Роль семьи в духовно – нравственном воспитании личности


"Основа для счастья и гармонии - это духовность.

Только сила нашей духовности сохранит наш этнос,

наш народ, обеспечит здоровое потомство для будущего.

Даже высокий уровень жизни в условиях

бездуховности счастья не приносит".

Академик Н. В. Федоров



Время само диктует актуальные проблемы, возникающие в обществе. Духовно - нравственная составляющая нашего общества упала так низко, что в современном образовании и воспитании главным приоритетом становится духовно-нравственная сфера личности. По уровню преступности, коррупции, аморального поведения людей наша страна, к великому сожалению, вышла на лидирующее место в мире. Среди проблем, которые практически волнуют всех, на первый план выступил круг вопросов, связанных с безнравственностью, бездуховностью. Вот именно в этих условия возрастает роль семьи в духовно - нравственном воспитании личности.

Первыми наставниками в жизни каждого молодого человека являются родители - самые дорогие и самые близкие ему люди. Первые жизненные уроки ребёнок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели - отец и мать. Давно установлено, что для ребёнка общие семейные повседневные радости и огорчения, успехи и неудачи - это источник, рождающий доброту и чуткость, заботливое отношение к людям. Семья даёт ребёнку первые представления о добре и зле, о нормах нравственности, о правилах общежития, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.

И здесь большое значение имеют микроклимат семьи, нравственная позиция, занимаемая родителями, их отношение к происходящему вокруг. Полноценная семья, включая мать, отца, детей, в идеале бабушку и дедушку, на основе родственных взаимосвязей развивает в себе опыт прошлого и настоящего, а также служит своеобразным мостиком в будущее.

Экономическую основу семьи, как правило, составляет отец. Его мы чаще всего называем не иначе, как "кормилец семьи". А мать по традиции брала и берет на себя главную заботу по уходу за детьми и чаще всего вносит более серьезный вклад в их духовно-нравственное развитие. Значительный вклад семейное духовно-нравственное, трудовое воспитание вносят дедушки и бабушки. Они прививают уважительное отношение к старшим, семейным традициям, любовь к родному краю через народные песни, сказки, поговорки и просто через непосредственное отношение ко всему тому, к чему они причастны в повседневной жизни. Недаром известные пословицы проповедуют привязанность к родству. "Своего добивайся, рода не чуждайся", "Краса дома - родные", "Согласие в доме - покой в семье". По народному мнению, без связи с родней, с родителями, братьями и сестрами, как и с родной стороной человек беспомощен.

Дети должны знать, при каких условиях выросли их бабушки и дедушки, через какие испытания они прошли.

Человек рождается, часто родители дают ребёнку имя в честь кого-нибудь из членов семьи. И наш класс не исключение: Сергея назвали в честь отца, а Надежду - в честь бабушки. Мы с ребятами исследовали и собственные фамилии, "фамилия"- от лат. яз. означает "наследственное", семейное имя, переходящее от родителей к детям. Фамильное сходство, фамильные традиции, фамильные драгоценности. Фамилия достаётся нам от отца, а к отцу перешла от деда, к деду - от прадеда. Фамильная честь обязывает помнить твёрдо, чей ты сын и чей ты внук. Глубокое и чёткое осознание своих корней - это мощный дисциплинирующий, сдерживающий фактор, заставляющий действовать по принципу: "Я не могу совершить поступка, который позорит семью, ложится на неё пятном".

У нас в классе имеются семейные династии, когда представители одной семьи занимаются одним делом, передавая своё мастерство из поколения в поколение. Родные Серёжи - потомственные кулинары.

В каждом доме, где по давней традиции бережно хранятся семейные реликвии, талисманы, дети с гордостью рассказывают о дедах и прадедах.

Духовность и взаимопонимание детей исчезают тогда, когда в семье возникают конфликты, приобретающие нередко хронический характер. В семьях, где окрик и телесные наказания, грубость и насилие над детьми проявляется регулярно, создаются все условия сначала для психических расстройств, а затем и для асоциального поведения самих детей. При анкетировании у нас в 5 классе девочка самой большой обидой указала на грубость матери, когда ей было 5 лет. И спустя 7 лет она помнит нечаянную обиду, нанесенную мамой. Не исключено, что этот эпизод положил начало недоверию и глубокой трещине в отношениях матери и дочери.

Стать мудрым другом и наставником своего ребенка, стараться мягко направлять мысли ребенка в правильное русло, не уничтожая его собственной инициативы - вот условия духовного воспитания в семье.