Турнир эрудитов по творчеству М. Цветаевой
Подготовка к турниру. Создаются две команды по 8–10 человек. Каждая команда готовит стенгазету, кроссворд, вопросы соперникам, музыкальный номер — песню на стихи М. Цветаевой, выразительное чтение стихов поэтессы наизусть; особая группа — жюри; специальная группа учащихся занимается техническим обеспечением турнира: подыскивают ноты песен и романсов на стихи М. Цветаевой, грамзаписи музыкальных произведений, подсвечники со свечами и так далее.
Ещё одна группа учащихся подбирает книги о М. Цветаевой и сборники её стихотворений для выставки, а также портреты поэтессы разных лет, необходимые портреты для конкурса, изготавливает “раскладушки” со статьями о Цветаевой, пишет плакаты со строчками её стихов для оформления зала, готовит выразительное чтение наизусть стихов М. Цветаевой (для пауз между конкурсами).
Роль преподавателя: помогать учащимся и координировать их деятельность.
Плакаты — строки и девизы Марины Цветаевой: “Всё понять и за всех пережить!”; “Вся моя жизнь — роман с собственной душой”; “Чтоб был легендой — день вчерашний, // Чтоб был безумьем — каждый день!”; “Я жажду сразу — всех дорог!”; “Я не верю стихам, которые льются. Рвутся — да!”; “Стихи — есть бытие”; “Равенство дара души и глагола — вот поэт”; “Одна из всех — за всех — противу всех!”; “Единственная обязанность на земле человека — правда всего существа”; “Вперёд, вперёд — с сожжёнными губами...”; “Литературных влияний не знаю, знаю человеческие”.
Возле большого портрета Марины Цветаевой — эпиграф к турниру:
Не любовницей — любимицей
Я пришла на землю нежную.
М. И. Цветаева
Конкурс «Разминка»
Условия конкурса. Команды по очереди готовятся (1 мин.) и отвечают на поставленные ведущим вопросы. В случае затруднения одной команды или неправильного ответа дать свой ответ может вторая команда, заработав дополнительные баллы. Полные ответы дают 3 балла.
Вопросы разминки:
В 1910 году, будучи гимназисткой, Марина Цветаева тайком от семьи посетила типографию А. И. Мамонтова, что находилась в Леонтьевском переулке Москвы. Какое дело привело её туда?
(Заказ — 500 экземпляров — её первой книги стихов «Вечерний альбом».) Назвать, какие из этих мест оставили свой след в памяти и творчестве поэтессы: Царское Село, Петербург, Таруса, Москва, Коктебель, Одесса, Париж, Елабуга, Прага. На какие четыре периода раскололась жизнь М. Цветаевой? (До революции, послереволюционная жизнь в Москве, эмиграция, возвращение на Родину.) К какому литературному течению, направлению можно отнести творчество М. Цветаевой? (Ни к какому течению, направлению она не примыкала. Её творчество можно назвать литературой внутреннего сопротивления.)
Пока жюри совещается, на фоне музыки (1-я часть концерта № 2 для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова) звучит цветаевское стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...».
Конкурс «Хронология»
Условия конкурса. Записать в хронологическом порядке названия прижизненных сборников стихов поэтессы (список сборников даётся каждой команде в разбросанном виде). Правильный ответ — 3 балла.
- 1910 — «Вечерний альбом» 1912 — «Волшебный фонарь» 1913 — «Из двух книг» 1921 — «Вёрсты», вып. 1 1922 — «Разлука» 1922 — «Вёрсты», вып. 2 1923 — «Ремесло» 1923 — «Психея. Роман (бессмертное произведение)тика» 1924 — «Молодец» 1928 — «После России»
Пока жюри совещается, может звучать на фоне музыки («Октябрь» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского) стихотворение Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась...».
Конкурс «Литературоведы»
Условия конкурса. Каждая команда получает вопрос и в течение двух-трёх минут, пользуясь сборниками стихов поэта, готовится к ответу. 5 баллов.
Вопрос первой команде. О ком и где М. Цветаева пишет: “разъярительница ветров”, “насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн”, “шальное исчадие ночи белой”, “чернокнижница”? (Об А. А. Ахматовой в цикле «Ахматовой».)
