Реализация права

Тема 19. Реализация права.

1. Формы реализации права.

2. Применение как одна из форм реализации права.

3. Акты применения права.

4. Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии.

19.1. Формы реализации права.

Социальное назначение права1 состоит в том, чтобы регулировать поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнять регулирующей роли без сложного механизма их реализации.

Под реализацией права понимают претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций и граждан). Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т.е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерное - нарушает.

Реализация права, как процесс2, может быть охарактеризована с объективной и субъективной стороны. С объективной стороны она представляет собой совершение определенными средствами, в известной последовательности, в некоторые сроки и в некотором месте предусмотренных нормами права правомерных действий. Субъективная сторона в реализации права характеризует отношение субъекта к реализуемым правовым требованиям, его установки и волю в момент совершения предписываемых действий. Субъект может быть заинтересованным в реализации права, осуществлять правовые предписания из сознания общественного долга или из страха неблагоприятных последствий. Реализация не состоится, если хотя бы одно из обязательных условий будет нарушено.

Правовые нормы реализуются в различных формах. Это обусловливается рядом обстоятельств: разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом; различием средств воздействия права на поведение людей; спецификой содержания норм права; положением того или иного субъекта в общей системе правового регулирования, его отношением к юридическим предписаниям; формой внешнего проявления правомерного поведения.

В литературе классификация форм реализации права проводится по различным основаниям.

1. По уровню реализации содержащихся в нормативных актах положений можно назвать три формы:

- Реализация общих установлений, содержащихся в преамбулах законов; в статьях, фиксирующих общие задачи и принципы права и правовой деятельности;

- Реализация (вне правоотношений) общих норм, устанавливающих правовой статус и компетенцию;

- Реализация в конкретных правоотношениях конкретных правовых норм.

2. По субъекту реализации права можно выделить две формы: индивидуальную и коллективную. Некоторые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права.

3. По характеру правореализующих действий, обусловленных содержанием правовой нормы, следует выделить четыре формы:

- Соблюдение права3 - такая форма реализации права, которая заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий. Так, участники дорожного движения — пешеходы и водители автотранспортных средств обязаны прекратить движение по красному сигналу светофора; лица, заключающие договор страхования, обязаны воздерживаться от страхования противоправных интересов, страхования убытков, от участия в играх, лотереях и пари, страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 928 ГК РФ).

- Исполнение права - форма реализации, которая заключается в осуществлении субъектами права обязывающего юридического предписания. Если для соблюдения права достаточно не совершать каких-либо действий, то исполнение всегда предполагает совершение обязанной стороной правоотношения активных действий. Так, продавец товара обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже (ст. 495 ГК РФ); арендодатель обязан передать нанимателю имущество на оговоренных договором условиях (ст. 606 ГК РФ); арендатор должен своевременно вносить арендную плату (ст. 614 ГК РФ).

- Использование права - форма реализации, которая заключается в совершении субъектами дозволенных правовыми нормами действий. Эта форма реализации права обусловлена наличием прав субъекта, которые он может в собственных интересах осуществить. Использование права чаще всего выражается в активной форме. Обладатель права в этом случае совершает какие-либо действия (заключает сделки, собственник передает свое имущество в аренду, доверительное управление, может его завещать, подарить, продать и совершать иные дозволенные ему действия). Однако использование возможно и в несовершении определенных действий (отказ обвиняемого, подозреваемого давать показания, отказ свидетеля давать показания в отношении близких родственников (ст. 51 Конституции РФ), отказ обладателя активного избирательного права от участия в голосовании и др.).

- Особое место занимает применение права как комплексная властная деятельность по реализации правовых норм, сочетающая в себе одновременно разные поведенческие акты.

Классификация форм реализации права в практическом отношении тесно связана с избранием методов обеспечения нормального процесса реализации правовых норм и достижения требуемых законодателем результатов.

19.2. Применение как одна из форм реализации права.

Нередко применение права понимается как особая форма реализации права, осуществляемая государственными или общественными организациями в пределах их компетенции в форме властной организующей деятельности по конкретизации правовых норм на основе строгого соблюдения законности.

