Формы физической культуры

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…3

Формы физической культуры……………………………………………..……..4

Заключение……………………………………………………………………….11

Список литературы………………………………………………………………12

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «физическая культура» появилось спустя сотни и тысячи лет с того времени, когда человек стал осуществлять двигательную деятельность, не имеющую практической ценности для его жизни, быта, существования.

Физическая культура - это особая и самостоятельная область культуры, которая возникла и развивалась одновременно с общечеловеческой культурой и является ее органической частью. Она не может быть отнесена только к материальной культуре, так как отражение материального бытия общества или отдельного человека - не главная ее характеристика как социального явления. По этой же причине она не может быть отнесена и только к духовной культуре, хотя в ее сфере и отражается общественное сознание. Физическую культуру следует рассматривать и как деятельность, и как ее результаты. В интересах совершенствования человека физическая культура использует физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, режим труда, быта, питания и отдыха. Различные виды физической культуры (неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация, адаптивная физическая культура) должны всемерно способствовать росту экономического и оборонного потенциала России, удовлетворению духовных потребностей подростков, детей, молодежи и взрослого населения, формированию активной жизненной позиции быть действенным средством всестороннего гармоничного развития личности. Физическая культура - одна из тех областей социальной деятельности, в которой формируется и реализуется социальная активность членов общества. Она отражает состояние государства в целом, служит одной из форм проявления его социальной, политической и моральной структуры. Все это свидетельствует о том, что физическая культура является естественной частью культуры общества.1

ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Существуют следующие формы физической культуры:

- базовая физическая культура;

- спорт (в той части, в какой он относится к физической культуре);

- профессионально-прикладная физическая культура;

- оздоровительно-реабилитационная и «фоновая» физическая культура.

Базовая физическая культура. Базовая физическая культура личности - результат социализации в области физической культуры, многокомпонентное личностное образование, определяемое в соответствии с наличием у человека обязательного минимума знаний, норм и правил поведения в процессе физического воспитания, понимания ценностей физической культуры, самодетерминирующей двигательной активности, позволяющей соответствовать основным требованиям общества по показателям здоровья, уровня физической подготовленности, работоспособности.2

Понятие «базовая» в теории и методике физического воспитания не является новым явлением. Некоторые авторы данный термин связывают с физической культурой (И.И. Сулейманов, Н.Г. Еременко, 1987; В.П. Лукьяненко, 2002). Другие соотносят ее с содержанием программ физического воспитания и распределением состава применяемых средств (С.И. Касымбекова, В.И. Лях, А.А. Зданевич). Третьи связывают ее с целевой установкой применения базовых упражнений (Ю.И. Букин). Так, в частности, В.П. Лукьяненко (2002) пишет: «Базовая физическая культура - это основа общегосударственного стандарта образовательной подготовки в сфере физической культуры». Освоение базовых основ объективно необходимо и обязательно для каждого школьника, вне зависимости от того, чем бы он хотел заниматься в будущем, какой он национальности, в каком регионе живет, каковы его индивидуальные особенности. «Базовая часть является обязательной». Государственная политика, выражающаяся через стандарт, требует усвоения базовых знаний, базовых умений, двигательных качеств и др. Исходя из этого, становится понятно, почему автор считает базовую часть важной в социальном и педагогическом плане. «В социальном плане освоение базовых основ позволяет удовлетворить конкретные исторические потребности общества в достижении оптимального уровня физкультурной образованности, физического развития, двигательной подготовленности и состояния здоровья учащихся». Не ясно в позиции В.Л. Лукьяненко только одно: в совокупности перечисляемые результаты определяют основу физической культуры личности, но почему этот факт игнорируется? К исправлению данного упущения вплотную подходит Н.Н. Симонова (Н.Н. Симонова, 2003), отмечающая: «В общеобразовательной школе физическая культура является базовой областью образования».

Несмотря на некоторые расхождения в применении термина «базовый» все подходы верны. Именно совокупность этих подходов позволяет проследить цепочку появления базовости в теории физической культуры. Состав базовых средств и базовых знаний представляет собой базовую физическую культуру. Однако базовая физическая культура представляет собой лишь составной компонент физической культуры, поэтому ее воздействие приводит не к формированию личностной физической культуры, а лишь к формированию базовых ее составляющих.

