Проблемы и пути привлечения реальных иностранных инвестиций в Россию
Министерство образования и науки Р.Ф.
Федеральное Бюджетное ГОУ ВПО
«Волгоградский государственный технический университет»
Кафедра мировой экономики и экономической теории.
Семестровая работа.
Тема: «Проблемы и пути привлечения реальных иностранных инвестиций в Россию»
Выполнил:
Группа:
Проверил:
Волгоград, 2011
Содержание
Введение
Глава 1. Инвестиционный потенциал
1.1 Характеристика инвестиционного потенциала экономики
1.2 Роль инвестиционного потенциала
1.3 Препятствия на пути инвестиций
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1 Основные страны инвесторы. Анализ притока иностранных инвестиций в экономику России за 2009 год
Глава 3. Расширение форм привлечения иностранных инвестиций
3.1 Инвестиционный потенциал регионов России
Заключение
Список литературы
Введение
Основой динамики экономического роста служит инвестиционный капитал, количество и качество которого отражают упорядоченную сумму инвестиционных ресурсов, включающих материально-технические, финансовые и нематериальные активы (обладание правами собственности на объекты промышленности, добычу полезных ископаемых, накопление информации в сфере социально-экономических, рыночных отношений, и др.)
Итогом применения инвестиционного потенциала становится создание качественно новых производственных технологий как перспективных инновационно-технологических систем, дающих высокую отдачу, в том числе социальную.
Реализация инвестиционного потенциала возможна как и в процессе создания капитала в виде производственных фондов, так и при образовании специфических ресурсов (например, «человеческого капитала», информатизации). При этом изменяется социально-экономическая основа производства и экономические интересы его участников. При условии становления эффективного рынка происходят качественные изменения и самого воспроизводственного процесса. Прежде всего, его классическая схема дополняется такой фазой как научно-техническая подготовка производства. Анализ воспроизводственного процесса включает в себя производство и распределение, в том числе посредством обмена не только средств производства и предметов потребления, но и таких специфических товаров, как услуги, информация и др. Инвестиции играют серьёзную роль в поддержании и наращивании экономического потенциала страны. Следует заметить также, что сегодняшняя деловая среда в России является неблагоприятной для привлечения инвестиций в реальную экономику. Инвестиционные ресурсы распределяются между регионами чрезвычайно неравномерно, в основном концентрируясь в крупных городах и богатых природными ресурсами регионах. Большая часть регионов, как и почти все отрасли перерабатывающей промышленности России не имеют возможности реализовывать свой инвестиционный потенциал.
В теперешней ситуации, для решения задач по подъёму экономики регионов и обеспечению долгосрочного экономического роста необходим комплексный подход к проблемам привлечения инвестиционных ресурсов.
Поэтому сегодня всё большее значение приобретает анализ источников возможных инвестиций, объективная оценка реальных возможностей их привлечения, а также путей решения проблем их мобилизации и проработка стратегий обеспечения эффективности привлекаемых инвестиций. Проблема инвестиционного потенциала и расширения форм привлечения иностранного капитала очень обширна. Она для того требует углубленного изучения, чтобы понять причины нехватки инвестиций в экономике страны. Именно инвестиционной деятельности отводится ведущая роль в деле проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных реформ, направленных на установление благоприятных условий для долгосрочного экономического роста. С точки зрения сущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активности и улучшения инвестиционного климата является одной из ключевых.
Глава 1. Инвестиционный потенциал
1.1 Характеристика инвестиционного потенциала экономики
Инвестиционный потенциал экономики характеризуется целым рядом количественных и качественных показателей.
Например, оценка с количественной точки зрения показывает потенциальные поступления инвестиций в экономику из основных источников инвестирования.