Иногда применение права трактуется как «властная деятельность» органов государства или иных органов по уполномочию государства, которые, используя свои специальные полномочия, издают акты индивидуального значения на основе норм права, решая тем самым по существу конкретные вопросы жизни общества.

Довольно часто применение права рассматривается как такая форма его реализации, которая состоит в проведении государством сложной, ответственной юридической и организационной деятельности «по обоснованному осуществлению правовых норм относительно конкретных субъектов», фактов, отношений реальной общественной жизни в рамках закона.

Таким образом, подходы к определению понятия применение права неоднозначны. Представляется необходимым определить общие черты и особенности правоприменительного процесса, которые в той или иной степени отражаются в различных его определениях и сложившихся о нем представлениях.

Правоприменение - особая форма реализации права, в которой государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования4.

Оно требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:

1) Когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим и др.);

2) Когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (например, право на пенсию);

3) когда речь идет о реализации санкции.

Правоприменение характеризуется рядом признаков:

  1. Имеет особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В соответствии с Конституцией и текущим законодательством России (и других стран) это могут быть органы законодательной власти, судебные, прокурорские органы и органы исполнительной власти, администрация предприятий и учреждений, должностные лица разных рангов, общественные органы и организации по поручению (с санкции) государства. Граждане (подданные - при монархической форме правления), не являющиеся должностными лицами, не могут заниматься правоприменительной деятельностью.

2. Носит государственно-властный характер;

3. Является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;

4. Выступает формой управленческой деятельности государства;

5. Осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;

6. Представляет собой сложный, стадийный процесс;

7. Носит творческий характер;

8. Результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом-актом применения права.

Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными, общепризнанными во всех странах принципами:

- Принципы законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это следование букве и духу закона, который применяется; действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий, строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры, принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т п.).

- Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требовании в тех или иных конкретных обстоятельствах

- Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов Данный принцип лежит в основе других принципов Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены5.

Правоприменительная деятельность как особый, сложный процесс, состоит из ряда стадий6:

1. Установление фактических обстоятельств дела. Применение юридических норм направлено на обеспечение их реализации по отношению к конкретному случаю, который складывается из определенных фактов. Эти факты и образуют фактическую основу применения норм права. Именно поэтому лица, применяющие правовые нормы, должны в первую очередь отобрать и четко выделить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела; затем провести тщательный анализ и оценку указанных фактов.

Установление фактических обстоятельств дела должно быть обоснованным и законным. От этого зависит правильность применения норм права. Обоснованность и полнота установления обстоятельств дела достигается путем глубокого и всестороннего исследования фактов, выяснения их истинности и объективной достоверности. Чтобы установить объективную истину по делу, факты анализируются в их взаимосвязи и причинно-следственной зависимости.

Важно также иметь в виду, что правоприменительными органами исследуются не абсолютно все факты, характерные для данного случая, а только те, которые имеют непосредственное отношение к решению юридического дела. Другими словами, фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая применяется к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств конкретного уголовного дела в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил преступление, когда и где оно было совершено, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются с помощью свидетельских показаний, результатов осмотра места происшествия, экспертизы, исследования документов, предметов и других данных. Эти данные устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ нормы права, подлежащей применению к исследуемым фактическим обстоятельствам. После установления юридического значения рассмотренных обстоятельств дела начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган, прежде всего, решает вопрос, на основании какой нормы должно решаться рассматриваемое дело. Выбрать норму значит дать правовую квалификацию (оценку) фактическим обстоятельствам дела.

Далее необходимо установить подлинность (достоверность) ее текста с точки зрения законности, проверить, не допущено ли в тексте ошибок, не изменена ли данная норма. При этом следует пользоваться текстом, опубликованным в официальном издании. Более того, необходимо руководствоваться последней редакцией официального издания со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы права. Здесь же правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма закону и другим нормативным актам. Норма права может быть применена лишь тогда, когда она соответствует предписаниям актов вышестоящих органов.

Анализ выбранной правовой нормы включает тщательную проверку ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. Это означает, что правоприменительный орган должен точно установить:

- действует ли норма в тот момент, когда на ее основе нужно решить конкретное дело;

- действует ли она на той территории, где это дело должно быть разрешено;

- распространяется ли действие данной нормы на лиц, в отношении которых она должна быть применена.

