Стандартные налоговые вычеты: категории физических лиц, имеющих право на получение данных вычетов, виды вычетов, порядок предоставления, анализ произошедших изменений
Курсовая работа
по дисциплине:
Налогообложение физических лиц:
«Стандартные налоговые вычеты: категории физических лиц, имеющих право на получение данных вычетов, виды вычетов, порядок предоставления, анализ произошедших изменений»
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исчисления стандартных вычетов
1.1. Краткая характеристика основных элементов НДФЛ………………...5
1.2. Виды стандартных налоговых вычетов и категории физических лиц, имеющих право на их получение……………………………………..………..8
1.3. Порядок предоставления вычетов…………………………..................16
Глава 2. Анализ практики расчета и получения стандартного налогового вычета
2.1. Документы, необходимые для получения стандартного налогового вычета……………………..... ………………………………………………….21
2.2. Анализ произошедших изменений ……………………………………..25
2.3. Основные изменения на 2012 год………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………..31
Список использованной литературы…………………………………………32
Введение
Налоговые платежи являются достаточно существенной частью предпринимательских расходов, в связи с чем, умение правильно рассчитывать налоговые обязательства, а так же в полном объеме использовать налоговые льготы, налоговые вычеты и преференции является одним из важнейших и необходимых условий работы специалистов.
Подоходный налог, как наиболее затрагивающий материальное благосостояние граждан, неоднократно подвергался кардинальным изменениям. Все изменения подчеркивают необходимость поиска сбалансированности интересов государства и граждан в подоходном налогообложении. Население всегда готово использовать любую возможность увеличения своих доходов. Одной из таких возможностей является увеличение налоговых вычетов по НДФЛ. Налоговый вычет это денежная сумма, уменьшающая доход работника при исчислении налога. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны Правительством РФ.
В центре внимания данной курсовой работы один из видов налоговых вычетов стандартный налоговый вычет. Стандартный налоговый вычет предусмотрен для граждан, но правила его получения нужно знать в первую очередь организациям и индивидуальным предпринимателям, потому как именно они, выплачивая доходы физическим лицам, обязаны исчислить, удержать и уплатить НДФЛ в бюджет.
Тема выбрана мной, так как она затрагивает каждого человека, получающего доход на территории России, и каждый должен знать о своем праве получения налоговых вычетов.
Целью данной работы является изучение стандартного налогового вычета и анализ особенностей его исчисления и уплаты. Для реализации поставленной цели можно выделить следующие задачи:
- Изучение видов и категорий граждан, которые имеют право на вычет;
- Рассмотрение порядка предоставления вычета и анализ практики расчета стандартного налогового вычета.
Глава 1. Теоретические основы исчисления стандартных вычетов
1.1. Краткая характеристика основных элементов НДФЛ
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. Он регулируется главой 23 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников, расположенных в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. (п.1 ст. 207 гл.23 НК РФ).
Объектом налогообложения НДФЛ признается доход, полученный налогоплательщиками:
- От источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ для физических лиц, являющимися налоговыми резидентами РФ.
- От источников в РФ для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.
В статье 208 НК РФ определен перечень доходов, получаемых от источников в РФ и от источников за пределами РФ, расширено понятие доходов, полученных от источников в РФ. К доходам от источников в Российской Федерации относятся:
- дивиденды и проценты, полученные от российской организации и от российских индивидуальных предпринимателей;
- страховые выплаты при наступлении страхового случая доходы, полученные от использования в РФ авторских или иных смежных прав;
- доходы, полученные от сдачи в аренду или иного использования имущества, находящегося в РФ;
- доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, ценных бумаг, долей участия в уставном капитале организаций;
- вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты;
- доходы, полученные от использования любых транспортных;
- доходы, полученные от использования трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроводной связи, иных средств связи, включая компьютерные сети, на территории РФ;
- выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц;
- иные доходы, получаемые в результате осуществления деятельности в РФ.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. Единая налоговая ставка на доход физических лиц - 13%.
