Место и роль государства в политической системе общества
PAGE 1
Тема 9. Место и роль государства в политической системе общества.
1. Политическая система общества: понятие, структура, функции.
2. Институты политической системы
9.1. Политическая система общества: понятие, структура, функции.
В отечественной политико-социологической литературе политическую систему определяют как совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и государства.
Основой политической системы общества является политическая власть, по поводу использования которой формируются и функционируют многообразные государственные и общественно-политические институты, нормы и др.
Политическая власть система волевых отношений общества, обусловленная интересами социальных слоёв и классов, выраженными в деятельности политических организаций. Под структурой понимается строение и внутренняя организация системы, выступающая как единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами. Структура политической системы представляет собой многоуровневое образование, состоящее из нескольких подсистем. В последние десятилетия преобладающим подходом к изучению структуры политической системы стало выделение в ее составе таких подсистем, как институциональная, состоящая из политических институтов, нормативная, функциональная и коммуникативная.
Институциональная подсистема включает государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, организации предпринимателей, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.
Нормативная подсистема включает в себя нормы права, политические традиции, политическую мораль, политическую этику.
Функциональная подсистема это формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти (политический режим).
Коммуникативную подсистему представляют политическая культура, политическое сознание (политическая идеология и политическая психология), политические отношения.
Элементы политической системы:
- Совокупность политических институтов (государство, политические партии, общественные организации и движения, СМИ, церковь и др.).
- Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
- Политические нормы и традиции.
- Политическое сознание, культура, идеология.
- Политическая деятельность.
- Политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.
Используя различные методологические приёмы (подходы), можно выявить ряд критериев, позволяющих обосновать и расшифровать приведённое определение политической системы1.
1. Генетический подход концентрирует внимание на обусловленности политических явлений экономическими и социальными факторами.
А) Критерий экономической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в отношениях распределения и управления.
Б) Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результатом общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные обладающие разумом существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи, т. е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции.
В) Критерий социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.
Институциональный подход рассматривают политическую систему только с точки зрения существующих институтов.
Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот «материал», из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом.
Функциональный подход политическую систему рассматривают в динамике политической деятельности.
2. Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, имеющей интегративный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.
Системный критерий позволяет выделить, такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.
3. Субстанциональный (сущностный) подход помогает выявить первооснову всего политического. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осуществления политическая система.
Первое место из них является совокупность субъектов носителей политической власти, в роли которых выступают многообразные политические сообщества людей. К ним относятся не только политические элиты, класс государственной бюрократии, но сообщества депутатов всех уровней, а также, конечно, народ всякой страны, который в условиях демократии является единственным источником государственной власти в обществе.
Второе место принадлежит институциональной подсистеме, состоящей из многочисленных макро, микро и мезополитических учреждений, организаций институтов политической власти. Самыми влиятельными из них являются такие государственные институты, как Правительство, Парламент, Верховный суд, а также негосударственные институты политические партии, общественно-политические организации и др.
Третьей является нормативно-правовая подсистема, включающая в себя все многообразие законов, кодексов, подзаконных актов, регулирующих жизнедеятельность субъектов, институтов политической системы и общества в целом. Особое место здесь занимает Конституция (Основной Закон), который определяет тип и характер всей политической системы и государственного строя страны.
Четвертое, особое, место занимает культурно-идеологическая подсистема, в которую входят различные виды политической культуры и политической идеологии, носителями которых выступают политические субъекты и властные институты. В некоторых странах практикуется государственная идеология, выступающая в качестве доктринального основания государства. Об основных видах политической культуры и политической идеологии будет сказано ниже.
Пятой подсистемой является коммуникативная, которая включает в себя совокупность взаимоотношений и взаимосвязей между субъектами и институтами политической системы общества. Особое значение в данной подсистеме имеют сбалансированные взаимоотношения между основными ветвями государственной власти исполнительной, законодательной и судебной.
Таким образом, политическая система общества не простая сумма разнообразных институтов и учреждений власти, а целостное образование, имеющее упорядоченную внутреннюю структуру и выполняющее соответствующие функции.