При выборе и анализе нормы права иногда обнаруживается, что данный случай регулируется несколькими нормами, которые не совпадают или даже противоречат друг другу по своему содержанию. В данном случае имеет место коллизия правовых норм. Каким же образом разрешаются коллизии между правовыми нормами? Какую из норм компетентный орган должен применить к обстоятельствам дела? Существуют следующие правила разрешения коллизий в правоприменительной деятельности:

1) если обнаружено противоречие между нормой федеративного закона и нормой республиканского закона, то необходимо применять норму федеративного закона;

2) если имеется коллизия между нормами, исходящими от различных органов, то применяется норма вышестоящего органа;

3) при противоречии между нормами, принятыми одним и тем же органом, но в разное время, применяется норма, которая принята позднее;

4) в случае коллизии между общей и специальной нормой применяется последняя.

В задачу компетентного органа на данной стадии входит уяснение (толкование) применяемой нормы, а также преодоление пробелов в праве путем применения права по аналогии.

3. Вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Установление фактических обстоятельств, а также выбор и анализ правовой нормы подготавливают издание компетентным органом индивидуального правового акта (например, приговора суда, приказа должностного лица). Перед вынесением конкретного решения необходимо убедиться, что обстоятельства дела исследованы правильно и с достаточной полнотой, что применяемая норма права относится именно к данному случаю. На основании такого убеждения компетентный орган выносит властное решение, после чего объявляет его заинтересованным лицам и организациям. На этом процесс применения нормы права заканчивается- начинается реализация акта применения нормы права, конкретных прав и обязанностей, определенных этим актом.

19.3. Акты применения права.

Акт применения права - это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей7:

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права.

  1. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы поименно определенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общим характером. Таким образом, акты применения права не содержат в себе правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; их назначение - не создавать, а применять нормы права;

3. Исчерпываются однократным применением и на иные ситуации и других субъектов не распространяются; после разового применения прекращают свое действие;

  1. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования.
  2. Выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют; тем самым эти акты осуществляют локальное (казуальное) правовое регулирование, конкретизируя общие предписания;

6. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Следует иметь в виду8, что далеко не все официальные документы представляют собой правоприменительные акты (например, разного рода справки, доверенности, квитанции, накладные, платежные поручения, дипломы, аттестаты, грамоты, удостоверения личности и т.д.), так как они не подходят под указанные выше признаки. Подобные «казенные бумаги» выступают технико-операционными средствами служебных взаимоотношений между гражданами и организациями, а также последних между собой.

Классический правоприменительный акт (например, приговор суда) должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами), т.е. отвечать установленным правилам и требованиям (место и время вынесения, дата, подпись, печать, ссылка на закон, кем издан и т.д.). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру: описательную часть, мотивировочную и резолютивную, в которой излагается само решение.

Акты применения норм права отличаются большим разнообразием, поэтому они классифицируются по различным основаниям9.

1. По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

2. По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств и др.

3. По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные.

4. По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие (например, приказ ректора о зачислении в вуз, об отчислении из вуза, о переводе с одной формы обучения на другую в том же вузе).

5. По форме выражения - на письменные и устные (например, штраф за неправильную парковку автомобиля, за безбилетный проезд в общественном транспорте, за переход улицы в неположенном месте); акты-документы и акты-действия. Акты-действия, в свою очередь, могут быть подразделены на словесные (распоряжение или резолюция руководителя подчиненному совершить определенное действие) и конклюдентные, или молчаливые: разного рода указатели, сигналы, жесты, команды, символы, ясно показывающие намерения применить норму права (остановить автомашину, затормозить, свернуть в сторону), если требования будут нарушены. Отказ от выполнения всех этих знаков, указателей и сигналов влечет за собой юридическую ответственность.

6. По названию акты применения права могут иметь форму указа, постановления, приказа, распоряжения, протокола, резолюции, разрешения, приговора, акта о наложении штрафа, указания и т.д. Нередко они совпадают с названиями нормативных актов. Важно, чтобы правоприменительный акт не содержал общего правила поведения.

7. По функциональному признаку – на правонаделительные, правообеспечительные и акты-регламентаторы.

19.4. Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии.