Глава 23 НК РФ предусматривает возможность уменьшения налогооблагаемого дохода физического лица на суммы налоговых вычетов.
Налоговый кодекс РФ в статьях 218221 предусматривает возможность применения налогоплательщиком следующих видов налоговых вычетов:
- стандартные налоговые вычеты (ст. 218 НК РФ);
- социальные налоговые вычеты (ст. 219 НК РФ);
- имущественные налоговые вычеты (ст. 220 НК РФ);
- профессиональные налоговые вычеты (ст. 221 НК РФ).
По своей правовой природе указанные налоговые вычеты являются налоговыми льготами, предоставляемыми по объекту налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Организация может предоставить стандартные налоговые вычеты тем работникам, с которыми заключен трудовой договор.
Если физическое лицо выполняет работы по гражданско-правовому договору, то организация может уменьшать его доход на стандартные вычеты при наличии соответствующего заявления от работника. Но эти, же вычеты работник может получить и в налоговой инспекции, где он состоит на учете, при подаче декларации о доходах за прошедший год.
Но всегда все стандартные налоговые вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую налогом по ставке 13 процентов. Если доход работника облагается по другой налоговой ставке (например, 6, 30 или 35 процентов), то сумма этого дохода на стандартные вычеты не уменьшается. К таким доходам, в частности, относятся дивиденды, доходы граждан, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других рекламных мероприятиях, стоимостью более 4000 руб., материальная выгода от экономии на процентах при получении заемных средств. Поэтому организации следует вести раздельный учет доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, и доходов, облагаемых по другим ставкам. Если человек работает по трудовому контракту в нескольких организациях, то вычеты предоставляются только в одной из них.
1.2. Виды стандартных налоговых вычетов и категории физических лиц, имеющих право на их получение.
При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:
- личный стандартный налоговый вычет - на самого налогоплательщика в виде определенной суммы его дохода, на которую уменьшается налоговая база по НДФЛ (подп. 1-3 п. 1 ст. 218 НК РФ);
- стандартный налоговый вычет на содержание детей налогоплательщика (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
В соответствии со ст. 218 НК РФ эти вычеты подразделяются по суммам и категориям налогоплательщиков.
1. Вычет в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
- лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных),
- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ,
- лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения,
- лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон,
- лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;
- лиц, принимавших в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных,(в том числе временно направленных или командированных);
- военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;
- военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие";
- лиц, ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча,
- лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957-1958 и в 1959-1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах,
- лиц, эвакуированных, а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития,
- военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча),
- лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв
- лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв;
- лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;
- лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
- лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;
- лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;
- лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
- инвалидов Великой Отечественной войны;
- инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;
2. Налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
- Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трех степеней;
- лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
- участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;
- лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
- бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и ее союзниками в период Второй мировой войны;
- инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;
- лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
- младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений, получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;
- лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;
- рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
- лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах;
- лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения.
- лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
- родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;
- граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
3. Налоговый вычет в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода:
- распространяется на те категории налогоплательщиков, которые не перечислены в подпунктах 1 - 2 пункта 1 статьи 128 НК РФ.
4. Налоговый вычет в размере 1 000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на:
- каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя;
- каждого ребенка у налогоплательщиков, которые являются опекунами или попечителями, приемными родителями, супругом (супругой) приемного родителя.
Налоговый вычет, установленный подпунктом 4 ст. 218 , производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супруга (супруги) родителя, опекунов или попечителей, приемных родителей, супруга (супруги) приемного родителя.