Сущность политической системы проявляется в ее функциях. Политическая система выполняет координирующую и интегративную функции. Для обеспечения стабильности политической системы необходимо, чтобы она, учитывая интересы участников политической жизни, возникающие между ними противоречия, добивалась наиболее оптимального согласования интересов, координировала усилия существующих в обществе классов и социальных групп, а также представляющих их интересы организаций и движений. Политическая система призвана интегрировать различные элементы социальной и национальной структур на базе консенсус основных ценностей и идеалов общества
9.2. Институты политической системы
Субъектами политической системы выступают государство, политические партии, общественно-политические движения, профсоюзы, творческие объединения, лоббистские организации, церковные объединения, средства массовой информации и т.д.
Для того чтобы то или иное явление или структуру можно было отнести к структурным элементам политической системы общества, необходимо, чтобы они хотя бы в минимальной степени были политическими, т.е. они должны:
а) выражать политические интересы определенного класса или любой иной социальной общности;
б) быть участником политической жизни и носителем политических отношений;
в) иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно взаимодействуя с государственными органами, но и противодействуя им;
г) руководствоваться в своей повседневной деятельности политическими нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.
Учитывая степень вовлечённости в политическую жизнь, реализацию власти, выделяют следующие группы политических организаций:
- Политические организации прямо и непосредственно осуществляющие политическую власть: государство и некоторые общественные объединения. Непосредственной целью их создания и функционирования выступает политика. Она заключается в формировании и осуществлении политики того или иного класса, в политическом воспитании различных слоев общества и в проведении политических интересов той или иной социальной группы в жизнь.
- Неполитические общественные объединения развиваются и возникают не в силу политических причин, целью их функционирования являются не политика.
- Центральным элементом в политической системе всегда выступает государство. Государство нередко определяют как «политически организованное общество». О нем говорят, что оно «выражает политический статус народа, организованного в территориальной замкнутости» и выступает «как организация, система учреждений, обладающая верховной властью на определенной территории2».
В историческом плане государство можно считать первой политической организацией. Государство на протяжении всей истории развития общества видоизменяется в своей сущности, форме и содержании, но в отличие от остальных элементов политической системы политических партий и общественных организаций (которые могут появляться на определенных этапах развития политической системы общества и, выполнив возложенные на них задачи, исчезать) государство неизбежно сохраняется.
Место, занимаемое государством в политической и общественной жизни любой страны, обусловлено следующим.
1. Государство выступает в качестве альтернативы бесплодной борьбе между различными социальными группами, слоями, классами с их противоречивыми интересами.
2. Государство можно рассматривать как организационную форму, как союз людей, объединившихся для совместного проживания.
3. В ряду факторов, обусловивших появление государства, важное место занимает социальное расслоение общества. Марксистская характеристика сущности государства как политической организацией экономически господствующего класса наиболее ярко проявляется, когда в нем возникает классовая напряженность, способная взорвать общество, привести его в состояние хаоса. В обычные же нормальные периоды в обществе превалируют общесоциальные связи, более созидательные, чем классовые антагонизмы.
4. Государство стало первым результатом политической деятельности людей, каким-либо образом организованных и представляющих интересы определенных социальных групп и слоев. Это обусловило его претензии на всеобщность охвата политических явлений, а признаки территориальности и публичной власти сделали реальным значение государства как формы политического общежития различных социальных и национальных образований, а также выражающих их интересы различного рода организаций и партий.
5. Государство важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое политическую систему и гражданское общество. В силу своего социального происхождения государство берет на себя заботу об общих делах.
6. Политическая система в силу подвижности экономических, социальных и др. отношений, изменчивости идеологической и психологической сфер находится в постоянном движении. Когда возникают чрезвычайные общественные ситуации (происходят стихийные бедствия, изменяется форма правления или политический режим), особая роль в разрешении их отводится государству.
- Политические партии и движения в политической системы общества
В современном мире политическими общественными объединениями являются общественные объединения, в уставе которых в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества и в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участие в организации и деятельности указанных органов. Это политические партии, политические движения и некоторые общественные объединения.
Значительную роль в жизни современного российского общества играют политические партии объединения, созданные в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления3.
Политические партии - особый вид общественных объединений. Такой подход является общепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе и правовой практике4.