В последние годы в России существенно снизился объем капиталовложений в экономику. Абсолютный уровень инвестиций с 1991 г. снизился на 75%, причём объем инвестиций производственного назначения сократился на 80% и в 1999г. составил 22% от уровня 1991г. Львиную долю инвестиций производят предприятия (83%), в том числе 20% за счёт привлечённых средств. Объём иностранных инвестиций в РФ сократился за 9 месяцев 2009 года на 27,8% по сравнению с январем-августом 2008 года. По данным Росстата, в 2009 году в экономику РФ поступило 54,738 миллиарда долларов. Тем временем, снижение притока прямых инвестиций в Россию оказалось более внушительным - почти в два раза, до 9,975 млрд, в том числе взносы в капитал упали на 58,6% - до 4,918 млрд. Портфельные инвестиции снизились на 21,4% - до 1,019 млрд, из них в акции и паи российских компаний - на 65,8% до 348 млн. С большей охотой иностранные инвесторы вкладывали деньги в оптовую и розничную торговлю; ремонт автотранспорта и бытовых изделий (16,277 миллиарда долларов). На второй позиции - обрабатывающие производства (15,029 млрд), на третьей - транспорт и связь (8,512 млрд). Это показывает, что обрабатывающая отрасль испытывает острую нехватку инвестиций при отсутствии внутренних источников капитала. Инвестиционный кризис признаётся главным фактором быстрого снижения производственного потенциала России. За период реформ доля валового накопления, в том числе накопления основного капитала в структуре ВВП страны, серьёзно уменьшилась и в этом отношении Россия стала проигрывать многим своим конкурентам.
Необходимость кардинального обновления производственного аппарата страны и коренных изменений его структуры вышла в список ключевых проблем долгосрочного периода. На высокую степень изношенности производственной отрасли указывают существенные изменения возрастной структуры. Средний возраст производственного оборудования в промышленности России увеличился более чем на половину и достиг почти 17 лет; среднегодовой прирост этого показателя составил 5,6% (для сравнения, в период с 1985 по 1990г. этот показатель составил 1,4%). Доля производственного оборудования в возрасте до пяти лет упала в 90-х годах почти в 10 раз, и снизилась в 1998г. до чрезвычайно малой величины, тогда как до 1990г. эта доля была основной. Доля оборудования старше 20 лет возросла почти в два раза и стала преобладающей. В итоге эти две крайние группы оборудования поменялись местами. Стремительное старение парка производственных фондов в промышленности России ведёт к возрастанию доли оборудования, находящегося в критическом возрасте. Основная часть машин функционирует за пределами экономически оправданного срока. Фактические сроки службы основного капитала и его активной части ещё в дореформенные годы часто превышали нормативные периоды эксплуатации. Сегодня средний возраст производственного оборудования достигает двадцати двух лет, а средние фактические сроки его службы тридцати трёх. Это не только более чем в два с половиной раза превышает нормативные сроки служб, но и в три с половиной раза аналогичные показатели развитых стран. Износ основного капитала в промышленности составил более 52 %. Причем наиболее высокий износ оборудования в нефтеперерабатывающей промышленности почти 63%, в химической и нефтехимической более 61%, нефтедобывающей 57%, в легкой почти 56%, в отраслях лесопромышленного комплекса более 55%, в машиностроении более 52%. Для того, чтобы обновить производственный капитал, повысить его конкурентоспособность и технический уровень, необходимы большие инвестиционные вложения в реконструкцию предприятий. Иначе говоря, модернизация устаревших мощностей займет не менее девяти лет, но и относительно новое оборудование в этот период будет интенсивно устаревать и потребуются дополнительные вложения.
Данные оценки выдвинуты при достаточно оптимистичном прогнозе развития хозяйственной деятельности в России и с учётом скорого начала экономического подъёма. В случае сохранения тенденций депрессивного состояния экономики и неблагоприятного инвестиционного климата в течение нескольких лет возможности модернизации производственного аппарата обрабатывающей отрасли будут сильно ограничены. Однако, если учитывать общее состояние национальной экономики РФ, спады объёмов материального и нематериального производства, состояние всех потенциалов, политическую ситуацию, положение в мировом хозяйстве и т. д, функции инвестиционного потенциала нашей страны можно признать весьма специфичными. В частности, увеличение инвестиционного потенциала связано с созданием эффективного рынка капитала, а также механизмов, обеспечивающих мобилизацию ресурсов и их наиболее эффективное размещение; с увеличением налоговой базы; образованием конкурентоспособного финансового сектора; созданием системы государственных институтов страхования инвестиций; банков развития с государственным участием, специализирующихся на инвестировании реального сектора; развитием коммерческих банков; выполнением требований законодательной базы применительно к инвестиционной деятельности; содействием в создании и расширении совместных предприятий; свободных экономических зон и т. д.