Вопрос второй команде. Какого поэта Цветаева чтила не как собрата по ремеслу, а как божество от поэзии и которому как божеству поклонялась? В каком цикле стихов она писала о нём: “рыцарь без укоризны”, “божий праведник”, “вседержитель моей души”? (А. А. Блок. «Стихи к Блоку».)
Пока жюри совещается, на фоне 3-го концерта С. В. Рахманинова звучит стихотворение М. Цветаевой «Тоска по родине».
Конкурс «Перестрелка»
Условия конкурса. Команды по очереди называют поэмы Марины Цветаевой. Выигрывает команда, назвавшая большее число поэм. 1 балл.
(«Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы», «Крысолов», «Сибирь», «Царь-Девица», «Поэма Воздуха», «На красном коне», «Егорушка», «Молодец», «Переулочки», «Автобус», «Попытка комнаты», «Перекоп».)
Пока жюри совещается, звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины...» на фоне 3-го вальса Ф. Шопена.
Конкурс «Портреты»
Условия конкурса. На стенде 8 портретов поэтов, которым Цветаева посвятила строки своих стихов (А. С. Пушкин, А. А. Блок, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Волошин, Б. Л. Пастернак, В. В. Маяковский, А. А. Тарковский). Команды по очереди готовятся (2–3 минуты), отвечают на поставленные ведущим вопросы и находят портрет того поэта, о ком идёт речь. В случае затруднения одной команды или неправильного ответа дать свой ответ может вторая команда, заработав дополнительные баллы. 2 балла. О ком из них М. Цветаева сказала: “...для меня — святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего ещё не было, то, что будет”? К нему она обращалась: “Моему брату в пятом времени года, шестом чувстве и четвёртом измерении...” (О Б. Л. Пастернаке.) Горенко — чья настоящая фамилия? Подсказка — стихи Цветаевой.
Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе...
(А. А. Ахматовой.)
3. Кому посвящены следующие строки Марины Цветаевой?
Что вам, молодой Державин,
Мой невоспитанный стих!
(О. Э. Мандельштаму.)
4. С кем из этих поэтов М. Цветаеву связывала многолетняя дружба, несмотря на большую разницу в возрасте — 15 лет? (С М. А. Волошиным.)
5. В каком произведении М. Цветаева говорит об этом поэте:
Имя твоё — птица в руке,
Имя твоё — льдинка на языке.
(В первом стихотворении цикла «Стихи к Блоку».)
6. Чьи стихи в 1936 году Марина Цветаева переводила на французский язык с блестящим мастерством (до четырнадцати вариантов некоторых стихотворений)? (А. С. Пушкина.)
7. На чьё стихотворение этот ответ Марины Цветаевой? Подсказка: с этим поэтом она познакомилась в 1939 году.
Всё повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
“Я стол накрыл на шестерых”.
Ты одного забыл — седьмого!
(Арсения Тарковского.)
8. Кому из этих поэтов Марина Цветаева хранила всю жизнь “высокую верность собрата” и посвятила этому современнику после его смерти цикл стихов? (В. В. Маяковскому.)
Пока жюри совещается, слушаем стихотворение «Нет, бил барабан перед смутным полком...». Звучит на фоне «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена.
Конкурс «Блиц-турнир»
Условия конкурса. Команды без подготовки отвечают на вопросы ведущего. В случае затруднения одной команды ответ может дать вторая команда и получить дополнительно балл. 1 балл.
Вопросы для первой команды:
Какой розовый камень М. Цветаева хранила всю жизнь и в честь какого события? (Сердолик. В честь знакомства с Сергеем Эфроном.) Как называется книга М. И. Цветаевой об А. С. Пушкине? («Мой Пушкин».) Какие отличительные черты стихотворной графики имеет поэзия Цветаевой? (Много тире, восклицательных знаков.)
Вопросы для первой команды:
Кого М. Цветаева называла гонцом бога поэзии? (О. Э. Мандельштама.) Как называется книга М. Цветаевой о М. А. Волошине? («Живое о живом».) В каком году появилось первое стихотворение М. Цветаевой о Пушкине и как оно называлось? (1913 год; «Встреча с Пушкиным».)
Пока жюри совещается,Звучит стихотворение «Рас—стояние: вёрсты, мили...» на фоне 1-го концерта П. И. Чайковского.
