Социальные службы и социальная поддержка малообеспеченных

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………..….3

Глава 1. Бедность как социальная проблема…………………………..………..7

Глава 2. Социальные технологии работы с малообеспеченными……...........14

2.1.Социальная диагностика малообеспеченности……………………………14

2.2. Основные направления социальной работы по оказанию помощи малообеспеченным………………………………………………………………17

2.3.Методы психологической и экономической поддержки малообеспеченным………………………………………………………………23

Глава 3. Социальные службы и социальная поддержка малообеспеченных..30

3.1. Социальные службы и учреждения социальной поддержки населения...30

3.2. Социальная поддержка молодой многодетной семье в городе Москве…34

Заключение………………………………………………………………….……39

Список литературы………………………………………………………………41

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Ведущая роль в организации системы социальной защиты принадлежит государству, но вместе с тем процессы децентрализации управления, связанные с переходом к экономике рыночного типа, предполагают повышение значимости отдельных экономических субъектов (предприятий, территорий) в реализации функции социальной защиты. Многообразие ее форм и способов, и в первую очередь социальной помощи, должно отвечать интересам людей, иметь целевой и адресный характер. Анализ результатов социологического мониторинга показывает, что положение многих социальных групп продолжает ухудшаться. При этом бедность стала характеристикой жизни не только отдельных групп населения (инвалидов, пенсионеров, многодетных и неполных семей и др.), но и зачастую вполне здоровых, дееспособных людей, их семей [8, с. 26-27].

Сегодня нужны конструктивные меры по изменению сложившейся ситуации. Основная причина бедности, по мнению населения, имеет экономическую природу и заключается в существующей системе распределения доходов. Это было зафиксировано еще в исследовании 1990 г. (сентябрь): на то, что "людям мало платят", указали 86% опрошенных, "доходы распределяются несправедливо" - 84%, "государство не предоставляет достаточной помощи семьям с низкими доходами" - 76%. Данные последних опросов подтверждают, что в массовом сознании представления о благополучии человека в обществе в большей степени связаны с влиянием "общественного" фактора, нежели "индивидуального". Об этом свидетельствует распределение ответов на вопрос: "От чего в большей степени зависит благополучие человека в обществе?" (июнь 1994 г.): "от того, насколько справедливо устроено общество" - 64%, "от самого человека" - 27% опрошенных. Такие представления не являются, показателем завышенных патерналистских ожиданий населения. Это, скорее, признание населением низкой эффективности системы государственного управления, способствующей воспроизводству бедности в обществе [13, с. 123].

Очевидно, что эффективная государственная политика должна сочетать создание благоприятных условий для активизации усилий самих людей в целях более полной реализации их собственных возможностей, с одной стороны, и оказание поддержки и помощи семьям, нуждающимся в ней в силу определенных объективных обстоятельств, с другой стороны. Пока же экономическая реформа не создала необходимых условий для того, чтобы "люди имели возможность повысить свой уровень жизни". И поэтому сегодня большая часть людей полагается на собственные силы и возможности. Ориентация на собственные силы в первую очередь и на помощь со стороны близких и друзей - во вторую характерна для всех социально-демографических групп населения. И только люди старшего поколения - как правило, пенсионеры - несколько чаще, чем в среднем, полагаются на помощь государства в лице органов социального обеспечения [10, с. 56].

Несмотря на то, что большинство людей надеется главным образом на самих себя, потребность в разнообразных видах помощи у них достаточно велика. Наиболее настоятельной является потребность в денежной помощи, особенно у пожилых людей, лиц с низким уровнем образования, представителей низкообеспеченных семей, сельских жителей. На втором месте - необходимость обеспечения работой (основной и дополнительной), что более ярко выражено среди безработных, а также среди молодежи (особенно с высшим образованием), жителей крупных городов, работников невысокой квалификации. На третьем месте - потребность в медицинских услугах и обслуживании (особенно у представителей старшего поколения) и на четвертом - в морально-психологической поддержке и обеспеченности разнообразной информацией (особенно у людей с высшим образованием, руководителей). Что касается конкретных способов оказания помощи малоимущим семьям, то население практически в равной степени приемлет как ее денежные виды, так и различные виды бесплатной и льготной помощи натуральными благами. Очевидно, главный критерий ее эффективности - это адресность и размеры. Хотя низкодоходные семьи, а также неполные семьи с детьми несколько чаще предпочитают денежную помощь. Важной причиной, обусловливающей низкую эффективность социальной помощи, является отсутствие обоснованных критериев ее предоставления, а также незначительность ее размеров. Социальная деятельность предприятий в основном сосредоточена на оказании материальной поддержки своим работникам. Основная часть этой помощи попадает к работникам с более высоким служебным положением и более высоким уровнем заработной платы и дохода в семье. Заметно ниже уровень социального обслуживания и совсем незначительна деятельность предприятий по повышению квалификации и переобучению работников [7, с. 45-46].

Как видим, такая помощь несущественна. Однако представители низкодоходных семей все же чаще признают помощь, которую получают бедные, малоимущие семьи, скорее, существенной. Более того, несмотря на незначительность социальной помощи, в частности ежемесячных пособий на детей, большая часть респондентов, в семьях которых есть дети, не могут отказаться от таких пособий. В целом деятельность органов власти, различных общественных организаций в области социальной защиты людям представляется явно недостаточной. Еще более низкую оценку деятельности в области социальной защиты дают те, кто в ней особенно нуждается, - пенсионеры, жители села, представители малообеспеченных семей [18, с. 143].

Цель исследования: изучить социально-психологические технологии работы с малообеспеченными гражданами.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть сущность бедности как социальной проблемы.
  2. Изучить социально-психологические технологии работы с малообеспеченными гражданами.
  3. Анализировать работу социальных служб и социальную поддержку малообеспеченных.

Объектом изучения являются малоимущие граждане.

Предмет исследования: особенности использования социально - психологических технологий в работе с малоимущими.

Методы исследования: теоретический анализ социологической, психолого-педагогической литературы, синтез, обобщение, абстрагирование.

Теоретической базой исследования послужили работы таких исследователей как, Г.Ф. Нестерова, Шеляг Т.В., Холостова В.И., Чуреев В.Д., Астер И.В., Рояк А.А., Дудченко В.С., Дудкин А.С. и многих других исследователей.

Структура работы. Работа написана на 42 листах печатного текста, состоит из введения, 3 глав, включающих параграфы, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. БЕДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствуют успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе. На необходимость преодоления бедности указывает Президент Российской Федерации В. В. Путин в своем последнем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации [2, с. 57].