Политические партии являются выразителями интересов и целей определенных классов и социальных групп, принимают активное участие в функционировании политической власти либо оказывают на нее опосредованное влияние. Характерным для деятельности партий является их стремление интегрировать различные социальные силы вокруг своих идеалов и программ, оказать идеологическое воздействие на население, на формирование его политического сознания.
Партии, действующие в современном мире, весьма разнообразны, нередко противоположны по своей социальной сущности и функциям, идеалам и программным установкам, внутреннему строению и месту в политической системе и т. д. Например, на основе различных типологических критериев выделяются партии консервативные, либеральные, реформистские и революционные; представительные и мобилизующие; демократические и тоталитарные; открытые и закрытые, авангардные и парламентские и т. д.
Цели и задачи политической партии излагаются в ее уставе и программе.
Основными целями политической партии являются:
- формирование общественного мнения;
- политическое образование и воспитание граждан;
- выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти;
- выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе.
От политических партий следует отличать политические (общественные) движения. Политические партии имеют государственную регистрацию, устав, программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, а также методы реализации целей и решения задач, членство и членские взносы, строго определенную процедуру входа и выхода из партии и т.п. Политическое движение не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее политические цели, поддерживаемые участниками общественного движения. К политическому движению можно примкнуть в любой момент, быть членом этого движения любое время по своему усмотрению и выйти из него в любой момент по собственному желанию (напр., политическое движение «Женщины России»).
- Непартийные политические объединения в политической системы общества.
Общественные объединения могут создаваться как в политических, относительно политических, так и вне политических целях. Непартийные объединения участвуют в выработке и реализации политики государства, делегируют своих представителей в состав целого ряда государственных органов. Многие вопросы жизни общества, его политической системы решаются органами государства с учетом их мнения или совместно с ними.
Общественные объединения строят свои отношения с государством с позиций сотрудничества, взаимопомощи, координации и руководства со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, надзора и т. д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.
Следует отметить, что общественные объединения действуют в рамках правового режима, установленного государством. Прежде всего, это выражается в предоставлении конституционного права гражданам на объединение в общественные организации, использование ими широких политических свобод: слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Права и законные интересы общественных организаций находятся под охраной государственных органов (суда, прокуратуры и др.), оказывающих содействие в реализации некоторых их решений.
К несобственно политическим организациям относятся такие организации, которые возникают и развиваются не в силу непосредственно политических, а в силу экономических и других им подобных причин. Прямой целью их создания и функционирования, в отличие от собственно политических организаций, никогда не выступает политика. Свою основную деятельность данные институты, к числу которых можно отнести профсоюзные, кооперативные и иные организации, осуществляют соответственно в производственной, социально-бытовой, культурной, торговой и других сферах жизни общества. Они не ставят перед собой непосредственных задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Политическая деятельность этих организаций не составляет основу их функционирования и выступает; в этом смысле если не второстепенной, то, во всяком случае, не имеющей для них решающего значения.
- Неполитические объединения.
Среди многочисленных организаций, имеющих в своем содержании лишь незначительный политический аспект, выделяются объединения, возникающие и функционирующие на основе чисто личных склонностей и интересов той или иной группы людей к занятию определенной деятельностью.
К числу неполитических общественных объединений относят:
- профессиональные союзы, религиозные, благотворительные организации, национально-культурные автономии, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности;
- объединения, уставы которых предусматривает членство в них только по профессиональному, национальному, этническому, расовому или конфессиональному признакам;
- объединения, созданные для реализации любительских и иных неполитических интересов.
Политический оттенок в своей деятельности они приобретают лишь как объекты воздействия на них со стороны государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций, но отнюдь не как субъекты, носители политической власти и соответствующих политических отношений.
1 Ильин А.В. Кобзева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. М.: Изд-во Института бизнеса и права. 2006. С. 37-38.
2 См.: Демидов А.И., Федосеев А.А.Основы политологии. М., 1995. - С. 190.
3 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изм. и доп. от 21 марта, 25 июля 2002 г., 23 июня, 8 декабря 2003 г.)
4 В.В. Лапаева. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права, - 2002 - N 1.
Место и роль государства в политической системе общества