1.2 Роль инвестиционного потенциала
Участие инвестиционного потенциала России наиболее значительно в процессе устранения отставания по технической оснащённости ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок, коренной реконструкции морально и физически устаревших производственных мощностей, модернизации на качественно новой технической основе действующих производственных мощностей, реструктуризации научно-технического комплекса страны в плане создания новых промышленных образцов и развития опытных производств и т.п.
Немаловажное значение представляет социальный аспект реализации инвестиционного потенциала. Прежде всего, это: содействие в обеспечении занятости населения, улучшение качества и увеличение количества объектов социального сектора, поддержка отраслей, имеющих жизненно важное значение (медицинская промышленность, здравоохранение, и т.д.), реализации прогрессивной политики в сфере капитального строительства и реконструкции жилого фонда и т. д. )
С одной стороны, инвестиционный потенциал это вложение свободных средств в хозяйствующие объекты, а также в ценные бумаги с целью извлечения прибыли или получения влияния над инвестируемым объектом, с другой это содействие, деятельное участие в социально-экономической деятельности экономики страны. Отсюда следует что, первоочередная задача инвестиционного потенциала участие в материальном производстве, как в основе функционирования национальной экономики.
Основное же назначение инвестиционного потенциала аналогично главной общенациональной задаче и предполагает движение в сторону стабильного динамичного экономического роста. Другими словами, инвестиционный потенциал служит предпосылкой и основой для решения социально - экономических задач, стоящих перед национальной экономикой РФ.
Необходимо четко обозначить те условия развития российской экономики, без которых невозможна активизация инвестиционно-инноваполитики.
1. Первое и основное условие выработка нового стратегического курса инвестиционно-инновационной политики, соответствующего реалиям современного этапа формирования российской социально ориентированной экономики, обеспечивающей возобновление экономического роста. Речь идет прежде всего о переходе от инвестиционной политики выживания к активной инвестиционной политике, обеспечивающей экономический рост.
2. Принципиально важно не просто активизировать инвестиционный процесс, а реально совмещать его с инновациями. Новые вложения должны не просто накладываться на старую структуру экономики, а обеспечивать ее структурную перестройку, стимулировать внедрение новой техники и технологий.
3. Инвестиционная активность должна всемерно поощряться экономической политикой государства, особенно путем создания благоприятного инвестиционного климата, репатриации «утекающих» за рубеж российских капиталов и привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику.
4. Инвестиционный потенциал все в большей степени приобретает региональный характер, в связи с чем в регионах необходим учет и использование всех источников финансирования инвестиций. Их поддержка и стимулирование должны явиться важнейшим элементом новой региональной инвестиционной стратегии.
5. В качестве «локомотива» инвестиционного «бума» должны выступить отрасли ТЭК и металлургического комплекса. Доходы, получаемые этими отраслями, должны быть направлены на модернизацию и реконструкцию их предприятий, с активным включением в этот процесс отечественного машиностроения.
6. Необходимо обеспечить минимизацию рисков при вложении капитала в инвестиционную и инновационную деятельность путем ранжирования факторов риска и выработки механизмов, направленных на их снижение. В данном случае речь идет о таких рисках как: технологические риски, финансовые, экономические, социальные, криминогенные, политические и правовые.
1.3 Препятствия на пути инвестиций и возможные пути их преодоления
Сегодня уровень развития социальной инфраструктуры чётко разделён по регионам. В нашей стране есть пять "полюсов инвестиционного роста". Все они находятся в европейской части России и на Урале. Большинство наименее рискованных регионов находится в узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга.
Федеративное устройство России все ещё фиктивно. Многим национальным автономиям для реальной самостоятельности не хватает важнейшего компонента - экономического потенциала. Анализ подтвердил целесообразность экономической интеграции и объединения субъектов федерации как наиболее очевидных способов усиления их инвестиционного потенциала. Иностранные инвесторы более осторожны и стараются действовать наверняка, а российские - либо недоучитывают риски, либо сознательно идут на избыточный риск.
Специальные региональные законы, призванные регулировать деятельность российских инвесторов, приняты лишь в двенадцати регионах, а для иностранных инвесторов - и вовсе в пяти. Это накладывает свои особенности на проведение инвестиционной политики, что далеко не всегда принимается во внимание в соответствующих законодательных документах. Если для перераспределения текущих расходов действуют механизмы бюджетного федерализма, то для инвестиционных субвенций они отсутствуют. В итоге в распределении инвестиций между регионами всё ещё царит произвол и субъективизм.
