Аналитические жанры в печатных СМИ Санкт-Петербурга

Аналитические жанры

в печатных СМИ Санкт-Петербурга


Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3

1. Общая характеристика аналитических жанров и печатных СМИ Санкт-Петербурга………………………………………………………………………. 4

2. Аналитические жанры в газетах «Невское время» и «Деловой Петербург» …………………………………………………………………………………….14

Заключение……………………………..………………………………………..23

Список литературы………………………………………………………………24


Введение

Одной из характерных черт отечественных средств массовой информации (СМИ) традиционно является нацеленность их не столько на сообщение новостей, сколько на анализ, исследование, истолкование происходящих событий, процессов, ситуаций. В силу этого СМИ выработали достаточно эффективную систему аналитических жанров. Эта система постоянно развивается, адаптируясь к тем задачам, которые встают перед аналитической журналистикой. Особенно заметные изменения произошли в ней в последние годы: некоторые известные жанры «модифицировались», и, кроме того, появились новые устойчивые типы аналитических публикаций.

Объектом исследования настоящей работы являются печатные СМИ Санкт-Петербурга, а предметом – аналитические жанры в указанных СМИ.

Цель работы заключается в определении места и роли аналитических жанров в печатных СМИ Санкт-Петербурга.

Актуальность темы определяется активным развитием в настоящее время аналитических жанров, повышенным спросом на них читательской аудитории.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Первая глава посвящена общей характеристике аналитических жанров и печатных СМИ Санкт-Петербурга. Перечислены основные типы аналитических жанров и дано их краткое описание. Приводятся данные о печатных СМИ Санкт-Петербурга, их тиражах, рейтингах, тематической направленности и читательской аудитории.

Вторая глава содержит анализ газет «Невское время» и «Деловой Петербург» на предмет наличия в них аналитических жанров.

В заключении приводятся основные выводы по работе.


1. Общая характеристика аналитических жанров и печатных СМИ Санкт-Петербурга

В аналитических жанрах в отличие от информационных содержится анализ, обобщения, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной контекст для установления причинно-следственных связей, оценок и выводов. К газетным аналитическим жанрам по версии А.А.Тертычного1 относятся: отчет, корреспонденция, интервью, опрос, статья, беседа, комментарий, социологическое резюме, анкета, мониторинг, рейтинг, рецензия, журналистское расследование, обозрение, обзор СМИ, прогноз, версия, эксперимент, письмо, исповедь, рекомендация (совет), аналитический пресс-релиз.

Аналитический отчет как тип публикаций является одним из наиболее древних жанров журналистики. Как известно, цель информационного отчета – известить аудиторию о ходе собрания, конференции и т.д. Цель аналитического отчета заключается в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны.

Предметом аналитической корреспонденции могут быть какие-либо события, явления, феномены. В этом отношении она близка таким, например, жанрам, как репортаж, отчет, информационная корреспонденци2.

Однако аналитическая корреспонденция отличается от названных жанров степенью «присутствия» в тексте других жанрообразующих факторов. Цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом (в отличие от репортажа) не столько «живое» наблюдение, сколько «свернутый» пересказ, истолкование происходившего. Именно это истолкование отличает в первую очередь аналитическую корреспонденцию от репортажа, отчета, информационной корреспонденции.

Как известно, сам по себе метод интервью относится не к теоретическим, а к эмпирическим методам3.Очевидно, по этой причине и жанр интервью часто относят к информационным жанрам, базирующимся именно на информации, полученной в результате применения эмпирических методов исследования.

При этом остается в тени тот факт, что интервью, как и другие эмпирические методы, применяется для получения исходных сведений, необходимых для подготовки не только информационных выступлений, но и аналитических. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.

Аналитический опрос как жанр имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса. Это сходство состоит прежде всего в том, что источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста. Но в отличие от публикаций, относимых к жанру информационного опроса, публикации, составляющие жанр аналитического опроса, обретают черты развернутого комментария, который обычно относится к аналитическим жанрам.

Беседа наряду с интервью, опросом является важным аналитическим жанром журналистики, опирающимся на использование диалогического, вернее, «полилогического» метода получения информации. Иногда жанр беседы отождествляется с жанром интервью. Однако это отождествление необоснованно, хотя у названных жанров и есть общие черты. Прежде всего – двусоставность текста. Одна часть его «принадлежит» одному участнику беседы (интервью), другая – другому. И в беседе и в интервью есть обмен мыслями, репликами. Однако между жанрами существует очень важное различие. И заключается оно прежде всего в той роли, которая отводится журналисту-интервьюеру и журналисту-собеседнику, что оказывает существенное влияние на содержание самих текстов интервью или беседы. Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями.

