Совершенствование управления прибылью в ОАО «Златмаш»

104

Оглавление

Введение ………………………………………………………………….

7

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………….

10

1.1

Характеристика прибыли как объекта управления……………………..

10

1.2

Сущность, принципы и задачи управления прибылью…………………

18

1.3

Методологические основы управления прибылью……………………..

25

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

ОАО «ЗЛАТМАШ»……………………………………………………………..

38

2.1

Технико–экономическая и организационная характеристика предприятия………………………………………………………………..

38

2.2

Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов…….

44

2.3

Факторный анализ доходов, расходов и прибыли………………………

48

2.4

Анализ рентабельности деятельности…………………………………...

58

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЗЛАТМАШ»…………………………………….

64

3.1

Разработка управленческих решений, направленных на повышение прибыли предприятия…………………………………………………….

64

3.2

Экономическая эффективность разработанных мероприятий по совершенствованию управления прибылью ……………………………

88

4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………….

94

4.1

Краткое описание рассматриваемого объекта…………………………..

94

4.2

Анализ опасных и вредных производственных факторов……………...

4.3

Выбор нормативных значений факторов рабочей среды и трудового процесса……………………………………………………………………

4.4

Охрана труда………………………………………………………………

4.5

Производственная санитария…………………………………………….

4.6

Эргономика и производственная эстетика………………………………

4.7

Противопожарная и взрывобезопасность……………………………….

4.8

Экологическая безопасность……………………………………………..

4.9

Гражданская оборона……………………………………………………..

Заключение ………………………………………………………………….

Библиографический список …………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация доходов и расходов, формирующих

прибыль предприятия…………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Бухгалтерская отчетность ОАО «Златмаш»……………..

ПРИЛОЖЕНИЕ В. Аналитические таблицы факторного анализа……………

ВВЕДЕНИЕ

Рынок, характерный постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия. Для этого нужна особая система управления, характерная для современных экономических условий. И теория, и практика убеждают, что успеха на рынке добиться невозможно без эффективного и целенаправленного управления всеми процессами, связанными с функционированием предприятия. Современное управление всегда должно носить системный характер. Как известно, система управления представляет собой комплекс действий, требующийся для обеспечения согласованной совместной деятельности людей, а также совокупность осуществляющих управление звеньев и связей между ними.

Самая большая ошибка многих российских предприятий заключается в недооценке ими учета и управления потоками доходов и расходов. Именно в движении этих потоков и концентрируется реальный результат предпринимательской активности и скрыты те возможности повышения результативности бизнеса, поиск которых ведет руководство предприятия. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа развития является овладение руководителями и менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий. Руководителю производственного предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат, объема и структуры продажи продукции, сказывается на финансовом результате предприятия.

Грамотное эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно–методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.

Актуальность темы исследования обусловлена повышенным интересом менеджмента предприятий к процессу формирования прибыли и поиску подходов, позволяющих организовать управление таким образом, чтобы деятельность предприятия была успешной. Прибыль выступает основным критерием успеха, без прибыли предприятие не может рассчитывать на продолжительное существование и дальнейшее развитие, что определило приоритетность вопросов управления прибылью в деятельности предприятий.

Объектом исследования является промышленное предприятие ОАО «Златмаш», основной вид деятельности которого – выпуск продукции оборонного и гражданского назначения.

Предметом исследования является процесс управления прибылью на предприятии ОАО «Златмаш».

Цель исследования – совершенствование управления прибылью в ОАО «Златмаш».

Для решения поставленной цели выпускной квалификационной работы предполагается решение ряда задач:

  1. Охарактеризовать сущность и представить классификацию прибыли.
  2. Раскрыть механизм управления прибылью предприятия.
  3. Провести анализ прибыли ОАО «Златмаш», охарактеризовать современное состояние политики управления прибылью на предприятии.
  4. Выявить резервы роста прибыли в ОАО «Златмаш» на основе проведенного анализа.
  5. Разработать мероприятия по совершенствованию управления прибылью, оценить эффект от их внедрения.

При выполнении выпускной квалификационной работы использованы законодательные и нормативные документы в области формирования доходов и расходов предприятия, инвестиционной деятельности, научные работы известных экономистов–финансистов (Бланк И.А., Вахрушина М.А., Ковалев В.В., Любушин Н.П., Маркарьян Э.А., Мельник М.В., Когденко В.Г., Пласкова Н.С., Шеремет А.Д и многих других), статьи из периодических экономических изданий Экономический анализ: теория и практика, Аудит и финансовый анализ, Международный бухгалтерский учет. Инвестиционный банкинг, Инвестиции и управление.

Информационной базой исследования послужили данные бухгалтерской финансовой отчетности ОАО «Златмаш» за 2010–2012 гг.

В ходе исследования использовались общенаучные методы экономического анализа, причинно–следственный анализ, методы анализа научной литературы, экономико–статистические методы, структурно–динамический анализ.

Практическая значимость исследования заключается в возможности применения на практике рекомендаций по реализации мероприятий, нацеленных на повышение эффективности управления прибылью современного предприятия, которые могут быть использованы органами управления и менеджментом предприятий при принятии управленческих решений по вопросам развития предприятия.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Характеристика прибыли как объекта управления

Финансовый результат деятельности предприятия служит своего рода показателем значимости данного предприятия в народном хозяйстве. В рыночных условиях хозяйствования любое предприятие заинтересовано в получении положительного результата от своей деятельности, поскольку благодаря величине этого показателя предприятие способно расширять свою мощность, материально заинтересовывать персонал, работающий на данном предприятии, выплачивать дивиденды акционерам и т.д.

Устойчиво генерируемая прибыль и рассчитываемые на ее основе показатели рентабельности входят в качестве основных показателей в иерархическую систему целей предприятия. В значительной степени эти индикаторы контролируются и другими лицами, заинтересованными в деятельности данной компании, – контрагентами, банкирами, аналитиками, представителями государственных органов и др.

Существует достаточно большое количество определений понятия «прибыль». Безусловно, в разработку концепции прибыли существенный вклад внесли экономисты–теоретики, причем прибыль рассматривалась ими в связке с капиталом и богатством, т.е. триада «прибыль – капитал – богатство» изучалась как вполне самостоятельный объект. Так, А. Смит трактовал прибыль как приращение богатства. И. Фишер, согласно которому «запас богатства, существующий в каждый конкретный момент времени, называется капиталом, а поток генерируемых им выгод за данный промежуток времени называется прибылью». Одно из наиболее примечательных и часто цитируемых определений прибыли в контексте упомянутой триады принадлежит Дж. Хиксу: «Прибыль индивидуума есть максимальная величина, которую он может использовать на потребление в течение любого периода, оставшись при этом столь же богатым в конце периода, как он был на его начало» [17].

Не вдаваясь в определения прибыли классиков экономической теории, представим взгляд современных экономистов по рассматриваемой проблеме.

В литературе описаны несколько подходов к определению прибыли. Два из них, описываемых Я.В. Соколовым, – с условным названием: экономический и бухгалтерский – можно рассматривать как базовые. Суть первого подхода – в исчислении прибыли по результатам изменения чистых активов фирмы; суть второго – в ее расчете как разницы между доходами и затратами (расходами) фирмы, относимыми к отчетному периоду [19]. Итак, в соответствии с экономическим подходом, прибыль – это прирост капитала собственников фирмы, имевший место в отчетном периоде и проявляющийся в увеличении ее чистых активов, исчисляемых как капитализированная стоимость будущих чистых поступлений за минусом обязательств. Прибыль бухгалтерская есть положительная разница между доходами предприятия и его расходами. Принципиальное различие между прибылью экономической и прибылью бухгалтерской заключается в том, что первая исчисляется по прогнозным рыночным оценкам, а вторая – по фактическим оценкам.

В.В. Ковалев приводит следующее определение «Прибыль – это, в известной степени, результат количественных расчетов, манипулируя которыми как в алгоритмическом, так и в информационных планах можно в определенных пределах влиять на значение этого показателя. Показатель прибыли, рассматриваемый изолированно, не может служить мерилом успешности работы фирмы в силу множества обстоятельств, поэтому это лишь один из индикаторов, хотя и весьма важный» [32].