Указанный налоговый вычет удваивается в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, а также в случае, если учащийся очной формы обучения, аспирант, ординатор, студент в возрасте до 24 лет является инвалидом I или II группы. (пп. 4 в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 121-ФЗ)
1.3. Порядок предоставления стандартных налоговых вычетов
Стандартные вычеты вправе предоставить не только работодатель, с которым у физического лица заключен трудовой договор, но и другой налоговый агент. Например, гражданин может получать доходы в виде арендной платы, авторских вознаграждений, платы за выполненные работы или оказанные услуги по гражданско-правовым договорам, которые также облагаются НДФЛ по ставке 13%. Это гражданин, работающий по трудовому договору в одной организации и сдающий свое имущество в аренду другой, имеет право получать стандартные налоговые вычеты у компании - арендатора.
Большинство видов стандартных налоговых вычетов предоставляется до достижения доходов налогоплательщика установленной предельной величины. При этом учитываются лишь те доходы, источником которых является предоставлявший вычет агент, а доходы от других источников не учитываются. Ответственность за соблюдение этого требования лежит на самом налогоплательщике.
Важно иметь в виду, что если у налогоплательщика есть право на два и более личных вычета, предоставляется один, больший. Предположим, работник участвовал в подземных испытаниях ядерного оружия и стал инвалидом II группы. Ему полагаются вычеты в 3000 и 500 руб., но будет применен только равный 3000 руб.
Вычет предоставляется до того месяца, в котором достигнут установленный для данного типа вычета предельный размер. То есть стандартный налоговый вычет на ребенка в размере 1000 руб. действует до месяца, в котором доход налогоплательщиков, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода и облагаемый НДФЛ по ставке 13%, превысил 280 000 рублей. Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 280 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.
Родным родителям вычет на ребенка предоставляется с того месяца, когда родился сын или дочь, приемным когда вступил в силу договор о передаче ребенка на воспитание в семью, попечителям и опекунам когда началось попечительство или опека. И заканчиваются концом календарного года, в котором: ребенку исполнилось 18 лет (24 года, если ребенок обучается по очной форме обучения, является аспирантом, ординатором, студентом или курсантом), или ребенок умер, или закончился срок действия (произошло расторжение) договора о передаче ребенка в приемную семью.
Таблица вычета на ребенка (иждивенца).
Тип вычета |
Размер вычета (руб./мес.) |
Предельное значение(руб.) |
Примечание |
на детей |
1000 |
280 000 |
п/п 4 п. 1 ст. 218 НК РФ |
Право сохраняется во время академического отпуска учащегося.
В случае ребенка со статусом ребенка-инвалида (в возрасте до 18 лет) или инвалида III группы (учащегося в возрасте до 24 лет) все вычеты удваиваются (предельный доход для вычетов не меняется).
Право на двойной вычет имеют также не состоящие в браке единственные родители. Родитель является единственным, если второй родитель умер, либо в свидетельстве о рождении вместо отца указан прочерк (либо имя отца указано со слов матери это подтверждается специальной справкой загса формой № 25).
Иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).
Так же налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета. Если на ребенка положен двойной вычет и сразу по двум основаниям, он будет предоставлен в четырехкратном размере.
При толковании норм Налогового кодекса, относящихся к «детским» вычетам, регулярно возникают вопросы, касающиеся того, как следует понимать слова об обеспечении ребенка.
В случае, когда родители находятся в разводе, то отец ребенка имеет право на вычет только в случае уплаты алиментов. Однако закон не содержит никаких указаний на это. Обеспечение ребенка является установленной законом обязанностью родителей, которая не зависит от того, имеется ли судебное решение об установлении алиментов или нет.
Точно так же в обеспечении ребенка участвуют и супруги родителей, поскольку законным (действующим в отсутствие брачного контракта) режимом имущества супругов является совместная собственность, и средства, расходуемые на содержание ребенка это, как правило, общие средства супругов. Таким образом, единственным достоверным доказательством неучастия родителей в обеспечении ребенка является решение суда, устанавливающего уклонение супруга от этой обязанности.