Таким образом, в отличие от неизбежно одностороннего «монистического» освещения предмета обсуждения в интервью в беседе будет проявлено многостороннее, полифоническое видение предмета обсуждения, что, несомненно, повышает объективность его освещения.

Комментарий может быть, как и интервью, методом и жанром журналистики4. Как метод комментарий применяется во всех формах публикаций: в заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний. В корреспонденции, статье, очерке, обозрении, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода.

В настоящее время в комплексе основных журналистских форм комментарий занимает свое важное место. С его помощью автор выражает отношение к актуальным событиям, формулирует связанные с ними задачи и проблемы в форме сжатого анализа недостатков или достижений, а также выражает их оценку, прогноз развития и т.д.

Социологическое резюме представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают. Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые нацелены на анализ действительности.

В журналистике наряду с такими методами сбора информации, как наблюдение, интервьюирование, опрос и пр., применяется метод анкетирования. Данный метод пришел в журналистику из социологии и применяется для получения сведений по определенным вопросам от широкого круга людей. В результате обработки данных анкетирования создаются публикации, обладающие своеобразными чертами, позволяющими объединить их в самостоятельную жанровую группу.

Тип публикаций, появляющихся на страницах современной периодической печати под рубрикой «мониторинг», получил свое название от активно используемого в настоящее время при изучении процессов, протекающих в обществе, одноименного вида социологического исследования. Предметом мониторинга выступают конкретные характеристики (выбор их зависит от цели мониторинга) различных явлений непосредственно в момент исследования.

Основным жанрообразующим фактором, определяющим своеобразие публикаций периодической печати, относимых к жанру рейтинга, выступает целевая установка. Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности – экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д

Рецензия – это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т.п.5 В какой бы форме ни был дан такой отзыв, суть его – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению. Отличие рецензии от других газетных жанров состоит прежде всего в том, что предметом рецензии выступают не непосредственные факты действительности, на которых основаны очерки, корреспонденции, зарисовки, репортажи и т.п., а информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи.

Жанр статьи является главным в аналитической журналистике. Под статьей понимают публикации, анализирующие некие ситуации, процессы, явления, лежащие в их основе закономерные связи с целью определения их политической, экономической или иной значимости и выяснения того, какие позиции следует занять, как себя вести, чтобы поддержать или устранить такую ситуацию, такой процесс, такое явление.

Еще точнее можно определить статью как жанр, предназначенный прежде всего для анализа актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей6. Аналитическое обсуждение предмета в статье должно быть проведено так, чтобы читатели могли, используя публикацию, размышлять далее над интересующими их вопросами. Таким образом, можно говорить об особой функции статьи. Она состоит в том, что статья объясняет читателям как общественную, так и личную значимость актуальных процессов, ситуаций, явлений, их причинно-следственные связи и таким образом инициирует читательские размышления, действия, связанные с предметом отображения в публикации.

В настоящее время в прессе существуют относительно устойчивые формы проявления жанра статьи. Основными из них можно считать такие:

общеисследовательская статья, практико-аналитическая статья, полемическая статья.

Своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется качествами, возникающими под воздействием предмета, цели, методов получения информации, особенностями изложения полученного материала.

Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно. Цель журналистского расследования прежде всего заключается в том, чтобы определить причины, обнаружить скрытые пружины, приведшие в действие некий механизм, породивший вполне конкретный результат.

Определяющий признак жанра обозрения – единство наглядного освещения общественных событий и мысли обозревателя, глубоко проникающей в суть процесса, ситуации. Обозревать – значит наблюдать и обдумывать замеченное. В обозрении ярко проявляется позиция журналиста. Предмет обозрения составляют общие вопросы политики, экономики, характерные социальные явления и тенденции их развития, вопросы образа жизни и межчеловеческих отношений и многое другое. Предметом обозрения могут быть идеи, почерпнутые из философии, истории, литературы. Для предмета обозрения характерна пространственно-временная или тематическая связь обозреваемых явлений. Не случайно обозрения имеют строгую периодичность выхода в свет (ежедневные, еженедельные, ежемесячные). Они как бы подводят итог определенного периода жизни, деятельности в той или иной сфере общественного бытия.