Конкурс «Проверка домашнего задания»
Конкурсы А и Б проводятся одновременно.
А. Команды обмениваются иллюстрациями придуманных ими обложек к сборникам стихов М. Цветаевой. По одному представителю от команды идут к столу с литературой. Их задача — подобрать к обложкам сборников цитаты из стихотворений Цветаевой (не используя те, что на плакатах). 2 балла.
Б. Разгадывание кроссворда соперников. Команды обмениваются кроссвордами, приготовленными дома. (При оценке жюри кроссвордов учитывается оригинальность оформления, содержания, качество решения кроссворда соперниками.)
За полностью разгаданный кроссворд — 3 балла.
Пока команды работают, жюри оценивает стенгазеты, приготовленные дома ребятами. Гости слушают грамзаписи песен на стихи М. Цветаевой.
В. Команды по очереди задают друг другу по три вопроса. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Пока жюри совещается, звучит стихотворение «Вскрыла жилы: неостановимо...» на фоне 7-й части «Реквиема» В. Моцарта.
Конкурс «Декламация»
Условия конкурса. Каждая команда по очереди читает наизусть стихи М. И. Цветаевой (из заранее предложенных преподавателем ребята выбирают для этого конкурса наиболее понравившиеся: «Молитва», «Идёшь, на меня похожий...», «Ты будешь невинной, тонкой...», «Анне Ахматовой», «Имя твоё — птица в руке...», «Родина», «Когда-нибудь, прелестное созданье...», «О слёзы на глазах!», «Письмо», «Страна» и другие). 2 балла.
Пока жюри совещается, участники конкурса слушают стихотворение М. Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны...».
Конкурс «Артисты»
Команды по очереди исполняют песни на стихи Марины Цветаевой (по две песни). На выбор: «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Хочу у зеркала, где муть...», «Когда я стану бабушкой...», «Вчера ещё в глаза глядел...», «Чтобы помнил не часочек, не годок...» («Гребешок»), «Генералам двенадцатого года», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» и другие. 2 балла.
Пока жюри совещается, в исполнении Татьяны Дорониной звучит стихотворение М. Цветаевой «Рассвет на рельсах».
Конкурс «Итоговый»
Условия конкурса. Команды должны дать ответ на следующий вопрос: “Почему сейчас так возрос интерес к творчеству Марины Цветаевой и будут ли читать её стихи через 100 лет?” 2 балла.
Подведение итогов турнира.
Литература
Цветаева М. И. За всех — противу всех! // Судьба поэта: В стихотворениях, поэмах, очерках, дневниковых записях, письмах / Сост. Л. В. Поликовской / Вступит. ст., коммент. Л. В. Поликовской, М. А. Долговой. М.: Высшая школа, 1992. Цветаева М. Избранные произведения // Авт. предисловия С. Букчин. Минск: Мастацкая литература, 1984. Цветаева М. Сочинения: В 2 т. // Т. 1. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, вступит. ст. Вс. Рождественского. Минск: Нар. асвета. Минск, 1988. Цветаева М. Сочинения: В 2 т. // Т. 2. Проза / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц. Минск: Нар. асвета. Минск, 1988. Герцик А. В. Дидактический материал по русской литературе. 11-й класс. Пособие для учителей. Минск: НМЦентр, 2000. Золотарёва И. В., Беломестных О. Б., Корнеева М. С. Поурочные разработки по литературе. 9-й класс. М.: ВАКО, 2001. Кисловская Е. С. Красною кистью рябина зажглась... Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1996. № 2. С. 56–58. Конспекты уроков для учителя литературы. 11-й класс. // Серебряный век русской поэзии. В 2-х ч. / Под ред. Л. Г. Максидоновой. М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, 2000. Открытые уроки по литературе. 9–11-й классы / Авт.-сост. Л. И. Косивцева, Л. А. Тропкина. Волгоград: Учитель, 2001. Лирика М. И. Цветаевой. Конспект урока // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. 1992. № 6. С. 19–24. 100 русских поэтов / Сост. М. Засецкая. СПб.: ООО «Золотой век», ООО «Диамант», 2000. Уроки литературы в 11-м классе. Серия «Внимание, опыт». Чебоксары: КЛИО. Вып. 1. 1997. Федосеева Л. Г. Марина Цветаева. Путь в вечность. М.: Знание, 1992.