Коллектив авторов под руководством Н.В. Колчиной приводят следующее определение «Прибыль предприятия – важнейшая экономическая категория; основная цель деятельности любой коммерческой организации; чистый доход, созданный в сфере материального производства. Значение прибыли состоит в том, что она выступает основным финансовым показателем. Однако это не означает, что последний уникален, поскольку у некоторых хозяйствующих субъектов наблюдается стремление извлечь как можно более высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда, что приводит к торможению развития производства и социального развития предприятия и коллектива» [61].

Н.С. Пласкова отмечает, что прибыль представляет собой итог деятельности хозяйствующего субъекта, который зависит от уровня себестоимости, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное – от того, насколько продукция предприятия удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеется ли на нее спрос [49].

Из приведенных выше определений можно сделать вывод, что прибыль важнейший показатель эффективности финансово–хозяйственной деятельности предприятия. Однако этот показатель не может рассматриваться в качестве единственного и универсального показателя эффективности производства.

Обобщив вышесказанное, можно представить следующее определение прибыли. Прибыль – экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, выраженный в денежной форме, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития, и определяемый как разница между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления деятельности.

Прибыль – это особый систематически воспроизводимый ресурс коммерческой организации, конечная цель развития бизнеса. Сущность рассматриваемой экономической категории заключается в том, что необходимый уровень прибыли – это [6]:

  • основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
  • главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
  • индикатор кредитоспособности организации;
  • главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
  • индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного

и устойчивого уровня прибыли;

  • гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством;
  • источник удовлетворения социальных потребностей общества.

Экономическое содержание прибыли проявляется в ее функциях. Обычно основополагающими называются три функции [24]:

  1. Стимулирующая.
  2. Воспроизводственная.
  3. Контрольная (оценочная).

Стимулирующая роль прибыли заключается в том, что она побуждает предпринимателей к наиболее эффективному ведению производства и сбыта продукции. Стремление к максимальной прибыли заставляет предприятия снижать издержки, повышать производительность труда. Все это обеспечивается применением более производительной техники, ресурсосберегающей технологии, квалифицированной рабочей силы, совершенствованием организации и управления производством. Особый стимул создает возможность получения сверхприбыли, или экономической прибыли. Она побуждает удешевлять производство, повышать качество производимых товаров, применять в производстве достижения научно технического прогресса. Она также заставляет идти на риск, производить совершенно новые товары, применять новейшие технологи, что нередко обеспечивает приоритет страны в какой-то сфере производства.

Воспроизводственная функция заключается в том, что прибыль один из основных источников финансирования расширенного воспроизводства.

Контрольная (оценочная) функция прибыли заключается в том, что прибыль является объектом взаимоотношений коммерческой организации и государства, как источник формирования доходной части бюджетов различного уровня; одним из основных показателей результативности деятельности коммерческой организации.

Некоторые авторы к трем основным функциям прибыли добавляют [46; 68]:

  1. Распределительную.
  2. Фискальную (бюджетообразующую).
  3. Социальную.

Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределение прибыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, между предприятием и обществом, предприятием и работниками.

Фискальная функция характеризуется тем, что прибыль – это одни из основных источников отчислений в государственные и региональные бюджеты, а также во внебюджетные фонды. В данном случае средства в бюджеты поступают в виде налогов, и используется в дальнейшем государством в качестве источника финансирования для выполнения государством своих основных функций, также деньги направляются на удовлетворение общественных потребностей и на осуществление государственных производственных, инвестиционных, социальных и научно–технических программ.

Социальная функция проявляется в том, что прибыль рассматривается как источник средств для реализации социальной ответственности бизнеса.

Функции прибыли выступают во взаимосвязи и взаимообусловленности. Функция прибыли как средство регулирования перелива капитала создает условия, при которых предприятие и отрасль могут успешно развиваться. Основу этого развития обеспечивает функция меры накопления. А функция меры эффективности экономики дает возможность определить (оценить) уровень этого развития.

При планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли, что определяет важность классификации прибыли.

Наиболее типовой вариант последовательного развертывания показателей прибыли в соответствии с алгоритмом составления бухгалтерской отчетности проиллюстрирован на рисунке 1.1 [8].

вычесть

вычесть

Рисунок 1.1 – Схема формирования и распределения

прибыли предприятия

Валовая (маржинальная прибыль) характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом суммы переменных затрат и рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг). Менеджеры используют показатель валовой прибыли, чтобы оценить эффективность отдельных видов продукции, поскольку на этот показатель оказывают влияние только две переменные – цены на продукцию и переменные затраты.

Прибыль от продаж (операционная прибыль) характеризует эффективность основной деятельности организации и определяется как разница между валовой прибылью, коммерческими расходами и управленческими расходами.

Прибыль до налогообложения показывает финансовый результат, полученный от всех видов деятельности организации за отчетный период.

Чистая прибыль – это прибыль, которая находится в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль. Она является источником формирования собственного капитала организации и выплаты учредительского дохода.

Реинвестированная прибыль представляет собой нераспределенную прибыль компании, направленную по решению собрания участников на финансирование расширения деятельности компании и в резервы.

В.П. Грузинов и В.Д. Грибов виды форм прибыли классифицируют по следующим классификационным признакам (таблица 1.1) [24].

Таблица 1.1 – Виды форм прибыли предприятия по основным

классификационным признакам

Признак классификации

Классификация

Источники формирования прибыли, отражаемые в бухгалтерском учете

прибыль от реализации продукции

прибыль от прочих операций, в том числе реализации имущества

балансовая прибыль

Метод расчета

валовая прибыль

чистая прибыль

маржинальная прибыль

Продолжение таблицы 1.1

Признаки классификации прибыли

Виды прибыли по соответствующим признакам классификации

Источники формирования прибыли по основным видам деятельности предприятия

прибыль от операционной деятельности

прибыль от инвестиционной деятельности

прибыль от финансовой деятельности

Характер налогообложения прибыли

налогооблагаемая прибыль

прибыль, не подлежащая налогообложению

Характер инфляционной «очистки» прибыли

прибыль номинальная

прибыль реальная

Временной период формирования прибыли

прибыль прошлых лет

прибыль отчетного периода (нераспределенная прибыль)

прибыль планового периода (планируемая прибыль)

Характер использования прибыли

капитализированная прибыль

потребленная (распределенная) прибыль

Значение итогового результата хозяйствования

положительная прибыль

отрицательная прибыль (убыток)

нормальная прибыль

Балансовая прибыль (убыток) – конечный финансовый результат, выявленный в отчетный период на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.

Валовая (банковская) прибыль – выраженный в денежной форме чистый доход на вложенный капитал. Она представляет собой разницу между нетто-выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянных управленческих расходов и затрат по сбыту.

Чистая экономическая прибыль – это прибыль, остающаяся после вычитания всех расходов из общего дохода организации.

Маржинальная прибыль – это превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль.

Номинальная прибыль – это прибыль, обозначенная в финансовой отчетности, которая соответствует балансовой прибыли.

Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.

Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговый финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества – основных фондов, нематериальных активов, а также финансовых инвестиций.

Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд фирмы (привлечения дополнительного акционерного или паевого капитала, эмиссии облигаций и других ценных бумаг, привлечение кредита в различных его формах и т.п.).

Реальная прибыль – это номинальная прибыль, скорректированная на инфляцию. Для определения реальной прибыли номинальная прибыль соотносится с индексом потребительских цен.

Нераспределенная прибыль представляет собой конечный финансовый результат отчетного периода за вычетом налогов и иных аналогичных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение договоров. По своему содержанию соответствует чистой прибыли.

Капитализированная прибыль – это прибыль, направленная на увеличение собственного капитала (активов) организации. Она является источником расширенного воспроизводства.

Нормальная прибыль – это среднерыночная прибыль, позволяющая сохранять позиции на рынке.

Классификацию видов прибыли можно продолжать и дальше, что связано с многообразием обличий, в которых она выступает.

1.2 Сущность, принципы и задачи управления прибылью

Учитывая высокую роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов его собственников, необходимо эффективное управление ею.

