Press "Enter" to skip to content

Что такое политика? Чем вызвано многообразие ее определений?

Категория политики - одна из самых сложных для объяснения и понимания в политологии. Трудности в истолковании политики связаны прежде всего с многозначностью этого явления общественной жизни. Величайший мыслитель античности Аристотель, один из основоположников политической науки, видел в политике высшую форму общения людей. Он считал человека политическим животным (гр. zoon politikon), совершенно не вкладывая в это суждение отрицательный смысл, а, напротив, скорее хвалебный. Таким образом, еще в древние времена философы полагали, что заниматься политикой людей побуждают по преимуществу их естественные устремления[35].
Однако вряд ли правы те ученые, которые вслед за Аристотелем придерживаются положения о том, что всякое человеческое сообщество, имеющее управителей, будет по определению политическим: семья как производственная ячейка, государство в виде территориального объединения людей и т. д. Это слишком расширительная трактовка данной категории. Политику нельзя полностью отождествить с властью (не каждая власть является по своей природе собственно политической; существуют, например, родительский, экономический, религиозный типы власти) либо замыкать обширнейший политический мир в более узкие рамки государства. Политика - вид общественной деятельности, а политический факт есть факт социальный. Вместе с тем любые более строгие определения политики так или иначе будут связаны с отношениями по поводу власти и государством[36].
Само понятие политики исторически и содержательно связано с полисом. Аристотель считал, что полис включает в себя все остальные виды человеческих сообществ и тем самым располагает важнейшими преимуществами. Другие ученые тоже обращают внимание на то, что политика прежде чем стать понятием, определяющим особый вид практической деятельности либо сферу знаний, указывала на место действия - город-государство. Сосредоточение в полисе определенной массы богатств позволило провести фактически первое разделение функций в обществе, точнее - специализацию труда, что, в свою очередь, дало известной группе людей возможность потреблять, не производя, руководить другими, проводить время в обсуждении политических проблем, готовить законы и пр. Так и было в Афинах, исторически первой демократической республике.