Принципы стратегии управления


Показатели деятельности предприятия в 2005 г. характеризуются следующими данными: объем реализации 3067087 тыс. руб.; прибыль от продаж составила 180496 тыс. руб., чистая прибыль 108701 тыс. руб.

При анализе финансовой стратегии предприятия необходимо учитывать стадию жизненного цикла, на которой находится предприятие. ООО «АвтоДоктор» в настоящее время находится на стадии роста. Рост - это стадия, которую предприятие проходит в самом начале своего жизненного цикла. Продукты и услуги на данном этапе обладают существенным потенциалом роста.

При определении и оценки стратегии предприятия важную роль играют состояние и перспективы развития отрасли и рынка, на котором оно действует.

Основное влияние на развитие предприятие автосервиса оказывает динамика развития авторынка в целом и предприятий автосервиса в частности.

В настоящее время авторынок России является одним из самых растущих. По прогнозу Минпромэнерго России к 2010 году авторынок будет принимать до 2,6-2,8 млн. легковых автомобилей, что в денежном выражении составляет примерно 31 млрд. долл.

В 2010 году эксперты считают, что за счет увеличения потребительского спроса на автомобили уровень автомобилизации населения вырастет как минимум до 230 машин на тысячу человек.

Росту спроса на автомобили способствует рост покупательной способности россиян (см. рис. 2.1., 2.2.). За 2002-2004 гг. прирост продаж легковых автомобилей составил, по оценкам PricewaterhoseCoopers, 13% в натуральном выражении с 1,4 млн. штук в 2002 году до 1,6 млн. штук в 2004 году. В долларовом эквиваленте долларовый рынок вырос на 67% с 10,7 млрд. долл. США в 2002 году до 17,9 млрд. долл. США в 2004 году.



Рис. 2.1 Динамика реальных доходов населения г. Москвы (Источник: Госкомстат)



Рис. 2.2 Динамика доли расходов на покупку легковых автомобилей в общем объема потребительских расходов населения России (Источник: Госкомстат)

Сегодня на российском рынке представлено более 40 марок автомобилей. При этом отмечается рост продаж импортных автомобилей по сравнению с отечественными марками. Доля иномарок в совокупном объеме продаж в 2005 г. составляла более 75% в денежном измерителе. Лидером отечественного автопрома является компания «АвирВАЗ».

Популярность иностранных автомобилей обуславливает рост импорта иномарок. Объем экспортно-импортных поставок легковых автомобилей в стране в 2004 году вырос в 2 раза по сравнению с показателями 2003 года и составил 5,72 млрд. долл. Кроме того, на территории России открываются автосборочные производства известных иномарок: Toyota, Volkswagen, DaimlerChrysler, Skoda и др.

При этом через несколько лет планируется новый бум иномарок, который будет связан с ростом продаж автомобилей китайского производства, имеющих значительное ценовое преимущество.

Спрос на отечественные автомобили падает. Определенный надежды возлагаются на вазовскую «Калину» и УАЗ Patriot. Успех этих марок во многом определяется уровнем цен на автомобили.

При покупке автомобиля для потребителей важны следующие факторы: тест-драйв – 11%, постановка на учет в ГБДД – 19%, страхование – 17%, известность салона – 7%, удобство оплаты – 11%, удобство расположения – 8%, кредитование – 11%, зачет старого при покупке нового – 9%, лизинг – 2%, услуги по оценке – 5%.

Также необходимо отметить, что потребители все больше отдают предпочтение приобретению автомобилей в салоне: 48% мужчин и 56% женщин предпочитают покупать автомобили в салоне.

Таким образом, автомобильный рынок России и в ближайшем будущем будет динамично развиваться по мере роста реальных доходов населения в связи с тем, что количество машин по сравнению с другими странами пока находится на низком уровне и, следовательно, потребности в обеспечении личным автотранспортом еще далеко не удовлетворены.

По оценкам аналитиков до 30% расходов на содержания автомобилей составляют расходы по эксплуатации и обслуживанию автомобилей, т. е. услуги автосервиса. По этому создание автосервиса позволит предприятию иметь постоянный приток денежных средств, т. е. позволит повысить его финансовую устойчивость.

Ситуация на рынке обслуживания автомобилей напрямую зависит от тенденций развития отечественного автопарка. По данным Департамента автомобильного транспорта Минтранса РФ, в России в 2005 г. насчитывается уже 45–46 млн. машин..

В то же время на одну тысячу россиян приходится всего 150-170 автомобилей, что ниже уровня развитых стран почти в четыре раза. То есть российский автопарк в ближайшее время ожидает только рост, причем достаточно активный. Так что в отношении автосервисов сложилась благоприятная конъюнктура — устойчивое и значительное увеличение числа потенциальных потребителей данных услуг. Что же касается самих автосервисов, то и их число неуклонно растет.

Структура рынка техобслуживания пока еще недостаточно четко выражена. Безусловно, на нем имеется определенная специализация, можно говорить и о нескольких вертикальных уровнях. В то же время крайне мало узнаваемых брэндов: один и тот же автосервис может работать и с «Мерседесами», и с ВАЗовской продукцией. Сейчас выделяют четыре уровня рынка.