Формы государства

PAGE 1

Тема 7. Формы государства.

1. Понятие и элементы формы государства.

2. Форма государственного правления.

3. Формы государственного устройства.

4. Формы политического режима.

7.1. Понятие и элементы формы государства.

Территория, население, власть представляют собой содержательные характеристики любого государства. Однако они весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».

Форма государства — это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Если категория «сущность государства» определяет, в чем заключается главное, закономерное в государстве, то категория «форма государства» — кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов, приемов.

Форма государства — это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т. п.

Элементы формы государства:

форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на
монархические и республиканские);

форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства различают унитарные, федеративные и конфедеративные государства);

политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).

  1. Форма государственного правления

Форма государственного правления — это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По форме правления государства разделяются на монархии, республики и смешанные формы.

Монархии.

Монархия (от греческого - единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы — монарха (короля, царя, шаха, императора и т. д.).

Признаки характерные абсолютно для всех монархий:

Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.

Власть монарха не ограничена сроками полномочий.

Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной. Титул, в Свазиленде, напр., монарх именуется «Король – Лев».

Монарх не несет ответственности перед народом.

Виды монархий

Исторические виды монархий1:

1. Древневосточная монархия – первая в истории человечества форма государственного правления (Египет, Вавилон, Ассирия, Китай, Индия) иначе – восточная деспотия (от греч. Despoteia – неограниченная власть). Под деспотией понимают такую форму правления, при которой деспот пользуется неограниченной наследственной властью по отношению к своим поданным, опираясь на силу военно-бюрократического аппарата.

2. Древнеримская монархия Эпоха римской империи подразделяется на два периода – принципата (лат. Principatus – власть цезарей, императорская власть) и период домината (от лат. Dominatio – единовластие, верховная власть). При принципате формально сохраняются элементы республиканской формы правления, действуют народные собрания и сенат. Избираются консулы, преторы и народные трибуны, однако существенной роли они не играют. Все основные функции сосредотачиваются в руках императора. В III веке в Риме устанавливается неограниченная монархия (доминат). Император открыто провозглашал свое божественное происхождение, порядок в Римской империи поддерживался административно-судебным и военным аппаратом.

Государственные формы, присущие Римской империи, стали образцом для подражания в средние века. Они нашли отражение в государственности Франции, Германии, Испании, самой Италии.

3. Феодальная (средневековая) монархия – последовательно проходит три периода своего развития: раннефеодальный, сословно-представительной и абсолютной монархии.

А) Раннефеодальная монархия появляется у части народов Европы, не знавших рабства (Франкское, Германское, Англо-саксонское государства, Киевская Русь). Раннефеодальная монархия носила децентрализованный характер. Своим хозяйством феодал управлял и как землевладелец, и как носитель верховной власти на своей территории.

Б) Разновидностью раннефеодального государства является раннефеодальная империя, которая возникла как результат завоеваний воинственными феодальными образованьями многочисленных, слабо организованных народов, между которыми не было прочных экономических, военных и культурных связей (так, например, образовались империи Карла Великого, Чингисхана). Империи возглавлялись единым владыкою – королем, великим князем, халифом или ханом.

Раннефеодальные монархии были непрочными государственными образованьями с развитием крупного землевладения постепенно подрываются корни раннефеодальной империи – она распадается на отдельные изолированные государства.

В) Сословно-представительная монархия это такая централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом (собранием). Сословно-представительные собрания возникают вследствие преодоления феодальной раздробленности в результате развития товарно-денежных отношений и создания централизованной монархии. Во Франции это Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы, в России – Земский собор. Сословно-представительное собрание состояло из духовенства, дворянства и представителей третьего сословия (купцов, ремесленников, средних землевладельцев). Это были, как правило, совещательные органы при монархе, занимающиеся законодательной деятельностью и контролем за финансами.

Г) Абсолютная монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу - царю, королю, императору. Основным признаком абсолютной монархической формы правления является отсутствие каких-либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

Возникновение абсолютизма связано с процессом зарождения буржуазных отношений и начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий.

Современные формы монархий

1. Абсолютная монархия – вся полнота исполнительной, законодательной, судебной власти принадлежит монарху, если в стране есть парламент, то парламентариев назначает монарх, если есть правительство, зачастую членами правительства являются родственники. Страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Оман, Бруней. Монарху принадлежит все национальное богатство, напр., по законодательству Брунея.