Словом «обзор» в журналистике обозначают описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение особого рода информации7. Говоря об обзоре СМИ, чаше всего имеют в виду изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности издания, теле- и радиопрограмм или способ знакомства аудитории с публикациями в целях дать представление об их содержании, форме.

Тематический обзор предназначен для освещения определенной темы. В настоящее время очень часто такими темами являются указы президента РФ, законы, постановления, принятые Государственной Думой, правительством РФ, Советом федерации, новые назначения и отставки в высших эшелонах власти, результаты очередных выборов, чрезвычайные и скандальные происшествия, преступления и т.д.

В безадресном обзоре, как и в тематическом, рассматривается одна или более актуальных тем, обсуждаемых прессой. Однако безадресный обзор обладает одной характерной чертой – отсутствием ссылок на конкретные обозреваемые издания, радио- и телепрограммы. Для автора важно проследить за тем, как средства массовой информации в целом обсуждают ту или иную тему, к какому выводу приходят, какие оценки выносят. Иногда своей целью автор ставит выявление проблем, тем, которые на протяжении определенного времени (недели, месяца) в наибольшей мере волновали российскую или даже мировую прессу.

Становление жанра «прогноз»8 происходило в течение последних десяти лет и напрямую связано с процессами реформирования общества. Предсказания, или прогнозы, – это суждения о будущем. На страницах сегодняшней прессы журналисты в качестве авторов прогнозов выступают относительно редко. Чаще всего их составляют специалисты, эксперты, ученые соответствующей сферы деятельности.

Публикации в жанре «версия» базируются на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений. Основным фактором, который порождает жанр версии, является метод исследования действительности, определяемый как «домысел», «вымысел». Этот метод является ведущим в литературно-художественном творчестве.

Цель создания и публикации версии заключается в том, чтобы познакомить аудиторию с «промежуточными» результатами анализа какого-либо события, явления, представить на суд читателей, зрителей, слушателей авторское толкование (комментарий) происходящего. Версия показывает направление размышлений автора публикации, предоставляет аудитории информацию о возможных причинно-следственных связях отображаемых событий, дает варианты прогноза их дальнейшего хода.

Жанр эксперимент появился в отечественной журналистике в качестве самостоятельного в начале 90-х гг. Это вызвано стремлением журналистов подчеркнуть именно то обстоятельство, что при сборе информации, использованной затем в публикациях, ими был применен именно данный, а не какой-то иной метод. Не в малой мере это стремление – ответ на актуальные информационные ожидания части современной аудитории СМИ, ориентированной на получение «живой», сенсационной информации.

Письмо как журналистский жанр возникло в результате приспособления формы личной и деловой переписки для нужд журналистики. Публикация писем – это уже не частная переписка между людьми. Ведь, будучи опубликованным, письмо становится достоянием не одного лица или их группы, а тысяч и даже миллионов людей, т.е. массовой аудитории. В силу этого представлять данный жанр могут в полной мере только такие письма, которые затрагивают интересы, важные для широкой аудитории. Привнесение в деловую или личную переписку идей, значимых для общества в целом, было необходимым условием становления письма как самостоятельного жанра журналистики9.

К исповеди как жанру журналистики относятся публикации, предметом которых является внутренний мир авторов этих публикаций. Основным методом, который применяется при подготовке таких публикаций, является самоанализ. Данный жанр журналистики имеет свои корни в литературе, религии, философии.

Публикация текстов, содержащих рекомендации (советы) по поводу того, как надо решать те или иные задачи, является ответом на соответствующие информационные ожидания аудитории.

Аналитический пресс-релиз как жанр возник в результате стремления СМИ выжить в эпоху бурного развития рыночных отношений в стране. На страницах газет и журналов прочно обосновалась реклама, ставшая источником материального благополучия большинства изданий. Реклама присутствует в СМИ не только в форме чисто рекламных текстов. Она также облачается в одежду журналистских материалов. Пресс-релизом10 называется подборка информационных сообщений, рассказывающих о достоинствах какой-то фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. От них, собственно, и поступают такие пресс-релизы в СМИ.

