Приобщение школьников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью - скачать бесплатно
Березина Любовь Николаевна
Приобщение школьников к истокам народной живописи через знакомство с Городецкой росписью.
Самым необходимым условием построения современной системы эстетического воспитания и развития духовно - нравственной культуры личности является использование народного искусства в педагогической работе с детьми. Народное традиционное искусство способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью и воплощает в себе исторический опыт многих поколений, а также рассматривается как часть материальной культуры. Народное искусство в силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оказывает очень сильное воздействие на ребенка, который, по выражению К. Д. Ушинского, мыслит формами, красками, звуками, ощущениями.
Мы живём в сложное время – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные забавы, игры и игрушки заменяются коммерческими зрелищами, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо детской природе, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – это та задача которая актуальна сегодня, она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения школьниками народной культуры. Велико значение опыта для духовного развития детей, их эстетического воспитания - знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает школьникам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Учителям предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Знакомство детей с основами народного декоративного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в различных образовательных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах, не достаточно или их очень мало. У школьников зачастую нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек, соприкоснуться с народной живописью, например, подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью. Поэтому задача педагога - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, в том числе с Городецкой росписью, показать приемы работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного орнамента.
Для того, чтобы знакомить школьников с Городецкой росписью, учитель должен иметь представления об истории возникновения этого промысла, особенностях и этапах росписи, иметь подборку практического материала – конспекты и альбомы с образцами изделий. При рисовании по мотивам городецкой росписи на уроках изобразительного искусства нужно обратить внимание детей на особенности ее цветового и композиционного решения: в середине изображается большой цветок, а слева и справа — одинаковые по цвету и величине цветы, листья. Учитель учит воспитанников видеть красоту сочетания розового и темно-красного, голубого и синего, роль белого цвета в оживлении рисунка; знакомит с приемами украшения листьев( см. прил.) Сначала, рассмотрев один самый простой цветок-бутон, дети украшают им полосу или квадрат, располагая по-разному листья, сочетая оттенки, цвета. После того, как дети изобразят 2—3 цветка, учитель показывает общий принцип: сначала у всех цветов рисуют круг (розовый, голубой, оранжевый), затем маленький круг и дугу или несколько дуг, подбирая цвет к оттенку (голубой и синий, розовый и темно-красный).Учитель объясняет, что в зависимости от того, как расположены дуги, получаются изображения разнообразных цветов. Затем, рассматривая с детьми предметы или иллюстрации с городецкой росписью (сундучок, доску, декоративное панно, блюдо и пр.), следует обратить их внимание на то, что сочетание крупного цветка с более мелкими является основой городецкой композиции ( см. прил.) На каждом занятии четко определяются задачи по композиции: форма и расположение узора. Например, при составлении узора по городецкой росписи учитель учит детей изображать наиболее простую композицию на полосе, украшать ее цветами, бутонами и листьями. Затем дети могут составить композицию из цветов в квадрате, круге, овале в зависимости от тех предметов, которые они рассматривали в натуре или на иллюстрации (стол, стул, доска, сундучок). Когда уже школьники усвоят принципы композиционного расположения и способы составления узора, их начинают обучать изображению птиц с последующим включением данных элементов в композицию с цветами. На каждом занятии наряду с учебными задачами необходимо предусматривать творческие задания. Ученикам предлагается самостоятельно выбирать мотивы, варианты композиции, не нарушая особенностей росписи. На занятиях по замыслу дети составляют узор росписи на бумаге разной формы, используя знакомые мотивы, подбирая цвет фона и элементов. Такие занятия позволяют учителю определить уровень представлений воспитанников о росписи и установить, насколько свободно они используют приобретенные умения.( см. прил.)
В методических рекомендациях я привела примерный цикл уроков с использованием Городецкого цветочного узора. Задания постепенно усложняются.