2. Дуалистическая монархия – два органа государственной власти противостоят друг другу: монарх и парламент. Монарху принадлежит вся исполнительная и судебная власть, он же имеет право абсолютного вето на все законопроекты парламента. По конституции парламенту принадлежит только законодательная власть, контрольных полномочий парламент не осуществляет. Причины дуалистической монархии: в этих странах очень сильны позиции феодалов, в тоже время появилась слабая буржуазия, которая сформировала свой парламент, но она чувствует себя недостаточно сильной для упразднения монарха, а феодалы боятся идти против буржуазии, т.к. боятся буржуазной революции. Эту позицию называют неустойчивой. Страны: Иордания, Свазиленд, Тонга.

3. Конституционная, ограниченная, парламентская монархия – под многочисленными понятиями понимается одно и тоже явление. Характерные признаки развитых монархий:

Парламенту принадлежит законодательная власть, правительству – исполнительная власть, верховному суду и всем нижестоящим судам – судебная власть, монарх выступает в этих странах только главой государства.

Правительство в этих странах формируется на базе парламентского большинства. Лидеру победившей партии поручается право сформировать правительство.

Монарх обладает чисто формальными, номинальными полномочиями.

Таких монархий очень много, на Земле их 1/3 от всех монархий. Страны: Япония, Кампучия, Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Люксембург, Монако, Великобритания.

Республики.

Республика (от лат. Res publica — общественик дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки всех республик:

Выборность главы государства – президента.

Срок полномочий президента ограничен конституцией.

Президент является обычным государственным служащим, за свою деятельность он получает зарплату. Так, например, президент США получает $200000 в год.

Президент несет за свою деятельность уголовную или политическую ответственность.

Виды республик

Исторические2:

1. Афинская демократическая республика (V—IV вв. до н. э.). Республиканское правление в Афинах строилось на основе ряда демократических принципов, которые во многом определяют и признаки современной государственности: выборность; срочность полномочий; коллегиальность; отсутствие иерархической подчиненности; возмездность за выполнение государственных функций; подотчетность.

2. Спартанская аристократическая республика (V—IV вв. до н. э.). Спарта располагала сильным войском, удерживающим в повиновении многочисленных рабов – илотов. Формально верховная власть в государстве принадлежала двум царям, фактически же она была ограничена в пользу аристократии. Законодательную власть осуществлял совет старейшин (герусия). Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров, ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц, в том числе и царей. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела, решали вопросы внешней политики, осуществляли набор войск.

3. Римская аристократическая республика (V—II вв. до н. э.) Верховной государственной властью был сенат. Члены сената назначались цензорами, которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Формально сенат подчинялся решениям народного собрания, однако, если решения последнего не соответствовали «интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Прерогативой сената являлось установление диктатуры, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора, срок полномочий которого, однако, был ограничен шестью месяцами.

4. Города-республики (феодальные республики). Такая форма государственного правления возникает в средние века наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы. Управление городом осуществлялось городским советом, состоящим из представителей аристократии и избиравшегося советом городского головы (мэра). Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя в Италии; Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции, Англии. Наиболее существенной чертой многих городов-республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений. Если крепостной, отмечалось в грамотах, проживает год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он навсегда получает свободу.

Современные формы республик

Президентская республика – зародилась в США, установилась практически во всех странах Африки. (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) Признаки:

Президент избирается всем народом, или особой коллегией выборщиков, но обязательно независимо от парламента.

Президенты в республиках являются и главой государства, и главой исполнительной власти.

Президент обладает исключительно широкими полномочиями.

В этих республиках весь государственный механизм строится на принципе жесткого разделения властей, и президенты не имеют никаких полномочий над парламентом, не имеют права вмешиваться в их деятельность. Действует только система сдержек и противовесов. Президент несет только уголовную ответственность, и несет её в порядке импичмента3.

Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент — распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского — «запрет») на решения законодательного органа.

  1. Парламентская республика (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль, Венгрия, Индия, Чехия, Словакия, Эстония др.)

Признаки:

Глава государства избирается парламентом или при решающем участии парламента. (Парламентом глава государства избирается в Турции, Израиле, Ливонии, при решающем участии – в Италии, Сингапуре и т.д.).

Президент является только главой государства, к правительству он никакого отношения не имеет.

Президент обладает только номинальными полномочиями. Фактически его полномочия исполняет глава правительства.

