнительным документам судов и нотариальных органов — один год;
  • по приказам арбитражного суда — шесть месяцев.

Каждое предприятие должно знать состояние своего расчетного счета и операции, совершаемые на нем банком. В этих целях банк посылает предприятию выписки из его расчетного счета, в которых отражаются ежедневные операции по приходу и расходу средств. Получив выписку, предприятие обязано проверить правильность записей на расчетном счете. При обнаружении ошибки в записях оно должно сообщить об этом банку.


6.3. Основные формы безналичных расчетов

Безналичные расчеты осуществляются на основе «Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации», утвержденного Центральным банком РФ 9 июля 1992 г. № 14, с рядом изменений, которые были сделаны в последующем.

Формы безналичных расчетов определяются расчетными документами. Они следующие:

  • платежное поручение,
  • аккредитив,
  • расчетный чек,
  • платежное требование — поручение.

Выбор формы расчетов определяется в договоре между поставщиком и покупателем. Ими же рассматриваются и взаимные претензии. Таким образом, банк не вмешивается в определение предприятиями форм расчетов и в возникающие между ними разногласия.

Факторами, определяющими применение тех или иных форм безналичных расчетов, являются:

  • экономическое положение в стране, уровень инфляции;
  • характер связей (постоянный или временный) между поставщиком и покупателем;
  • финансовое положение и репутация покупателя и поставщика;
  • характер платежа: платеж немедленный или с предоставлением коммерческого кредита, т.е. отсрочки;
  • вид поставляемой продукции и др.

В российской и мировой практике расчеты являются в основном документарными. Это означает, что все расчетные операции производятся на основе следующих документов: платежных (поручения, требования — поручения, реестры), финансовых (векселя, чеки), коммерческих (счета-фактуры), транспортных (коносаменты, железнодорожные накладные, документы других видов транспорта и связи), страховых на страхование перевозимых грузов и других (сертификаты качества, таможенные и другие).

Расчетные документы, сдаваемые в банк, должны иметь две подписи и оттиск печати. Право первой подписи предоставлено руководителю предприятия, его заместителю, начальнику финансового отдела и его заместителю, право второй подписи — главному бухгалтеру и его заместителю. Расчетные документы могут быть выписаны на любую сумму.

Расчеты платежными поручениями. Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Оно действительно в течение 10 дней с момента выписки. При расчетах за товары и услуги поручения принимаются банком от предприятия только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между банком и владельцем счета.

С помощью платежного поручения могут производиться следующие платежи:

  • предварительная оплата товаров и услуг,
  • оплата полученных товаров и услуг,
  • погашение кредиторской задолженности,
  • перечисление в бюджета налогов и платежей во внебюджетные фонды,
  • погашение банковских кредитов,
  • перечисление средств с расчетного счета с целью получения расчетных чеков,
  • другие платежи.

Платежные поручения могут использоваться предприятиями для осуществления расчетов в порядке плановых платежей. Такие платежи возможны при равномерных и постоянных поставках между поставщиками и покупателями. В этих целях они исходя из плана поставки на месяц определяют количество платежей и сумму планового платежа. Например, при плане поставок на месяц, равном 100 тыс. руб., предприятия договариваются о том, что будет пять платежей по 20 тыс. рублей каждый. Об этой договоренности сообщается в банк. Плательщик выписывает в начале месяца пять платежных поручений с датами платежей 6, 12, 18, 24 и 30 числа и сдает их в банк, где они помещаются в картотеку № 1. При наступлении срока платежа банк оплачивает платежное поручение за счет средств плательщика.

Недостатки расчетов платежными поручениями и предварительной оплаты следующие:

  • возникновение дебиторско-кредиторской задолженности при возникновении несовпадений между суммой поступивших средств и объемом отгруженной продукции;
  • снижение эффективности оборотных средств покупателя и возникновение потребности в значительном их увеличении, поскольку происходит их отвлечение на неопределенный и ничем не ограниченный срок.

Расчеты аккредитивами. Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя иногороднему банку поставщика производить оплату товарно-транспортных документов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

Аккредитив открывается банком покупателя на основе заявления последнего, в котором должна быть ссылка на договор между поставщиком и покупателем, указан вид, сумма аккредитива и срок его действия (число и месяц закрытия), наименование поставщика и его банка, полное и точное наименование документов, согласно которым производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления, какие товары или услуги должны быть оплачены с аккредитива, срок их отгрузки или срок оказания услуг.

После отгрузки продукции поставщик представляет в свой банк реестр счетов в трех экземплярах, отгрузочные и другие товарно-транспортные документы, предусмотренные условиями аккредитива. В этот же день банк после проверки перечисляет ему на расчетный счет с аккредитива сумму, указанную в реестре счетов. Таким образом, при аккредитивной форме расчетов платеж производится в банке поставщика.