Бедность - явление сложное, многогранное, многофакторное. Отечественные исследователи проблемы бедности достаточно часто акцентируют внимание на материальных (экономических) составляющих данного феномена, рассматривая перспективы преодоления бедности с точки зрения восполнения недостающих ресурсов для жизнеобеспечения. Такой подход к пониманию проблемы представляется односторонним, поскольку в воспроизведении бедности как системного явления задействованы и другие, внешние и внутренние, осознаваемые и неосознаваемые, явные и скрытые механизмы - социальные, культурные, социально-психологические. Эти механизмы в своей основе носят устойчивый характер, из-за чего бедность как явление сохраняет свою форму, в то же время меняя содержание в зависимости от пространственно-временной специфики. Так, в первой половине 90-х гг. прошлого столетия российскую бедность можно было охарактеризовать как абсолютную, поскольку, по данным ряда исследователей, в этот период более 40% населения находилось за чертой бедности, а еще 25% населения располагали текущими доходами, не превышающими двух прожиточных минимумов. Сегодня официальная государственная статистика говорит о 14,6% малоимущего населения при величине прожиточного минимума в 2451 р., в то время как результаты общероссийского социологического исследования, проведенного осенью 2011 г. РОМИР-Мониторинг, показывают, что в «зоне бедности» находится 60% всего взрослого населения страны и 40% социально активного [19, с. 88-89].

Таким образом, можно сказать, что сегодня российская бедность приобретает более сложный и, в определенном смысле, более зрелый характер, что связано с институциализацией в стране элементов свободного экономического уклада. Такие данные, по-видимому, вполне отражают действительность, если рассматривать социально-экономическое положение людей с позиций более широкой концепции, в рамках которой явление абсолютной бедности развивается и усложняется, закономерно дополняясь явлением бедности относительной и сосуществуя с ней. Основная идея концепции относительной бедности состоит в том, что человек или домохозяйство бедны в том случае, если их доходы не позволяют им вести образ жизни, принятый в обществе, членами которого они являются. В ее рамках при определении черты бедности, как правило, используют отношение среднего личного располагаемого дохода к среднему душевому доходу. В разных странах эта граница устанавливается по-разному, достаточно распространенным является показатель, составляющий 40-60% [15, с. 78].

Достоинство данной концепции состоит в том, что она позволяет учесть социальный аспект бедности, предоставляет возможность преодоления социального расслоения общества по признаку бедности и преодоления институционализации бедности, т.е. превращения бедности в наследуемый признак. Ее преимуществом является также и то, что она не внушает иллюзии достижимости равенства в богатстве и что действия государства по преодолению относительной бедности не уничтожают индивидуальные стимулы к росту личного благосостояния. Обеим отмеченным «доходным» концепциям свойственна определенная ограниченность, связанная с тем, что за пределами их методологической рамки остается социально-психологический фактор. Величина располагаемых доходов еще ничего не говорит о том, насколько полноценную жизнь ведет человек и каково его мнение о качестве собственной жизни. Точно так же измерение доходов - это не измерение степени удовлетворения тех или иных потребностей. Отсутствие возможностей или несформированность самих потребностей могут препятствовать, например, получению образования или адекватной медицинской помощи точно так же, как и отсутствие необходимых для этого материальных средств. Дополнением доходным концепциям бедности в рамках стратегического подхода к ее преодолению может служить определение бедности через относительные лишения: группы населения могут быть названы бедными, когда у них не хватает ресурсов для получения полноценного рациона питания, жилья, услуг и для жизнедеятельности, привычной или по крайней мере широко распространенной и одобряемой обществом, к которому они принадлежат. Отметим, что в сложной социальной структуре источником относительных лишений может быть несоответствие жизненным стандартам референтной группы или групп, а не (только) общества в целом. Оценка бедности через относительные лишения основывается на прямом анализе степени удовлетворения потребностей в конкретном обществе. Сам перечень и степень лишений определяются или экспертным путем, или с помощью самих респондентов. Таким образом, оценка уровня жизни населения складывается из денежных доходов и таких важнейших компонентов, как состояние здоровья, образование, жилищные условия и доступность других социальных благ и услуг [1, с. 67-68].

Итак, бедность может быть разной, это многогранное явление, несводимое исключительно к бедности по доходам. В концепции человеческого развития данный феномен интерпретируется не только как недостаточный уровень благосостояния, но и как отсутствие возможностей вести достойную, творческую, здоровую жизнь. Современные интерпретации бедности, следовательно, дают зеленый свет исследованиям данного феномена «изнутри», ведь бедность, наряду с прочими характеристиками, - явление, коренящееся в более или менее глубинных структурах общества как реальности объективной и субъективной. К объективным, внешним факторам, образующим феномен бедности, помимо материальных (экономических), теперь можно отнести и нематериальные - сословное положение, место в социальной иерархии, уровень образования и квалификации, моральные ограничения, запреты и табу. Внутренние факторы, осознаваемые человеком, - нравственные, этические нормы, всякого рода личные выборы, касающиеся правил поведения и предпочитаемых практик. Бедность формируют и неосознаваемые личностью механизмы - страхи, комплексы, усвоенные бессознательно примеры поведения и репертуарные решетки [11, с. 44].

Мы рассматриваем бедность как социальную проблему, т.е. деструктивное, оцениваемое негативно общественное состояние, поэтому, согласно гипотезе С.Г. Кирдиной, следует предположить, что существуют некие институциональные основы, или элементы институциональных матриц, которые не только исторически закрепляли и воспроизводили, но и сдерживали (и продолжают выполнять данную миссию) различные деструктивные, асоциальные явления и процессы, к которым относится и феномен бедности. Соответственно, задача преодоления бедности подразумевает знание, учет и умение управлять такими механизмами. То же можно отнести и к новым социальным механизмам, возникшим и продолжающим формироваться в процессе преобразований в стране. Представляется, что адекватность действий по преодолению бедности институциональной традиции и специфике конкретного общества, ориентированность их на подавление факторов, враждебных социализации и социальности, и усиление факторов, направленных на ее сохранение и развитие способствуют результативности и эффективности таких механизмов и действий. Представляется также, что эти действия должны учитывать доминирующие этнокультурные традиции. Так, наряду с западным типом институциональных матриц, гипотетически выделяется восточный их тип, для которого характерны такие базовые институты, как институты нерыночной экономики в экономической сфере; институты унитарно-централизованного государственного устройства в сфере политической; доминирование коллективных, надличностных ценностей, приоритет «Мы» над «Я» (соборность, коммунитарность) в идеологической сфере. Не исключено, что развитость коммунитарной этики в российском обществе связана с экономико-географическими особенностями территории страны, значительным давлением пространственного фактора на развитие культуры и характер социализации. Можно предположить, что коммунитарная этика исторически способствовала выживанию слабых (одновременно бедных и нищих), т.е. выживанию и устойчивости этноса. Исследователи особо подчеркивают значение социальных сетей, которые в России «не только являются стабилизирующим фактором в экономической жизни и частично компенсируют кризис государственных социальных институтов, но и служат первичной системой социальных координат в условиях кризиса доверия к более широким сообществам. Особенно велика роль сетей при трудоустройстве» [7, с. 28-29].