Цель аналитического пресс-релиза заключается не просто в том, чтобы показать, что данная организация или личность способны решить какие-то проблемы данной аудитории, но и доказать это. Поэтому автор аналитического пресс-релиза обращается к доказательному рассуждению, к использованию аргументации, подтверждающей его утверждения.

По данным Госкомстата, в Санкт-Петербурге в настоящее время зарегистрировано около трех тысяч газет и журналов. Есть много «фантомных изданий», то есть зарегистрированных, но не выходящих. Информационное пространство Санкт-Петербурга сейчас стало деполяризованным. Это значит, что в Санкт-Петербурге нет абсолютно «демократических», «левых» или «тоталитарных» печатных изданий. В настоящее время происходит переориентация читательских интересов от ежедневных газет к еженедельным изданиям, содержащим аналитическую информацию.

В настоящее время среди крупнейших ежедневных газет, оказывающих наибольшее влияние на общественное мнение в Санкт-Петербурге, можно назвать следующие: - «Санкт-Петербургские ведомости» - 100 тыс. тираж ежедневного выпуска, плюс 120 тыс. - субботний; «Вечерний Петербург» - тираж 16-18 тыс.; «Невское время» - 16-18 тыс.; «Смена» - 20 тыс. При это следует учитывать, что тираж газеты и объем аудитории - разные вещи. Есть, так называемый, коэффициент донорского чтения, когда человек, прочитавший газету, передает ее друзьям и т.д. Так, у «Невского времени» тираж 18 тыс., а читателей приблизительно 60-100 тыс. (по данным социологического исследования).

Есть газеты, которые даже при небольшом тираже оказывают существенное влияние на жизнь общества, так как их читают люди, принимающие решения. Например, «Коммерсант Дейли» в городе читают 3-4 тысячи человек. Есть ряд центральных ежедневных изданий, которые выходят еженедельно с местными вкладышами (для них всех характерен значительный тираж). Это:

- «Известия» - газета выходит два раза в неделю с петербургской вкладкой;

- «Московский комсомолец» (около 40 тыс.);

- «Комсомольская правда»- 40 тыс. ежедневный тираж, «Толстушка» - 100 тыс.,;

- «Коммерсант Дейли»;

Влияние центральных газет в Петербурге значительно, они успешно конкурируют с местными, а в чем-то и выигрывают у них в борьбе за аудиторию. Кроме того, в Санкт-Петербурге выходят еженедельники: «Петербургский Час Пик», «Новости Петербурга»(тираж 30 тыс. экз.), «Калейдоскоп», «Петербург - Экспресс» и др. Выходит много специальных и других газет: «Деловой Петербург» выходит 3 раза в неделю, тираж 20 тыс. экземпляров. Эту газету читает большинство бизнесменов. «Образование и бизнес» (тираж 11 тыс. экземпляров), в газете представлена информация о рабочих местах и образовании в Санкт-Петербурге. В настоящее время количество печатных изданий в Санкт-Петербурге стабилизировалось и по экономическим причинам скорее всего будет сокращаться.


2. Аналитические жанры в газетах «Невское время» и «Деловой Петербург»

Рассмотрим виды аналитических жанров на примере газет «Невское время» и «Деловой Петербург».

Номер газеты «Невское время» от 15 марта 2006 года изобилует аналитическими текстами. Встречаются комментарии, статьи, аналитические интервью, эксперимент, версия и так далее. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Статья Т. Кирпичникова «Теперь купить можно все, кроме уважения»11 написана по случаю дня потребителя, который отмечается 15 марта. Автор утверждает, что день потребителя – это не столько праздник, сколько напоминание о том, что свои права нужно отстаивать. Эксперимент, проведенный автором, явился ответом на многочисленные звонки читателей в редакцию. Читатели жаловались, что практически невозможно разменять рано утром тысячерублевую купюру. Автор в живой непринужденной манере рассказывает о своих попытках разменять тысячную банкноту ранним утром. Потерпев ряд неудач, автор рассуждает об их причинах, анализирует ситуацию и делает выводы. Именно последнее превращает эксперимент из просто метода исследования в аналитических журналистский жанр. Автор говорит о недоверии людей друг к другу, безразличии и нежелании помочь. Данную публикацию с полным основанием можно отнести к жанру эксперимент.