Поэтому сегодня требуется решение таких первоочередных проблем, как:
создание правовой базы, регулирующей разделение функций, прав, меры контроля и ответственности за проведение инвестиционной политики между центром и регионами. Предоставление богатым регионам большей свободы в поисках ресурсов для социальных инвестиций;
отработка критериев определения регионов, действительно нуждающихся в федеральной поддержке, с учетом сложившихся разрывов в стартовых условиях социального развития, не зависящих от самих регионов;
объективная оценка потребностей регионов в межбюджетных потоках для финансирования капитальных затрат; инвентаризация ресурсов, поступающих в регионы по всем каналам, включая отраслевые программы.
Для этого необходим ряд условий.
1. Наличие целостной Концепции инвестиционной политики России, предполагающей, исходя из ближайших и стратегических интересов страны:
сочетание инвестиций с инновациями;
определение наиболее эффективных направлений использования ограниченных ресурсов и их быструю окупаемость;
контроль за расходованием и возвратностью государственных средств, сроками их окупаемости.
2. Государственное содействие активизации инвестиционных процессов посредством правового, налогового механизмов, амортизационной политики, привлечения частного и иностранного капиталов и других факторов.
3. Интенсификация рыночных механизмов и их инфраструктуры (банков, бирж, инвестиционных фондов, страховых компаний и других учреждений рыночной инфраструктуры).
4. Хозяйственная и финансовая самостоятельность регионов в рамках федеративного устройства РФ.
Следует подчеркнуть, что рост внутренних инвестиций должен служить индикатором инвестиционной стабильности, привлекающим иностранных инвесторов. Для частных инвесторов очень важна информационная достаточность рынка капитальных вложений. Важным фактором усиления инвестиционной активности является улучшение методов оценки эффективности проектов при их экспертизе, отборе, конкурсах и выделении капитальных вложений. Для этого представляются необходимыми следующие меры. Программы развития производства и отдельные инвестиционные проекты следует оценивать по показателям общеэкономической, бюджетной и коммерческой эффективности. Это важно делать на всех стадиях, особенно на уровне разработки программ и инвестиционных проектов. Необходимо пересмотреть Методические рекомендации о порядке организации и проведения конкурсов по размещению централизованных инвестиционных ресурсов, в соответствии с которыми бизнес-план инвестиционных проектов оценивается Министерством экономики РФ только с точки зрения коммерческой эффективности и на период ближайших двух-трех лет. Целью размещения инвестиционных ресурсов является рост эффективности инвестиций.
В сегодняшних условиях региональная инвестиционная политика должна нацеливаться на поддержку ведущих предприятий регионов, структурную перестройку экономики последних и максимальное использование их природного, кадрового и производственного потенциала. Однако, оценивая современное региональное направление программных мер регулирования инвестиций, приходится констатировать, что их основные положения носят, как правило, рекомендательный характер и, по сути, лишь пассивно отражают те процессы, которые уже идут на многих территориях.
В настоящее время важно реализовывать новые подходы к организации инвестиционного процесса. В какой-то мере ряд таких подходов уже используется на практике в последние годы. К ним в первую очередь относятся повышение роли амортизационных отчислений как мощного источника финансирования капиталовложений и размещение централизованных (из федерального бюджета) инвестиционных ресурсов на конкурсных началах (при этом вводится обязательная сертификация проектов, которая призвана удостоверить их качество и поднять к ним доверие иностранных инвесторов).
Приоритетное направление содействовать созданию негосударственных научно-технических фирм, субъектами которых могут быть отдельные ученые и предприниматели, промышленные и коммерческие предприятия, ищущие эффективные сферы вложения капитала. Предстоит решить вопрос об акционировании, продаже или передаче частному капиталу научно-технических организаций, исследования которых не вошли в состав приоритетных программ и в отношении которых прекращается или уже прекратилось государственное финансирование. Необходимым направлением научно-технической политики становится изменение механизмов финансирования и налоговой политики в сфере науки, обеспечивающих определенные права собственности на результаты исследований на всех стадиях научно-исследовательского цикла: от исследований до производства товаров и услуг. Распределение средств, в том числе бюджетных, должно осуществляться на конкурсных началах, с открытостью принимаемых решений и привлечением научного сообщества к контролю за их использованием.
