Семейные ценности в литературе

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……….3

Глава 1. Понятие "Семейные ценности" в английской культуре………..............6

Глава 2. Понятие "Семейные ценности" в немецкой культуре…………..…….10

Глава 3. Понятие "Семейные ценности" в русской культуре…………..............13

Заключение……………………………………………………………………….…18

Список литературы……………………………………………………………...…20

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Неизбежным следствием серьезных экономических, общественных изменений, происходящих в последние десятилетия в мире, является трансформация социокультурных ценностей, в том числе семейных. В семье, являющейся частью общества, отражаются его особенности. В последние годы многие исследователи говорят о кризисе, который переживает современная семья - высокий уровень разводов, малодетность или бездетность, снижение ценности семьи как таковой. Отмечается, что более значимыми ценностями для молодых людей является личностная и профессиональная самореализация, достижение социального успеха. Изменяется и характер семейных ценностей. Важную роль в современной молодой семье приобретает психотерапевтическая функция. Молодые люди, живя в современном динамичном мире, испытывают эмоциональные перегрузки и для них важно, чтобы в семье они находили покой, понимание, поддержку. 1

Семейные ценности оказывают влияние на благополучие супружеских отношений. Они определяют значимость для партнеров сторон семейной жизни. В соответствии со шкалой семейных ценностей в ряду семейных деятельностей на первый план выдвигается та или иная семейная функция - рождение и воспитание детей, организация быта и т.д. Главным семейным ценностям личность склонна уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает у человека разочарование в семейной жизни с данным партнером. Рассогласование семейных ценностей у супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни, приводит к конфликтам, неудовлетворенности. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи, особенностей личности супругов, их жизненной ситуации. 2

На структуру семейных ценностей влияет также национальная принадлежность супругов, так как вероисповедание, семейные национальные, культурные обычаи и традиции накладывают определенный отпечаток на систему взглядов человека. 3

В нашей работе мы изучили семейные ценности молодых супругов русской, английской и немецкой национальности, поскольку предполагаем, что существующие серьезные национальные отличия, которые найдут отражение и в характере семейных ценностей.

Цель исследования: изучить особенности семейных ценностей разных культур (на примере России, Англии, Германии).

Задачи исследования:

  1. Выявить особенности семейных ценностей в английской культуре.
  2. Изучить семейные традиции Германии.
  3. Раскрыть сущность семьи семейных отношений в России.

Объектом изучения являются семейные ценности.

Предмет исследования: особенности семейных ценностей английской, немецкой и русской культур.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по данной теме, синтез, обобщение, абстрагирование.

Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, М. С. Верб, А. Г. Волков, С. И. Голод, И. В. Гребенников, В. Д. Иванова, Н. И. Костомаров, Т. А. Куликова, А. В. Петровский, Л. И. Савинов, П. А. Сорокин, В. А. Сысенко, А. Г. Харчев, Н. Д. Шимин, Я. Шепаньский, А. А. Белик, Г. Бутуль, А. Я. Гуревич, П. С. Гуревич, П. Динцель-бахер, И. Г. Дубов, Ж. Дюби, А. Дюпрон, С. П. Иваненков, В. В. Козловский, И. А. С. Панарин, Л. Н. Пушкарев, М. Рожанский, С. Н. Соколова, В. А. Шкуратов, В. Г. Бабаков, Н. И. Воронина, Г. Д. Гачев, В. М. Семенов, И. Л. Сиротина, Б. П. Шулындин, В. Adams, С. Broderick, Е. Morgan, Е. Shorter, и многих других.

Теоретическая и практическая значимость. Материалы курсовой работы могут быть использованы в теоретических работах по культурологии, истории, философии, социологии, зарубежной литературе, при разработке курсов по прикладной культурологии.

Структура работы. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ" В АНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Душа англичанина прячется за семью замками. Нам трудно назвать глаза англичанина зеркалом его души, в них порой ничего нельзя увидеть, его речь кратка, в ней много иронии, в которой таится скрытый смысл. Англичане очень педантичны в выборе одежды, работы, семьи. У них все разложено по полочкам. Каждое событие должно происходить по особому, заранее спланированному сценарию. Семья является основной ячейкой английского общества, именно она формирует взгляды человека на жизнь, т. е. идет формирование картины мира индивида. 4