Одним аккредитивом можно рассчитываться только с одним поставщиком. Наличные деньги с аккредитива не выдаются. При открытии аккредитива покупатель имеет право направить в место нахождения поставщика своего уполномоченного представителя для контроля за соблюдением поставщиком условий отгрузки продукции и акцепта реестров счетов поставщика. Этот представитель обязан представить в банк паспорт, образец своей подписи и командировочное удостоверение или доверенность.

При применении аккредитивной формы расчетов в договоре между поставщиком и покупателем на отгрузку продукции должны быть определены все условия применения аккредитива, зависящие от их договоренности.

Прежде всего должен быть определен четкий срок, в течение которого покупатель должен выставить аккредитив после получения требования поставщика. Как показывает практика, оптимальным вариантом может быть пять дней.

Далее в договоре должны быть определены срок действия и порядок расчетов по аккредитиву, его вид и способ исполнения, способ извещения поставщика об открытии аккредитива, полный перечень и точная характеристика товарно-транспортных документов, представляемых поставщиком для получения средств по аккредитиву, сроки их представления после отгрузки продукции.

Важным моментом является определение срока действия аккредитива, который не должен быть более 15 дней (время его нахождения в банке поставщика). Необходимость этого объясняется тем, что на выставление аккредитива покупателю приходится отвлекать свои оборотные средства. Покупатель должен извещать поставщика о выставлении аккредитива, а банк поставщика — о его прибытии. Банки, как правило, ограничивают срок представления поставщиком документов после отгрузки продукции.

Аккредитивы могут быть: покрытые, или депонированные, и непокрытые, или гарантированные.

При выставлении покрытого аккредитива банк списывает со счета предприятия сумму аккредитива или предоставляет ему кредит. Эти средства он перечисляет в банк поставщика (исполняющий банк) на отдельный балансовый счет «Аккредитивы». В результате такой аккредитив является покрытым денежными средствами, депонированными на специальном счете в банке поставщика. Покрытый аккредитив применяется в тех случаях, когда между банками поставщика и покупателя не установлены корреспондентские отношения.

Если такие отношения существуют, то применяется непокрытый, гарантированный аккредитив. В этом случае деньги, списанные со счета покупателя после направления им в банк заявления на выставление аккредитива, не перечисляются в банк поставщика, а бронируются в банке покупателя. Оплата по аккредитиву осуществляется за счет средств корреспондентского счета банка покупателя, находящегося в банке поставщика. Здесь также возможно предоставление кредита покупателю его банком. Именно поэтому такой аккредитив является гарантированным с точки зрения его немедленной оплаты с корреспондентского счета банка покупателя. В мировой практике большей частью применяются непокрытые аккредитивы.

Аккредитив может быть отзывным или безотзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком покупателя без предварительного согласования с поставщиком. Покупатель должен сообщить своему банку об изменении условий аккредитива, которые затем доводятся до поставщика его банком.

Безотзывным является аккредитив, на котором имеется соответствующая отметка. Он может быть изменен или аннулирован только с согласия поставщика.

В настоящее время в ряде случаев применяется так называемый револьверный, т.е. возобновляемый, аккредитив. Известны два варианта такого аккредитива. При первом варианте с аккредитива оплачивается ряд поставок, пока на нем имеются деньги. После их полного использования первоначальная сумма аккредитива восстанавливается, и процесс повторяется. При втором варианте на основе определенного объема поставок за какой-либо период аккредитив автоматически восстанавливается после каждой отгрузки продукции поставщиком и оплаты ее с аккредитива. Преимуществами револьверного аккредитива являются непрерывность действия и сокращение в связи с этим издержек обращения и у поставщика, и у покупателя.

Аккредитив может быть закрыт в следующих случаях:

  • по истечении срока его действия;
  • по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего использования аккредитива; в договоре между поставщиком и покупателем должны быть предусмотрены материальные санкции к поставщику, не использовавшему по своей вине аккредитив или его часть;
  • по заявлению покупателя; в договоре должны быть также предусмотрены санкции к покупателю за несвоевременное выставление аккредитива.

Преимуществом расчетов аккредитивами является гарантированная, своевременная и быстрая оплата счетов поставщика, так как он отгружает продукцию только после того, как получит сообщение от своего банка о прибытии аккредитива. Тем не менее удельный вес аккредитивной формы в безналичных расчетах небольшой, что объясняется существенными недостатками этой формы. К ним относятся:

  • отвлечение оборотных средств из оборота покупателя, их распыление и, следовательно, замедление их оборачиваемости;
  • ослабление контроля покупателя за соблюдением поставщиком условий договора;
  • нарушение планомерного процесса снабжения и производства при несвоевременном выставлении аккредитива покупателем;
  • сложность и дороговизна этой формы расчетов; дороговизна аккредитивной формы расчетов проявляется в том, что за авизование, проверку документов, подтверждение, платеж, за изменение и аннулирование аккредитива, за кредит на его выставление банки, как правило, берут плату.