Предоставление вычетов на детей никак не связано с отсутствием у детей самостоятельных источников дохода. Вполне реальна и допустима ситуация, когда на одном предприятии работает отец студента, получающий вычет на ребенка, и сам студент, возможно, даже сам обзаведшийся детьми. Вычет на обучающихся совершеннолетних детей предоставляется до месяца окончания учебного заведения включительно. Закон не содержит указаний, как часто следует запрашивать справки об обучении детей.
Если ребенок несовершеннолетний, то факт его обучения не оказывает влияния на получение вычета, поэтому справки из школ не требуются. Многочисленные вопросы возникают также и при использовании двойного стандартного вычета на детей.
Стандартные вычеты «на себя» |
|||
Тип вычета |
Размер вычета (руб./мес.) |
Предельное значение(руб.) |
Примечание |
Общий РФ |
400 |
40 000 |
п/п 3 п. 1 ст. 218 НК |
Участники войны и др. |
500 |
нет |
п/п 2 п. 1 ст. 218 НК РФ |
«чернобыльцы», инвалиды войны и др. |
3 000 |
нет |
п/п 1 п. 1 ст. 218 НК РФ |
Первый вопрос связан с толкованием приведенной нормы налоговыми органами: они считают, что для отказа от вычета, отказывающийся родитель должен иметь доходы, облагаемые по ставке 13%. Это толкование (равно как и противоположное) не противоречит букве закона, но, как представляется, противоречит цели введения данной нормы. Судебная практика по этому вопросу к моменту написания данной работы не сформировалась.
Второй вопрос связан с формой заявления: часто можно услышать мнения, что такое заявление должно быть заверено той организацией, где работает отказывающийся от вычета родитель. Однако, закон не содержит подобного требования, к тому же оно не имеет практического смысла, поскольку при желании недобросовестный налогоплательщик может получить вычеты у любого источника дохода, и чтобы подобные справки имели смысл, их надо собирать со всех предприятий страны.
Абзацем 2 п. 3 ст. 210 НК РФ предусмотрено, что если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов за этот же налоговый период, облагаемых по ставке 13%, то налоговая база в данном налоговом периоде принимается равной нулю. При этом положительная разница между суммой вычетов, на которые налогоплательщик имел право, и суммой дохода за один и тот же налоговый период на следующий период не переносится.
Глава 2. Анализ практики расчета и получения стандартного налогового вычета
2.1. Документы, необходимые для получения стандартного налогового вычета.
Для получения стандартных налоговых вычетов налогоплательщик должен подать соответствующее заявление лицу - источнику дохода, являющемуся налоговым агентом и документы, которые доказывали бы соответствующее право.
Стандартные налоговые вычеты могут предоставляться любым источником дохода, это совсем не обязательно должно быть основное место работы налогоплательщика. Таково требование пункта 3 статьи 218 НК РФ.
Заявление правильнее всего адресовать в бухгалтерию работодателя, поскольку предоставление вычета обязанность налогового агента, исполнение которой никак не влияет на его хозяйственную деятельность. Оно может распространяться не только на текущий год, но и на последующие, если это правильно сформулировано в заявлении.
Заявление пишется в произвольной форме. Во избежание недоразумений полезно включить в заявление фразу, подтверждающую, что налогоплательщик знает о том, что вычет может предоставляться только одним налоговым агентом, и обязуется немедленно проинформировать в случае подачи заявления о вычете другому налоговому агенту (и, конечно, информировать об иных обстоятельствах, влияющих на вычет например, об отчислении ребенка из вуза). Прилагаемые копии документов, свидетельствующих о праве на стандартные вычеты по НДФЛ, лучше перечислить в заявлении. Личные вычеты, предусмотренные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ, распределены по отдельным категориям физических лиц. Соответственно статус подтвердят удостоверение ветерана Великой Отечественной войны, справка об инвалидности, удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и т. д.