Семья предоставляет англичанину роскошную возможность вести себя так, как ему хочется, а не так, как полагается. Однако если не считать ежегодных отпусков и праздничных дней, члены семьи отнюдь не горят желанием проводить много времени вместе. Как только заканчивается утомительный период детства, англичане отправляются в плавание по жизни, не особенно стесняя себя размышлениями о своих детях или родителях. 5

Понятие «менталитет английской семьи» выражает жизненные и практические установки ее членов, этнические особенности и эмоциональные предпочтения, устойчивые образы окружающего мира, свойственные ее культурной традиции. Традиционная английская семья сложилась под воздействием национальных обычаев, моральных норм и правил поведения, базирующихся на ментальных особенностях английской нации (приверженность семье и семейному очагу, культ и неприкосновенность частной жизни, почитание и следование традициям и привычкам, способность к самоконтролю и самообладанию, практичность, консерватизм и т.д.). 6

В романе-эпопее Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах» через систему портретов и характеров семейного клана Форсайтов выявлены как позитивные (трепетное отношение к семье, рассудительность, здравомыслие, порядочность), так и негативные (частнособственнический инстинкт, расчетливость, самодовольство, снобизм) черты английского менталитета, в художественной форме значительно углубляющие основания своеобразия и специфики английской семьи.7

Английская семья замкнута изнутри - каждый из ее членов тщательно сохраняет неприкосновенность своей частной жизни. Подавлять свои чувства к детям является обязательным пунктом в воспитании. Порой родители, не проявляя нежных чувств к своему ребенку, очень нежно и трепетно относятся к домашним питомцам, целуя и обнимая их даже на людях. Выражение подобных чувств к своим детям, да еще и в присутствии посторонних, является демонстрацией слабости, а это допускать нельзя. Проявление душевной близости между членами семьи тщательно избегается англичанами, что зачастую между ними существует даже больше барьеров, чем между семьей и обществом. Культ независимости и самостоятельности человека в английской семье зачастую приводит к замкнутости, а затем и к одиночеству.8

Отношения между мужем и женой в Англии носят довольно сдержанный характер: муж и жена редко вмешиваются в дела друг друга. Так же, как и чувство привязанности, чувства стыда, обиды, гнева прячутся за сдержанной улыбкой супругов. Шумные сцены, выяснения отношений - все это не присуще английской семье. Игнорирование этих вещей позволяет останавливать любые размолвки на ранней стадии, не давая им вырасти в нечто большее. Согласно опросу британских газет, большинство английских мужчин считают, что, прежде всего, жена должна быть хорошей хозяйкой, они не приемлют в своих женах такие качества, как глупость, расточительность, сварливость, хитрость. Еще с глубокой древности женщину определяли как умное и хитрое существо: считалось, что умственные качества женщины намного превосходят мужские. Женщина также является символом опоры и источником, дающим новую жизнь. Женщина в английском обществе наделена массой достоинств и недостатков. О хитрости слабого пола создано немало пословиц и крылатых выражений в английской фразеологии. Внешность также является темой для появления все новых и новых фразеологических единиц. Такое явление, как «женственность», в английской языковой картине мира имеет довольно ироничное описание. Англичанки считают, что у их мужей преобладают такие качества, как неопрятность, глупость, вялость, нечестность, эгоизм, самовлюбленность. Для английских детей детство - это такой период, который нужно миновать как можно скорее (чтобы, став взрослым и оглядываясь назад, можно было смахнуть с ресниц непрошеную сентиментальную слезу). Для маленького англичанина стать взрослым значит достигнуть великих вершин: у взрослых ведь куда меньше обязанностей и ответственности, чем у детей.9

Большая часть англичан считает своих стариков «неудобными». Английские старики часто заброшены родными и, если позволяют доходы, доживают свой век в сумрачных домах призрения. Впрочем, родственники довольно часто навещают их, проверяя, насколько они здоровы и счастливы, а также хорошо ли работает охрана в этом заведении.
Разослав детей по школам, а стариков и вовсе с глаз долой и от греха подальше, англичане вполне могут посвятить себя настоящей деловой жизни, с которой, по их мнению, ни слишком юные, ни слишком старые совладать просто не в состоянии.10