В условиях рыночных отношений имеется три основных источника получения прибыли:

  • за счет монопольного положения предприятия по выпуску продукции;
  • за счет производственной и коммерческой деятельности;
  • за счет инновационной деятельности.

Под управлением прибылью понимается процесс выработки и принятия управленческих решений по всем основным аспектам их формирования, распределения и использования на предприятии [32].

Эффективное управление прибыль предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются [11]:

  1. Интегрированность с общей системой управления.
  2. Комплексный характер формирования управленческих решений.
  3. Высокий динамизм управления.
  4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений.
  5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия.

Принцип интегрированности с общей системой управления предприятием заключается в том, что в какой бы сфере деятельности предприятия не принималось управленческое решение, оно прямо или косвенно оказывает влияние на прибыль. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента.

Принцип комплексного характера формирования управленческих решений заключается в том, что все управленческие решения в области формирования и использования прибыли взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью.

Принцип высокого динамизма управления заключается в том, что даже наиболее эффективные управленческие решения в области формирования и использования прибыли, разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его деятельности. Это связано с высокой динамикой факторов внешней среды – конъюнктурой товарного и финансового рынков, и внутренней среды – стадии жизненного цикла предприятия, ресурсное обеспечение, финансовое состояние и др.

Реализация принципа многовариантности подходов к разработке отдельных управленческих решений предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий. При наличии альтернативных проектов управленческих решений их выбор для реализации должен быть основан на системе критериев, определяющих политику управления прибылью предприятия. Система таких критериев устанавливается самим предприятием.

Принцип ориентированности на стратегические цели развития предприятия заключается в том, что какими бы прибыльными не казались те или иные проекты управленческих решений, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с главной целью деятельности предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли.

В современных условиях развития страны с формированием реальной самостоятельности и самоокупаемости субъектов хозяйствования прибыль получила новое содержание. Задача ее максимизации сменилась целью достижения определенного уровня конкурентоспособности. Решение этой задачи возможно путем построения комплексной системы управления прибылью, которую следует рассматривать как интегрированную систему управления факторами, влияющими на финансовый результат.

Анализ теоретических основ отечественного и зарубежного планирования и регулирования прибыли предприятий позволил сформулировать следующие условия, обеспечивающие управление прибылью [30]:

  1. Максимизация объема формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре.
  2. Интегрированность системы управления прибылью с общей системой управления предприятием.
  3. Оптимальная пропорциональность между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска.
  4. Высокое качество формируемой прибыли.
  5. Необходимый уровень дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия.
  6. Формирование достаточного объема финансовых ресурсов за счёт прибыли в соответствии с задачами развития предприятия.
  7. Постоянное возрастание рыночной стоимости предприятия.

Цель управления прибылью – обеспечение реализации интересов собственников, роста рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности организации в процессе ее развития [46].

Коллектив авторов под руководством Т.С. Новашиной в качестве задач управления прибылью предприятия выделяют следующие [47]:

  1. Определение оптимального соотношения между величиной потребляемой и капитализируемой части прибыли для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития.
  2. Оптимизация структуры прибыли адекватно целям и задачам развития организации.
  3. Обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности организации.
  4. Максимизация роста чистой прибыли, обеспечивающая заданные темпы развития организации.

Очевидно, что управление прибылью подразумевает такие воздействия на факторы финансово–хозяйственной деятельности, которые способствовали бы, во–первых, повышению доходов и, во–вторых, снижению расходов.

В рамках решения первой задачи – повышение доходов – должны проводиться анализ и оценка динамики продаж; эффективности ценовой политики; влияния различных факторов на изменение величины продаж и т.п.

Вторая задача – снижение расходов – подразумевает оценку, анализ, планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам, а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

Цель управления доходами и расходами – обеспечение роста рыночной стоимости организации, финансового равновесия в процессе ее развития, путем балансирования объемов поступления и расходования денежных средств и синхронизации их во времени [50].

Задачами управления доходами и расходами являются:

  • определение общей потребности в расходах для финансирования деятельности организации и обеспечения необходимых темпов ее экономического развития;
  • оптимизация структуры доходов и расходов организации адекватно целям и задачам ее развития;
  • обеспечение высокого уровня финансовой устойчивости и платежеспособности организации;
  • максимизация величины чистой прибыли, обеспечивающая заданные темпы развития организации.

В наиболее общем виде прибыль (Р) может быть представлена как функция от двух параметров – доходов (R) и расходов (Е) (1.1) [32]:

Р = f (R, E) = R – E. (1.1)

Понятия доходов и расходов достаточно неоднозначны. Наиболее четкие их определения можно найти в Положениях по бухгалтерскому учету – ПБУ 9/99 «Доходы организации» [3] и ПБУ 10/99 «Расходы организации» [4].

В соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» доходами признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и/или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества) [3].

В зависимости от характера доходов, условий их получения и направлений деятельности организации доходы подразделяются на:

  • доходы по обычным видам деятельности;
  • прочие доходы.

Классификация доходов представлена в приложении А.

В соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества) [4].

По аналогии с доходами расходы предприятия подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;
  • прочие расходы.

Классификация расходов представлена в приложении А.

Система управления прибылью реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций.

Функции управления прибылью подразделяются на две основные группы, определяемые комплексным содержанием рассматриваемой системы управления прибылью [11]:

  1. Функции управления прибылью как управляющей системы (общие функции):
  • разработка целенаправленной комплексной политики управления прибылью;
  • формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений;
  • осуществление анализа разных аспектов формирования и использования прибыли;
  • осуществление планирования формирования, распределения и использования прибыли;
  • разработка действенной системы стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования;
  • осуществление эффективного контроля за принятием решений в области формирования и использования прибыли.
  1. Функции управления прибылью как управляющей системы (специфические функции):
  • управление формированием прибыли;
  • управление распределением и использованием прибыли.

Рассмотрим содержание основных функций управления прибылью в разрезе отдельных групп.

В процессе реализации функции разработки целенаправленной комплексной стратегии управления прибылью формируется система целевых показателей формирования и использования прибыли, определяются приоритетные задачи и разрабатывается система действий предприятии по основным направлениям развития его прибыли.

В процессе формирования эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений относительно прибыли, должны быть определены объем и содержание информационных потребностей управления прибылью, сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности, организован мониторинг конкурентной позиции предприятия и конъюнктуры рынка.

В процессе осуществления анализа различных аспектов формирования и использования прибыли проводится экспересс–анализ отдельных хозяйственных операций, исследуется уровень и динамика основных показателей прибыли, проводится оценка факторов, влияющих на формирование и использование прибыли предприятия.

В процессе планирования формирования, распределения и использования прибыли разрабатывается система текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям деятельности, генерирующим прибыль.

В процессе разработки действенной стимулирования формирования прибыли и ее эффективного использования формируется система поощрений и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых показателей.

Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области формирования и использования прибыли связано с созданием систем внутреннего контроля на предприятии и разделении контрольных обязанностей отдельных служб и конкретных менеджеров, определение системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты общественного контроля.

1.3 Методологические основы управления прибылью предприятия

Управление прибылью осуществляется по следующим основным этапам – формирование, распределение и использование. Следовательно, политику управления прибылью необходимо рассматривать как план (программу) действий в сфере определения приоритетных направлений формирования, распределения и использования прибыли, обеспечивающих общее экономическое развитие организации и удовлетворение интересов собственников.

В качестве основных этапов процесса разработки политики управления прибылью коллектив авторов под руководством Новашиной Т.С. выделяет [47]:

  1. Идентификация различных видов прибыли организации в процессе их учета.
  2. Анализ тенденций изменения прибыли организации в предшествующем периоде.

На первом этапе анализа рассматривается процесс формирования прибыли организации в разрезе отдельных ее видов, изучается динамика и темпы прироста прибыли, которые сопоставляются с темпами прироста активов организации, объемов производства и реализации продукции.

На втором этапе анализа рассматривается процесс распределения и использования чистой прибыли организации.