Публикация А.Орлова и И.Снопченко «А за таракана ответишь!»12, написанная также по случаю дня потребителя, может быть отнесена к жанру комментария. Авторы приводят подборку сюжетов, в которых права потребителя были грубо нарушены. Но находчивые граждане добивались восстановления своих прав через суд или договорным путем, получая при этом солидные денежные компенсации. В заключении авторы делают вывод о том, что не нужно бояться отстаивать свои права.

Интервью с Д. Месхиевым13 может быть названо аналитическим. Собеседник журналиста, готовившего это интервью, Президент кинофестиваля «Санкт-Петербург» Д. Месхиев явно заинтересован в том, чтобы дать аудитории газеты как можно более развернутый комментарий проекта кинофестиваля на Дворцовой площади. Ему также важно как можно аргументировано изложить свою позицию, проанализировать причины возможного недовольства горожан по причине того, что на Дворцовой площади появится масса новых временных сооружений, кинозалов. Таким образом, автор интервью на свои вопросы получает не короткие однозначные ответы (что привело бы к созданию информационного интервью), а развернутый, достаточно глубоко обоснованный комментарий, что и делает данное интервью аналитической публикацией.

Статья Н. Алешиной и А. Чепакина «Полупостроенное полукольцо»14 относится к практико-аналитическому жанру. Авторы затрагивает конкретную проблему – разрыв на Ржевском участке кольцевой автодороги. Оценка ситуации авторами звучит однозначно: если бы не этот разрыв, даже с недостроенными развязками кольцевая автодорога была бы лучшей трассой в Петербурге и области. В качестве одной из основных причин авторы называют недобросовестность подрядчика – Балтийскую строительную компанию (БСК). Авторы видят решение сложившейся проблемы в привлечении вышестоящих инстанций, таких как Минтранс, кабинет министров. В заключении авторы сетуют на то, что расплачиваться приходиться не тем, кто строит, а тем, для кого строят.

Таким образом, в статье присутствуют все характерные для данного жанра составные части: описание и оценка проблемной ситуации; выяснение причин возникновения проблемы; поиск путей решения проблемы, то есть формулирование действий.

Публикация Н. Овсянниковой «В столице Карелии горят памятники архитектуры»15 затрагивает проблему уничтожения культурно-исторического наследия города Петрозаводска. Приводя информацию о пожарах в исторической части города и гибели зданий-памятников деревянной архитектуры, автор делает предположение о не случайности описанных событий. Автор связывает происходящее уничтожение культурного наследия с массовой застройкой центральной части города, где дороговизна земли создает невыгодные условия для поддержания памятников архитектуры в должном состоянии и соответствующего их использования. Автор статьи делает вывод о том, что поджоги в центре Петрозаводска – это спланированная акция, имеющая целью освободить площадь под коммерческую застройку. Таким образом, данную публикацию следует отнести к разряду «версия».

Статья С. Ойра16 посвящена продовольственной проблеме, сложившейся в великом Новгороде. Автор описывают парадоксальную ситуацию, сложившуюся в этом провинциальном городе: средняя зарплата в регионе заметно ниже, чем в Санкт-Петербурге, а цены на продовольствие в магазинах в полтора раза выше. В связи с указанными обстоятельствами, новгородцы вынуждены как в старые добрые времена выезжать за покупками в Петербург. Автор с иронией пишет о том, что от этого выиграли турфирмы, которые моментально откликнулись на новые потребности рынка и организовали специальные шоп-туры в Петербург с заездами в крупнейшие гипермаркеты.

Анализируя причины сложившегося положения на продовольственном рынке Великого Новгорода, автор приходит к выводу о том, что такова политика вышестоящего руководства и финансовой элиты региона. Указанные круги намеренно закрывают новгородский рынок для конкурентов , в частности для магазинов сети «Пятерочка» и «Лента), боясь потерять прибыль. Автор открыто указывает на мэра Новгорода, как на потворника такой продовольственной политики. Таким образом, в публикации присутствуют все признаки, которые позволяют отнести данную статью к практико-аналитическим.