Следовательно, социальные сети являются примером институционального механизма, который следует иметь в виду при разработке концепций и моделей борьбы с бедностью в российском обществе, направляя его потенциал на цели социального развития. Социальные сети понимаются современными исследователями как неформальные социальные связи между индивидами, как конечная совокупность социальных факторов и набора связей между ними. Под связями понимаются не только интеракции между участниками, но и связи по обмену различными ресурсами. Так, выделяется несколько типов ресурсов, которыми обмениваются домохозяйства: деньги; труд; продукты и вещи; информация и связи. Возможно, в качестве самостоятельного сетевого ресурса можно выделить информацию о полезности приверженности определенным ценностям, типам жизненных целей. В контексте анализа феномена российской бедности интерес представляют две формы социальных сетей, выделенных Дж. Наспари, - сети, обеспечивающие повседневное выживание, и сети стратегические, которые могут открыть перед человеком новые возможности. Авторы исследования «Гендерные стратегии на рынке труда» показали также, что сети обладают значительной степенью социальной гомогенности: «у рабочих большинство родственников и знакомых также будут рабочими… у людей, имеющих высшее образование, круг знакомых включает бывших однокурсников. Такие контакты скорее удерживают в определенной социальной нише, чем помогают из нее выйти» [16, с. 123].

Эффективности стратегии преодоления бедности будет способствовать ориентированность на развитие, поддержание в первую очередь тех сетей, которые могут предоставить человеку новые возможности по удовлетворению не только базовых потребностей, но также и потребностей и ожиданий высшего порядка, активизации необходимых для жизни способностей, навыков и умений, стимулирования жизненной активности, основанной на осознании идентичности, следовании ценностям. Каким образом это может быть сделано - предмет особых размышлений, но, вероятно, перспективным станет, в частности, изучение разновидностей нематериальных ресурсов, которыми обмениваются или могут обмениваться участники сети. Сетевые ресурсы, отмеченные выше, в большинстве своем являются материальными, но, как отмечается, объемы монетарных, вещевых и продуктовых трансфертов в уязвимых группах оказываются незначительными. В отличие от денег, продуктов или вещей, объемы такого сетевого ресурса, как информация, могут быть большими, в случае ее адекватной передачи, восприятия и использования, хотя следует иметь в виду, что информация - понятие достаточно абстрактное и нуждается, как отмечалось выше, в дополнительной конкретизации. Вероятно, значимую роль при сетевом обмене могут играть образцы поведения, социальные установки и ценностные ориентации, гипотетически подобный обмен возможен не только в рамках гомогенной сети, но и между разнородными сетями, например - «социальными сетями богатых» и «социальными сетями бедных». Проблема взаимообмена таких сетей видится в том, что если «культура бедных» является для нашей страны традиционной, то «культура богатых», если и существовала когда-то, то была размыта, а о формировании новой говорить, вероятно, преждевременно [10, с. 85].

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ

2.1. Социальная диагностика малообеспеченности

Социальная диагностика малоимущих граждан в настоящее время требует информационно-ориентированной стратегии оказания помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Достичь наибольшей эффективности социальной работы с малоимущими можно только при опоре на достоверную и своевременно полученную информацию. Практика социальной и педагогической работы нуждается в модели, которая бы базировалась на получении достоверной информации о человеке и его ситуации, а также обмене этой информацией между специалистами и ее анализе. Технология социальной диагностики малообеспеченных - это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на определение характеристик и оценку состояния малоимущих [20, c.67].

Общая цель технологий социальной диагностики малоимущих - определение наличия проблем у малообеспеченных, особенностей проблемной ситуации, биопсихосоциального состояния участников этой ситуации. Традиционные методы диагностики включают наблюдение, опрос, анкетирование. Большой популярностью у специалистов центров социальной помощи малоимущим и их семьям пользуются проективные методики. Сбор необходимой информации о малоимущей семье с технологической точки зрения ограничивается разнообразными процедурами общения, наблюдения и тестирования. Для достоверной диагностики кроме методик измерения нуждаемости и неблагополучия необходим также неизменный или, наоборот, гибкий талон, сравнивая полученные данные с которым, специалисты, ставят социальный диагноз малоимущему и его семье. Социальный диагноз, в отличие от медицинского, отличается большей относительностью выводов и гибкостью критериев оценки состояния. Это обусловлено тем, что семья - крайне динамичная система, может быть даже более сложная, чем система человеческого организма. Вместе с тем, процедуры определения конкретных показателей семейного и детского неблагополучия уже хорошо отработаны, их описания содержатся в государственных стандартах социального обслуживания и многочисленных методических пособиях [19, c.140].

Алгоритм технологии социальной диагностики малоимущих складывается обычно по принципу от частного к общему. Это значит, что специалист вначале собирает конкретные биографические данные, ситуационные факты, свидетельства, а затем уже обобщает их, делая выводы. Социальная диагностика малообеспеченных семей проводится по следующим основным критериям:

1. социальный статус семьи (полная или неполная, уровень доходов и др.);

2. социальные проблемы семьи;

3. информация о социально-бытовых условиях проживания;

4. особенности отношений с ближайшим окружением (школа, работа, улица и т.п.) [17, c.190].

Социально-педагогическая и психологическая диагностика малообеспеченных проводится по следующим основным критериям:

1. готовность идти на контакт, адекватность реакций и т.п.:

2. уровень тревожности, агрессивности и т.п.;

3. информация об увлечениях;

4. уровень усвоения социальных навыков;

5. тип семейного воспитания [18, c.96].

Диагностика малообеспеченных, проводимая командой специалистов, затрагивает познавательную, коммуникативную, эмоционально-волевую сферы развития человека. Информация о малоимущих семьях, находящихся в социально опасном положении, поступает в учреждения системы социальной защиты населения следующими способами:

1. путем выявлений таких семей в ходе выполнения прямых служебных обязанностей специалистов центра;

2. через акты обследования жилищно-бытовых условий семьи (от администрации районов города, специалистов органов управления образованием, территориальных органов министерства здравоохранения и социального развития);

3. через протоколы об административных правонарушениях и представления органов внутренних дел;

4. через устные и письменные сообщения от граждан, общественных организации, педагогов школ и врачей больниц и т.д. [14, c.56-57].