На третьем этапе анализа изучается «качество прибыли» – дается обобщенная характеристика структуры источников формирования чистой прибыли.

  1. Исследование и прогнозирование факторов, влияющих на формирование прибыли организации.
  2. Обеспечение эффективного контроля прибыли организации. Объектом такого контроля являются выполнение установленных плановых заданий по формированию прибыли и ее распределению и использованию по предусмотренным направлениям; равномерность получения прибыли во времени.
  3. Оценка результативности разработанной политики управления прибылью. Этот этап завершает процесс разработки политики управления прибылью организации. Такая оценка проводится по системе специальных экономических и внеэкономических критериев, устанавливаемых организацией.

С позиции решаемых задач и применяемых методов в управлении прибылью на разных этапах воспроизводственного процесса выделим операционную и маржинальную прибыль.

Методы оптимизации операционной прибыли (прибыли от продаж) непосредственно увязывают прибыль с объемом реализации продукции, выручкой и издержками предприятия. Система этой взаимосвязи положена в основу особого вида анализа – операционного (маржинального), который позволяет оценить роль отдельных факторов в формировании операционной прибыли и обеспечить эффективное управление этим процессом с учетом комплекса ключевых факторов. Анализ «издержки – объем – прибыль» (cost–volume–profit, CVP) – неотъемлемая часть управленческого учета.

В системе операционного анализа ключевое положение занимает промежуточный финансовый результат – маржинальная прибыль (или маржинальный доход, величина покрытия). Она рассчитывается как разница между выручкой от продаж и переменными производственными затратами (себестоимостью продаж), и представляет собой дополнительную прибыль, получаемую от роста объема выручки при неизменных постоянных издержках за счет эффекта роста масштабов производства. Ее определение базируется на разделении издержек предприятия на постоянные и переменные и предполагает организацию на предприятии управленческого учета.

Результаты анализа используются в следующих целях [29]:

  • определение критического объема производства для безубыточной работы предприятия;
  • определение оптимальных пропорций между постоянными и переменными издержками;
  • выявление зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения (издержек, цен, объема реализации);
  • расчет запаса финансовой прочности предприятия;
  • оценка экономической целесообразности собственного производства или закупок;
  • определение минимальной договорной цены на определенный период;
  • планирование выручки;
  • оценка эффективности инвестиционных проектов и др.

Точка безубыточности – это точка объема продаж, при котором затраты равны выручке от продаж, т.е. где нет ни прибыли ни убытков. Для расчета точки безубыточного объема продаж в денежном измерении используется следующая формула (1.2) [42]:

(1.2)

где Т – точка безубыточного объема реализации (порог рентабельности, точка

равновесия, критический объем продаж), руб.;

В – выручка от продаж, руб.;

Н – переменные затраты, руб.;

ДМ – маржинальный доход, тыс. руб.

Насколько далеко предприятие от точки безубыточности показывает запас финансовой прочности. Это разность между фактическим объемом выпуска и объемом выпуска в точке безубыточности. Часто рассчитывают процентное отношение запаса финансовой прочности к фактическому объему. Эта величина показывает, на сколько процентов может снизиться объем реализации, чтобы предприятию удалось избежать убытка.

Для определения основных направлений поиска резервов увеличения прибыли, факторы, влияющие на ее получение (увеличение), делят на две основные группы [54]:

  1. Внутренние факторы – факторы, которые осуществляют воздействие на размер прибыли предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышения отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции.
  2. Внешние факторы – эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли.

Внутренние факторы делятся на:

  • производственные – характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов;
  • внепроизводственные – связаны со снабженческо–сбытовой и природоохранительной деятельностью, социальными условиями труда и быта.

Производственные факторы подразделяются на [57]:

  • экстенсивные. Воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала и др.
  • интенсивные. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности труда; использование прогрессивных видов материалов и совершенствование технологии; ускорение оборачиваемости оборотных средств; снижение трудоемкости и материалоемкости продукции и другие.

Классификация факторов, влияющих на прибыль предприятия, обобщена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 – Классификация факторов, влияющих на величину прибыли

Особое внимание необходимо уделить факторному анализу именно прибыли от продаж. Одним из общепринятых подходов при проведении факторного анализа прибыли от продаж является ранжирование факторов на уровни первого, второго и т.д. порядка. К факторам первого порядка относятся выручка и сгруппированные по функциям расходы: себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы. Факторная модель зависимости прибыли от продаж от названных факторов имеет вид (1.3) [36]:

ППР = V – C – КР – УР, (1.3)

где ППР – прибыль от продаж, руб.;

V – выручка, руб.;

С – себестоимость продаж, руб.;

КР – коммерческие расходы, руб.;

УР – управленческие расходы, руб.

В процессе интерпретации полученных результатов необходимо выявить основные факторы, определившие изменение прибыли, и дать им оценку. Этот анализ позволяет выявить признаки неэффективности в разрезе функций затрат: производственная функция (себестоимость продукции), сбытовая (коммерческие расходы), управленческая (управленческие расходы).

В качестве факторов первого порядка, оказывающих влияние на прибыль, можно также рассматривать расходы по обычным видам деятельности, сгруппированные по элементам затрат. При этом факторной моделью аддитивного вида являются следующая модель (1.4) [32]:

ППР = V – МЗ – ЗТ – А – ПЗ, (1.4)

где МЗ – материальные затраты, руб.;

ЗТ – затраты на оплату труда с отчислениями, руб.;

А – амортизация амортизируемого имущества, руб.;

ПЗ – прочие расходы по обычным видам деятельности, руб.

К факторам второго порядка относятся те, которые оказывают влияние на прибыль от продаж опосредованно, влияя на факторы первого порядка. К числу таких факторов относятся: общий объем реализованной продукции; структура продукции; уровень цен на продукцию; уровень цен и тарифов.

А.Д. Шеремет и А.Ф. Ионова приводят следующую модель формирования финансовых результатов (рисунок 1.3) [68].

Рисунок 1.3 – Факторы, влияющие на прибыль

Особое место в системе экономических показателей организации занимают показатели рентабельности (рисунок 1.4) [20].

Рисунок 1.4 – Система показателей рентабельности

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и потребленными ресурсами.

Среди показателей рентабельности особый интерес представляют:

  • рентабельность продаж, назначение которого оценивать выгодность производимой продукции. Показатель представляет собой процентное соотношение суммы прибыли от продаж к выручке от продажи продукции;
  • рентабельность активов, по которой можно судить об эффективности использования активов предприятия. Это самый общий показатель, отвечающий на вопрос, сколько прибыли предприятие получает в расчете на 1 руб. своего имущества;
  • рентабельность собственного капитала, который характеризует инвестиционную привлекательность предприятия. Показатель позволяет установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.

В современных условиях развития экономики предприятия могут выбирать политику распределения чистой прибыли самостоятельно. Весомость политики распределения прибыли определяется следующими положениями [38]:

  • распределение прибыли непосредственно реализует главную цель политики управления прибылью – повышение уровня благосостояния собственников предприятия;
  • распределение прибыли является основным инструментом воздействия на рост рыночной стоимости субъекта хозяйствования;
  • распределение прибыли является одной из форм воздействия на активность персонала;
  • пропорции распределения прибыли формируют обеспечения дополнительной социальной защищенности работников;
  • характер использования прибыли осуществляет влияние на уровень текущей платежеспособности предприятия.
  • пропорции использования прибыли определяют темпы реализации стратегии развития предприятия;
  • характер распределения прибыли является важным индикатором инвестиционной привлекательности предприятия.

Инвестиции являются важнейшим фактором экономического роста предприятия и повышения благосостояния собственников.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта [1].

Инвестиции предприятия могут быть классифицированы по следующим основным направлениям [28]:

  1. Реальные инвестиции – капитальные вложения в повышение эффективности деятельности, в расширение производства, в создание новых производств:
  • новое строительство;
  • приобретение предприятия;
  • реконструкция действующего предприятия;
  • приобретение нематериальных активов;
  • техническое перевооружение.
  1. Финансовые инвестиции – финансовые вложения в ценные бумаги, такие как акции, облигации, векселя, депозиты банков и другие финансовые инструменты, которые позволяют извлекать прибыль или доход от финансовых вложений.
  2. Интеллектуальные инвестиции – вложение капитала в производство путем покупки патентов, лицензий, ноу-хау, оплаты НИОКР, финансирование подготовки и переподготовки персонала.

