Press "Enter" to skip to content

Принципы стратегии управления


Выработка стратегии предприятия осуществляется на основе проведенных прогнозов развития рынков выпускаемой продукции, оценки потенциальных рисков, проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния и эффективности управления предприятием, а также анализа его сильных и слабых сторон.

Формирование стратегии поведения на рынке включает определение следующих параметров [6, 138]: регион или территория, на которой предполагается сбыт, степень географической дифференциации сбыта; доля рынка, которую предполагается занять; группа потребителей, на которую направлен сбыт; определение связи "продукт - рынок" в качестве основы концепции маркетинга (выбор между дифференциальным и нишевым маркетингом); базовая ценовая стратегия (лидерства по издержкам, дифференциации, ниши и т. д.); выбор вида стратегии деятельности предприятия (стратегия конкуренции, стратегия расширения рынка и т. п.); квалификация и практический опыт персонала, необходимый для успешной конкурентной борьбы; необходимость кооперации.

Таким образом, исходным этапом формирования стратегии является анализ взаимодействия и влияния среды на стратегию фирмы.

Под финансовой средой функционирования предприятия понимается система условий и факторов, влияющих на организацию, формы и результаты его финансовой деятельности [2, 111]

В различных литературных источниках среда, в которой действует предприятие, делится на:

1. внешнюю финансовую среду непрямого влияния, внешнюю финансовую среду непосредственного влияния, внутреннюю финансовую среду [2, 111];

2. общую, оперативную и внутреннюю [13, 25];

3. макро - и микросреду [8, 173]

Внешняя финансовая среда непрямого влияния характеризует систему проявляемых на макроуровне условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности предприятия в долгосрочном периоде, прямой контроль над которыми оно осуществлять не имеет возможности. В формировании условий внешней финансовой среды непрямого влияния существенную роль играет государственная финансовая политика и государственное регулирование финансовой деятельности предприятия.

Внешняя финансовая среда непосредственного влияния характеризует систему условий и факторов, воздействующих на организацию, формы и результаты финансовой деятельности, которые формируются в процессе финансовых отношений предприятия с контрагентами по финансовым операциям и сделкам и на которые оно может оказывать влияние в процессе непосредственных коммуникативных связей.

Внутренняя финансовая среда характеризует систему условий и факторов, определяющих выбор организации и форм финансовой деятельности с целью достижения наилучших ее результатов, которые находятся под непосредственным контролем руководителей и специалистов финансовой служб предприятия. Она заключает в себе тот финансовый потенциал, который позволяет предприятию достигать поставленных целей и задач в стратегическом периоде.

Вторая классификация среды, в которой действует предприятие, по своему содержанию аналогична приведенной выше. Компоненты среды изображены на рисунке 1.2.



 

Рис. 1.2 Организация: уровни ее окружения и составляющие этих уровней

(Источник: Панов А. И. Коробейников И. О. Стратегический менеджмент: Учеб. пособие для вузов, 2004. – С. 26)

Как видно из рисунка первые две классификации финансовой среды предприятия по содержанию не имеют принципиальных различий.

Третья классификация окружающей среды предприятия отождествляет макросреду с внешней финансовой средой непрямого влияния, в внешнюю финансовую среду непосредственного влияния и внутреннюю финансовую среду с микросредой предприятия.

Таким образом, анализ среды предприятия есть процесс мониторинга организационного окружения, идентифицируемый с настоящим и будущими угрозами и благоприятными возможностями, которые могут влиять на способность достижения предприятием своих целей.

В общем виде среда выступает как спектр некоторых ограничений. Например, действующее в стране налоговое законодательство может не соответствовать целям предприятия по осуществлению инвестиций в развитие предприятия.

Оценка финансовой стратегии и управление ее реализацией

Оценка разработанной финансовой стратегии представляет собой аналитический процесс, позволяющий ответить на вопрос о том, приведет ли разработанная финансовая стратегия к достижению предприятием своих финансовых целей в условиях возможных изменений факторов внешней финансовой среды. Процесс такой оценки осуществляется как финансовыми менеджерами предприятия, так и привлеченными экспертами.

Оценка финансовой стратегии, разработанной предприятием, осуществляется по следующим основным параметрам [2, 115]:

1. Согласованность финансовой стратегии предприятия с его базовой корпоративной стратегией. В процессе такой оценки выявляется степень согласованности целей и этапов реализации этих стратегий; определяется, в какой степени базовая корпоративная стратегия предприятия может быть поддержана его финансовой стратегией; синхронны ли стратегические решения этих стратегий в разрезе стратегических объектов предприятия – стратегических зон хозяйствования и стратегических хозяйственных единиц.

2. Согласованность финансовой стратегии предприятия с предполагаемыми изменениями внешней финансовой среды. В процессе этой оценки определяется, насколько разработанная финансовая стратегия соответствует прогнозируемому развитию экономики страны и изменениям конъюнктуры финансового рынка в разрезе отдельных его сегментов; в какой степени возможности и угрозы, генерируемый внешней финансовой средой, отражены моделью стратегической финансовой позиции предприятия; правильно ли отражена этой моделью возможная вариация колебимости факторов внешней среды (степень ее нестабильности).

3. Согласованности финансовой стратегии предприятия с его внутреннем потенциалом. Такая оценка позволяет определить, насколько объемы, направления и формы финансовой стратегии взаимосвязаны с возможностями формирования внутренних финансовых ресурсов, квалификации финансовых менеджеров, организационной структурой управления финансовой деятельностью, организационной культурой финансовых менеджеров и другими параметрами внутреннего финансового потенциала предприятия.