Требуется система льгот для стимулирования инвестиций, в том числе зарубежных. Путем финансовых, налоговых льгот, госзаказов необходимо содействовать становлению системы венчурного (рискового) финансирования приоритетных НИОКР. Целесообразно разработать систему привлечения малого бизнеса, средств населения на реализацию инновационно-инвестиционных программ. Такая система могла бы привлечь вклады валютных средств населения в надежные банки под государственную гарантию с тем, чтобы их использовать в венчурных проектах.
Глава 2. Иностранные инвестиции в экономике РФ
2.1 Динамика иностранных инвестицийв экономику Российской Федерации
Создаваемые в России благоприятные условия для иностранных инвестиций в экономику РФ позволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За последние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по качеству вкладов они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промышленных предприятий по выпуску продукции и товаров народного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешёвке ваучеров и акций у рабочих действующих предприятий.
Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая же капитал, он считает, что РФ - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России нужно прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ведь каждая из них способствует будущему увеличению производственной мощи экономики.
Зарубежный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые зарубежные инвестиции. Их приток следует исключить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (к примеру, добыча полезных ископаемых, вырубка леса, промысел рыбы и т.д.), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в том числе и в США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные формы привлечения иностранного капитала. К примеру, это могут быть кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение могло бы быть оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых из-за быстрой окупаемости вложений в эти сферы.
Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со стопроцентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, непосредственно строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры; стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают поступление финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны.
2.2 Основные страны инвесторы. Анализ притока иностранных инвестиций за 2009 год
В экономику России в январе-сентябре 2009 года поступило 54,7 миллиардов долларов иностранных инвестиций, что на 27,8% меньше, чем в период с января по сентябрь 2008 года. При этом прямые иностранные инвестиции в Россию снизились на 48,1% до 9,97 миллиардов долларов. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат). В первом квартале 2009 года в экономику поступило 12 млрд. долл, что на 30,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во втором квартале - 20,2 млрд. долл - на 31,2% меньше, в третьем квартале - 22,5 млрд долл. - на 22,9% меньше. Объём погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, в январе-сентябре 2009 года составил 50,6 млрд долл., что на 5,3% больше, чем в январе-сентябре 2008 года, в I квартале 2009 года - 12,1 млрд долл., что на 15,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, во II квартале - 19,7 млрд долл. - на 1,2% меньше, в III квартале 2009 года - 18,8 млрд долл. - на 36,2% больше. Накопленный иностранный капитал в экономике России (общий объем инвестиций, произведенных с начала вложения с учетом погашения и переоценки активов и обязательств) составил 262,4 млрд долл., что на 4,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 55,7% (на конец сентября 2008 года - 50,7%), доля прямых инвестиций составила 39,7% (46,9%), портфельных - 4,6% (2,4%).На первое место по объему поступивших иностранных инвестиций вышла оптовая и розничная торговля (16,2 млрд долларов), обрабатывающие производства (15 млрд) и транспорт и связь (8,5 млрд долларов).