Инвестиционная деятельность осуществляется за счет формирования инвестиционных ресурсов (таблица 1.2) [15].

Таблица 1.2 – Основные источники формирования инвестиционных ресурсов

Собственные источники

Привлекаемые источники

Заемные источники

Чистая прибыль, направляемая на инвестиции

Амортизационные отчисления

Реинвестируемая часть внеоборотных активов

Иммобилизуемая в инвестиции часть оборотных активов

Эмиссия акций акционерного общества

Взносы в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью

Государственные средства, предоставляемые на целевое инвестирование в виде грантов, долевого участия

Коммерческий кредит

Кредиты банков и других кредитных организаций

Эмиссия облигаций предприятия

Целевой государственный инвестиционный кредит

Финансовый инвестиционный лизинг

В условиях необходимости обновления и расширения материально– технической базы производства особое значение приобретает лизинг. Федеральный закон «О финансовой аренде (лизинге)» определяет лизинг как совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числе приобретением предмета лизинга. В соответствии с договором лизинга арендодатель (далее – лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (далее – лизингополучатель) имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Договором лизинга может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имущества осуществляется лизингодателем. Лизинговая деятельность – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его в лизинг [2].

В соответствии с Законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» инвестиционный проект – это обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектная документация, а также описание действий по осуществлению инвестиций [1].

Создание и реализация инвестиционного проекта включает следующие этапы [5]:

  • формирование инвестиционного замысла (идеи);
  • исследование инвестиционных возможностей;
  • технико–экономическое обоснование проекта;
  • подготовка контрактной и проектной документации;
  • строительно–монтажные работы и эксплуатация объекта;
  • мониторинг экономических показателей.

При экономической оценке эффективности инвестиционного проекта используются широко известные в мировой практике показатели:

  • чистый дисконтированный доход (NPV);
  • период окупаемости (PP);
  • индекс рентабельности (прибыльности) (PI).

Чистый дисконтированный доход (общий финансовый итог от реализации проекта) – это разница между инвестированными затратами и будущими поступлениями, приведенными в эквивалентные условия, то есть разность между приведенными стоимостями поступлений и отчислений денежных средств.

Чистый приведенный доход (NPV) определяется по формуле (1.5) [25]:

NPV = (1.5)

где (Со)t – первоначальные инвестиции в году (t), считая от даты начала

инвестиций, руб.;

вложения капитала, руб.;

(CF)t – финансовый итог в году (t), посчитанный без первоначальных

инвестиций (если они приходятся на этот год), руб.;

отдача на вложенный капитал, руб.

В мировой практике существует правило NPV: одобрять все независимые инвестиции с общим финансовым итогом, большим или равным нулю, и отклонять все инвестиционные проекты с общим финансовым итогом, который меньше нуля. Это правило означает, что проект стоит осуществлять, даже с использованием заемного капитала.

Период окупаемости инвестиций (PP) – время, которое требуется, чтобы инвестиции обеспечили достаточные поступления денег для возмещения инвестиционных расходов. Общая формула для расчета периода окупаемости инвестиций (1.6) [25]:

РР = n, при котором (1.6)

где n – число периодов;

CFt – приток денежных средств в периоде t, руб.;

I0 – величина исходных инвестиций в нулевой период, руб.

Под индексом рентабельности (PI) понимают величину, равную отношению приведенной стоимости ожидаемых потоков денег от реализации проекта к начальной стоимости инвестиций. Показатель рассчитывается по формуле (1.7) [25]:

PI = (1.7)

где NCFi – чистый денежный поток для i-го периода, руб.;

Inv – начальные инвестиции, руб.;

r – ставка дисконтирования.

При этом если: PI > 1, то проект следует принять; PI < 1, то проект следует отвергнуть; PI = 1, то проект не является ни прибыльным, ни убыточным (капиталовложения равны потоку доходов).

Оценка вероятности того или иного результата инвестиционного проекта требует, чтобы человек, принимающий решение, мог предвидеть множество возможных вариантов и был в состоянии оценить вероятность наступления каждого из них. Окончательное инвестиционное решение может приниматься на различных иерархических уровнях организации. Это зависит от объема, типа и рискованности капитальных вложений.

Выводы по разделу один

В обобщенном виде прибыль отражает конечные результаты работы предприятий, характеризует экономическую эффективность их хозяйственной деятельности. Роль прибыли проявляется в ее функциях, основными из которых являются: стимулирующая, как фактор развития производства; воспроизводственная, как показатель разницы между доходами и затратами; контрольная, как критерий оценки эффективности деятельности экономического объекта. Для целей управления каждое предприятие должно иметь свою классификацию прибыли. Однако за основу принимается классификация видов прибыли, отраженных в отчете о финансовых результатах предприятия. В соответствии с данным финансовым документом прибыль предприятия может принимать следующие формы: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

Управление прибылью представляет собой комплексную, интегрированную в общую концепцию управления предприятием систему, ориентированную на решение тактических и стратегических задач. Управление прибылью имеет целью обеспечение реализации интересов собственников, роста рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности предприятия в процессе его развития. Эффективное управление прибылью основывается на соблюдении ряда принципов и предполагает решение комплекса задач, к числу важнейших из которых относятся: увеличение доходов и сокращение расходов на единицу продукции.

Процесс управления прибылью представляет собой реализацию программы действий в сфере определения приоритетных направлений формирования, распределения и использования прибыли. Процесс управления прибылью осуществляется в несколько этапов, важнейшими из которых являются: идентификация различных видов прибыли организации в процессе их учета; анализ тенденций изменения прибыли организации в предшествующем периоде; исследование и прогнозирование факторов, влияющих на формирование прибыли организации; обеспечение эффективного контроля прибыли организации.

2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ

НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ЗЛАТМАШ»

2.1 Технико–экономическая и организационная характеристика

предприятия

Оборонная промышленность является одним из важнейших аспектов внутренней и внешней политики любого государства. Более 2 тысяч промышленных предприятий и научно–исследовательских организаций обеспечивают Россию и страны СНГ оборонными продуктами, гарантирующими безопасность и стабильность внутренних и внешних процессов. Сегодня на предприятия оборонно–промышленного комплекса России приходится около 5–6% промышленного производства страны, а доля оборонной промышленности в ВВП России составляет около 4% [75].

Активно развивая экспортные отношения, российская оборонная промышленность сталкивается с конкурентными преимуществами других поставщиков. Поэтому все предприятия оборонного комплекса страны ведут активную деятельность по технической модернизации производства. Специалисты считают, что российский оборонно-промышленный комплекс находится в серьезном кризисе – и в области инвестиций, и в техническом плане. Несмотря на возрастающие из года в год экспортные показатели, на инновационные процессы в оборонных отраслях оказывает негативное влияние ряд проблем [74]:

  • старение производственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватает денежных средств;
  • увеличение среднего возраста сотрудников оборонных предприятий;
  • недостаточное финансирование НИОКР оборонной тематики, приводящее к проблемам с разработкой и выпуском в России вооружений и военной техники новых поколений;
  • усиление экспортной ориентации производства российских вооружений и военной техники.

Финансово–экономическая ситуация на отдельных предприятиях оборонно-промышленного комплекса складывается по-разному, устойчивость предприятий, в основном, по–прежнему сильно зависит от наличия или отсутствия экспортных контрактов, размера гособоронзаказа, выделения бюджетных средств. Основным источником финансирования остаются собственные средства предприятий (около 65% от общего объема инвестиций), при этом государственные инвестиции составляют около 12,5% от общего объема инвестиций, предназначенных для финансирования гособоронзаказа и федеральных целевых программ [75].

