Проблемы сна и сновидений в науке

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Исторический аспект возникновения научного интереса к сновидениям…………………………………………………………………….....5

Глава 2. Теоретические основы проблемы сна и сновидений в науке………………………………………………………………………………8

2.1. Сон и сновидения как психический феномен………………………………8

2.2. Физиологические основы сна…………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………………….20

Список литературы…………………………………………………………..….21

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Со времен глубокой древности ум человека занимали вопросы: что такое сон, чем он вызван и почему все люди и животные испытывают в нем непреодолимую потребность.

Изучая явления, происходящие в организме во время сна, было установлено его благотворное влияние. Экспериментально был доказано, что во время сна организм не замирает, а восстанавливается после длительного бодрствования. Сон особенно необходим для восстановления функций нервной системы, главным образом головного мозга.

Во время сна дыхание человека становиться более глубоким и редким, медленнее бьется сердце. Все органы отдыхают и восстанавливают свои функции. Только мозг во время сна пользуется относительным покоем. Биологическое значение сна заключается в восстановлении работоспособности организма, утомленного в период бодрствования.[3] Поэтому изучение данной проблемы является актуальным и интересным.

Цель работы - изучить особенности сна и сновидений, а так же роль сновидения в жизни человека.

Объект работы - особенности сон и сновидений.

Предмет работы - роль сновидения в жизни человека.

Задачи работы:

1. Рассмотреть исторический аспект возникновения научного интереса к сновидениям

2. Изучить особенности сна и сновидений как психического феномена.

3. Рассмотреть физиологические основы сна.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование.

Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, З. Фред, Даннелл С., Ротенберг В., Тейлор Дж., Юнг К., Крипнер С., Моррисон Э., Касаткин В.Н., Левин Я.И., Корабельникова Е.А., Ковальзон В.М., и др.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ИНТЕРЕСА К СНОВИДЕНИЯМ

Донаучный период интереса человека к сновидениям имеет длительную историю. Сколько пребывает человечество на земле, столько существует этот интерес. Тема сновидений этого долгого исторического этапа окутана пеленой тайны и мистики. Она в большей степени связана с суевериями, приметами, языческими и тотемными культами, религиями, верой в духов, сообщения умерших предков и в божественные

как наука зарождалась в рамках философии. Первые древнегреческие философы, конечно, не могли обойти вниманием такой психический феномен как сны. Аристотель придавал им функцию воображения и считал их побочным продуктом предыдущих ощущений. Согласно Платону, печень является биологическим очагом сновидений. [11]

Впервые о связи телесности и снов в греческой культуре заговорил Ф. Ницше, ведь именно так - телесно, следует понимать его теорию «аполлонически-дионисийской» античной культуры. Он обратил внимание на то, что сны древних греков имеют аполлоническую природу. Связь феномена «поверхности» со сновидением определенным образом указывает на телесность последнего. В отношении античности речь здесь должна идти лишь о некотором объективируемом образе тела.

Уже в самых ранних мифоэпических предпосылках формирования философии сновидения отчетливо прослеживается некоторая общность подхода к этой проблеме. Назовем ее «теорией образов». В сомнологии Гомера выделяется понятие «образ» как одна из форм сновидения. Однако такое представление о сновидении, бытующее в античной культуре, очень древнее, нельзя приписывать его создание Гомеру.

С. Я. Лурье, например, считал, что оно пришло в Элладу от персов. Демокрит говорит об «образах» как о тонких двойниках человека, состоящих из мельчайших атомов и носящихся в воздухе.

Предполагая наличие ряда поверхностных эффектов (смысл, граница и пр.), можно выявить аспекты проявления телесности в сновидении. Только следуя поверхности, мы можем переходить от тела к бестелесному и обратно. Согласно Платону, сновидения относятся к образам без вещей. [6]

Образ сновидения в культуре античности есть телесная (чувственно воспринимаемая) и «говорящая» форма (по Цицерону). Сон приходит, становясь «над главой» у спящего, и вещает. Сновидение есть постоянно становящееся, оно не может быть достоверно зафиксировано.

Т. Гоббс видел во снах фантомы прошлых ощущений, обратную сторону человеческого воображения. Р. Декарт считал, что это результат деятельности органов чувств спящего, отвечающих его желаниям.

К началу XX века формировались физиологические модели сновидений. Согласно Павлову, сновидения - это результат возбужденных очагов нервных клеток головного мозга в процессе торможения.

Подлинной революцией в изучении и осознании психического (многоуровневой конструкт) явилось параллельное исследование и открытия в Европе основоположника известного в мире психоанализа - 3. Фрейда.

