Законность и правопорядок

PAGE 1

Тема 23. Законность и правопорядок.

1. Законность: понятие, принципы (требования), гарантии.

2. Понятие правопорядка, соотношение с законностью. Роль законности и правопорядка в жизни общества.

23.1. Законность: понятие, принципы (требования), гарантии.

Особую актуальность и практическую значимость проблемы законности и правопорядка приобретает в связи с выдвинутой концепцией формирования правового государства.

Понятие «законность» характеризует правовую действительность, взятую под углом зрения практического осуществления права, идейно-политических основ правовой системы, ее связи с важнейшими общественно-политическими институтами, с политическим режимом данного общества1. В юридической литературе законность рассматривается по-разному. Часто ее определяют как режим, принцип, метод государственного руководства обществом, состоящий в издании и проведении в жизнь законов и иных нормативно-правовых актов в интересах определенных политических сил, стоящих у власти, социальных групп или народа в целом. В соответствии с этой дефиницией законность состоит из двух элементов - законотворчества (издание законов и основанных на них правовых актов) и реализации нормативно-правовых актов.

Законность - это основанное на законодательстве требование общества и государства, заключающееся в точной и неуклонной реализации правовых норм всеми и повсеместно. Суть этого требования заключается в добросовестном, ответственном соблюдении, исполнении, использовании и применении правовых норм, оно предусматривает, прежде всего, активное участие в управлении государственными и общественными делами на основе и в рамках закона.

Наиболее существенные признаки законности2:

1. Всеобщность требования соблюдать и исполнять законы государства;

2. Осуществление всех государственных властных функций исключительно на основе законов при строгом соблюдении должностными лицами предусмотренных законодательством прав и свобод личности, гарантии от необоснованного привлечения граждан к ответственности или незаконного лишения благосостояния;

3. Решительное пресечение и предупреждение любых правонарушений, от кого бы они не исходили, обеспечение неотвратимости наказания за нарушение законов.

Законность должна обеспечивать одинаковые условия при решении юридических ситуаций. Речь идет не о фактическом равноправии, а юридически равном решении вопроса. Неравенство заключается в том, что:

а) отдельные законы принимаются в противоречии с Конституцией РФ, конституционными федеральными законами;

б) правоохранительные органы, применяющие закон, нарушают правоприменительные акты;

в) чиновничий аппарат нарушает законодательство, а реальной борьбы с этим в стране нет и не ведется.

Исторический опыт показывает, что строго соблюдать законы становится обязанностью всех представителей порабощенных, эксплуатирующих классов, причем такое требование неукоснительно поддерживается принудительной силой господства. Таким образом, все же подавляющее большинство населения в условиях всех общественно-экономических формаций и всех политических режимов вынуждено действовать в соответствии с действующим законодательством.

Под принципами (требованиями) законности следует понимать основные, исходные положения правовой жизни и деятельности общества и государства. Теперь рассмотрим основными принципами (требованиями) законности являются:

1. Всеобщность законности означает, что в государстве все равны перед законом. Равенство распространяется на всех должностных лиц, какое бы служебное положение они не занимали, на всех граждан, независимо от их социального положения, благосостояния, национальных, религиозных, расовых и других признаков. Обеспечить равенство в сфере производства материальных благ, поставить товаропроизводителей в одинаковые условия - главная задача закона правового государства. Реализация принципа всеобщности законности обеспечивает развитие демократии, прав и свобод личности, а также одинаковую ответственность всех субъектов общественных отношений перед законом.

2. Верховенство закона проявляется в том, что законы в государстве имеют высшую юридическую силу по отношению к другим нормативно-правовым актам. Все остальные нормативно-правовые акты являются подзаконными, они должны соответствовать конституции и принимаются на основе и во исполнение законов. Важное значение имеет установление законом иерархии правовых актов. Четкое разделение властей представительной (законодательной), исполнительной и судебной обеспечивает развитие и утверждение в стране демократии. Акты органов исполнительной власти тоже должны быть подзаконными актами, т.е. соответствовать требованиям закона и издаваться на основании и во исполнение актов соответствующего законодательного органа - федерального, субъекта федерации, либо местного органа.

Вместе с тем законность требует от подчиненных отраслевых и местных органов, чтобы их акты не расходились с актами федеральных органов.

3. Единство (единообразие) законности состоит в установлении единообразного понимания законов и подзаконных актов, их толкования и применения; в соблюдении единых, установленных для всех граждан, органов и организаций государства нормативно-правовых актов; единстве юридической (нормативной) основы законности. Единство нужно понимать так, что все законы государства имеют одинаковую силу на территории всей Российской Федерации.