Тем не менее, семья для англичанина является не только крепостью, но и своеобразной тихой гаванью, где всегда можно найти поддержку, не испытывая при этом чувство долга, ведь независимость английской души превыше всего. В целом, английский образ жизни вырабатывает свою норму поведения человека в обществе, в которой отсутствуют такие понятия, как распущенность и излишняя откровенность. Говорить о своей личной жизни у британцев считается непристойным и подобных разговоров они пытаются избегать. Именно таким же образом они избегают и разговоров о зарплате и своих доходах. Англичане делают упор на поведение человека, а не на его побуждения, все это направлено на утверждение определенных общественных норм. Отношения в английской семье никак не могут быть сравнимы с отношениями в семьях другой народности. 11

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ" В НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЕ

Немецкие исследователи отмечают, что изучение немецкого менталитета является весьма сложной задачей, что связано с рядом исторических и политических причин, а также с особенностями немецкой культуры. Свидетельством девальвации традиционных немецких семейных ценностей стала «студенческая революция» 1968 г. Протест молодежи был направлен против непререкаемости авторитетов и традиционных ценностей, студенты выступали за свободу личности, демократизацию системы образования и общества в целом. На первый план в Германии конца XX в. выдвигаются индивидуалистические ценности, связанные, прежде всего со сферой личной жизни человека. Следует отметить, что традиционные семейные ценности претерпели значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами истории Германии. Сущность семьи в Германии второй половины XX в. кардинальным образом изменилась. Еще в первой половине XX в. господствовала традиционная авторитарно-патриархальная модель семьи, в соответствии с которой отец как глава семьи единолично решал все важные вопросы семейной жизни, а уделом жены были церковь, кухня, дети, платья. Авторитарная фигура отца-главы семьи и кормильца ушла в прошлое, семейные отношения воспринимаются со второй половины прошлого века и по настоящее время как отношения равноправных партнеров. По мнению немецких исследователей, семья как общность в наше время индивидуализирована: ожидания от семейной жизни связываются с самореализацией и автономией, что указывает на глубокие изменения в структуре ценностей немецкого народа. 12

В значительной степени изменились также и ценностные ориентиры при воспитании детей. В отличие от предыдущих исторических эпох целью воспитания детей является привитие им самостоятельности и независимости, веры в собственные силы, способности к критическому мышлению, а не послушания, покорности, подчинения авторитетам. Итак, традиционные ценностные ориентиры - воспитание любви к порядку и дисциплины отступили на второй план, но не полностью отсутствуют в процессе воспитания. Как и прежде, в качестве значимых факторов для приобретения знаний и компетентности в определенной области расцениваются прилежание, дисциплина и порядок. 13

Семья в Германии всегда стола на первом месте, сегодня ничего не изменилось. Немецкая семья это важнейшая ячейка общества и социальный институт. Как ни странно, но в Германии, со временем значение семьи лишь возросло. Последние социологические исследования в Германии показали, что у 90% населения семья стоит на первом месте, как главный личный приоритет. Большую ценность семья имеет и для немецкой молодежи, 70%  молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет заявили, что семья необходима для полного счастья. Конечно,  со временем представления о том, как должна выглядеть идеальная немецкая семья несколько изменились в ходе различных социальных перемен. Например, раньше традиционная немецкая семья подразумевала нескольких детей, при этом матери всегда были домохозяйками, а отец главным кормильцем семьи. Сегодня такую семью в Германии практически нельзя найти, подобная модель проживания встречается лишь в  нижних социальных слоях, часто среди мигрантов.  14

Сегодня в Германии формы совместного проживания супругов стали более разнообразными,  свобода выбора и действий расширилась. В основном это связано со значительно изменившейся ролью женщины,  примерно 60% немецких матерей сегодня работают. Из-за это немецкие семьи уменьшились,  количество семей с одним ребенком в Германии увеличилось, есть даже семьи которые живут вообще без детей. Статистика сообщает, что каждая третья женщина, родившаяся в 1965 году, сегодня не имеет детей. Моральные основы семьи тоже потерпели сильные изменения.  Однако верность своему партнеру по-прежнему осталась на первом месте. В Германии так же выросло процентное соотношение  так называемых браков, без брачного свидетельства. Многие молодые пары просто начинают жить вместе, в связи с этим значительно выросло число внебрачных детей. Однако в целом немцы стараются сохранить большинство своих традиций. В Германии не принято оставлять детей с дедушками и бабушками - ребенка либо берут с собой, либо нанимают няню. Но если вдруг произошла непредвиденная ситуация и ребенка все же пришлось оставить с кем-то из старшего поколения, родители малыша находят вполне естественным заплатить за это деньги. Кстати, немцы очень рано начинают жить самостоятельной жизнью. Нередко, ребенок чуть старше 14 лет начинает жить отдельно от родителей. Более того, в дом родителей он может прийти только предварительно согласовав время. Не раньше не позже. Таким образом, можно констатировать, что в ценностных ориентирах современной Германии наблюдается не сохранение старых и не появление абсолютно новых ценностных идей, а симбиоз традиционных и новых ценностей. 15