Публикация «Дети глотают пьяный воздух «свободы»17 затрагивает острую болезненную тему детской преступности и беспризорности. Автор Н. Матвеева приводит данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей, пытается отыскать корни проблемы. Автор подчеркивает, что необходимо четко разделять проблемы беспризорности и безнадзорности. Беспризорные дети, попадая в органы охраны правопорядка, передаются затем в специальные детские учреждения и их судьба более или менее определяется. Гораздо сложнее обстоит дело с безнадзорными детьми. Такие дети, как правило, имеют родителей или опекунов и органы милиции обязаны возвращать их в семью, то есть в ту среду, которая и толкнула детей на преступный путь. Автор указывает на то вопиющий факт, что часто родители знают о том, чем занимаются их дети и сами подталкивают их на противоправные действия. Таким образом, проблема детской безнадзорности приобретает совсем иной масштаб и выглядит как часть проблемы социальной незащищенности. Автор заканчивает свой репортаж риторическим вопросом: Так кто же способен найти решение проблемы? Итак, вышеописанную статью следует также отнести к практико-аналитическому жанру.

Публикация С. Тачаева «Разберемся без ГАИ» относится к жанру комментария. Автор излагая грядущие в скором времени поправки в закон об ОСАГО дает им оценку, указывает на положительные и отрицательные стороны данного события. Автор подчеркивает, что за новыми формулировками закона грядет целая революция: впервые российские служащие ГИБДД могут лишиться своего монопольного права разбора ДТП. Автор цитирует высокопоставленных чиновников, которые также дают свою личную оценку происходящему. Как уже указывалось выше, личная оценка, является отличительным признаком жанра комментария.

Статья С. Ачильдиева18 посвящена проблеме поддержание чистоты на улицах города. Автор проводит аналогии с европейскими странами и ставит вопрос: Почему на российских улицах так грязно? Сам по себе поставленный вопрос «почему?» указывает на аналитический характер статьи. Автор делает небольшой исторический экскурс в Россию двадцатых годов и в дореволюционную Россию и приходит к выводу, что чистота на улицах, а точнее, ее отсутствие, никак не связано с политическим режимом, и что привычка убирать за собой, видимо, просто отсутствует в нашей культуре.

Автор рассказывает о своей поездке в Европу и о трепетном отношении за границей к чистоте на улицах. Автор ставит вопрос: так что же в первую очередь необходимо для поддержания чистоты на улицах, активная уборка, или повышение культуры населения. Автор говорит о том, что данную проблему надо решать в комплексе. Во-первых, безусловно, увеличивать штат дворников и повышать оплату их труда, и, во-вторых, перенять опыт Европы, где, начиная с детсадиковского возраста, детей приучают не сорить на улицах.

Кроме перечисленных публикаций в номере также присутствуют интервью П. Майковым и Ю. Бордовских, которые, судя по характеру задаваемых вопросов и ответам на них, следует отнести к аналитическим, другие заметки. Рассматривая в целом номер газеты, можно заключить, что большинство публикаций носит в той или иной степени аналитический характер.

Газета «Деловой Петербург» ориентирована на читателя, ведущего активную деловую жизнь, на людей, принимающих решения. В связи с этим газета изобилует чисто информационными сообщениями, лишенными каких бы то ни было комментариев или личного отношения автора. Такая специализация газеты, очевидно, связана с тем, что в наше время информация является важнейшим ресурсом, который позволяет существенно экономить время и зарабатывать деньги. Как правило, личные комментарии автора, гораздо меньше интересуют деловую публику, чем сами факты. Исключение составляют случаи, когда комментарий дает высокопоставленный чиновник или компетентный в данной области специалист, чье мнение ценно для читательской аудитории.

Например, публикация В. Крыловой «Бизнес стонет без рабочих рук»19 практически полностью построена на высказываниях компетентных лиц. Статья начинается с заявления главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина о том, что в России создадут Национальное агентство профессиональных компетенций. Автор продолжает статью эмоциональным заявлением А. Шохина, что уже через несколько лет, если ситуация не измениться, отечественным промышленникам практически некого будет брать на работу, не останется квалифицированных подготовленных кадров. Автор сообщает читателям, что для решения этой актуальной проблемы состоялся круглый стол на тему: «Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта». Автор сообщает, что собравшиеся бизнесмены пришли к выводу о необходимости менять политику по отношению к кадрам. Участники круглого стола решили, что от спонсирования учебных заведений представители бизнеса должны как минимум предъявить свои требования к их выпускникам, исходя из потребностей рынка труда. Этим и займется Национальное агентство профессиональных компетенций, создать которое намерены члены РСПП. Автор также сообщает о том, что А. Шохин предложил отдать ПТУ и техникумы корпорациям. Далее автор цитирует его слова: «Тогда вместо скинхедов оттуда выйдут действительно квалифицированные рабочие».