Основными странами-инвесторами в январе-сентябре 2009 года стали Люксембург, Нидерланды, Кипр, Германия, Великобритания, Франция, США, Ирландия, Виргинские острова и Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций и 73% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Объём инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2009 года составил 65,6 млрд долл. Странами-лидерами по накоплению российских инвестиций стали Кипр (17,1 млрд долларов), Голландия (13,55 млрд долларов), США (6,17 млрд долларов), Швейцария (6,1 млрд долларов), Виргинские острова (4,04 млрд долларов), Великобритания (2,48 млрд долларов), Германия (2,36 млрд долларов) и Белоруссия (2,23 млрд долларов).В январе-сентябре 2009 года из России за рубеж направлено 70 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 23,4% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года Больше всего инвестиций из России поступило в Швейцарию (33,4 млрд долларов), за ней идет Голландия (9,78 млрд), Кипр (4,82 млрд) и Белоруссия (4,9 млрд). Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 61,7 млрд долл., что на 24,3% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. Эксперты отмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящие на рынках. По мнению аналитика банка «Траст» Владимира Брагина, не лучшая статистика вполне ожидаема. «На фоне падений инвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того, ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в РФ, а также значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия по-прежнему остается высокорисковой страной. Не лучшую роль также сыграл вывод капитала из России, который был особенно велик в начале года», - говорит аналитик. Главный экономист ФК «Открытие» Даниил Левченко отметил, что подъем в российской экономике и приток иностранных инвестиций начнется лишь с восстановлением доверия на торговых площадках. «Признаки восстановления экономики наблюдались летом, когда выходила статистика по росту промпроизводства. Однако осенью ожидания не оправдались. Таким образом, разговоры о том, что экономика демонстрирует признаки восстановления пока не подтверждаются», говорит эксперт.По его словам, приток прямых инвестиций в Россию может быть связан с ситуацией, когда акционеры-держатели оффшорных счетов помогают своей компании в России. «Допустим, акционеры имеют счета за границей и в случае проблем у компании переводят ей оттуда средства. Такие операции проходят как прямые иностранные инвестиции, хотя, на самом деле, они таковыми не являются», объясняет эксперт.Старший аналитик инвестиционная компания «Вестига» Дмитрий Конторщиков согласен с таким мнением: «Если рассмотреть список стран-инвесторов, то можно увидеть в нем много оффшоров. Это наталкивает на мысль о том, что идет фактически возврат капитала в Россию со счетов российских граждан. Особенно эта тенденция стала заметна после укрепления в последнее время курса рубля».Эксперт также отмечает, что если рассматривать поквартальную динамику, то можно заметить существенные улучшения с поступлением капитала из-за границы. Напомним, в I квартале текущего года в экономику пришло 12 млрд долларов (на 30,3% меньше по сравнению с тем же периодом 2008 года), во II квартале 20,2 млрд долларов (-31,2%), в III квартале 22,5 млрд (22,9%).
Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.
Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.
Следует также подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.
Глава 3. Расширение форм привлечения иностранных инвестиций в РФ
Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, которое ведёт деятельность по страхованию от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - утверждённый и общеизвестный набор правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли предвидеть, какие правила будут применяться к их деятельности. В РФ же, находящейся в состоянии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет около десяти миллиардов долларов в год. Но для того, чтоб зарубежные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы существенные изменения в инвестиционном климате.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата необходимо принять ряд кардинальных мер, направленных на формирование в стране общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, а также специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных можно выделить:
достижение согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и другими общественными организациями;
ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, направленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
ужесточение мер борьбы с преступностью;
торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
привлечение свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путём повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и зарубежным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции, с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.
Среди мер по активизации инвестиционной деятельности нужно отметить:
срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
создание системы приёма иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
создание в короткие сроки Национальной системы контроля над инвестиционным климатом в РФ;
3.1 Инвестиционный потенциал регионов России
Распределение регионов по рейтингу инвестиционного потенциала указывает на то, что основной вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности, это инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Не случайно, помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург, в первую двадцатку входят, возможно, не столь экономически мощные, но достаточно обустроенные области Центральной России - Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская. Кроме того, если не принимать в расчёт ресурсную составляющую, то в число лидеров попадают Калининградская и Ярославская области, а Кемеровская и Тюменская теряют свои позиции. Из 20 замыкающих рейтинг регионов семнадцать являются национально-территориальными образованиями. Это говорит не только об ограниченных возможностях инвестирования в них, но и о невозможности их экономического подъёма без целевой государственной поддержки. В этой связи несколько странно выглядит само федеративное устройство России. Целый ряд нынешних субъектов представляют из себя мнимые величины, вместе с тем, на политическом уровне они представлены почти так же, как мощнейшие в экономическом отношении регионы. В РФ принято говорить о полюсах роста. Но если промышленные полюсы пока не обнаруживаются, то региональные выделить удалось. Выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области). Однако несколько разной оказалась расстановка регионов в лидирующей группе с точки зрения их привлекательности для отечественных инвесторов, с одной стороны, и для иностранных - с другой. Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. Большинство наименее рискованных регионов находится в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга, в то время как большинство наиболее рисковых занимают почти всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. В двадцатку регионов с наименьшим риском для иностранных инвесторов вошли Республика Марий-Эл и Республика Башкортостан, а покинули ее Вологодская и Липецкая области. Изменения рейтинга почти всех составляющих инвестиционного потенциала региона соответствуют изменению рейтинга интегрального риска. Как правило, регионы с наименьшим риском обладают наибольшими потенциалами. Обратная тенденция в изменении рейтинга ресурсного потенциала лишь доказывает независимый от хозяйственной деятельности человека, "богом данный" характер этого вида потенциала.
