Играем со словом — постигаем слово
Наша школа долгое время работает по программе М. Б. Ладыгина, разработанной для классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. В логике программы нами разработана система внеклассных мероприятий по литературе, завершающих обучение определённых тем программы — своеобразных итоговых занятий. Их задача — развить творческие способности учащихся, обобщить изученный материал, воспитать интерес к предмету.
Начиная с 5-го класса, мы стремились к тому, чтобы каждое мероприятие не повторяло предыдущее даже по форме. Итогом работы стала такая система.
5-й класс
1. Праздник «Посиделки». (После изучения темы «Устное народное творчество».)
2. Литературная игра «Из действительности вырастают чудеснейшие сказки». (После изучения темы «Литературная сказка».)
3. КВН. (После изучения темы «Басня».)
4. Интеллектуальная игра «Малые эпические жанры — это интересно!» (После изучения темы «Рассказ (новелла). Литературный очерк».)
5. Спектакль по пьесе Т. Г. Габбе «Город мастеров». (После изучения темы «Театр и драма»).
6-й класс
1. Путешествие «Цель художества есть идеал, а не нравоучение». (После изучения темы «Взаимодействие фольклора и литературы».)
2. «Сказание о богатырях». (После изучения темы «Былины».)
3. Игра «Счастливый случай». (После изучения темы «Описание событий в романах и других произведениях Н. В. Гоголя».)
4. Композиция «В горнице моей светло». (После изучения темы «Художественный мир стихотворения».)
7-й класс
1. Интеллектуальная игра «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». (После темы «Мир и человек в литературе Древней Руси и русской литературе XVIII–XIX веков».)
2. Игра «Литературная рулетка». (После изучения комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)
3. Викторина по «Повестям Белкина». (После изучения темы «Описание событий в романах и других произведениях Пушкина».)
4. Литературно-музыкальная композиция «В салоне Зинаиды Волконской». (После изучения темы «Понятие о лирическом герое произведения».)
Работая над итоговыми мероприятиями, мы определили некоторые организационные и методические принципы их подготовки и проведения.
1. Работа должна строиться на добровольных началах.
2. В подготовке к ним должен принять участие каждый ученик класса (кто-то занят в инсценировках, кто-то выразительно читает стихотворение, кто-то готовит иллюстрации, кто-то делает декорации).
3. Мероприятие должно стать праздником, поэтому к нему нужно готовиться тщательно (особенно к первому итоговому занятию), чтобы ситуация успеха явилась мотивом к новой творческой деятельности.
4. При подготовке к интеллектуальной игре учитель должен проследить за тем, чтобы силы команд были примерно равны, чтобы в каждой команде были и “продвинутые”, и слабые учащиеся.
5. Учитель знакомит учащихся с основными этапами подготовки к интеллектуальной игре: школьники должны внимательно перечитать произведение, познакомиться с критической литературой, выбрать фрагменты для инсценирования и иллюстрирования.
6. Внеклассное мероприятие в форме игры можно проводить как между командами одного класса, так и между классами.
Такие итоговые занятия приносят детям радость уже самим процессом общения с одноклассниками. Особенно сильные чувства у ребят возникают тогда, когда творчество друзей позволяет по-новому взглянуть на изученные произведения. Кроме того, их привлекает возможность сотрудничества с педагогом.
В качестве примера приведём сценарий занятия для 7-го класса «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся».
Вступительное слово
Художественная литература, может быть, самое загадочное из искусств. Главная загадка: а что, собственно, делает литературу искусством? В повседневной жизни не пишут картин, не ваяют статуй, не сочиняют симфоний. Но в разговоре о погоде, в маминой записке “Не забудь позавтракать”, в условии математической задачи используется тот же самый язык, из которого Пушкин сотворил роман в стихах «Евгений Онегин», а Лермонтов — «Песню про купца Калашникова». Да, слова те же или почти те же. Секрет, видимо, в том, как они используются. И сегодня, пытаясь ответить на этот вопрос, мы в центр разговора ставим слово.
Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз — над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, — означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно давно привычно нам, другое незнакомо.
Язык и стар, и вечно нов, и это так прекрасно —
В огромном мире этих слов купаться ежечасно.
(А. Шибаев)
Ход игры
Перед вами магический квадрат, в центре которого записано слово-ключ.