Автор цитирует и других участников круглого стола, которые также разделяют тревогу председателя относительно кадрового вопроса. В частности, автор приводит пример выступления представителей ивановских текстильщиков, которые жаловались на то, что закупив дорогое современное оборудование, они не смогли у себя в городе найти достаточно квалифицированный персонал для обслуживания техники. На этом публикация заканчивается. Мы не находим в ней ни комментария автора, ни отношения его к проблеме, ни прогноза, ни версий. Автор лишь констатирует проблему, приводит факты.

Отнести публикацию к аналитическому жанру позволяет наличие оценок и путей решения проблемы, которые дают герои публикации, в частности глава РСПП Александр Шохин.

«Деловой Петербург» вообще изобилует подобного рода публикациями.

Статья М. Лялина и М. Евневич «Государство играет в купи-продай»20 написана в аналитическом стиле. Публикация начинается информационным сообщением, что по подсчетам правительствам в 2006 году поступления в бюджет от приватизации федерального имущества должны составить не менее тридцати одного миллиарда рублей. Далее авторы делают небольшой экскурс в историю и приводят данные за прошлый год, говоря о том, что в 2005 году государство выполнило план по приватизации федерального имущества на восемьдесят процентов, что в денежном выражении составляет тридцать миллиардов рублей. Причем из указанной суммы почти двадцать два миллиарда государство заработало на продаже двадцати процентов пакета акций ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Получается, что за остальную приватизацию государство получило всего восемь миллиардов рублей.

Авторы сообщают, что несмотря на столь неоднозначный прошлогодний итог, премьер-министр снова подписал чрезмерно оптимистичный план. В последнем замечании звучит оценка авторов и поэтому данная публикация может быть названа аналитической. Подобного рода небольшие замечания и оценки звучат и ниже по тексту. Кроме того, авторы цитируют высказывания компетентных людей, в частности А.Вагина, которые также дают оценки и делают прогнозы.

Популярны в «Деловом Петербурге» также и пресс-релизы. В частности статья Е. Китаевой «Дизайнеров считают по осени и по весне»21 рассказывает об особенностях работы дизайнеров одежды, об эффективности и капиталозатратах этого труда. Автор сообщает, что работа дизайнеро подчинена полугодичному циклу, связанному с подготовкой коллекции, производство коллекции петербургского дизайнера обходится примерно в пять тысяч евро. Далее автор рассказывает о том, что в зависимочсти от выбранной системы продажи коллекции дизайнеров можно разделить на две группы. Превая работает преимущественно в режиме ателье, когда клиет приходит в салон дизайнера по предварительному звонку и дизайнер шьет одежду по меркам клиета. Автор приводит фамилии дизайнеро, которые выполняют такого рода услуги.

Дизайнеры другой группы продают готовую одежду и , в основном, через бутики. Их общение с клиентом минимизировано. Автор опять называет фамилии дизайнеров, работающих в данном направлении. В качестве конкретного примера автор приводит модный дом «Лилия Кисиленко» и рассказывает о его генеральном директоре, что по сути является скрытой рекламой.

Статья М. Милкиной «Маникюрные услуги стали основными»22 также может быть отнесена к жанру пресс-релиза. Автор рассказывает историю открытия и развития бизнеса маникюрного салона, упоминая названия и фамилии его создателей. автор цитирует владелицу салона, которая подробно рассказывает почему она решила открыть именно такой салон, каких затрат это от не потребовала, каковы ее дальнейшие планы. Автор подробно рассказывает о спектре услуг, предлагаемых в салоне, о преимуществах такой узкой специализации и даже приблизительно указывает стоимость услуг. Данная публикация безусловно носит информационно-рекламный характер, в связи с чем ее следует отнести к пресс-релизу.


Заключение

Аналитические жанры печатных СМИ отличаются большим разнообразием, но для всех них характерны общие черты. Такие как, критичность суждения, личностная оценка автора, или героев публикации, комментарий описываемых событий, версия случившегося, прогноз развития. Именно эти черты отличают аналитические тексты от информационных.

В настоящее время в Санкт-Петербурге выходит большое количество печатных СМИ, которые сильно разняться по содержанию, тиражу, читательской аудитории. В рамках данной работы были проанализированы две популярные петербургские газеты «Невское время» и «Деловой Петербург».