2.2. Основные направления социальной работы по оказанию помощи малообеспеченным

Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:
   - материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);
   - социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);

- коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);
   - профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и ориентация, трудоустройство) и др. [4, c.79].

В соответствии с положениями ст. 7 Конституции Российская Федерация является социальным государством. Главная задача социального государства - достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Оно призвано помогать слабым, влиять на распределение экономических благ, чтобы обеспечить каждому достойное человека существование. Юридическая природа и отдельные особенности социального обеспечения и мер социальной поддержки в Российской Федерации отражают конституционную обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни [10, c.111].

Российское законодательство под правом социального обеспечения понимает гарантированную ст. 39 Конституции Российской Федерации возможность граждан законным путем удовлетворять свои социальные потребности. Это совокупность правовых норм, регулирующих комплекс социально-экономических мер, проводимых государством, по предоставлению гражданам различных выплат и услуг в случаях, если они окажутся лишенными всех или части своих доходов от труда, на все время или на какой-то период, в связи с нетрудоспособностью, старостью и в других случаях, предусмотренных российским законодательством. Конституция Российской Федерации закрепляет основные направления социальной работы с малоимущими. Это:

- государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

- пенсии инвалидам и иным нетрудоспособным лицам;

- создание системы социальных служб занятости, призванных принимать действенные меры по трудоустройству лиц, не имеющих постоянной работы, и выплачивать им в соответствии с действующим законодательством пособия по безработице;

- выплата государственных пенсий и социальных пособий и т.д. [6, c.76-77].

По мнению Е.П. Шнейдеровой, термин «социальная поддержка» получил широкое распространение в России в 2004-2005 гг., когда началась масштабная реформа российской социальной системы. Целью реформы было перераспределение нагрузки по финансированию социальных обязательств государства между федерацией и ее субъектами. При этом произошла так называемая «монетизация льгот», т.е. многие натуральные льготы заменили денежными выплатами. Эта мера вызвала возмущение и протесты социально слабых слоев населения - пенсионеров, ветеранов, инвалидов, поскольку денежные выплаты не покрывают в полном объеме расходов, которые вынуждены нести эти категории граждан в связи с отменой льгот. Федеральный закон № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» отменил сложную систему натуральных льгот и компенсаций, заменив ее едиными мерами социальной поддержки, а для некоторых наиболее незащищенных категорий граждан (которые в связи с непреодолимыми физическими недостатками не могут самостоятельно обеспечить себя материально, имеют особые заслуги перед страной либо пострадали в результате техногенных катастроф, ответственность за последствия которых приняло на себя государство) - мерами социальной помощи [5, c.109].

Различные компенсационные выплаты и социальные доплаты были введены с целью оказания помощи некоторым группам граждан в преодолении негативных последствий перехода к рыночной экономике. Одни компенсационные выплаты являлись кратковременными, другие применились в течение длительного периода. Сущность и роль социальной доплаты в современной России базируется на принципе введения системы федеральных и региональных доплат, предполагающих совокупный размер материального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Как гласит распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», дальнейшее развитие пенсионной системы на основе заложенных в нее страховых принципов должно осуществляться в целях повышения уровня пенсионного обеспечения всех категорий пенсионеров и ее финансовой сбалансированности для устойчивого функционирования в долгосрочной перспективе и предусматривать достижение следующих показателей:

- начиная с 2010 года достижение минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера и повышение среднего размера трудовых пенсий по старости к 2016-2020 годам до величины не менее 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера;

- создание условий для повышения индивидуального коэффициента замещения утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы, трудовой пенсии по старости не менее чем до 40 % [2, c.34-35].

Для достижения этих целей, в том числе, предполагается установление принципа назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума в Российской Федерации, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам в совокупности с иными мерами социальной поддержки до указанной величины (установление социальной доплаты). В соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2009 № 972н распределены на 2010 год средства федерального бюджета на осуществление региональных социальных доплат к пенсии. Всего по России объем межбюджетного трансферта на указанные цели составил 2 120 000 рублей. Межбюджетные трансферты предоставляются субъектам РФ на выплату региональной социальной доплаты к пенсии неработающим пенсионерам, проживающим на территории РФ, в целях доведения общей суммы их материального обеспечения до установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума пенсионера, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации [11, c.89].

При этом пенсионеры с крайне низким доходом составляют 9 % от общей численности лиц, получающих пенсии. Средний размер такой доплаты составляет 983,44 руб., максимальный - 3 000 руб. Доплата размером около 500 руб. будет начислена 73 % от общего числа нуждающихся в ее получении пенсионеров. Согласно требованиям действующего законодательства органы социальной защиты должны начинать выплаты в меньшем размере с учетом переплаты с момента обнаружения ошибки, но не «задним числом», как это вышло на практике. М.Л. Захаров справедливо отмечает, что пенсионная реформа не решила проблемы преодоления крайней бедности пенсионеров; не решила в связи с тем, что такая цель и не ставилась. По словам Р.И. Ивановой, из 38 млн. получателей пенсии примерно 32 млн. человек могут быть отнесены к бедным, малоимущим гражданам. В условиях глобального экономического кризиса возникает необходимость повышения эффективности социальной политики, сосредоточения усилий на решении наиболее важных социальных проблем, разработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов [3, c.67].

Необходимо достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований. Следует обеспечить макроэкономическую стабильность, последовательно снижать инфляцию и осуществлять политику сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. Однако мы видим повсеместное увеличение стоимости тарифов на государственные услуги в России, причем достаточно существенное. Также стремительно увеличиваются и расчетные показатели услуг ЖКХ, в том числе, за предоставление природного газа, электроэнергии и пр. По мнению Л. С. Мамута, социальное государство, деятельность которого должна быть направлена на обеспечение каждому человеку определенного жизненного уровня, противоречит представлению о нем как о правовом. Он отмечает, что в современном цивилизованном обществе почти никто не возражает против морального долга и естественной обязанности каждого помогать детям, инвалидам, людям преклонного возраста, жертвам стихийных и техногенных катастроф и т.п. Очевидно, что эти люди нуждаются в поддержке со стороны сограждан. Однако потребность в такой помощи не трансформирует лежащий на согражданах моральный долг в соответствующую правовую обязанность. Для решения этих проблем необходим комплексный научно-обоснованный подход, создание системы перспективного развития социальной политики, постоянный мониторинг и дифференциация социальных доплат и мер социальной поддержки [9, c.41-42].