Однако не учитывать местных условий нельзя. Законность должна гарантировать определенную свободу действий субъектов федерации, местных органов, способствовать развертыванию творческой инициативы. Единообразное понимание законности - свидетельство высокой правовой культуры. Указанный принцип не должен сковывать инициативы субъектов Федерации, местных органов самоуправления, учитывающих свои специфические особенности. Особенно важно поддерживать правовую культуру управленцев, от деятельности которых во многом зависит состояние правопорядка.

4. Гарантированность основных прав и свобод граждан предполагает, что государство обеспечивает своим гражданам такие права и свободы, которые зафиксированы в международных правовых документах. В международных актах закреплены общепризнанные стандарты прав и свобод человека и гражданина и тем самым установлен уровень, который не может быть занижен государством. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.) и Международные пакты о гражданских и политических правах (1966 г.) суммировали универсальный характер прав и свобод, необходимых для цивилизованной жизнедеятельности человека: они не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других.

Гарантированность прав и свобод человека и гражданина выражается в конституционной обязанности государства защитить права и свободы человека и гражданина.

5. Неотвратимость наказания за совершение правонарушения состоит в том, что каждое совершенное правонарушение должно быть раскрыто, а виновные в его совершении подвергнуты соответствующему наказанию за содеянное. Наказание должно быть справедливым. Суд обязан при назначении наказания учитывать все обстоятельства дела, в том числе смягчающие и отягчающие обстоятельства. Наказание - не просто мера предупреждения, сочетающая в себе кару и воспитание. Наказание - это юридический институт и одновременно социальный институт в руках государства, средство обеспечения законности и правопорядка.

6. Недопустимость подмены законности целесообразностью, их противопоставления означает, что субъектам правовых отношений предоставляется возможность принимать наиболее эффективные, целесообразные решения в границах правового поля, определенного нормой права. Субъектам права запрещается выходить за правовое поле, нарушать нормативно-правовые акты, они обязаны руководствоваться исключительно требованиями законности. Любые попытки объяснить отступление от действующего законодательства целесообразностью недопустимы. Безусловно, из всех важных принципов права, как в сфере правотворчества, так и при реализации норм права основным является его целесообразность. Но целесообразность права не может и не должна быть отчуждена или противопоставлена другим принципам права и в первую очередь - законности.

Осуществление законности предполагает применение правовой нормы в соответствии с ее смыслом и буквой. Нельзя оправдывать отступление от точного применения норм права ссылкой на быстро изменяющуюся обстановку, неспособностью закона поспевать за бурно развивающейся жизнью. Этого нельзя допускать потому, что сам законодатель при издании закона (нормы права) максимально учитывает возможные в будущем изменения в социальной жизни, ее разнообразие и динамизм. Если в реальной действительности произошли изменения, вызывающие необходимость установления новой нормы либо изменение или отмену действующей правовой нормы, то это- концепция законодателя, а не органа, применяющего нормы права. Пока закон не отменен или не изменен в установленном порядке, он должен строго и неуклонно соблюдаться и исполняться всеми.

7. Связь законности и культуры состоит в том, что уровень законности напрямую зависит от уровня общей и правовой культуры граждан и должностных лиц. Связь законности и культуры приобретает особую актуальность в период строительства демократичного, правового государства. Связь законности с культурным строительством проявляется в различных формах и направлениях, начиная с подготовки законопроектов, применения на практике принятых норм права и кончая правовым воспитанием и повышением правосознания населения. Законность служит важным средством развития, укрепления и охраны завоеваний культуры. По мере повышения культурного уровня населения законность становится все более существенным фактором культурного строительства. Высокая культура, образованность и организованность людей образуют в свою очередь главную предпосылку строгого проведения в жизнь требований законов. Высокая правовая культура означает не только формально хорошее знание законов (норм права), но и глубокое уважение законов, умение применять их.

Следует также отметить, что, несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т. е. гарантии законности.

Гарантии законности3 - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности. Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия (объективные (экономические, политические и т.д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности) и специальные средства.

Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности.

1. Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.д. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т.д. Подобные факторы самым непосредственным образом влияют на состояние законности.

2. Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть.

3. Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.

4. Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере.

5. Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспечиваться высоким уровнем юридической техники, необходимыми механизмами реализации и охраны. Важное значение для реализации права и уровня законности имеют используемые законодателем правовые средства, методы, способы и типы правового регулирования, принципы, на которых строится законодательство.