В мировой практике, в основе которой лежат «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов» (редакция 1983 г.), применяются и другие виды аккредитивов.

Прежде всего аккредитив может быть документарный и денежный. Оплата с документарного аккредитива производится после представления в банк финансовых и товарно-транспортных документов. При денежном аккредитиве этого не требуется: получателю денег достаточно только выполнить его условия. Наибольшее применение имеет документарный аккредитив. Условия действия аккредитива в России соответствуют условиям документарного аккредитива.

Аккредитив может быть подтвержденный и неподтвержденный. Подтвержденный другим банком аккредитив (по просьбе или поручению банка — эмитента) является твердой гарантией платежа по нему.

Аккредитив бывает переводной и непереводной. В исключительных случаях, когда покупатель получает продукцию от какого-либо субпоставщика из другой страны по отношению к основному поставщику, он может применить переводной (трансферабельный) аккредитив. Перевод аккредитива может быть сделан только один раз.

Крупные банки с устойчивой репутацией по поручению своих клиентов могут выставлять циркулярные безотзывные аккредитивы, особенность которых в том, что его исполнить может любой желающий это сделать банк.

Расчеты чеками. При безналичных расчетах используются расчетные чеки, в отличие от расчетов наличными деньгами, когда используются денежные чеки.

Расчетный чек — это составленное на специальном бланке письменное поручение банку произвести платеж со счета его владельца (чекодателя) на счет получателя (чекодержателя) определенной суммы средств.

В соответствии с Положением о безналичных расчетах применяются чеки с грифом «Россия» на лицевой стороне и имеющие общую кроссировку, т.е. две параллельные линии на лицевой стороне чека. Кроссировка чека означает, что он предназначен только для безналичных расчетов. В мировой практике применяется и специальная кроссировка, когда между указанными линиями пишется название банка-плательщика по данному чеку.

Расчетные чеки используются только юридическими лицами. В целях гарантии платежа используемые чеки должны иметь покрытие в банке чекодателя. Таким покрытием могут быть:

  • средства, депонированные чекодателем на отдельном счете;
  • средства на расчетном счете чекодателя в пределах суммы, гарантированной банком по согласованию с чекодателем при выдаче чеков.

В настоящее время в соответствии с телеграммой Центрального банка от 15 октября 1992 г. № 230-92 в РФ используется только первый способ покрытия чеков.

Для получения чеков в банке предприятие представляет заявление и платежное поручение о депонировании средств. Вместе с чеками 'банк выдает клиенту идентификационную (чековую) карточку. На лицевой стороне карточки указываются наименование банка и его местонахождение, предприятие и номер его счета, а также подпись. На оборотной стороне банк дает гарантию оплаты чека, выписанного на него, при соблюдении следующих условий:

  • чек может быть выписан на сумму не более указанной на его оборотной стороне и в чековой карточке;
  • подпись чекодателя должна соответствовать образцу подписи, проставленной на чековой карточке;
  • номер счета чекодателя, указанный в чеке, должен соответствовать номеру, указанному в чековой карточке;
  • чек должен быть оплачен в полной сумме, на которую он выписан, без какой-либо комиссии.

Предприятие-чекодержатель для получения денег по чеку сдает его в банк, как правило, при реестре чеков, но перед этим оно должно проставить свою печать на обороте чека и подписать его ответственным лицом. Чек должен быть предъявлен к оплате в течение 10 дней после выписки.

В России расчетные чеки являются Именными. Это означает, что их передача путем индоссамента запрещена. В то же время в мировой практике наибольшее распространение получили так называемые ордерные чеки, которые можно передавать третьему лицу путем индоссамента. Кроме того, применяют чеки, выписанные на предъявителя.

Расчеты чеками имеют ряд экономических преимуществ. Покупатель выдает чек поставщику при получении у него продукции, после чего поставщик предъявляет чек в свой банк для оплаты. Таким образом, в этом случае поставщик и покупатель взаимно контролируют друг друга: покупатель отбирает именно ту продукцию, которая предусмотрена договором, а поставщик отпускает продукцию лишь платежеспособным покупателям, имеющим чековые книжки. Выдавая чек, покупатель, подтверждает выполнение поставщиком обязательств по поставке продукции и одновременно гарантирует выполнение своих обязательств по оплате этой продукции. Оплата чеками, кроме того, препятствует возникновению дебиторско-кредиторской задолженности, способствует сокращению средств в расчетах, ускоряя их оборачиваемость. При расчетах чеками, в отличие от расчетов платежными поручениями, полностью исключается авансирование поставщиков.