Для осуществления эффективной реализации права на справедливое вознаграждение за труд признать право работников на такое вознаграждение, которое обеспечит им и их семьям достойный жизненный уровень; установить достойный уровень минимальной заработной платы; отвечающий жизненным реалиям институт пенсионного страхования, в котором пенсии по старости составляли бы не менее 50 % от среднего уровня получаемой во время трудового стажа заработной платы; установить различные стипендии от благотворительных фондов молодым ученым, стимулировать эти самые фонды путем предоставления различных налоговых льгот; предоставить работникам право на защиту их интересов в случае банкротства предпринимателя и т.д. Одной из важнейших целей социального государства является сглаживание социального неравенства, преодоление его крайних форм. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства. В условиях переживаемых экономических трудностей социальная политика государства не только не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции, но и не обеспечивает прожиточный минимум значительной части населения [17, c.68].

2.3. Методы психологической и экономической поддержки малообеспеченным

Предлагаемые государством экономической методики противодействия расширению бедности в нашей стране в целом направлены на предоставление мер материальной поддержки малообеспеченным семьям. С одной стороны, это распространённая и характерная для многих стран практика. С другой стороны, подобные меры, в сущности, позволяют лишь временно повысить уровень потребления в семье, слабо затрагивая механизмы роста социальной адаптации семьи и не стимулируя членов семьи к развитию собственного адаптивного потенциала. В ряде случаев (а по мнению социальных работников - в большинстве случаев) материальная поддержка способствует откровенному росту иждивенчества, что особенно характерно для семей с асоциальным образом жизни. Восприятие социальной службы как простого раздатчика социальных благ становится главным фактором, определяющим отношение к возможностям роста собственного благосостояния. Это отношение не предусматривает возложения ответственности за благополучие семьи на себя (главу семьи, трудоспособных членов семьи) как на главного гаранта обеспечения приемлемого уровня жизни своих домочадцев. В этих условиях социальные службы вплотную подошли к пересмотру порядка и форм оказания материальной помощи малоимущему населению. Многочисленные эксперименты с внедрением системы социального контракта на уровне муниципальных районов проводились с начала 2000-х годов, в основном в северных регионах России. Стоит отметить, что инициаторами введения новых технологий социальной адаптации явились именно муниципалитеты, как органы власти, наиболее приближенные к населению в плане адекватного анализа социальных потребностей и контроля за реализацией мер социальной поддержки. Сущность социального контракта состоит в заключении договора между органом социальной защиты населения и малообеспеченной семьей, в котором оговариваются взаимные обязательства по выводу семьи на самообеспечение и решению её социально-бытовых проблем [10, c.77-78].

Трудоспособные члены семьи обязуются получить специально образование и устроиться на работу, или же, получив от государства определённую денежную сумму, потратить её на открытие собственного дела или на создание основы для самозанятости. Государство в лице органов социальной защиты берёт на себя обязательство осуществлять социальное сопровождение семьи, решая часть организационных вопросов по самообеспечению, предоставляя психологические или юридические консультации, помогая снизить бытовую нагрузку на работающих членов семьи (например, содействуя устройству ребёнка в детский сад) и т. п. Социальная адаптация является одной из самых востребованных технологий социальной работы в силу своей направленности на развитие внутреннего ресурса объекта социальной работы, будь то индивид, семья или группа лиц. По мере развития способностей и планомерной актуализации собственного физического, психологического и организационного потенциала, объект обнаруживает в себе принципиально новые адаптивные свойства, позволяющие на качественно новом уровне приспособиться к внешней среде. Социальный контракт является перспективным направлением социальной работы с малоимущими семьями, поскольку наиболее полным образом способствует раскрытию ресурсов семьи в совокупности с ростом социальной ответственности каждого члена семьи [2, c.57].

В сентябре 2011 года эксперимент по внедрению методики социального контракта проводился уже в 17 регионах Российской Федерации (на июль 2009 г. - в 12 регионах). Анализ законодательной базы данных регионов позволяет увидеть, что на момент начала эксперимента в разных регионах практиковались различные подходы как к определению уровня дохода, дающего право на государственную социальную помощь, так и степени адресности предоставления данной услуги. Это существенно влияло на дифференциацию получателей социальной помощи и, следовательно, на определение круга потенциальных участников эксперимента. Несмотря на это, явным преимуществом участников данных мероприятий остаётся разработка собственной стратегии самообеспечения, что отнюдь не повышает, а снижает уровень зависимости семьи от социальной службы. Опыт российских регионов в реализации методики социального контракта заставляет задуматься о перспективах распространения этого явления по всей территории России. Становится очевидным востребованность не только трудоустройства клиента, но и высокого уровня внимания к детям в контексте оказания им разнообразных услуг психолого-педагогического и медико-социального характера. Как отмечают эксперты, процесс внедрения технологии социального контракта на территории Москвы имеет свои особенности, предусмотренные как разнообразными нормативами, установленными в столице, так и социально-психологическими аспектами восприятия населением новой технологии. Так, отмечается крайняя незаинтересованность малоимущего населения в участии в данных мероприятиях из-за отсутствия значимых денежных выплат. К этому стоит добавить достаточно широкий перечень различных выплат, предусмотренный в Москве, что также является антистимулом к заключению социального контракта. Констатируется невозможность заключения социального контракта при среднедушевом доходе в семье выше прожиточного минимума, хотя потребность в активизации потенциала семьи может наблюдаться и в этом случае. Справедливо указывается на то, что необходимо расширить целевую группу социального контракта, заключать его не только с малоимущими, но и, допустим, с имеющими среднедушевой доход 1,5 прожиточного минимума. Также акцентируется вопрос недостаточного понимания клиентами сути социального контракта, круга их обязательств, должного конечного результата данной технологии, что налагает на социальные службы обязательства проводить информационно-разъяснительную работу с потенциальными участниками данного эксперимента [11, c.80-81].

Говоря о социальной адаптации малоимущей семьи, необходимо конкретизировать два основных аспекта: какого вида семейный ресурс активизируется и какого вида ресурс привлекается извне вследствие реализации данной технологии. Помимо явной экономической составляющей результативности данных проектов, необходимо обратить внимание на коммуникативный, самореализационный, психолого-педагогический и когнитивный аспекты успеха такого явления, как социальный контракт. Повышается степень включённости членов семьи в социальные процессы, расширяется сфера социальных контактов, как следствие - происходит повышение уровня коммуникативной адаптированности семьи. Социальный контракт может и должен поспособствовать укреплению дисциплинированности и ответственности членов семьи в вопросах заработка и распоряжения капиталом. Немаловажно и то, что происходит снижение степени зависимости семьи от действий социальных служб, законодательных нововведений, изменений нормативов оказания социальной помощи. Противодействовать формированию субкультуры бедности может и то, что у детей из данной категории семей формируется отношение к стратегии самообеспечения как к основополагающей в вопросах повышения семейного благосостояния. В любом случае идёт формирование отношения к социальной помощи как условности, исходящей исключительно из партнёрских отношений с органами социальной защиты, и возложение на себя ответственности за адекватное использование социальной помощи [20, c.145].