Усугубляет финансовую ситуацию оборонных предприятий России тот факт, что федеральный бюджет в части финансирования военно–промышленного комплекса не выполняется. Прошлогодние долги Правительства ложатся тяжелой ношей и на новый финансовый год, обостряя еще более имеющиеся проблемы. Оборонные предприятия, не имея своевременного авансирования оборонного заказа и конверсионных программ из федерального бюджета, вынуждены брать кредиты в коммерческих банках, закладывать свое имущество, чтобы начать производственный цикл или выкупить заказанное ранее для реализации конверсионных программ оборудование. Не получая своевременно средств из бюджета, многие предприятия не могут расплатиться за кредиты и оказываются на грани банкротства.

Данные тенденции находят свое отражение в финансово–хозяйственной деятельности ОАО «Златмаш», на примере которого будут рассмотрен процесс управления прибылью.

Предприятие ОАО «Златмаш» создано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.06.2007 г. №382 и распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области от 29.12.2008 г. №1762–р путем реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Производственное объединение «Златоустовский машиностроительный завод» (ФГУП «ПО «ЗМЗ»).

Акционерами Общества, являются:

  • Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом с долей в уставном капитале 25,5%;
  • Открытое акционерное общество «Государственный ракетный центр имени академика В.П. Макеева» с долей в уставном капитале 74,5%.

ОАО «Златмаш» относится к машиностроительной отрасли экономики. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 г. №1226–р предприятие входит в перечень стратегических предприятий.

Общество создано в целях обеспечения обороноспособности РФ, сохранения и развития научно-производственного потенциала ракетно–космической промышленности, мобилизации ресурсов для создания высокоэффективных ракетных комплексов стратегического назначения, космических систем и аппаратов, удовлетворения общественных потребностей и извлечения прибыли.

В соответствии с Уставом Общество осуществляет свыше 100 видов деятельности. В качестве приоритетных видов определены следующие направления деятельности Общества:

  • разработка, производство, модернизация, эксплуатация и утилизация ракетных комплексов стратегического назначения;
  • разработка и производство космических аппаратов гражданского назначения и средств их выведения;
  • оказание услуг по запуску космических аппаратов отечественных и зарубежных пользователей, в том числе с помощью ракет–носителей, создаваемых путем переоборудования серийных баллистических ракет подводных лодок.

Общество осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие основные виды деятельности (предмет деятельности):

  • разработка систем вооружения и военной техники;
  • производство систем вооружения и военной техники;
  • ремонт систем вооружения и военной техники;
  • утилизация систем вооружения, военной техники, специальных средств самообороны, боеприпасов;
  • производство бытовых электрических приборов и др.

Организационная структура управления предприятия построена по линейно-функциональному типу и представлена на рисунке 2.1. Руководитель предприятия осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.

Рисунок 2.1 – Укрупненная организационная

структура управления ОАО «Златмаш»

Управление делами Общества осуществляется посредством функционирования его органов. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. На очередном общем собрании акционеров Общества решаются следующие вопросы: утверждение докладов ревизора и заключений независимого аудитора; утверждение годового бухгалтерского баланса;

распределение прибыли между акционерами Общества.

Исполнительным органом Общества, непосредственно ведущим предпринимательскую деятельность Общества, является генеральный директор. Он обладает двумя основными, тесно связанными между собой функциями – управление делами Общества и представление интересов Общества перед третьими лицами. На свою должность генеральный директор назначается общим собранием учредителей Общества.

Основными линейными руководителями на предприятии являются: главный инженер (зам. директора по производству), главный экономист, зам. директора по маркетингу, зам. директора по труду и кадрам.

Экономические показатели деятельности предприятия в соответствии с бухгалтерской отчетностью (приложение Б) приведены в таблице 2.1.

Таблица 2.1 – Основные показатели финансово–хозяйственной деятельности

ОАО «Златмаш» за 2010–2012 гг.

В тысячах рублей

Показатели

Период, годы

Отклонения по годам

Темп прироста по годам, %

2010

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Выручка

2001744

2064466

3050917

62722

986451

3,13

47,78

Прибыль от продаж

123232

127950

232036

4718

104086

3,83

81,35

Прибыль до налогообложения

15617

12374

150209

–3243

137835

–20,77

1113,91

Чистая прибыль

2586

2200

109055

–386

7855

–14,93

4857,05

Имущество (активы)

2556261

3233314

3317160

677053

83846

26,49

2,59

Собственный капитал в валюте баланса, %

24,48

49,22

51,14

24,74

1,92

101,06

3,90

Рентабельность, %

  • продаж

6,16

6,20

7,61

0,04

1,42

0,65

22,74

  • активов по прибыли до налогообложения

0,61

0,38

4,53

–0,23

4,15

–37,70

1092,10

  • собственного капитала по чистой прибыли

0,44

0,14

6,63

–0,30

6,49

–68,18

4735,71

Показатели ликвидности

  • текущей ликвидности

1,18

1,16

1,30

–0,02

0,14

–1,69

12,07

  • абсолютной ликвидности

0,02

0,08

0,01

0,06

–0,07

300,0

–87,50

Продолжение таблицы 2.1

В тысячах рублей

Показатели

Период, годы

Отклонения по годам

Темп прироста по годам, %

2010

2011

2012

2011

2012

2011

2012

Показатели деловой активности, обороты

  • коэффициент оборота текущих активов

1,59

1,87

2,77

0,28

0,90

17,61

48,13

  • коэффициент оборота запасов и затрат

2,21

2,61

4,41

0,40

1,80

18,10

68,97

В соответствии с данными таблицы 2.1 видно, что предприятие увеличивает объемы продаж. Темпы прироста выручки за период 2010–2011 годы составляют 3,13%, а за период 2011–2012 гг. 47,78%. Темпы прироста прибыли (от продаж, до налогообложения, чистой) в 2012 г. значительно опережают темпы прироста выручки от продаж, что характеризует управление затратами на предприятии как эффективное.

Имущественный потенциал предприятия за период 2010–2011 гг. возрос на 26,49%, а за период 2011–2012 гг. на 2,59%. В источниках финансирования отмечаются положительные изменения, обусловленные увеличением доли собственного капитала (51,14% в 2012 г.).

Эффективность финансово–хозяйственной деятельности предприятия повышается, так показатели рентабельности (продаж, активов, собственного капитала) в 2012 г. значительно возросли. Доля прибыли в рыночной цене продукции предприятия составляет 7,61%, а рентабельность активов – 4,53%.

Важнейший показатель, характеризующий платежеспособность предприятия, – коэффициент текущей ликвидности увеличивается и на конец периода составляет 1,30, что свидетельствует о низких платежных возможностях предприятия (норматив 2,0). Деловая активность предприятия повышается, о чем свидетельствует ускорение оборачиваемости текущих активов в целом и запасов, в частности.

2.2 Анализ состава, структуры и динамики финансовых результатов

Состав и динамика финансовых результатов предприятия исследуются по данным таблицы 2.2.

Таблица 2.2 – Состав и динамика финансовых результатов ОАО «Златмаш»

за 2010–2012 гг.

В тысячах рублей

Показатели

Период, годы

Изменение по годам

2010

2011

2012

2011

2012

в

абсолютной величине

темп прироста, %

в

абсолютной величине

темп прироста, %

Выручка

2001744

2064466

3050917

62722

3,13

986451

47,78

Себестоимость продаж

1837600

1894689

2757143

57089

3,11

862454

45,52

Валовая прибыль

164144

169777

293774

5633

3,43

123997

73,04

Коммерческие расходы

40912

41287

61738

375

0,92

20451

49,53

Прибыль от продаж

123232

127950

232036

4718

3,83

104086

81,35

Проценты к получению

0

810

405

810

405

50,0

Проценты к уплате

28212

28250

26644

38

0,13

–1606

–5,68

Доходы от участия в других организациях

0

0

23

0

23

Прочие доходы

25714

24764

135086

–950

–3,69

110322

445,49

Прочие расходы

105117

112900

190697

7783

7,40

77797

68,91

Прибыль до налогообложения

15617

12374

150209

–3243

–20,77

137835

1113,91

Чистая прибыль отчетного периода

2586

2200

109055

–386

–14,93

7855

4857,05

В соответствии с данными таблицы 2.2 прибыль от продаж за период 2010 –2011 гг. возросла на 4718 тыс. руб., или на 3,83%, а за период 2011–2012 гг. на 104086 тыс. руб., или на 81,35%.