Без учета законодательства общая картина характеризуется хаотичным распределением регионов в инвестиционном поле, что позволяет говорить о достаточной корректности выделения групп по чисто формальным критериям. Регионы, отнесенные к группе 1А , являются наиболее предпочтительными для всех типов инвесторов, но в наибольшей степени -- для крупных. Тех инвесторов, которые предпочитают инвестировать в небольшие, но гарантированные проекты, должны заинтересовать в первую очередь регионы групп 2А и 3А. Наименее предпочтительными во всех отношениях являются регионы группы 3С. Наиболее благоприятные для инвестирования регионы образуют значительный сплошной массив из 12 регионов, протянувшийся с юго-запада на северо-восток от Краснодарского края до Свердловской области . Второе инвестиционно привлекательное ядро образуют 6 регионов вокруг Москвы. На востоке потенциальными очагами инвестиционной активности в первую очередь могут стать Новосибирская область, Алтайский, Красноярский и Хабаровский края. Наконец, на северо-западе наиболее благоприятным инвестиционным климатом обладают Ленинградская, Калининградская области и Санкт-Петербург. В первой тридцатке регионов с наиболее высоким инвестиционным потенциалом проживает 62% населения России, производится 64% валового регионального продукта и сконцентрировано 69% вкладов населения, в то время как в последних 29 регионах -- 12% населения, 9% ВРП и 8% вкладов. При этом все регионы, относящиеся к группам с высоким потенциалом (1А-1С), являются "бюджетоформирующими"
Обеспечение инвестиционной привлекательности региона зависит от работы региональных и местных органов власти. Здесь более современным и эффективным будет подход, согласно которому регион будут позиционировать как своеобразный «товар» инвестиционного рынка, т.е. необходимо наличие у региона определенных инвестиционных товарных свойств.
Разработка региональной политики в рамках данного подхода подразумевает определенную модель, которая включает в себя 5 уровней:
1) региональные власти должны руководствоваться концепцией выделения приоритетных направлений и проектов, вложения в которые будут стимулироваться;
2) разработка комплекса мероприятий по обеспечению благоприятной инвестиционной среды для иностранного капитала;
3) общая оценка потребностей в иностранных инвестициях, обеспечивающих экономическое развитие региона;
4) оценка эффективности и конкурсный отбор в случае появления потенциальных инвесторов и ретроспективный анализ (изучение влияния иностранного капитала на изменение валового продукта, на производство и уровень занятости региона);
5) корректировка элементов модели с учетом оценки эффективности инвестиционного проекта на стадии разработки и в процессе реализации.
Данная модель позволит выработать стратегические и тактические подходы к проблеме увеличения притока и использования зарубежных средств в экономике региона в условиях дефицитности внутренних инвестиционных ресурсов.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырье, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.
Заключение
Возможность привлечения иностранных инвестиций во многом зависит от состояния инвестиционного климата. Инвестиционный климат это обобщающая характеристика комплекса социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих привлекательность инвестирования в экономику страны. Методики оценки инвестиционного климата разнообразны: описательные характеристики, расчеты экономических показателей, комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности.
Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Список литературы
- Абрамов С.И. Инвестирование. - М.: ИНФРА-М, 2000
- Магденко В. Что мешает иностранным инвесторам в России? // Инвестиции в России. - М., № 2, 2000.
- Нешитой А.С. Инвестиции // М: 2005г.
- Уринсон Я. “О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России” М., Ж. “Вопросы экономики”, №1, 2000г
- Актуальные проблемы вхождения России в мировое хозяйство / Центр внешнеэкономических связей РАН. М., 1998.
- Национальная экономика: Учебник / Под общей ред. акад. РАЕНН354 [В. А. Шульги] М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2002. 592 с.
- http://www.kapital-rus.ru - Интернет-журнал «Капитал страны»журнал об инвестиционных возможностях России».
- http://www.raexpert.ru рейтинговое агентство“Эксперт РА” .
- http://www.government.ru/ - сайт Правительства РФ.
- http://www.b2russia.ru - интернет портал об инвестициях.
- http://www.globfin.ru - новости мировой экономики, финансы и инвестиции