Конспект урока на тему Конфликты в межличностном общении


Тема урока: Конфликты в межличностном общении.

Цели урока:

1. Образовательные:

- способствовать актуализации представлений учащихся о конфликтах, их структуре, видах и причинах:

- создать условия для понимания амбивалентности смысла конфликтов (положительный и отрицательный).

2. Воспитательные: создать условия для понимания учащимися собственного мнения, формирования активной жизненной позиции.

3. Развивающие: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся

Тип урока – изучение нового материала.

Форма организации – фронтальная, работа в парах.

Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный.

Основные понятия: конфликт, противоречие, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта, значение конфликта

Эпиграф:

«Держи подальше мысль от языка, а необдуманную мысль от действия»

В. Шекспир

I. Приветствие, проверка готовности к уроку.

Создание проблемной ситуации.

Сейчас вы увидите фрагмент фильма, который поможет вам сформулировать тему урока.

(Видео из фильма «Служебный роман»)

Итак, кто хочет назвать ситуацию? (спор, ссора, конфликт – возможны варианты). Между кем возникают конфликты ( людьми, группами, личностями) – межличностные.

Значит, тема урока – «Конфликты в межличностном общении».

Давайте попробуем вместе определить цели на сегодняшний урок.

    Дать определение конфликта;

    Познакомиться со структурой конфликта, выявить причины его возникновения;

- выяснить положительные и отрицательные стороны конфликта.

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

Для того, чтобы изучать любые явления общественной жизни, прежде всего мы даем … (понятие) и рассматриваем… (структуру).

Попробуем вместе сформулировать, что же такое конфликт.

Какие ассоциации вызывает у вас понятие «конфликт»? (ссора, спор, неприязнь, противоречие, столкновение, борьба) – Все записываем на доске, открываю недостающие. Если будут положительные ассоциации – запомните их, мы к ним еще вернемся.

Теперь подведем итог сказанному:

Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой.

Восприятие нового материала.

На доске рисунки с изображением различных конфликтов.

Кто участвует в конфликте? (люди, личности, группы) – Субъекты или стороны конфликта.

Стороны конфликта – люди или группы людей, находящиеся в конфликтных отношениях или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих (участники).

В структуре конфликта мы также выделяем:

- предмет конфликта – то, из-за чего он возникает (объект, идея);

- образ конфликтной ситуации – отражение предмета конфликта в сознании втянутых в него людей (переживания);

- позиции конфликтующих сторон;

- мотивы конфликта – внутренние или внешние силы, подталкивающие к нему людей.

(фиксируем записи в учебных листах).

На слайде – изображения конфликтов, на партах – набор документов (лист №1). Проанализируйте материалы и сделайте вывод о причинах конфликтов.

(у доски сделать подписи к картинкам).

Причины конфликтов – это рассогласование:

- целей и интересов

- взглядов и убеждений

- личностных качеств

- понимания

- ожиданий, позиций.

А какие виды конфликтов выделяют ученые?

Слайд № 13. Работа с документами (лист №2). Один человек работает у доски на сопоставление рисунка и подписи.

Типы конфликтов:

- Внутриличностные

- Межличностные

- Межгрупповые.

К какому типу можно отнести конфликт, с которого мы начали урок?

Значение конфликтов

Подумайте, можно ли в жизни вообще обойтись без конфликтов? (мнения учащихся).

Действительно, конфликт – естественный и неизбежный элемент процесса общения. В нем есть как положительные, так и отрицательные стороны. Давайте определим их. Вспомните свои положительные ассоциации с понятием «конфликт».

Слайд № 18.

По словам Маргарет Фоллет, американского психолога, сам по себе конфликт как факт различия мнений, интересов, стремлений людей, не может быть ни плох, ни хорош, и рассматривать его следует, отбросив этические предрассудки. Поскольку конфликта нельзя избежать, его нужно использовать.

Подведение итогов.

Наш урок почти закончен. Нам осталось только сделать выводы. Итак, мы сегодня узнали:

1. Конфликт – это…

2. Причины конфликтов - …

3. Типы конфликтов - ….

4. Структура конфликта - ….

5. Неоднозначность (амбивалентность) конфликта заключается в ….

Рефлексия.

А теперь оценим сегодняшний урок. Перед вами есть листок с ромашкой с разноцветными лепестками. Пожалуйста, на белых лепестках напишите, что вы знали о конфликтах до урока, на голубых – что узнали нового, на желтых – где вы сможете применить полученные знания.

Я вижу, что урок был не только познавательным, но и практически полезным.

Благодарю вас за активность и сотрудничество и хочу оставить вам небольшой подарок – сертификат об участии в уроке, который вы можете поместить в свое портфолио. До свидания.