Как правило, президент несет ответственность только политическую, т.е. парламент может выразить только вотум недоверия. Судить президента не за что, т.к. у него немного государственных полномочий, а если он кого-то ограбит, его осудят как обычного гражданина.

  1. Смешанная форма правления (Франция). Присутствуют признаки как президентской, так и парламентской республики. Парламент и президент в той или иной пропорции делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству.
  2. Суперпрезидентская республика. Основной чертой является гипертрофированная и по существу неконтролируемая президентская власть.
  3. Республика Советов – разновидность социалистической формы государственного правления. Различают три разновидности этой формы: Парижскую коммуну, Советскую республику и народно-демократическую (народную) республику, которые идеально выступают как государственная форма диктатуры пролетариата. На современном этапе сохранилась в КНР, Кубе, Северная Корея.

Признаки республики Советов:

Ведущая роль принадлежит представительным органам.

Сочетание политического, хозяйственного и культурного руководства общественной жизнью в едином государственном механизме, что позволяет власти распоряжаться обобществленными средствами производства, регулировать и контролировать распределение материальных и духовных благ.

Высшие и местные органы власти основаны на принципе демократического централизма.

Законодательная и исполнительная власти объединены в лице представительных учреждений.

Руководящая роль в организации государственной и общественной жизни страны принадлежит партии рабочего класса, которая определяет и направляет внутреннюю и внешнюю политику государства

Теократическая республика (Иран). Светская власть подчинена духовной власти. Правотворчество определяется соответствием правовых норм религиозным нормам источникам права, признанным в данной стране, и, прежде всего, Кораном.

Виды смешанных форм правления.

Объединенные Арабские Эмираты – это федерация, со своими субъектами – эмиратами, во главе каждого эмирата стоит абсолютный монарх – эмир, но эмиры каждые 5-ть лет собираются на съезд и избирают верховного эмира. Таким образом, в этой форме правления сочетаются признаки абсолютной монархии, и принципы выборности и ограничения правления сроком в пять лет, можно выразить вотум недоверия.

Малайзия – состоит из 9-ти султанатов, во главе которых стоят абсолютные монархи, но они раз в пять лет собираются на съезд и избирают верховного султана (Янг ди-Пертуан Агонг), т.е. конституционного монарха, который приносит присягу.

Королевство Свазиленд находится в сердце ЮАР, во главе королевства стоит абсолютный монарх, но всем народом избирается королева-мать, она ему не жена и тем более не родная мама, это совершенно посторонняя женщина, из другого племени, ей принадлежит судебная власть, она обладает правом помилования на всех стадиях разбирательства дела. Эта страна называется двурогой монархией.

Королевство Лесото – законодательная власть принадлежит двухпалатному Парламенту, состоящему из Национальной ассамблеи и Сената. Сенат не избирается, он состоит из 22 традиционных вождей и 11 членов, назначенных Королем. Глава государства – Король. Он является наследным, но коллегия традиционных вождей имеет право определять, кто будет следующим в линии наследования.

Королевство Бутан – во главе его стоит абсолютный монарх, но он обязан каждый год отчитываться перед парламентом, который может выразить ему вотум недоверия, к тому же парламент может менять правящие династии.

Объединенная республика Танзания – президент избирается всем народом, он самостоятельно возглавляет правительство (премьер-министра нет), но формирует правительство на базе парламентского большинства, имеет право принимать декреты, имеющие силу закона, но они вносятся на утверждение парламенту, а этого в президентской республике быть не может. Такая же страна Швейцария.

Государства, которые обладают признаками республики, но президент провозглашен пожизненным президентом. Напр., Тунис, Конго, Корея, Туркмения. Если президенты пожизненные, значит срок полномочий неограничен конституцией, это типичный признак монархии. Все без исключения пожизненные президенты обладают официальным титулом, который устанавливает парламент.

7.3. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей. Форма государственного устройства обуславливает: внутреннюю структуру государства; правовое положение частей государства; интересы каждой нации, проживающей на территории государств; объем и качество прав и свобод граждан (подданных); стабильность государства, его правильное функционирование. С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные.

Унитарное государство – это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства4:

Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

Административно–территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным. Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия – местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

Единое гражданство

Складывается единая система права, основа которой – единственная Конституция.

Единая судебная система.

Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).

В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства – региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство – это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные, территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования5.

Национально-территориальная федерация – часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти6. 2. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

Двуканальная система налогов.

Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность – американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения7.

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации – полностью суверенные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815—1848) трансформировалась в федерацию.