Примерный образец заявления:
В бухгалтерию ООО «Ромашка» От Саркисяна А.С., главного специалиста ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу предоставлять мне стандартные налоговые вычеты:
- Саркисян Марину Александровну, 18.03.2006 г. р.; - Саркисян Аллу Александровну, 05.12.1996 г. р.; - Саркисян Инну Александровну, 07.10.1987 г. р., обучающуюся по очной форме обучения во Всероссийской государственной налоговой академии Минфина РФ. Вычеты в текущем налоговом периоде другими налоговыми агентами не предоставлялись. Об обращении за вычетами к другим налоговым агентам, а также об изменении обстоятельств, влияющих на исчисление вычетов, обязуюсь своевременно извещать. Приложения:
Саркисян А.С. 25 ноября 2010 года |
Для стандартного вычета, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 218 НК РФ, документов не нужно, он распространяется на всех налогоплательщиков. Достаточно одного заявления. Сотруднику, который хотел бы воспользоваться «детским» вычетом (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ), понадобятся копии свидетельства о рождении ребенка, договора о его передаче на воспитание в семью, свидетельства об усыновлении или установлении отцовства и т. д. На учащихся необходимо принести справку, выданную в учебном заведении.
Единственный родитель должен подготовить копии свидетельства о смерти супруга, свидетельства о расторжении брака. Тогда он сможет рассчитывать на стандартный налоговый вычет в двойном размере. Инвалидность ребенка удостоверяется справкой. Заявление одного из родителей об отказе от вычета позволит назначить другому двойной. Заявление действительно на протяжении всего времени работы в организации или у предпринимателя, и требовать каждый год новое не нужно, но до тех пор пока основание для вычета не изменится. Тогда сотруднику придется опять оформлять заявление и собирать документы.
Примеры заявлений на двойные стандартные налоговые вычеты на ребенка:
В бухгалтерию ООО «Каскад» От Петровой А.С., главного специалиста ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу предоставлять мне налоговые вычеты на мою дочь Петрову Н.А. в двойном размере в связи с отказом отца ребенка, Петрова С.П., от налоговых вычетов. Заявление Петрова А.С. прилагаю. Петрова А.С. 20 ноября 2010 года |
Налогоплательщик может напрямую обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства с просьбой пересчитать ему сумму налоговой базы по НДФЛ. Он должен представить в налоговую инспекцию декларацию по форме 3-НДФЛ и приложить к ней (п. 4 ст. 218 НК РФ):
- справки о доходах за год по форме 2-НДФЛ со всех мест работы;
- другие документы или их копии, подтверждающие право на стандартные налоговые вычеты;
- письменное заявление на имя руководителя (заместителя руководителя) налоговой инспекции о предоставлении стандартных налоговых вычетов.
Проверив декларацию и документы (при обоснованном заявлении вычета), налоговый орган производит перерасчет налоговой базы по НДФЛ.
2.2. Анализ прошедших изменений.
Чтобы понять какие произошли изменения в порядке исчисления и уплаты НДФЛ, прежде всего, следует обратиться к такому документу, как «Основные направления налоговой политики».
В данном документе сказано, что в плановом периоде в гл. 23 НК РФ планируется внести следующие изменения:
- Изменения с 2009 года, касающиеся вычета на детей:
- Во-первых, размер стандартного налогового вычета на ребенка увеличился с 600 до 1000 руб. за каждый месяц календарного года.
- Во-вторых, налоговый вычет на детей предоставляется до того месяца, в котором доход налогоплательщика с начала года превысит 280 000 руб. (в прежней редакции - 40 000 руб.).
- В-третьих, согласно уточненной формулировке право на налоговый вычет на содержание ребенка имеет также супруга или супруг родителя (приемного родителя). Однако порядок предоставления им вычета не поменялся. Как и в 2008 году, работник, состоящий в зарегистрированном браке, но не имеющий собственных детей, сможет получить вычет на ребенка своей супруги (супруга) от предыдущего брака.