Первая серьезная научная попытка психологического, а не физиологического объяснения феномена сновидений дала мощный толчок к поиску новых путей и возможностей в исследовании снов разными учеными. Сны заняли свое достойное место в общей психологической структуре других множественных психических проявлений человека. [10]

Великие психоаналитики и неофрейдисты Адлер, Фромм, Берн, Роджерс, Маслоу, Перлз вслед за Фрейдом стремились более основательно проработать проблему сновидений. Неоценимый вклад в понимание сновидений внес Карл Густав Юнг, значительно расширив и дополнив их мифологическим и духовным содержанием. Аналитическая психология Юнга пролила новый, дополнительный свет на сущность сновидений.

Важным событием в 1927 г. явилось открытие Бергера, который показал, что разность электрических потенциалов мозга может быть измерена и записана в виде графика - энцефалограммы. В 1937 г. Лумис, Харвей и Хобарт впервые осуществили электроэнцефалографическое описание сна. Теперь сон и сновидения можно было изучать лабораторно. Таким образом, появилась возможность более детального и научного изучения сновидений. [14]

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ СНА И СНОВИДЕНИЙ В НАУКЕ

2.1. Сон и сновидения как психический феномен

Сновидения предоставляют доступ к недоступным в состоянии бодрствования областям бессознательного. Не будучи специалистом, можно заметить, что сны достаточно часто отражают наши ожидания, связанные с будущим. Так, страх провалиться на экзамене вызывает у выпускника школы сновидение соответствующего содержания. Однако язык сновидения редко бывает столь однозначен. Например, ситуация экзамена может сниться людям, которые давно закончили обучение и не сдают никаких экзаменов. Кроме того, сновидения богаты на странные, непривычные «декорации», так что событие, осознаваемое во сне как «экзамен» может более всего напоминать, с точки зрения обыденного восприятия, сцену из «пьесы абсурда». Категория времени во сне является намного более относительной, чем в состоянии бодрствования. Например, сновидец точно знает, «что будет дальше» (т.е. имеет четкую информацию о «будущем»), но, в то же время, не может определить, «с чего все началось» и «как здесь оказался» (т.е. не ориентируется в «прошлом»). Фрейд замечает, что, как правило, во сне «мысли, выражающие пожелание на будущее, замещены картиной, протекающей в настоящем». [12]

Во сне не соблюдается такая характеристика времени, как однонаправленность (из прошлого в будущее). Поэтому во сне мы часто сталкиваемся с темпоральными аномалиями: участвуем одномоментно во взаимоисключающих или разнесенных в «пространстве» действиях или переживаем ситуацию «и тут все началось сначала». Возможно, богатая символами и сложными взаимопереплетениями событий ткань сновидения имеет больше аналогий с понятием «образ будущего», чем наши более рациональные и систематизированные «дневные» представления. Ведь, с одной, стороны, наше будущее конструируется на основе прошлого опыта, а настоящее видим сквозь призму будущего (взаимоперетекание, а не четкое разделение). С другой стороны, образы будущего, как и образы снов - это то, чего объективно не существует. И моделирование образом будущего возможно только с помощью языка символов - то есть того же языка, с помощью которого к нам обращаются сновидения. [1]

Впрочем, не все сновидения носят символический характер и нуждаются в «расшифровывании». Основоположник психоаналитического подхода к толкованию сновидений Зигмунд Фрейд условно делил сновидения на три группы. В первую группу входили сновидения, носящие явный смысл и отражающие будничную, реальную действительность. Вторую группу составляли сны, действие которых происходило в реалистичных условиях, но содержало странные, необычные события. И, наконец, третья группа сновидений характеризовалась неясностью, абсурдностью, с точки зрения бодрствующего сознания, т.е. это были сновидения, несущие в себе не явный, а символический смысл. В качестве примера снов первой категории Фрейд рассматривал сновидения детей. В этих снах, по мнению Фрейда, в неизмененном виде отражаются желания, которые могут быть удовлетворены (или не удовлетворены) в ближайшем будущем ребенка. [7]

Однако ошибкой было бы думать, что абсолютно все детские сны буквальны и не несут в себе никакой символической нагрузки. Младшие школьники уже достаточно часто видят сны, которые можно отнести как ко второй, так и к третьей группе. Особенно часто символическую природу в детских сновидениях приобретают угрожающие образы.