Пробел в праве - отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных правовых случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права. Пробелы в праве имеют объективную и субъективную природу10.

Виды пробелов в праве:

  1. По отраслевой принадлежности: в конституционном, международном, гражданском, трудовом, семейном и других отраслях права.
    1. По форме права: в нормативных актах, договорах нормативного содержания, в правовых обычаях, в судебных процесс.
    2. По виду нормативного акта: пробел в законе, указе Президента РФ, постановлении Правительства, инструкции министерств.
    3. По элементу нормы права: пробел в гипотезе, диспозиции, санкции.
    4. По времени появления: первичный (возникает в момент издания нормативных актов, как правило, в результате упущения правотворческих органов), последующий (появляется после издания нормативных актов, в процессе развития общественных отношений).
    5. По степени неурегулированности: полное отсутствие норм, недостающее регулирование имеющимися нормами.
    6. По причинам появления: объективные и субъективные.

Законодатель может быть не готов к применению того или иного закона. Законодательный орган раздирают политические страсти, столкновения интересов социальных групп, политических партий. Верхняя палата отклоняет закон, принятый нижней палатой, общественные отношения обладают такой новизной и степенью сложности, что непонятно как, с помощью каких правовых средств их регулировать. Это объективные факторы. Они ведут к появлению так называемых правовых вакуумов.

К субъективным факторам можно отнести: несовершенство законодательства, отсутствие надлежащей законодательной техники и т.д. Например, при подготовке Закона Российской Федерации о демонстрациях, шествиях, собраниях, законодатели забыли о форме протеста - пикетировании. Вместе с тем недопустимым является отказ субъекту права в правосудии под предлогом несовершенства законодательства. Правоприменитель должен оценить, что перед ним - пробел в праве или нежелание законодателя регулировать соответствующие общественные отношения.

Основным способом восполнения пробела в праве является издание недостающей правовой нормы, необходимость которой обусловлена жизнью.

В тех случаях, когда правотворческий орган не сумел устранить пробел, используется правило применения права по аналогии. Под аналогией понимается определенное сходство между различными явлениями или предметами. Применение права по аналогии не означает произвольного решения конкретных дел. Решение здесь принимается в соответствии с принципами законности и справедливости.

Требования к использованию аналогии в праве:

1. Решение дела по аналогии допустимо только в случае полного отсутствия или неполноты правовых норм.

2. Сходство анализируемых обстоятельств и обстоятельств, предусмотренных имеющейся нормой, должно быть в существенных, равнозначных в правовом отношении признаках.

3. Выводы по аналогии недопустимы, если она прямо запрещена законом или если закон связывает наступление юридических последствий с наличием конкретных норм.

4. Выработанное в ходе использования аналогии правоположение не должно противоречить ни одному из действующих предписаний закона.

5. Исключительные нормы и изъятия из общих законодательных правил могут приниматься в внимание только тогда, когда рассматриваемые обстоятельства также являются исключительными.

6. Решение по аналогии предполагает поиск нормы вначале в актах той же отрасли права и только за неимением таковой возможно обращение к другой отрасли или законодательству в целом.

В юриспруденции различаются два основных вида аналогии: аналогия закона и аналогия права. Аналогия закона - решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной на сходные случаи. Если компетентные органы решают дело в соответствии с предписаниями нормы, регулирующей наиболее сходные общественные отношения, то имеет место аналогия закона. При этом применяемая норма права данное отношение не регулирует.

Аналогия права - принятие решения по конкретному делу на основе общих принципов и смысла права. Она применяется, когда при наличии пробела невозможно подобрать сходную норму права. Применение права по аналогии в современном государстве ограничено, оно исключается при решении уголовных дел.

1 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. - М., 2001. - С.453-454.

2 Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 1999. - С. 448.

3 Червонюк В.И. Теория государства и права. - М., 2003. - С.206-207.

4 Протасов В.Н. Теория права и государства. - М., 2004. - С.138-139.

5 Марченко М.Н. Указ. соч. - С.157-158.

6 Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1996. - С. 261-263.

7 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 402-403.

8 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М., 2001. - С. 338.

9 Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 339.

10 Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права: вопросы и ответы. - М., 2003. - С. 126-127.

Реализация права