Содружество – объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:

Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

Языковым единством (Британское Содружество Наций).

Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта – евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация – объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН: Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы – объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

7.4. Политический режим.

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима8:

степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

гарантированность прав и свобод личности;

характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

степень реализации политической власти непосредственно народом;

положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

характер политического лидерства;

учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Подавляющее число государствоведов не относят политический режим к форме государства, а считают его отдельным институтом. Политический режим может полностью, принципиально извратить форму правления, поэтому это самое важное проявление сущности государства. Все режимы подразделяются на: демократические и недемократические.

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

Признаки демократического режима:

1. Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

4. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

5. Во всех сферах общественной жизни господствует закон;

6. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданин;

7. Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

8. Разделение властей.

9. Развитый культурный уровень людей, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Демократические режимы подразделяются на: буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический, либерально-демократический режим.

Признаки буржуазно-демократических режимов:

Верховенство конституции и парламента.

Многопартийная система (партии должны быть развитые).

Многообразие форм собственности (ведущая – частная).

Внедрение системы разделения властей во весь государственный механизм.

Наличие в конституции разветвлённой системы демократических прав и свобод.

Плюрализм идеологии и плюрализм выражения мнений.

Признаки социально-демократического режима такие же, как у буржуазно-демократического, отличие одно, но существенное: в таких странах основной упор делается на социальную защиту личности, на реализацию огромнейших социальных программ, в чистом виде этот режим существует только в Швеции9.

Патриархально-демократический режим (Кувейт, Бруней, Свазиленд, Бутан) – в качестве источников права преобладают обычаи и традиции10.

Либерально-демократический режим – слабо прогрессивный. Либеральные ценности, это защита прав человека, приоритет общечеловеческих ценностей, интеграция с миром. Во главе государства с таких политическим режимом стоит интеллигенция и проводит прогрессивные преобразования, но нет материальных и финансовых средств для реализации национальных интересов. Такой политический режим существует в Намибии, Индии.

Недемократические политические режимы: тоталитарный, авторитарный, фашизм. Главное отличие недемократических режимов от демократических заключается в том, что происходит абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной.

Понятие «тоталитаризм» в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки:

  1. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо небольшой группой лиц.
    1. Унификация и идеологизация общественной жизни. Отсутствуют независимые общественные организации- детские, юношеские, взрослые.
      1. Государственно-бюрократическая монополия в экономике: отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем.
      2. Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.
      3. Насилие и террор как средство контроля.
      4. Изоляция от внешнего мира.

В свою очередь тоталитарный режим подразделяется на:

Тирания – власть принадлежит одному, который сам создает законы, но им не подчиняется. Большую роль играет армия и карательный аппарат.

Диктатура – власть в государстве принадлежит определенному сословию или классу все остальные слои общества объявляются враждебными, законность подменяется целесообразностью. Примерами являются Диктатура пролетариата, Якобинская диктатура, Парижская коммуна.

Военная диктатура – во главе государства стоят высшие командные чины и вся экономика подчинена развитию военного комплекса. Такие режимы существовали в Японии, Греции.

Хунта (Чили) – во главе государства стоят военные, но правительство создается из остальных слоев общества (либеральное правительство).

Культ личности – крайняя степень тоталитаризма, проводится геноцид собственного народа, сочетание репрессивных методов, гонение инакомыслящих. Такие режимы существовали в СССР (Сталин), Китай (Мао Дзе Дун), Югославия (Брос Тито), Туркмения (Сапармурат Атаевич Ниязов) и др.

Расистский политический режим – во главе государства представители одной расы или нации. Согласно идеологии расизма, ведётся борьба рас, пока высшая раса не победит низшую. Общество поделено на определённые расовые группы.

Теократический (религиозный режим) – такой режим представляет огромную угрозу для собственного народа и других народов и стран. Глава государства одновременно является главой церкви (король в Саудовской Аравии). В стране государственная религия только одна, остальные запрещены под угрозой смертной казни (Афганистан, Иран). Источниками конституционного права выступают священные писания и предания (Коран, Сунна, Веды, Библия, Тора). Роль судебного права (в широком смысле) выполняет каноническое право. Создаются специальные религиозные суды. Создаются специальные религиозные духовные карательные органы.

Режим номенклатурной демократии11 - этот режим утвердился на всем постсоветском пространстве, за исключением стран Прибалтики и Туркмении.