Интересными являются данные исследования детских снов. Так, девятилетнему Тиме К. снится повторяющийся «страшный сон» - он пролетает над извергающимся вулканом. События сна нельзя назвать повседневными, однако, символически они отражают актуальную для мальчика жизненную ситуацию. Не вдаваясь в психоаналитические подробности, отметим, что «вулкан» у Тимы ассоциируется с «опасностью» и вызывает страх. Единственным выходом ему представляется подняться как можно выше, что бы оказаться вне досягаемости для «вулкана». Сделанный им рисунок сна включает в себя только вулкан и маленькую фигурку пролетающего над ним сновидца. На рисунке нет ни земли, ни какой-либо перспективы. В данном случае, полет, вероятно, символизирует уход от реального источника опасности в мир фантазий, что подтверждается данными других исследований. [9]

Функцией сновидения по З. Фрейду является попытка удовлетворения желания. Каждое желание может иметь соответствие с определённым участком поверхности тела (речь в данном случае идет о донарциссическом расщеплённом теле сновидения), что и представляют частичные объекты. В философско-антропологической теории постструктурализма высказанное нами соответствие объектов желания телу предстаёт в виде «тела без органов» - карты сцепления частичных объектов. В своей поздней работе «Шизоаналитические картографии» («Cartographies schizoanalitiques», 1989) Ж. Делёз и Ф. Гваттари как раз и занимаются построением таких карт для различных систем: бессознательного, социума, экономики.

«Я» как поле развертывания сновидения само находится на поверхности и обозначает некоторую поверхность. В качестве «кожной» структуры, «Я» выражает единство поверхности и границы, так как формируется на базе различия «моего» и «иного». Всё это отражается и в структуре сновидения, о чём нам говорит наличие телесной схемы в сновидении. Но кроме этого, наиболее фундаментальный элемент этой структуры - «экран».

Понятие «экрана сновидения» предложено психоаналитиком Б. Левиным и обозначает нечто, на что проецируется картина сновидения, тогда как пространство сновидения - это психическая область, в которой процесс сновидения реализуется как эмпирическая реальность. Это две различные, хотя и дополняющие друг друга психические структуры. Он интерпретировал экран как символ сна (желания спать) и слияния «Я» с грудью в уплощенной форме, к которой бессознательно приравнивается сон, зрительные же образы сновидения представляют желания, способные нарушать состояние сна. В итоге, можно говорить о фундаментальном взаимодействии Я и Другого в сновидении. [12]

Помимо границы и поверхности есть ещё один эффект, возникающий попутно с ними - смысл. В отношении эффектов телесности смысл предстает таким же элементом общей системы, являясь также неотъемлемой частью структуры сновидения.

Смысл, как неотъемлемая часть всякой границы, и в сновидении появляется на границе взаимодействия «я» с Другим, в пространстве которого это «я» в сновидении пребывает. Причём эта граница является продолжением взаимодействия с внешним другим. Для иллюстрации сказанного можно представить себе ленту Мёбиуса, в которой лишь следуя поверхности можно попасть на другую её сторону: стирается различие между сторонами границы, между сновидным и сновидящим телом. Это поверхность скольжения смысла.

Р. Барт высказывается о сигнификации в теории психоанализа: «Известно, что Фрейд рассматривал психику как густую сеть отношений значимости». Таким образом, один из элементов этого отношения представляет собой явный смысл (manifester trauminhalt) - означающее, другой, например, субстрат сновидения - скрытый (latente traumgedanken), действительный - означаемое. Есть и третий элемент, который согласно семантическому треугольнику, представляет собой результат взаимодействия первых двух - знак (само сновидение). [8]

Вернёмся к базовому положению Фрейда о сновидении как галлюцинаторном удовлетворении желания. Желание выражает нехватку. Согласно Лакану, оно имеет «контур», поверхность, которая формируется пространством утраченного объекта.

Сновидение - есть «метафора желания» (Р.О. Якобсон). Желание объекта, которое не знает удовлетворения именно в силу отсутствия оного - это «метонимия нехватки бытия» (Ж. Лакан).

Граница сновидения - это разрыв цепочки означающих, отделяющий скрытое содержание от явного. Психический аппарат из «скрытого» материала производит явный. Такое производство даёт повод некоторым теоретикам рассматривать психический аппарат как машину сновидений. Но машина сновидений оказывается и машиной поверхностей. Каждый элемент сновидения есть форма, поверхность скольжения смысла.

По Юнгу, сны играют важную дополнительную (или компенсаторную) роль в психике Фрейджер, Фрейдимер. «Общая функция снов - попытаться восстановить наш психологический баланс продуцирования материала сна, который восстанавливает трудноуловимым способом общее психическое равновесие». [3]