Однако в реализации данной методики необходимо учитывать массу тонких, не воспринимаемых с первого взгляда моментов, способных девальвировать инновационную технологию из-за недостаточной проработки различных деталей в её осуществлении.

- отсутствие информационно-пропагандистской работы по вопросам социального контракта может привести к неправильной трактовке гражданами собственных преимуществ от участия в данной технологии, как следствие - к недооценке собственного уровня ответственности;

- плохая проработка санкций за неисполнение условий контракта со стороны малоимущей семьи может снизить экономическую эффективность данной технологии;

- плохая проработка уровня ответственности органов социальной защиты за неисполнение собственных обязательств может привести к снижению мотивированности граждан к выполнению собственных обязательств;

- отсутствие органов общественного контроля за действием программы социального контракта может привести к высокой бюрократизации процесса;

- отсутствие квалифицированных специалистов по работе в сфере социального контракта в перспективе может привести к системным недоработкам в процессе реализации данной технологии;

- расширенное внедрение технологии социального контракта вызовет сложности организационного плана, поскольку потребует перестройки системы оказания государственной социальной помощи;

- отсутствие чётких критериев оценки эффективности данной технологии приведёт к разночтениям в вопросах эффективности и результативности работы;

- отнесение к потенциальным участникам программы только малоимущих семей приведёт к большему риску скатывания в бедность тех семей, которые балансируют на грани бедности;

- вопросы трудоустройства членов малоимущей семьи имеют высокий риск нерешённости в связи с особенностями регионального рынка труда;

- организация и расширение индивидуальной трудовой деятельности гражданина вызовет естественные бюрократические препятствия, что потребует от органов социальной защиты или выхода из процесса, или содействия дебюрократизации процесса [3, c.156].

Однако, несмотря на реальные или потенциальные сложности, технология социального контракта за последние десять лет зарекомендовала себя как успешная и в целом эффективная модель противодействия социальному неблагополучию многих российских семей. С переменным успехом внедряемая в различных регионах РФ, она в своей основе преследует цель не просто побороть или снизить бедность, а постепенно сформировать новую форму взаимоотношений социального государства и гражданина -уменьшив чрезмерную зависимость последнего от первого и приведя последнего к новым граням собственного жизнеобустройства. Налицо формирование новой системы взаимоотношений гражданина и государства в сфере обеспечения благосостояния семьи. Социальный контракт демонстрирует огромную востребованность в свете модернизации социальной защиты населения и работы по повышению социальной адаптированности тех, кто не до конца использует свой потенциал [8, c.124].

Психологическая поддержка малообеспеченных - это система социально-психологических способов и методов, способствующих социально-профессиональному самоопределению личности в ходе формирования её способностей, ценностных ориентаций, повышение её конкурентоспособности на рынке труда и адаптированности к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Основная цель психологической поддержки малоимущих - коррекция психологического состояния и формирование активной жизненной позиции в условиях современного рынка труда [7, c.54].

Задачи, которые решает психологическая поддержка:

  • Снижение общего нервно-психического напряжения.
  • Формирование позитивного настроя и уверенности в будущем.
  • Повышение мотивации к поиску работы и трудоустройству.
  • Повышение уверенности в себе, выработке адекватной самооценки, овладение навыками психической саморегуляции [9, c.144].

Направления и методы психологической поддержки:

  • Психологическое консультирование;
  • Психологическая диагностика;
  • Психологический тренинг;
  • Психологическая коррекция;
  • Психологическое тестирование (анкетирование) [4, c.122].

В результате бесед, тестирования (анкетирования), психологической диагностики выявляются проблемы, препятствующие трудоустройству безработного. Индивидуально определяются направления психологической поддержки, включая психологическое консультирование, психологический тренинг, психологическую коррекцию. При выявлении сходных причин у нескольких безработных психологическая поддержка оказывается им в групповой форме [13, c.67].

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ И СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ

3.1. Социальные службы и учреждения социальной поддержки населения

Социальные службы и учреждения социальной поддержки населения - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Существует два типа социальных служб: Центры социального обслуживания и службы срочной социальной помощи. В зависимости от направленности социальные службы делят на: приюты, консультации, социально-реабилитационные центры, центры социального обслуживания, телефон доверия, дом престарелых. Основными принципами социального обслуживания являются: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания [14, c.87].

К учреждениям социального обслуживания независимо от форм собственности относятся следующие: комплексные центры социального обслуживания населения, территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, специальные дома для одиноких и престарелых, геронтологические центры, иные учреждения и предприятия, предоставляющие социальные услуги. Порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским законодательством Российской Федерации. Социальные гарантии - это конкретное проявление социальной защиты конкретной группы населения. Гарантировать и выполнять гарантии - это конкретные обязательства и дела (мероприятия, бюджеты и т.п.), имеющие адресную направленность, содержание, смысл. Отличительной особенностью наших рассуждений является то, что широкий и узкий смысл понятия «социальная защита населения» сводится не к делению населения на различные категории, а ориентирован на тот уровень и объем задач, которые решаются на определенном этапе социально-экономического развития страны, региона, административной территории, определяя здесь направления социально-экономической политики [12, c.78-79].

Социальная защита, на наш взгляд, может быть представлена в различных видах:

- непосредственной защиты (например, установление гарантированной

минимальной оплаты труда, тарифной ставки первого разряда и т.д.);

- самозащиты (например, в настоящее время в России в соответствии с

законодательством человеку предоставлено право работать в нескольких организациях без ограничения размера доходов, с условием представления информации в виде декларации о доходах в налоговые органы. Стремление получить больше средств к существованию при наличии свободного времени, можно рассматривать как вариант самозащиты, разрешенной законодательством);

- поддерживающей защиты (например, пенсионное обеспечение, адресные пособия, дотации и др.);

- профилактической защиты (например, создание благоприятных условий труда на производстве, внедрение комплекса мер по профилактике профзаболеваний, проведение инструктажа и др.);

- компенсационной защиты (например, пособие по безработице, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по инвалидности и др.) [6, c.56].

Форма социальной защиты может быть денежной и неденежной:

- денежная - это обеспечение своевременной выплаты заработной платы, правильная организация оплаты труда, трудовые пенсии (по старости с учетом стажа, участникам войны, инвалидам ВОВ), социальные пенсии (инвалидам с детства, детям, потерявшим родителей, лицам старше трудоспособного возраста, не имеющим трудового стажа), пособия семьям с детьми, пособие по безработице и др.;

- неденежная - оказывается наиболее беззащитным и беспомощным группам населения в виде специального обслуживания (в том числе в домах престарелых, пансионатах, интернатах), бесплатного питания, отделения дневного пребывания в стационарах, посещения на дому, психологической помощи [10, c.116].