- Один из родителей (приемных родителей) ребенка-инвалида может получать стандартный вычет на содержание ребенка в сумме 4000 руб. в месяц, то есть в двойном размере, если второй родитель (приемный родитель) письменно откажется от получения данного вычета. Такой же вычет на аналогичных условиях предоставляется на каждого ребенка учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента в возрасте до 24 лет, являющегося инвалидом I или II группы.
- Вычет в сумме 400 руб. за каждый месяц предоставляется до достижения дохода работника 40 000 руб. (ранее было 20 000 руб.).
- Статьей 218 НК РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение стандартных налоговых вычетов на себя лично и на детей.
C 21 ноября 2011 года законом от 21.11.2011 №330-ФЗ в статью 218 Налогового Кодекса были внесены изменения. Часть из них действует с начала 2011 года, другая с 2012.
Рассмотрим их подробнее. Изменения, распространяющие свое действие на 2011 год (с 01.01.2011):
В соответствии с п.4 ст.218 Налогового кодекса в новой редакции, стандартный налоговый вычет за каждый месяц налогового периода предоставляется родителям, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
- 1 000 рублей на первого ребенка;
- 1 000 рублей на второго ребенка;
- 3 000 рублей на третьего и каждого последующего ребенка;
- 3 000 рублей на каждого ребенка-инвалида до 18 лет или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.
Налоговый вычет предоставляется на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.
Вычеты все так же предоставляются до месяца, в котором доходы налогоплательщика превысили 280 000 рублей.
Новые положения ст. 218 Налогового кодекса увеличили размер налогового вычета «на третьего и каждого последующего ребенка» с 1 000 рублей до 3 000 рублей, а так же увеличили сумму вычетов на ребенка-инвалида с 2 000 рублей (двойной вычет по 1 000 рублей) до 3 000 рублей.
Таким образом, с начала 2011 года необходимо пересчитать налоговую базу по НДФЛ и сумму налога, сотрудникам, имеющим детей-инвалидов или троих и более детей.
При пересчете и возврате излишне удержанных сумм НДФЛ следует руководствоваться положениями ст.231 Налогового кодекса.
В соответствии с п.2 ст.231 НК РФ, излишне удержанный НДФЛ подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
При этом предприятие должно сообщить сотруднику о факте излишне удержанного НДФЛ в течение 10 дней с момента обнаружения этого факта.
Возврат НДФЛ производится в течение трех месяцев со дня получения заявления от сотрудника. Его осуществляют за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет (как по указанному налогоплательщику, так и по другим налогоплательщикам).
2.3. Основные изменения на 2012 год
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Основные направления налоговой политики являются одним из документов, который необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабильности и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Предсказуемость действий государственных органов в налоговой сфере ключевое значение для инвесторов, принимающих долгосрочные инвестиционные решения.
В трехлетней перспективе 20122014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения.
Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Налоговая политика ближайших лет будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Достижение в среднесрочной перспективе сбалансированности федерального бюджета при разумных прогнозных оценках стоимости нефти, предусмотренное Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 20112013 годах, возможно лишь при постепенном увеличении доходов бюджетной системы, не обусловленных напрямую мировыми ценами на нефть. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы.
Закон, касающийся стандартных вычетов по НДФЛ 2012 года, был принят 1 ноября Государственной думой РФ в третьем чтении. После чего законодательный акт направлен в Совет Федераций и, как заявили в Министерстве финансов, его текст пересматриваться, и изменяться уже не будет.
Напомним, что изменения, вносимые Госдумой по размерам стандартных вычетов по НДФЛ 2012 года, вступят в силу только после опубликования закона, но при этом его нормы будут касаться правоотношений, возникших с 1 января этого года. Соответственно, с момента вступления закона в силу, бухгалтерам необходимо будет перерасчитать вычет и перечисленный НДФЛ за своих работников с начала года.