Фашизм – режим, при котором государственной идеологией является крайний национализм, проявляющийся в том, что государство решило заботиться о процветании своей нации за счёт уничтожения и порабощения других государств. Следствием является геноцид против цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению. Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов.

Во главе государства – вождь (фюрер, дуче ит.д.), имеется партийная система (исключение Япония во время второй мировой войны). В фашистских государствах полностью сливается партийный и государственный аппарат. Роль представительных органов власти сводится на нет. Всю власть осуществляет вождь и его аппарат. Вводится упрощённая процедура судопроизводства, т.е. принуждение осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета), Азербайджан, Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и др. – сегодня. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами

Признаки:

В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

Игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

Суд выступает вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;

Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц;

В качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

Сохраняется частичная цензура, нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме;

Отсутствует единая идеология.

Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности;

Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;

Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

1 Ильин А.В. Кобзева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Изд-во Институт бизнеса и права. – 2006. – С. 20-21.

2 Ильин А.В. Кобзева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Изд-во Институт бизнеса и права. – 2006. – С. 23-24.

3 Президенты в США никогда не занимались грабежом, но были нарушения конституции (напр., во время выборов Р. Никсон поручил установить подслушивающие устройства в избирательный штаб демократов, и тем самым нарушил первую поправку конституции. Дело передали в Сенат, и когда до разбирательства дела в Сенате осталось 3-и дня, он подал в отставку. Вице-президент Форд, который стал президентом после отставки Никсона, подписал декрет от помиловании Никсона (ему грозило 99-ть лет заключения или смертная казнь).

4 Обухов В.Е. Теория государства и права. Курс лекций. – М.: Изд-во МИЭП. – 1998. – с. 26.

5 Обухов В.Е. Теория государства и права. Курс лекций. – М.: Изд-во МИЭП. – 1998. – с. 27-28.

6 Принцип наций на самоопределение сформулировал Вудро Вильсон (американский президент) для развала федераций (Османской империи и Венгерского государства). События в Югославии - последствия этого определения, а также политики США и особенно Германии, когда страны подталкивали к тому, чтобы каждая нация воспользовалась правом на самоопределение, вплоть до отделения. Распад СССР начался с Прибалтики, затем отделились Молдавская республика, Грузия. Сейчас на этот принцип ссылается Башкортостан, Татарстан, поэтому в некоторые политики настаивают на том, чтобы Генеральная ассамблея ООН закрепила принцип единства и территориальной целостности, и в качестве дополнительного, принцип государственного суверенитета.

7 Обухов В.Е. Теория государства и права. Курс лекций. – М.: Изд-во МИЭП. – 1998. – с. 29-30.

8 Ильин А.В. Кобзева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института бизнеса и права. – 2006. – С. 25.

9 Безработным признается гражданин Швеции, который временно или постоянно не имеет работы по специальности. Первый год безработный получает 100% зарплаты, все последующие годы он будет получать 75% от зарплаты. В этой стране есть пенсии государственные (100% от зарплаты за 5-ть любых лет, которые пожелаешь избрать) и социальные (для тех, кто не имеет трудового стажа, 75% от средней зарплаты по стране). Пособия на детей: если родился первенец, то до достижения им 16-ти лет, выплачивается 800 крон в месяц (примерно $100), независимо от дохода родителей, если второй то 800+1600, если третий, то 800+1600+3200 и т.д., но не более 20000 крон в месяц. Если доходы меньше прожиточного минимума, то никто не имеет права давать зарплату ниже прожиточного минимума. Такой режим в Швеции обеспечил поочередный приход к власти социал-демократов и консерваторов обеспечивает стабильность. Социал-демократы зажимают экономику, тратя все средства на социальное обеспечение, затем приходят консерваторы, "режут" все глобальные социальные программы и наступает расцвет экономики, их сменяют после этого социал-демократы и т.д.

10 Все подданные Кувейта являются совладельцами природных богатств (своеобразная долевая собственность), каждый гражданин по любому вопросу может прийти к эмиру. Полностью решена проблема с жильем. Связь, здравоохранение только за счет государства, клиники оборудованы по последнему слову науки и техники. Подданные в Кувейте, включая грудного младенца, получают $800 от использования нефтяных ресурсов, а если работают, то получают еще и зарплату, и каждый 11-ый взрослый мужчина - миллионер.

11 Ильин А.В. Кобзева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института бизнеса и права. – 2006. – С. 26-27.

Формы государства