Одним из важнейших условий осуществления процесса физического воспитания является дифференцирование состава средств, методов и задач в зависимости от возраста и половой принадлежности. Естественные изменения, происходящие в организме, вызывают необходимость изменения состава средств, формируемых знаний, навыков и умений. Следовательно, содержание базовой физической культуры изменяется, вызывая изменения и базовой личностной культуры. Исходя из этого, считаем возможным применение термина «базовый» не только относительно школьников, но и студентов, взрослых и др. категорий населения.

При определении содержания и иерархии, составляющих базовой физической культуры личности, важными представляются позиции, выдвигаемые В.Н. Курысем и его учениками о значимости интеллектуального компонента: «Важнейшим директивным элементом концепции является формирование интеллектуального компонента физической культуры занимающихся как средства познания себя как биологического вида, непременного условия осознания жизненной важности занятий физическими упражнениями, овладения основами построения собственных технологий телесно-двигательного совершенствования. Ибо провозглашаемый в качестве главного фактора физического воспитания специально организованный процесс адаптации к физическим нагрузкам, основанный на закономерностях тренировки, в определенной степени нивелирует фактор образованности индивидуума в области физической культуры, чем снижается его личная, интеллектуальная роль в процессе телесно-двигательного совершенствования. Идея самосовершенствования, безусловно, прогрессивна, но в органической связи с целенаправленным непрерывным организованным процессом образования в области физической культуры».

Спорт как компонент физической культуры. Большинство современных видов спорта сформировалось в качестве специфических элементов физической культуры, составив в совокупности крупную её часть. По сравнению с другими её компонентами спорт предоставляет наибольшие возможности для поступательного развития физических качеств и непосредственно связанных с ними способностей человека, требующихся в той или иной деятельности избранной в качестве предмета спортивной специализации. Конкретной, наглядно воспринимаемой целью спортивной деятельности является достижение возможно высокого спортивного результата, выраженного в общепринятых критериях - в мерах времени, расстояния, веса, в факте физической победы либо выигрыша, оцениваемых в баллах, очках и т.п. Через достижение этой «внешней» цели достигаются и более существенные результаты, воплощаемые в совершенствовании человеческих качеств, способностей. Функции спорта неодинаково выражены в различных разделах спортивного движения - спорте высших достижений, и массовом спорте.

Спорт высших достижений ориентирован непосредственно на абсолютные параметры спортивных результатов, включая достижения международного, всечеловеческого масштаба. Именно в этом направлении спортивного движения, в полной мере выражена роль спорта как деятельности, преодолевающей кажущиеся «пределы» человеческих возможностей.

Базовый спорт обеспечивает достижения массового уровня. В качестве одной из основных частей базовой физической культуры он широко используется для повышения и сохранения общей физической подготовленности. Существенно при этом, что спортивные занятия строятся в решающей зависимости от основной - учебной или профессионально трудовой деятельности. Причем затраты времени и сил на спорт лимитируются тем жестче, чем больше их требует основная деятельность. Из большого числа людей, вовлеченных в массовое спортивное движение, в сферу спорта высших достижений переходит сравнительно небольшая часть. Это обусловлено тем, что не каждый наделен спортивной одаренностью, позволяющих подняться на уровень абсолютных достижений в спорте, но каждый при соответствующих условиях может получить пользу, став участником массового спортивного движения.3

Профессионально-прикладная физическая культура. Профессионально-прикладная физическая культура - это социально-детерминированная область общей культуры человека, характеризующаяся высокой степенью образованности в области физической культуры и спорта, развитием двигательных умений, навыков и функций организма, способствующих более успешному овладению профессией и совершенствованию в ней, физическим совершенствованием, и развитостью мотивационно-ценностных ориентиров.

Структурными компонентами ППФК являются:

- когнитивный компонент - отражает знания в области физической культуры, физического воспитания, профессионально-прикладной физической подготовки; критерии сформированности - качество знаний: объем, прочность, глубина, свернутость и развернутость;

- мотивационно-ценностный - раскрывает отношение человека к физической культуре, как к части общей культуре личности и как к важной стороне профессиональной подготовленности; критерий сформированности - степень признания значимости ППФК как важнейшего компонента профессиональной подготовки и потребности в ее саморазвитии;

- деятельностный - отражает физкультурно-спортивную деятельность в процессе профессиональной подготовки и за ее пределами, а также их физическое совершенство; критерии сформированности - объем, последовательность, целесообразность, эффективность физических упражнений, используемых при самостоятельных занятиях ФВ, а также уровень сформированности общей физической подготовленности, профессионально необходимых психофизических качеств, состояние здоровья.4

Результат ППФК - профессионально-прикладная физическая подготовленность. Расстановка приоритетов в понимании результата ППФК является определяющим для целеполагающего, структурного, содержательного аспектов всей системы физического воспитания.