В числе методов реализации социальной защиты населения в условиях рынка считаем целесообразным выделить следующие:

- нейтрализация инфляции (преодоление обесценения пособий, заработной платы, пенсий в связи с повышением стоимости жизни, удорожания потребительской корзины и всего бюджета прожиточного минимума) посредством индексации - процентное увеличение пособий, пенсий, заработной платы в связи с процентным ростом цен;

- компенсации - предоставление специальных денежных выплат получателям пособий, пенсий в связи с ростом цен;

- разграничение видов социальной помощи;

- оценка нуждаемости;

- выделение интересов детей, инвалидов, пенсионеров в качестве приоритетных;

- переход на заявительную форму предоставления помощи;

- адресность социальной помощи [15, c.88].

Социальное страхование - особая организационно-правовая форма социального обеспечения. Государственное социальное страхование в России сегодня реализуется через государственные внебюджетные социальные фонды. Негосударственные социальное страхование представлено в России негосударственными пенсионными фондами, негосударственным медицинским страхованием. В системе социальной защиты населения следует выделить направление практического характера - социальное обслуживание. Это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность социальных служб (за исключением государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица, осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Владение современными технологиями социальной работы позволяет специалистам своевременно удовлетворять жизненно важные потребности людей, обеспечивать их выживание в кризисные периоды и непосредственно воздействовать на формирование качества и уровня их жизни [7, c.55].

3.2. Социальная поддержка молодой многодетной семье в городе Москве

Многодетные семьи, когда-то составлявшие большинство семей на территории России, в настоящее время устойчиво занимают незначительную долю (5,8% - 2010 г.) от общего количества семей. Причем среди многодетных семей 85% являются малообеспеченными. Высокий процент малообеспеченных семей в общей массе многодетных семей косвенно свидетельствует о том, что в настоящее время нет гарантий, что родители, имеющие троих и более детей, смогут обеспечить им все самое необходимое для жизни и развития. Необходимость комплексного подхода в социальной поддержке многодетной семьи объясняется многоаспектностью проблем, с которыми встречается указанная категория семей. Так, П.Д. Павленок и М.Я. Руднева выделяют следующие проблемы многодетной семьи: материально-бытовая проблема, жилищная, культурно-досуговая, проблема трудоустройства родителей, правовой неграмотности, здоровья, образования. Проблемы многодетных семей получили отражение в Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, одним из направлений которой является создание механизмов оказания дополнительной поддержки многодетным семьям. Но, несмотря на нормативное закрепление необходимости всесторонней поддержки многодетной семьи, на практике реализация такого подхода происходит слабо [3, c.67].

Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», обязанность определить категории семей, относящиеся к многодетным и нуждающимся в социальной поддержке, а также установить меры социальной поддержки возлагается на органы исполнительной власти регионов. Социальная поддержка многодетной семьи распространялась, в основном, на поддержание ее материального уровня, остальные потребности отошли на второй план. Безусловно, во многих случаях недостаток денежных средств является основной проблемой данной категории семей, но она тесно связана и с такими проблемами как трудоустройство родителей, жилищная проблема. Следует отметить, что в последние годы происходит некоторая переориентация социальной политики в сторону комплексной социальной поддержки многодетной семьи. В сфере оказания материальной помощи многодетной семье тоже произошли за последние годы, определенные изменения. Теперь, помимо пособия на ребенка, женщина, постоянно проживающая не территории России, родившая третьего ребенка в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2013 года, имеет право получить региональный материнский капитал в размере 100 000 руб. и потратить средства на улучшение жилищных условий. Данная форма социальной поддержки была установлена Законом Пермского края от 29.02.2012 г. № 5-ПК «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» [11, c.129].

Наиболее благоприятная ситуация для многодетных семей создана в Москве. В Москве всем многодетным семьям полагается ежемесячно по 870 рублей на каждого ребенка разных выплат и компенсаций. Помимо этого до 16-летнего возраста детей (или до 18-летнего, если ребенок продолжает учиться в общеобразовательных учреждениях) ежемесячно выплачивается еще по 150 рублей. Московские власти компенсируют и расходы на питание - в размере 150 рублей в месяц на каждого ребенка моложе трех лет. Предусмотрена субсидия на покупку школьной формы и одежды в размере 1000 рублей на каждого ребенка-учащегося общественно-образовательных школ один раз в год. Город выделяет по 300 рублей в месяц на проезд на семью, в которой пять и более несовершеннолетних детей, еще по 190 рублей компенсации расходов на телефон, а на приобретение детских товаров - еще по 900 рублей в месяц. Ежемесячная компенсационная выплата многодетным матерям, родившим 10 и более детей, составляет 3000 рублей. На федеральном уровне действует Указ Президента РФ от 5 мая 1992 N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей (3 и более ребенка до 18 лет), он устанавливает общие для РФ льготы для многодетных семей. О выплатах в данном Указе не упоминается [12, c.147].

Денежные выплаты и льготы для многодетных семей в Москве

Денежные выплаты:

1. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением (усыновлением) на второго и последующих детей 14 500 руб.

2. Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с рождением одновременно трех и более детей 50 000 руб.

3. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни многодетным семьям.

4. Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента родителям, имеющим 5 и более несовершеннолетних детей (на одну многодетную семью) 900 руб.

5. Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента родителям, имеющим 10 и более детей, при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 и лет, независимо от факта их учебы или работы (на одну многодетную семью) 900 руб.

6. Ежемесячная компенсационная выплата многодетным матерям, родившим 10 и более детей и получающим пенсию 10 000 руб.

8. Ежегодная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей к Международному дню семьи (независимо от возраста детей) 10 000 руб.

9. Ежегодная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей ко Дню знаний (при наличии в семье одного и более детей, не достигших возраста 18 лет) 15 000 руб.

10. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги в многодетных семьях: с 3-4 детьми 522 руб., с 5 и более детьми 1 044 руб.

11. Ежемесячная компенсационная выплата многодетным семьям за пользование телефоном 230 руб.

12. Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения детей из многодетных семей в возрасте до 16 лет.

13. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми в возрасте до 16 лет, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в среднем на душу населения, установленную Правительством Москвы 750 руб.

14. Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей до 3 лет - 675 руб.