ГЛАВА 3. ПОНЯТИЕ "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ" В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

Семья традиционно выступает хранительницей и транслятором ценностных оснований жизни подрастающим поколениям (нравственно-религиозных, эстетических идеалов, традиционных норм поведения и общения). Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности. Крестьянская семейная жизнь строилась в основном на соблюдении старых обычаев и традиций; формальное законодательное брачно-семейное право играло в жизни крестьян не столь значительную роль. Брак для русских крестьян был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, но и моральным долгом. Только женатые люди могли получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального существования которого необходимы и мужские, и женские руки.16

Анализ разнообразных культурологических и педагогических источников по проблемам воспитания в русской семье (М.М.Громыко, А.Э.Измайлов, Н.И.Костомаров, Д.И.Латышева и др.) позволяет выявить основные ценности семейного воспитания. На Руси издревле было особое понимание значения семьи. Значимость семейной жизни оценивалась с дух позиций: хозяйственно-экономической и моральной. С хозяйственно-экономической точки зрения неженатый мужчина вне зависимости от возраста не имел права голоса на общих собраниях. Считалось, что человек, не несущий ответственность за семью, не может принять взвешенное и разумное решение. Обращаясь к статистике, можно констатировать, что брачность в Российской империи была почти всеобщей. В крепостное время всего около 1% мужчин и женщин в возрасте 60 лет никогда не состояли в браке, что почти совпадало с долей инвалидов (слепые, немые и глухонемые) и психически больных в 1897 г., равной 0,9% от всего населения. Отрицательное отношение к развода, прежде всего, связано с религиозностью и набожностью русских людей. «Что соединил Бог, то человек разъединить не в силах». В брак вступали по воле родителей и только с родительского благословления. Учитывались и мнения молодых людей, но те, кто поступал против решения семьи, обрекали себя на полунищенское существование. Выбор супруга обосновывался также двумя причинами: хозяйственными и моральными. Одной из важнейших функций семьи является физическое и духовное воспроизводство населения, т. е. рождение и воспитание детей. Бездетность воспринималась как наказание судьбы и величайшее несчастье. Большая, многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением. 17

В русской семье воспитание детей - самая важная обязанность родителей: «Умел дитя родить, умей и научить», гласит пословица. Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил». Характерно, что «народные воспитатели» позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, даже определенные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле. Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей. Мужчина всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа. Средства и методы воспитания зависели от возраста ребенка. В возрасте от года до семи лет уход за ребенком со стороны родителей был минимальный. Ребенку предоставлялась полная свобода действий, слабо или почти не контролируемая взрослыми. Когда ребенок становился старше, использовалось наказание: от упрека до розги. Раскаивающегося ребенка старались простить. Доброжелательное отношение к детям создавало у них ощущение защищенности. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, родители заботились и о нравственности ребенка. Одной из основных задач, которая ставилась обществом перед родителями, была задача постепенного введения его в религиозно-обрядовую жизнь. Духовно-нравственное воспитание в семье начиналось с крещения. Дети с самого раннего возраста видели иконы в доме, их приучали относиться к святыне с благоговением, объясняли им, что Бог видит все, что происходит. 18