На практике может возникнуть ситуация, когда при пересчете НДФЛ образуется переплата по данному налогу. Напоминаем, что информацию об этом необходимо в течение 10 дней сообщить сотрудникам, а переплату направить в счет последующих платежей по соответствующему налогу или же вернуть работнику.
Для работников с одним или двумя детьми в этом году ничего не меняется, поэтому пересчет НДФЛ не требуется. Однако по работникам, у которых трое или более детей или дети-инвалиды, необходимо НДФЛ с начала этого года пересчитывать. Применение стандартных вычетов по НДФЛ 2012 года, как и в этом по-прежнему правомерно до наступления лимита в доходах работника, равного 280.000 руб. Также депутаты сохранили возможность одному родителю получать двойной вычет, когда второй родитель написал заявление об отказе.
В дополнение к вопросу считаем важным напомнить, что этот же закон отменяет стандартный вычет по НДФЛ 2012 года в размере 400 рублей. Данная норма вступит в действие только с начала следующего года. Соответственно пересчитывать НДФЛ в этой части бухгалтерам не нужно.
Узаконенные размеры стандартных вычетов по НДФЛ 2012 года:
- Первый ребенок 1.400 руб.
- Второй ребенок 1.400 руб.
- Третий и каждый следующий ребенок 3.000 руб.
- Ребенок-инвалид до 18 лет 3.000 руб.
- Учащийся - инвалид I или II группы до 24 лет 3.000 руб.
- Вычет на работника отменен.
Заключение
Изучив данную тему, мы можем сделать заключение, что каждый человек платит налог со своего дохода, и каждый имеет право на стандартные вычеты, кто-то в большей степени, кто-то в меньшей.
Одной из возможных мер, направленных на снижение уровня бедности в РФ, может стать увеличение стандартного вычета по налогу на доходы физических лиц. В настоящий момент наиболее часто применяемым стандартным налоговым вычетом, затрагивающим налоговые обязательства всех категорий работников, является вычет, предусмотренный п. 3 статьи 218 НК РФ.
Можно рассматривать два варианта повышения благосостояния низкооплачиваемых групп работников: только лишь увеличение величины налогового вычета и увеличение налогового вычета, сопровождаемое одновременным увеличением порогового значения накопленного дохода, до достижения которого применяется налоговый вычет.
Потенциал снижения доли работников с доходами менее прожиточного минимума за счет освобождения их от уплаты НДФЛ практически исчерпан, т.е. эта мера лишь незначительно повышает их благосостояние. В то же время в низкодоходные группы попадает большое число работников, что вызывает значительное снижение суммарных обязательств по НДФЛ. В связи с этим предлагаемая мера снижения уровня бедности в стране, состоящая в повышении размера стандартного налогового вычета по НДФЛ, представляется малоэффективной.
В результате делаем вывод, что, не зная о положенных стандартных вычетах и не используя их, работница лишает себя возможности увеличить свой же доход.
Важно знать свои обязанности, как налогоплательщика, знать свои права, гарантии их обеспечения и уметь применять полученные знания в конкретных ситуациях.
Список литературы
- Скрыпник Н.В. Налогообложение физических лиц УМК. ВГНА 2012.
- Налоговый кодекс Российской Федерации - последняя редакция на официальном сайте - www.nalkodeks.ru.
- Журнал «Российский налоговый курьер» - www.rnk.ru
- Правовая система «Консультант Плюс»
- Российский налоговый портал www.taxpravo.ru
- Информационно- правовой портал - www.garant.ru
- Официальный сайт Совета Федерации РФ www.council.gov.ru
- Информационно агентство РОСБАЛТ - www.rosbalt.ru
- Брызгалин В.В., Новикова О.А Комментарий к главе 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ. М.:, 2010
- www.nalogovik.ru
- www.informatio.ru
- www.klerk.ru
- www.regnum.ru
Стандартные налоговые вычеты: категории физических лиц, имеющих право на получение данных вычетов, виды вычетов, порядок предоставления, анализ произошедших изменений