Оздоровительно - реабилитационная физическая культура. Оздоровительно-реабилитационная физическая культура - это специфическая сфера использования средств физической культуры и спорта, направленная на оптимизацию физического состояния человека, восстановление сил, затраченных в процессе труда (учебы), организацию активного досуга и повышение устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов производства и окружающей среды.

В основе оздоровительной физической культуры находится двигательная активность, которая имеет важное значение для формирования и поддержания нормальной жизнедеятельности организма человека, а также для предотвращения возникновения различных заболеваний. Движение - не просто одно из составляющих здорового образа жизни, это совершенно необходимая предпосылка нормальной жизнедеятельности человека. Недостаток движения, приводящий к нарушению обмена веществ, является основной причиной так называемых болезней цивилизации.

В основе оздоровительного и реабилитационного эффекта оздоровительно-реабилитационной физической культуры лежит:

- во-первых, четкое представление об особенностях состояния здоровья человека, на которого направлено воздействие средствами оздоровительно-реабилитационной физической культуры. Необходимо иметь мысленную модель основных систем такого человека, знать, на что должно быть направлено оздоровительно-реабилитационное воздействие физических упражнений и каким образом будет осуществляться контроль эффективности их применения;

- во-вторых, необходимы знания о воздействие на организм людей тех или иных средств оздоровительно-реабилитационной физической культуры;

- в-третьих, необходимы преподаватели, инструкторы, которые должны обладать этими знаниями и уметь их применять с учетом индивидуального состояния здоровья.

«Фоновые» виды физической культуры. Под этим условным названием объединены так называемые гигиеническая физическая культура, включенная в рамки повседневного сбыта, и рекреативная физическая культура, представленная в режиме расширенного отдыха (активный туризм, охота). При этом имеются в виду преимущественно те формы двигательной активности, которые являются факторами оперативной оптимизации текущего, относительно быстро меняющегося, функционального состояния организма и его нормализации на некотором среднем уровне обычного повседневного состояния, способствуя тем самым формированию благоприятного функционального «фона» для основной жизнедеятельности.5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Физическая культура личности включает все то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в развитии физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья, и все то, что явилось в этом плане результатом его деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование; это «человеческая» (а не только природная) форма человека.

Физическая культура наряду с культурой в целом призвана формировать всесторонне развитую личность, главного субъекта (и объекта) исторического процесса. Она является результатом реализации социальной программы физического развития, воплощенной в самом человеке, в его личных специфических материальных и духовных ценностях.

Физическая культура личности - это социально детерминированная область общей культуры человека, представляющая собой качественное, системное, динамическое состояние, характеризующееся определенным уровнем специальной образованности, физического совершенства, мотивационно-ценностных ориентацией и социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитания и интегрированных физкультурно-спортивной деятельности, культуре образа жизни, духовности и психофизическом здоровье.

Физическая культура, как специфическая область научно-исследовательской деятельности, получает специфическую, оригинальную информацию, которая обогащает культуру общества и личности. Специфичность такой информации заключается в том, что в культуру общества и личности она может войти только из данного, а не из какого-то другого источника. Это касается, например, профессиональной физической культуры специалистов в таких сферах деятельности, как полеты на сверх звуковых самолетах, подводное плавание, космонавтика и т.п.6

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и Спорт, 1988. - 205 с.
  2. Выдрин В.М. Теория физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 195 с.
  3. Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и Спорт, 1994. - 210 с.
  4. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №6. - С. 2-16.
  5. Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №8. - С. 2-10.
  6. Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания как учебный предмет. // Теория и методика физического воспитания / Под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и Спорт, 1984.- 200 с.

1 Матвеев Л.П. Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и Спорт, 1994. - 210 с.

2 Николаев Ю.М. Физическая культура и основные сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа // Теория и практика физической культуры. - 2003. - №8. - С. 2-10.

3 Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №6. - С. 2-16.

4 Харабуга Г.Д. Теория и методика физического воспитания как учебный предмет. // Теория и методика физического воспитания / Под ред. Г.Д. Харабуги. - М.: Физкультура и Спорт, 1984.- 200 с.

5 Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и Спорт, 1988. - 205 с.

6 Выдрин В.М. Теория физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 195 с.

PAGE \* MERGEFORMAT 3

Формы физической культуры