Выявление и раскрытие семейных ценностей позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций и обрядов в семейном воспитании у русского народа. Православие, ориентированное на высшие ценности человечества, было стержневой идеей в воспитании подрастающего поколения. Эти ценности не должны быть утрачены в динамично развивающемся мире, и накопленный историко-культурный опыт необходимо использовать для воспитания современного человека. За годы реформ в российском обществе сложился довольно устойчивый стереотип, согласно которому последние десятилетия, в силу их насыщенности различными переменами, стали временем утраты людьми нравственных ориентиров, размывания границ между добром и злом, общего падения нравов. По мнению М. К. Горшкова и Н. Е. Тихоновой, в рамки этого стереотипа, помимо традиционного сетования на взгляды и поведение молодежи, укладываются еще как минимум три достаточно распространенных суждения, связанных с оценками жизни общества в период социокультурного процесса модернизации. Социокультурные процессы модернизации общества проявляются не столько во внутреннем обновлении ценностных систем, в том числе семейной, сколько в сосуществовании групп населения с полярно различными ценностными системами и изменении их численности по отношению друг к другу. На сегодняшний день в современной российской семье по многим признакам наблюдается тенденция утверждения модернистской системы ценностей. Это выражается, прежде всего, в возрастании роли ценностей выбора, личной территории, комфорта, уважения и согласия в семье. За время социокультурного процесса модернизации России произошло некоторое снижение уровня морали россиян, однако это не отразилось на важности таких ценностей в семьях, как родительство, тепло и доверительное общение, ценности социализации и воспитания детей, а также ценности семейного бизнеса и семейного производства. Иными словами, российское общество путем бесконечных проб и ошибок пытается осуществить синтез традиционных российских и западных ценностей, в том числе и в семейных отношениях. Модель семьи в сознании и поведении современного российского общества вариативна. Она сохраняет черты традиционности и в равной степени приобретает инновационный характер. Многие современные россияне считают вступление в официальный брак необязательным, и согласны состоять в сожительстве. Но все же большинство русских людей считают для себя неприемлемым совместное проживание без регистрации брака. Это отчасти объясняется влиянием религиозных установок о неприемлемости сожительства, а отчасти - неодобрением этого близкими родственниками и обществом. В семьях русской национальности происходит демократизация супружеских отношений, которая проявляется в разных сферах жизни семьи: пересматриваются вопросы главенства, ведения семейного бюджета, хозяйства, актуализируются проблемы кооперации домашнего труда, совместного ухода за детьми и их воспитания. Для русских характерна следующая иерархия семейных ценностей: взаимопонимание; эмоциональная поддержка и родительско-воспитательная функция; деловая активность; хозяйство и быт; внешняя привлекательность; секс. 19

Таким образом, наиболее важным для молодых людей является характер эмоциональных отношений с партнером, воспитание детей и деловая активность. Что ранее традиционно считалось основой брака, т.е. хозяйственно-бытовая функция, уходит на второй план. Вероятно, это связано с особенностями существования человека в современном мире, когда он может обеспечить себя сам, техника позволяет легко решать бытовые проблемы и для этого уже не нужно вступать в брак. Поэтому выбор партнера осуществляется на основе взаимной симпатии. Сексуальные отношения играют важную роль при выборе брачного партнера. Секс стоит на последнем месте в иерархии ценностей, что возможно связано не столько с отсутствием его значимости, сколько с правильными представлениями молодых людей о том, что сексуальные отношения зависят от характера эмоциональных отношений между партнерами. Если существует взаимная симпатия, понимание в отношениях, то и сексуальные отношения будут гармоничны, поскольку сексуальная дисгармония, как правило, обусловлена психологическими проблемами личности партнеров и их отношений.20

При всей негативности происходящего семья в российском обществе остается одной из приоритетных ценностей, выступая тем самым социокультурной средой социализации индивидов в целом и гендерной социализации в особенности. Однако современные реалии предлагают нам несколько иной взгляд на жизнь и на семью. 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание будущего семьянина - задача, которая в последнее время стала очень актуальной. От того, какое внимание уделяется этой задаче, зависит будущее института семьи. «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте родители и педагоги», - считал А.С. Макаренко. Всестороннее гармоничное развитие ребенка немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться с общественным и подкрепляться им. Семья является одним из самых многогранных явлений общественной жизни, сопровождающих человечество с древнейших времен и до наших дней. Система семейных ценностей определяется как совокупность позитивных установок на семью и брак, базовыми из которых являются любовь, рождение и воспитание детей, доверительное общение в семье. Формирование семейных ценностей - целенаправленный процесс подготовки к вступлению в брак, рассчитанный на воспитание позитивных установок и решение проблем молодой семьи. Молодая семья стала объектом внимания ученых в связи с ростом числа разводов, две трети которых приходится на молодые браки. 22

Подготовка молодежи к семейной жизни - это такая же важная проблема, как подготовка к профессиональной, политической, духовной, производственной и коммерческой деятельности. Ценности семьи необходимо формировать как в семье, так и в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах. Далеко не все родители осознают свою ответственность за подготовку детей к браку и семье. Все связанное с этим представляется им малозначительным, тем более что брак и семья - дело далекого будущего. Справедливо в этих взглядах лишь то, что детям действительно рано еще думать о браке, и, тем не менее, не исключается необходимость готовить юношей и девушек к семейной жизни. Неоценимую роль в этом деле играет обстановка в семье, где ребенок рождается и вырастает.