Исследования показали, что газета «Невское время» в большей мере ориентирована на публикацию аналитических текстов, чем «Деловой Петербург». Такая особенность очевидно связана со спецификой читательской аудитории выбранных газет. Если читатель «Делового Петербурга» - это, как правило, активный, деловой человек, бизнесмен, которого интересует в первую очередь сухая информация, то аудитория «Невского времени» объединяет гораздо более широкий круг читателей, с разными интересами и жизненными приоритетами, склонный в первую очередь к размышлениям и анализу


Список литературы:

  1. Алешина Н. и Чепакин А.. Полупостроенное полукольцо// Невское время№43 (3601). 15.03.2010
  2. Ачильдиев С.. Чисто там, где метут! // Невское время№43 (3601). 15.03.2012
  3. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики. М., 2010. С.18–38.
  4. Кирпичникова Т. Теперь купить можно все, кроме уважения // Невское время№43 (3601). 15.03.2009.
  5. Китаева Е. Дизайнеров считают по осени и по весне // Деловой Петербург №43 (2120).-15.03.2009
  6. Крикунов Ю. Рецензия в газете. М., 2005. С. 3–5.
  7. Крылова В. Бизнес стонет без рабочих рук// Деловой Петербург №41 (2118).-13.03.2011.
  8. Лисовец М. Театр-это женщина. // Невское время№43 (3601). 15.03.2006
  9. Лялин М. и Евневич М. «Государство играет в купи-продай// Деловой Петербург №41 (2118).-13.03.2010
  10. Матвеева Н. Дети глотают пьяный воздух «свободы // Невское время№43 (3601). 15.03.2009
  11. Овсянникова Н. В столице Карелии горят памятники архитектуры // Невское время№43 (3601). 15.03.2010
  12. Ойра С. Новгородцы ездят за продуктами в Петербург и Псков // Невское время№43 (3601). 15.03.2009
  13. Орлов А. и Снопченко И. А за таракана ответишь! // Невское время№43 (3601). 15.03.2006
  14. Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика. М., 2013. С. 3–17.

1 Тертычный А.А. Жанры периодической печати - М., 2002.

2 ] Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики. М., 1972. С.18–38.

3[ Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать? Метод интервью в журналистике. М., 1976. С. 3–27.

4 Тертычный А.А. Жанры периодической печати - М., 2002.

5 Крикунов Ю. Рецензия в газете. М., 1975. С. 3–5.

6 Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья – жанры публицистики. М., 1972. С. 33–62.

7 Тертычный А. А. Аналитическая журналистика : [Познавательно- психологический подход] М., 1998.

8 Тертычный А.А. Расследовательская журналистика М., 2002.

9 Прохоров Е.П. Эпистолярная публицистика. М., 1966. С. 3–17.

10 Тертычный А.А. Жанры периодической печати - М., 2002.

11 Т. Кирпичников. Теперь купить можно все, кроме уважения // Невское время№43 (3601). 15.03.2006.

12 А.Орлов и И.Снопченко. А за таракана ответишь! // Невское время№43 (3601). 15.03.2006

13 М. Лисовец.Театр-это женщина. // Невское время№43 (3601). 15.03.2006

14 Н. Алешина и А. Чепакин. Полупостроенное полукольцо// Невское время№43 (3601). 15.03.2006

15 Н. Овсянникова. В столице Карелии горят памятники архитектуры // Невское время№43 (3601). 15.03.2006

16 С. Ойра. Новгородцы ездят за продуктами в Петербург и Псков // Невское время№43 (3601). 15.03.2006

17 Н. Матвеева. Дети глотают пьяный воздух «свободы // Невское время№43 (3601). 15.03.2006

18 С. Ачильдиев. Чисто там, где метут! // Невское время№43 (3601). 15.03.2006

19 В. Крылова. Бизнес стонет без рабочих рук// Деловой Петербург №41 (2118).-13.03.2006.

20 М. Лялин и М. Евневич «Государство играет в купи-продай// Деловой Петербург №41 (2118).-13.03.2006

21 Е. Китаева. Дизайнеров считают по осени и по весне // Деловой Петербург №43 (2120).-15.03.2006.

22 М. Милкина. Маникюрные услуги стали основными» // Деловой Петербург №42 (2119).-14.03.2006

Аналитические жанры в печатных СМИ Санкт-Петербурга