Льготы и натуральная форма:

1. Бесплатный отпуск по рецептам врачей лечебно-профилактических учреждений молочных продуктов детского питания - на детей в возрасте до трех лет;

2. Бесплатное обеспечение лекарственными средствами  детей  в возрасте до шести лет;

3. Бесплатное двухразовое питание детей,  обучающихся в образовательных учреждениях,  реализующих общеобразовательные программы;

4. Бесплатный  проезд  на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси) детей в  возрасте  до 16 лет в соответствии с Законом города Москвы от 3 ноября 2004 года N  70  "О мерах  социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы";

5. Прием детей в государственные дошкольные образовательные учреждения города Москвы в первую очередь. 

6. Освобождение от оплаты за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях.

7. Скидка в размере 30% с оплаты стоимости жилого помещения и коммунальных услуг (семьям с 3 и более детьми), скидка 50% семьям с 10 и более детьми. 

8. Право  на  предоставление  жилых помещений,  находящихся в собственности города Москвы, и субсидий для приобретения или строительства  жилых помещений в порядке и на условиях,  установленных федеральным законодательством и правовыми актами города Москвы;

9. Право на бесплатное посещение зоопарка, оплату по льготным ценам, установленным Правительством Москвы, посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок и культурно-просветительных мероприятий в указанных учреждениях  культуры,  находящихся  в  ведении Правительства  Москвы,  а  один раз в месяц - бесплатное посещение музеев;

10. Преимущественное право на получение садовых участков;

11. Право на бесплатное пользование услугами бань.

Некоторые шаги в сторону расширения мер социальной поддержки многодетной семьи сделаны, однако все они, скорее, направлены на решение материально-бытовых и жилищных проблем, практически без внимания остается, например, проблема правовой неграмотности. И у этого есть свои негативные следствия, так как для получения мер социальной поддержки требуется сбор пакета документов, обращение в соответствующие органы. Правовая неграмотность может стать серьезным препятствием на пути получения целого комплекса социальных услуг, особенно когда речь идет о неблагополучных семьях [4, c.118-119].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема бедности многих российских семей по-прежнему остаётся насущной проблемой российской социальной политики. При этом специфика российской бедности состоит в нескольких важных аспектах, которые свидетельствуют о системных просчётах проводимых социальных преобразований. Это и превалирование семей с детьми в общей структуре бедных домохозяйств, и трудовая бедность, также более чем на половину захватывающая малоимущий контингент, и значительная дифференциация населения по доходам. Определение порога бедности остаётся для нашей страны традиционным и состоит в сравнении среднедушевого дохода в семье с прожиточным минимумом, принятым в регионе. Среднедушевой доход в размере ниже прожиточного минимума означает попадание семьи в разряд малоимущих и даёт ей право на получение тех или иных разновидностей государственной социальной помощи. Однако в большинстве европейских стран критерий бедности не носит характер абсолютного показателя, расчёт происходит на основании порога «относительной бедности». Этот порог равен в одних странах 50 %, в других - 60 % среднедушевого дохода в регионе или стране. Таким образом, в развитых странах показатели бедности имеют чёткую привязку к общей тенденции роста или снижения доходов населения [5, c.145].

В целом малоимущие это слой - с большой иждивенческой нагрузкой: в семье 2-3 пенсионера, малолетние дети. У них недостаточные ресурсы, чтобы обеспечить себе запас жизненной, материальной, социальной прочности. Столь мощный пласт малообеспеченных в нашей стране на фоне

многочисленных проблем, сопровождающих трансформационные процессы в

российском обществе, ставит под сомнение возможность превращения средних слоев населения России в ближайшие 10 лет в самый массовый слой.

Экономическое поведение малообеспеченных довольно пассивное, так как у них нет как свободных денег, так и возможности рационального распределения своих доходов, которые у них практически отсутствуют [10, c.66].

Получаемые малообеспеченными кредиты - потребительские и направляются, в основном, на приобретение бытовой техники, среди которой наблюдаются компьютеры и мобильные телефоны. Свидетельством ухудшения качества жизни этой категории населения служит снижение потребления социальных услуг, недвижимости, что ведет к углублению разрыва между имущими и неимущими. У малообеспеченных худшие стартовые возможности для получения образования. Основная часть малообеспеченного населения все больше сосредотачивается в малых городах и селах: 70% собственно малообеспеченных и 75% нуждающихся, что составляет более 60% населения страны. У этих людей отсутствует выбор в работе, что вынуждает их трудиться на условиях работодателя. Досуговая сфера малообеспеченных - для нее характерно заметное смещение от интеллектуальных к обыденно духовным интересам, среди которых преобладает стремление просто расслабиться. Отмечается также резкое падение у них интересов к самообразованию (от 23% и ниже), что не отмечалось в исследованиях, проведенных 5 лет назад. В целом динамика социально-психологического состояния российского населения положительна, доля оптимистов доминирует над пессимистами, что свойственно и для малообеспеченных. Но последними этот оптимизм выражается более сдержанно, чем благополучными россиянами (30% против

45%, соответственно), считающим, в основном, свое будущее как консервацию нынешнего состояния. Удовлетворенность собственным социальным статусом несколько возросла, хотя у основной части респондентов продолжает доминировать [13, c.89-90].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. - М.: Астрель, 2000. - 264 с.
  2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Академия, 1996. - 376 с.
  3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология личности. - М.: Издательство Академия, 2009. - 304 с.
  4. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология. - М.: Гардарики, 2006. - 213 с.
  5. Гидденс Э. Социология. - М.: Издательство Едиториал УРСС, 2006. - 150 с.
  6. Дудкин А.С. Технологии социальной работы с семьей и детьми. - Пенза: ПГПУ, 2011. - 40 с.
  7. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. - Белгород, 1993. - 167 с.
  8. Иванов В.Н., Патрушев В.И. Социальные технологии. - М.: Союз, 1999. - 345 с.
  9. Иконникова Г.И. О понятии социальной технологии //Философские науки. 1984. № 5. - С. 118.
  10. Масионис Дж. Социология. - СПб.: Питер, 2004. - 398 с.
  11. Молевич Е.Ф. Общая социология: Курс лекций. Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 209 с.
  12. Основы прикладной социологии /Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. - М.: Наука, 1996. - 289 с.
  13. Основы социологии. Курс лекций./Под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: Академия, 1993. - 287 с.
  14. Пригожин А.И. Современная социология. - М.: Наука, 2005. - 198 с.
  15. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий. - М.: Икар, 1999. - 297 с.
  16. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. - 569 с.
  17. Социология. Основы общей теории. Отв. Ред.: Осипов Г.В.; Москвичёв Л.Н. - М.: Наука, 2002. - 300 с.
  18. Технология и методика социальной работы / Г.Ф.Нестерова, И.В. Астэр. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 208 с.
  19. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - М.: АСТ, 2002. - 409 с.
  20. Шеляг Т.В. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 2

Социальные службы и социальная поддержка малообеспеченных