В то же время, как показала практика последних лет, широкое использование чеков в условиях экономического кризиса и отсутствия жесткого законодательства приводит к негативным последствиям, связанным с мошенничеством. Поэтому указанной выше телеграммой Центральный банк России ограничил использование чеков только одногородним оборотом.

Расчеты платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции (работ, услуг).

Таким образом, платежное требование-поручение, выписываемое поставщиком, отправляется им непосредственно в банк плательщика. Этот банк передает плательщику требование-поручение, а отгрузочные документы оставляет у себя до тех пор, пока плательщик не произведет платеж.

Плательщик имеет право полностью или частично оплатить требование-поручение или отказаться от его оплаты. В случае согласия на оплату он оформляет его двумя подписями и оттиском печати и при наличии средств на своем расчетном счете сдает его в банк, который передает ему отгрузочные документы. Срок сдачи в банк — три рабочих дня.

При полном отказе от оплаты плательщик направляет в банк извещение об отказе, которое вместе с требованием-поручением и отгрузочными документами возвращается поставщику.

6.4. Казначейские обязательства

Казначейские обязательства — это государственные ценные бумаги, с помощью которых государство погашает свои долги предприятиям и организациям. Ранее предполагалось, что государство для этих целей будет выпускать казначейские векселя. Казначейские обязательства выпускаются в соответствии с постановлением Правительства РФ № 906 от 9 августа 1994г. и «Положением о порядке размещения, обращения и погашения Казначейских обязательств» Министерства финансов РФ № 140 от 21 октября 1994г.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах в уполномоченных депозитариях, которыми являются банки-агенты Министерства финансов, согласованные с федеральными министерствами и ведомствами и имеющие депозитарий в качестве подразделения банка.

Казначейские обязательства выпускаются со следующими параметрами:

- дата выпуска;

- номинальная стоимость КО;

- процентная ставка;

- общий объем выпуска КО;

- срок начала погашения, т.е. срок, с которого КО может быть предъявлено к погашению;

- максимальное число операций, в которых КО используются в качестве средства погашения кредиторской задолженности;

- срок обмена КО на налоговые освобождения;

- прочие параметры.

Предприятия — держатели казначейских обязательств открывают счета «Депо» в уполномоченных депозитариях на основании собственных заявлений. Предприятия получают выписки со счетов «Депо», которыми подтверждается их право владения определенным количеством обязательств. Информация о счетах «Депо» является строго конфиденциальной.

Казначейские обязательства могут обращаться в ограниченной и неограниченной форме. Ограничениями могут быть:

- обязательность расчетов казначейскими обязательствами только с целью погашения кредиторской задолженности;

- ограничения на право передачи КО только юридическим лицам;

- минимальное число операций с учетом вышеуказанных ограничений;

- ограничения по срокам учета и обмена на налоговые освобождения.

Единичные обязательства номиналом 1 млн. руб. перед тем, как они смогут свободно обращаться на рынке, должны пройти заранее оговоренное в депозитарием договоре число владельцев, имеющих в отношении друг друга кредиторскую задолженность. Только после выполнения этого условия казначейские обязательства могут свободно обращаться на вторичном рынке.

С помощью казначейских обязательств можно в безналичной форме произвести следующие операции и платежи, которые делаются путем записей на счетах «Депо» в депозитарных банках:

- погашение кредиторской задолженности путем перевода КО на счета кредиторов по номинальной цене КО;

- продажа КО юридическим или физическим лицам — резидентам;

- залог КО для получения кредита с регистрацией этого акта в уполномоченном депозитарии;

- обмен казначейских обязательств на налоговые освобождения в части платежей в Федеральный бюджет; при этом срок КО и ограничения на порядок их обращения не имеют никакого значения;

  • погашение КО с получением процентов по текущему курсу. Текущий курс КО, по которому осуществляется их погашение либо денежными средствами, либо налоговыми освобождениями, рассчитывается следующим образом:

где - текущий курс КО;

N - номинал КО;

t - срок, в течение которого КО находится в обращении, но не более установленного при выпуске срока;

р - ставка процентного дохода по КО.

Погашение КО осуществляется не ранее установленного срока на основании заявления держателя КО, подаваемого за пять рабочих дней до срока, в который он хотел бы их погасить, т.е. получить по ним деньги. Это же касается и обмена КО на налоговые освобождения. При погашении КО денежными средствами эти средства перечисляются на расчетный счет предприятия Главным управлением федерального казначейства или платежным агентом.

Министерство финансов РФ для обеспечения открытости рынка КО периодически публикует информацию об их эмиссии, о текущей цене и о погашении КО.

Регистрационный номер на казначейском обязательстве, например, Б-031002, расшифровывается так: данное КО выпущено 3 октября, и это 2-й выпуск.

31

Тема 6. Безналичные расчеты предприятий.

Безналичные расчеты предприятий