Такое существенное увеличение прибыли от основной деятельности в

2012 г. обусловлено, прежде всего, увеличением выручки (на 986451 тысяч рублей, или на 47,78%). Помимо этого, произошло сокращение себестоимости проданной продукции в расчете на единицу продукции, о чем свидетельствуют опережающие темпы прироста выручки над себестоимостью продаж (47,78% по сравнению с 45,52%).

Коммерческие расходы отрицательно повлияли на прибыль от продаж, так как в 2012 г. зафиксирован их прирост на 49,53%, что выше темпов прироста выручки.

В связи с увеличением доли собственного капитала в источниках финансирования предприятия снижается потребность в заемном капитале, что проявляется в сокращении сумм по статье отчета о финансовых результатах «Проценты к уплате». Данные расходы за период 2011–2012 гг. сократились на 1606 тыс. руб., или на 5,68%.

На протяжении всего исследуемого периода наблюдается превышение прочих расходов над прочими доходами, что негативно влияет на прибыль до налогообложения.

Динамика финансовых результатов деятельности предприятия представлена на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Динамика финансовых результатов

ОАО «Златмаш» за 2010–2012 гг.

В результате влияния всех доходов и расходов чистая прибыль предприятия за период 2010–2011 гг. сократилась на 386 тыс. руб., или на 14,93 процента. За период 2011–2012 гг. предприятием получен прирост чистой прибыли на 7855 тыс. руб., или почти в 50 раз.

Структура финансовых результатов исследуется по данным таблицы 2.3.

Таблица 2.3 – Анализ структура финансовых результатов ОАО «Златмаш»

за 2010–2011 гг.

В процентах

Показатели

Периоды, годы

Отклонение

2011 год

2012 год

Отклонение

2012 год

2010

2011

Выручка

100

100

100

Себестоимость продаж

91,80

91,78

– 0,02

90,37

– 1,41

Валовая прибыль

8,20

8,22

0,02

9,63

1,41

Коммерческие расходы

2,04

2,00

– 0,04

2,02

0,02

Прибыль от продаж

6,16

6,20

0,06

7,61

1,41

Проценты к получению

0

0,04

0,04

0,01

– 0,03

Проценты к уплате

1,41

1,37

– 0,04

0,87

– 0,50

Прочие доходы

1,28

1,20

– 0,08

4,43

3,23

Прочие расходы

5,25

5,47

0,22

6,25

0,78

Прибыль до налогообложения

0,78

0,60

– 0,18

4,92

4,32

Текущий налог на прибыль

0,19

0,91

0,72

0,92

0,01

Прочие отчисления от прибыли

0,06

0,04

– 0,02

0,10

– 0,03

Чистая прибыль

0,13

0,11

– 0,02

3,57

3,46

По данным таблицы 2.3 видно, что на протяжении 2010–2012 годов происходит снижение удельного веса себестоимости продаж в выручке (с 91,80 процентов в 2010 г. до 90,37% в 2012 г.). В то же время, удельный вес коммерческих расходов в выручке за период 2011–2012 гг. возрос на 0,02% и составил 2,02%.

Доля прибыли от продаж в выручке (рентабельность продаж) за период 2010–2012 гг. увеличилась с 6,16% до 7,61%, что позволяет сделать вывод о повышении эффективности основной деятельности предприятия.

Происходит увеличение удельного веса прибыли до налогообложения (с 0,78% в 2010 г. до 4,92% в 2012 г.) и чистой прибыли (с 0,13% до 3,57% за период 2010–2012 гг.).

В целом, изменения в структуре выручки, происходящие на предприятия в рассматриваемом периоде, следует охарактеризовать как благоприятные, о чем свидетельствует увеличение удельного веса всех показателей прибыли (от продаж, до налогообложения, чистой) в выручке от продажи продукции предприятия.

2.3 Факторный анализ доходов, расходов и прибыли

Выручка от продаж представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов текущей (уставной) деятельности предприятия и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов.

Для оценки эффективности менеджмента большое значение имеет анализ ресурсов предприятия на предмет их наличия, динамики, качества, производительности, т.е. эффективности использования трудовых ресурсов, оборотных активов и основных средств. Именно от того, какими ресурсами и финансовыми активами располагает предприятие и насколько эффективно оно их использует, зависят конечные результаты ее деятельности. Поэтому анализ должен быть направлен на установление влияния этих факторов на доходы предприятия (выручку от продаж).

Расчет прироста выручки за счет использования производственных ресурсов в разрезе интенсивных и экстенсивных факторов приведен в таблице 2.4.

В соответствии с данными, представленными в таблице 2.4, за период 2011–2012 гг. выручка от продажи продукции предприятия возросла на 986451 тысяч рублей. Рассматривая влияние использования трудовых ресурсов и основных средств, следует отметить, что прирост выручки в основном обеспечен ростом производительности труда и повышением фондоотдачи.

Таблица 2.4 – Факторный анализ выручки ОАО «Златмаш» за 2011–2012 гг.

В тысячах рублей

Показатели

Обозначение, расчет

Период, годы

Отклонение за 2012 год

2011

2012

Выручка

N

2064466

3050917

986451

Среднесписочная численность персонала, чел.

R

3013

3067

54

Производительность труда

ПТ = N / R

685,19

994,76

309,57

Среднегодовая первоначальная стоимость основных средств

F

3051464

3453938

402474

Фондоотдача, руб./руб.

ФО = N / F

0,6765

0,8833

0,2068

Средняя величина оборотных активов

ОА

1144079

1101187

– 42892

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов, обороты

КОБ = N / ОА

1,804

2,771

0,967

Общее изменения выручки под влиянием трудовых факторов, всего, в том числе за счет изменения:

NТР =

= NЭКС ТР + NИНТ ТР

986451

  • численности персонала

NЭКС ТР = ПТ0 · (R1 – R0)

37000

  • производительности труда работников

NИНТ ТР = R1 · (ПТ1 – ПТ0)

949451

Общее изменения выручки под влиянием эффективности использования основных средств, всего, в том числе за счет изменения

NОС =

= NЭКС ОС + NИНТ ОС

986451

  • стоимости основных производственных фондов

NЭКС ОС = ФО0 · F

272274

  • фондоотдачи

NИНТ ОС = F1 · ФО

714177

Общее изменения выручки под влиянием эффективности использования оборотных средств, всего, в том числе за счет изменения:

NОА =

= NЭКС ОА + NИНТ ОА

986451

  • объемов оборотных средств

NЭОА = КОБ0 · ОА

– 77377

  • коэффициента оборачиваемости

NИОА = ОА1 · КОБ

1063828

В использовании оборотных средств имеют место как положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на выручку от продаж.

В таблице 2.5 обобщены результаты факторного анализа выручки от продаж в разрезе экстенсивных и интенсивных факторов.

Таблица 2.5 – Результаты факторного анализа выручки от продаж в разрезе

интенсивных и экстенсивных факторов ОАО «Златмаш» за период

2011–2012 гг.

В тысячах рублей

Факторы

Влияние факторов

Структура факторов, %

Изменение выручки всего, в том числе за счет:

986451

100,0

Эффективности использования трудовых ресурсов

  • интенсивный фактор (производительность труда)

949451

96,25

  • экстенсивный фактор (численность персонала)

37000

3,75

Эффективности использования основных средств

  • интенсивный фактор (фондоотдача)

714177

72,40

  • экстенсивный фактор (стоимость основных средств)

272274

27,60

Эффективности использования оборотных средств

  • интенсивный фактор (оборачиваемость)

1063828

107,84

  • экстенсивный фактор (стоимость оборотных средств)

– 77377

– 7,84

Результаты факторного анализа выручки показали, что трудовые факторы (численность персонала и производительность труда) оказали положительное влияние на выручку – наибольший прирост показателя (на 949451руб.) был обеспечен ростом производительности труда.

Анализ прироста выручки в разрезе эффективности использования основных средств свидетельствует о том, что рост выручки связан как с увеличением стоимости основных средств, так и с повышением эффективности их использования. За счет этих факторов выручка возросла соответственно на 272274 тыс. руб. и 714177 тыс. руб.