Первые социальные контакты, с которыми сталкивается ребенок, - это отношения между отцом и матерью, братьями и сестрами. Взаимная любовь и забота родителей друг о друге могут стать для ребенка доминирующим стереотипом поведения в его предстоящей семейной жизни. В процессе подготовки к самостоятельной семейной жизни положительное воздействие на ребенка оказывает привлечение его к работе по дому, выполнение им тех или иных обязанностей. Ребенок при этом приобретает или совершенствует специфические знания, навыки и способности, необходимые для будущего брака и семейной жизни. 23


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аникин Г. В. Джон Голсуорси // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 8-ми т. - М.: Худож. лит, 1983. Т. 1. С.5 - 22.
  2. Ануфриев В. А, Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социал.-полит. журнал. №3. С. 16 -27.
  3. Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243с.
  4. Бабаков В. Г, Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Б. Н., 1996.
  5. Брак у народов Западной и Южной Европы. - М.: Наука, 1989.
  6. Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М.: Наука, 1990.
  7. Верб М. С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.
  8. Викторова Е. Ю., Дубровская О. Н.. Система ценностей современных британцев. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.
  9. Воронина Н. И. К проблеме национального и этнического менталитета // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: Тип. «Руз. Печатник», 2000. С. 14-17.
  10. Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001.
  11. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М.: «Академия», 1998.
  12. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998.
  13. Гуревич А. Я. Европейское средневековье и современность // Европейский альманах: История. Традиции. Культура. - М., 1990. С. 135 - 147.
  14. Гуревич П. С. Философия культуры. - М.: Аспект-пресс, 1994.
  15. Гуськова Г. С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. - Курск, 1997. С. 106 - 108.
  16. Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.
  17. Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII -XX вв. М.: ВЛАДОС, 1997.
  18. Иванова В. Д. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры. - Екатеринбург, 1992.
  19. Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология/ Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971.
  20. Латышева Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная пресса, 2004.
  21. Лосский Н. О. Характер русского народа. - М.: Республика, 1994.
  22. Миронов Б.Н. Историческая социология России. - СПб.: Интерсоцис, 2009.

1 Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

2 Иванова В. Д. Современная семья: проблемы духовной жизни и культуры. - Екатеринбург, 1992.

3 Арутюнов С. А. Народы и культуры: Развитие и взаимодействие. - М.: Наука, 1989. - 243с.

4 Брак у народов Северной и Северо-Западной Европы. М.: Наука, 1990.

5 Верб М. С. Любовь и семья в XX веке. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1988.

6 Воронина Н. И. К проблеме национального и этнического менталитета // Феникс. Ежегодник кафедры культурологии. - Саранск: Тип. «Руз. Печатник», 2000. С. 14-17.

7 Аникин Г. В. Джон Голсуорси // Голсуорси Дж. Собр. соч. В 8-ми т. - М.: Худож. лит, 1983. Т. 1. С.5 - 22.

8 Викторова Е. Ю., Дубровская О. Н.. Система ценностей современных британцев. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001.

9 Вундт В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001.

10 Гачев Г. Д. Национальные образы мира. - М.: «Академия», 1998.

11 Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998.

12 Брак у народов Западной и Южной Европы. - М.: Наука, 1989.

13 Гуревич П. С. Философия культуры. - М.: Аспект-пресс, 1994.

14 Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII -XX вв. М.: ВЛАДОС, 1997.

15 Кон И. С. К проблеме национального характера // История и психология/ Под ред. Б. Ф. Поршнева, Л. И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1971.

16 Ануфриев В. А, Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен // Социал.-полит. журнал. №3. С. 16 -27.

17 Латышева Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная пресса, 2004.

18 Лосский Н. О. Характер русского народа. - М.: Республика, 1994.

19 Миронов Б.Н. Историческая социология России. - СПб.: Интерсоцис, 2009.

20 Гуськова Г. С. Менталитет русской культуры и современные социокультурные проблемы // Философия в системе духовной культуры на рубеже XXI века. - Курск, 1997. С. 106 - 108.

21 Бабаков В. Г, Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура. М.: Б. Н., 1996.

22 Дружинин В.Н. Психология семьи. - Екатеринбург, 2000.

23 Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Семейные ценности в литературе