Гарантиями законности являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции.

А) Специальные средства законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).

Б) Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Юридические гарантии сопряжены с общими условиями и определяются ими. Они юридически опосредуют их, выступая в качестве их юридической формы, не сливаясь, однако, с ними и не утрачивая своего юридического качества (формально-нормативное закрепление, процессуальный порядок реализации, государственное обеспечение). При этом юридические гарантии немыслимы вне своего социального содержания.

Среди юридических гарантий различают следующие:

1) Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных государственных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий должностных лиц в суд.

2) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Предупредительную роль играют, например, такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т.д.

3) Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций. Это задержание, арест, обыск, подписка о невыезде, другие меры пресечения, отмена незаконных актов.

4) Мерами защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.

5) Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.

6) Процессуальные гарантии.

7) Правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.

В) Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия организационного характера, обеспечивающие укрепление законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных и правоохранительных органов, образование в структуре последних специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, с коррупцией и т.д.).

23.2. Понятие правопорядка, соотношение с законностью. Роль законности и правопорядка в жизни общества.

Правовой порядок характеризует собой состояние урегулированности (упорядоченности) общественных отношений или, другими словами, то состояние общественных отношений, к которому стремится общество, создавая в социальной жизни режим реального господства права.. Правопорядок - это основанное на праве реальное состояние общественных отношении, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью средств права, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или в нем заключенных. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого приняли правовой характер4.

Правопорядок - это общественный порядок, закрепленный юридическими нормами. Однако последние не создают ни правового, ни тем более общественного порядка. Наделяя участников общественной жизни субъективными правами и обязанностями, они придают объективно сложившемуся общественному порядку юридические свойства и тем самым трансформируют его в правопорядок. Понятие правопорядка уже понятия общественного порядка, ибо право закрепляет лишь общественные отношения, которые способствуют функционированию общества как целого. Все иные социальные связи остаются вне юридического воздействия и правопорядком не охватываются. Правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, следовательно, является правовой основой и всей государственной деятельности5.

Основная черта правопорядка состоит в том, что здесь воплощаются свойства права, правовые принципы, требования законности6.

Правопорядок и законность - явления взаимосвязанные. Правопорядок - это режим законности в действии. Законность есть требование строгого и неуклонного соблюдения велений правовых норм в поведении и деятельности их адресатов (прежде всего в деятельности должностных лиц государства и его органов). Когда же это требование реализуется, то в обществе складывается правопорядок. Правопорядок с этой точки зрения есть, образно говоря, «реализованная законность». Порядок в обществе в той или иной сфере общественных отношений может быть достигнут и помимо законности.

Складываясь под непосредственным воздействием законности, право тем самым оказывает непосредственное влияние на демократический характер государственного строя, уровень демократии в стране в целом. Правопорядок в этом смысле есть право, рассматриваемое под углом зрения его фактического действия, практического осуществления всех его требований.

Говоря о роли законности и правопорядка в жизни общества7 следует сказать, что роль законности и правопорядка может быть рассмотрена с различных позиций, и, прежде всего, с точки зрения интересов государства и личности. Для государства эта роль в первую очередь определяется в зависимости от того места, которое занимают законность и правопорядок в правовом регулировании общественных отношений. Руководя обществом, государство использует различные методы и средства: экономические, политические, идеологические, организационные и др. Среди них особое место занимает правовое регулирование общественных отношений. Этот метод заключается в том, что государство издает (или санкционирует) правовые нормы и обеспечивает их всеобщее соблюдение и исполнение, т.е. законность, и тем самым добивается правопорядка.

От состояния законности и правопорядка зависят степень свободы личности, реальность ее прав и свобод, уровень и реальность демократии. Все это определяет особую роль законности и правопорядка для общества в целом: они выступают как основа, ядро порядка в обществе, как условия и необходимые элементы демократии, как основные общечеловеческие ценности и, следовательно, существенные части правовой и общей культуры.

Укрепление законности и правопорядка является непременным условием и средством формирования правового государства, а сами они - его необходимыми элементами. Государство станет правовым только при наличии прочной законности и стабильного, основанного на праве и законности порядка.

1 Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. - Саранск, 1995. - С. 168.

2 Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. М., 2000. С. 350.

3 Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М., 2000. - С. 468-475.

4 Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2003. - С.231.

5 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 1996. - С. 253.

6 Червонюк В.И. Указ. соч. С. 232-233.

7 Общая теория государства и права / По ред. В.В. Лазарева. - М., 1996. - С. 224-225.

Законность и правопорядок