Отрицательное влияние на выручку от продаж оказало снижение стоимости оборотных активов, за счет этого фактора выручка снизилась на 77377 тысяч рублей. Ускорение оборачиваемости оборотных активов оказало положительное влияние на выручку, увеличив показатель на 1063828 тысяч рублей.

Использование производственных ресурсов преимущественно интенсивное, что свидетельствует об эффективном использовании ресурсов предприятия.

Анализ расходов выступает одним из элементов системы управления предприятия и имеет своей целью изыскивать возможности увеличения или, как минимум, стабилизации абсолютных и относительных показателей доходности коммерческой организации – прибыли и рентабельности.

Анализ расходов по обычным видам деятельности в разрезе элементов затрат представлен в таблице 2.6. источником информации являются данные Пояснений к бухгалтерскому балансу.

Таблица 2.6 – Факторный анализ расходов по обычным видам деятельности

ОАО «Златмаш» в разрезе элементов затрат за 2011–2012 гг.

Показатели

Период, годы

Отклонение

за 2012 год

Темп прироста за 2012 год, %

Доля фактора в изменении затрат, %

2011

2012

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

в тыс. руб.

удельного веса, %

Материальные затраты

1067816

60,83

1736130

61,59

668314

0,76

62,59

62,87

Затраты на оплату труда

471670

26,87

761225

27,01

289555

0,14

61,39

27,24

Отчисления на социальные нужды

120269

6,85

191617

6,80

71348

– 0,05

59,32

6,71

Амортизация

40749

2,32

49697

1,76

8948

– 0,56

21,96

0,84

Прочие затраты

55048

3,15

79970

2,84

24922

– 0,31

45,27

2,34

Итого

1755552

100

2818639

1063087

60,56

В соответствии с данными таблицы 2.6 структура расходов по обычным видам деятельности в разрезе элементов показывает, что самый значительный элемент расходов – материальные расходы (61,59% в 2012 г.).

В 2012 г. темп прироста затрат по обычным видам деятельности составил 60,56%, прирост произошел по всем без исключения элементам затрат. Наибольшее увеличение приходится на материальные затраты и затраты на оплату труда. Структура расходов остается относительно стабильной из года в год, что свидетельствует о контролируемости расходов менеджментом.

Анализ расходов по обычным видам деятельности в разрезе функций расходов представлен в таблице 2.7. Источником информации для анализа являются данные отчета о финансовых результатах (приложение Б).

Таблица 2.7 – Факторный анализ себестоимости ОАО «Златмаш» в разрезе

функций затрат за 2011–2012 гг.

Показатели

Период, годы

Отклонение

за 2012 год

Темп прироста за 2012 год, %

Доля фактора в изменении затрат, %

2011

2012

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

в тыс. руб.

удельного веса, %

Себестоимость реализованной продукции

1894689

97,87

2757143

97,81

862454

– 0,06

45,52

97,68

Коммерческие расходы

41287

2,13

61738

2,19

20451

0,06

49,53

2,32

Итого

100

100

882905

45,61

Изучение структуры расходов по функциям – производство и сбыт – позволяет сделать вывод о том, что доля расходов на производство снижается, а доля расходов на сбыт продукции растет. Так, в 2012 г. доля расходов на производство снизилась по сравнению с 2011 г. на 0,06% и составила 97,81 процента, прирост коммерческих расходов составил 49,53%, что свидетельствует об активизации сбытовой политики предприятия. Рост себестоимости реализованной продукции обеспечил 97,68% роста текущих расходов.

Структура и динамика затрат по статьям себестоимости продукции исследуется в таблице 2.8.

Таблица 2.8 – Анализ затрат по обычным видам деятельности по статьям

себестоимости продукции в ОАО «Златмаш» за 2011–2012 гг.

Показатели

Период, годы

Отклонение

за 2012 год

Темп прироста за 2012 год, %

Доля фактора в изменении затрат, %

2011

2012

тыс. руб.

удельный вес, %

тыс. руб.

удельный вес, %

в тыс. руб.

удельного веса, %

Сырье и основные материалы

762436

43,43

1226672

43,52

464236

0,09

60,89

43,67

Покупные изделия, услуги сторонних организаций

142551

8,12

229437

8,14

86886

0,02

60,95

8,17

Топливо и энергия

125698

7,16

209143

7,42

83445

0,26

66,39

7,85

Зарплата производственных рабочих с отчислениями

408517

23,27

646032

22,92

237515

– 0,37

58,14

22,34

Общехозяйственные и общепроизводственные расходы

189951

10,82

298776

10,60

108825

– 0,22

57,29

10,24

Потери от брака

48102

2,74

86532

3,07

38430

0,33

79,89

3,61

Прочие производственные расходы

37010

2,11

60319

2,14

23309

0,03

62,98

2,19

Расходы на продажу

41287

2,35

61728

2,19

20441

– 0,16

49,51

1,93

Итого полная себестоимость

60,56

Рассматривая структуру затрат по статьям (таблица 2.8), можно отметить, что наибольший удельный вес в ней занимают затраты на сырье и основные материалы (43,52% в 2012 г.), что вполне характерно для промышленных предприятий машиностроительной отрасли экономики.

Другой наиболее значимой статьей затрат является заработная плата с отчислениями на социальные нужды производственных рабочих (22,92% в 2012 году). Именно эти статьи обеспечили 43,67 и 22,34% прироста всех затрат на производство и реализацию продукции предприятия в 2012 г.

В структуре затрат существенных изменений не произошло, несколько сократился удельный вес таких статей как заработная плата производственных рабочих (на 0,37%), общехозяйственные и общепроизводственные расходы (на 0,22%), прочие производственные затраты (на 0,16%). По остальным статьям наблюдается незначительное увеличение удельного веса.

Особую тревогу вызывает увеличение по статье «Потери от брака» (на 79,89%), что обеспечило 3,61% роста всех затрат. Удельный вес данной статьи составляет 3,07% в совокупных затратах по текущей деятельности предприятия. Следовательно, сокращение потерь от брака в производстве необходимо рассматривать как резервы роста прибыли предприятия.

Затраты на 1 руб. продукции занимают в настоящее время одно из центральных мест среди показателей себестоимости промышленной продукции. Расчет влияния факторов на изменение уровня затрат на 1 руб. продукции проведен в приложении В. Результаты расчетов обобщены в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Результаты факторного анализа показателя себестоимости

продукции в расчете на 1 рубль выручки от продаж

ОАО «Златмаш» за 2012 г.

Факторы

Влияние факторов

Изменение полной себестоимости производства и продажи продукции в расчете на 1 руб. выручки, всего, в том числе за счет изменения:

0,0735

  • общего объема проданной продукции в количественном выражении

0,4099

  • суммы переменных расходов в расчете на единицу проданной продукции

0,0094

  • общей величины условно-постоянных расходов

0,0956

  • выручки от продаж

– 0,4414

В соответствии с результатами факторного анализа, доля себестоимости продукции в выручке от продаж за 2012 г. увеличилась на 0,0735.

На изменение полной себестоимости производства и продажи продукции в расчете на 1 руб. выручки от продаж повлияли следующие факторы. Рост объема проданной продукции в количественном выражении увеличил полную себестоимость производства и продажи продукции в расчете на 1 руб. выручки от продаж на 0,4099. Рост суммы переменных расходов в расчете на единицу проданной продукции увеличил полную себестоимость производства и продажи продукции в расчете на 1 руб. выручки от продаж на 0,0094. Рост суммы условно-постоянных расходов увеличил полную себестоимость производства и продажи продукции в расчете на 1 руб. выручки от продаж на 0,0956. Увеличение выручки от продаж сократило полную себестоимость производства и продажи продукции в расчете на 1 руб. выручки от продаж сократилась на 0,4414. Следовательно, для дальнейшего сокращения затрат, приходящихся на единицу проданной продукции, необходимо стремиться к наращиванию объемов продаж.

Важная составляющая прибыли предприятия – прибыль от продаж. Факторный анализ прибыли от продаж позволяет оценить резервы повышения эффективности производства, сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.