Лидерство в подростковом возрасте

СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Лидерство в подростковом возрасте 6
1.1.Психологические особенности подросткового возраста 6
1.2.Проблемы лидерства в подростковом возрасте 12
1.3.Основные подходы к анализу феномена лидерства в группах учеников 9-11 классов 15
Глава 2. Лидер в подростковом коллективе 21
2.1.Роль лидера в структурировании и функционировании подросткового коллектива 21
2.2.Психологический климат коллектива 25
2.3.Психолого-педагогическая коррекция взаимоотношений в коллективе с учетом статусно-ролевых позиций 32
Глава 3. Экспериментальное исследование проблемы лидерства в подростковом возрасте 38
3.1.Идея, методы и ход исследования 38
3.2.Данные, полученные в ходе исследования 43
3.3.Обсуждение результатов и выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 54
Приложение 1 56
Приложение 2 57
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа нуждается в психологе-носителе специальных знаний в области возрастной психологии и психологии развития. Без участия психолога немыслим современный образовательный и воспитательный процесс.
Именно психолог должен эффективно заботиться о хорошем психологическом состоянии школьников, учителей, родителей, опираясь на знание возрастных особенностей психического развития, на индивидуальный подход к подростку. Ведь задачи школы – это не только воспитание и обучение, но и психологическое сопровождение взросления, помощь в преодолении внутриличностных и межличностных конфликтов на пути обретения подростком уверенности в себе, ответственности и жизненной устойчивости.
Проблема лидерства в подростковой среде занимает далеко не последнее место в ряду школьных проблем. Дальнейшая жизнь подростка, юноши потребует от него не только умения строить свою жизнь, но и, диктуемые временем, навыки лидерского поведения, выступающие условием жизненного успеха.
В современном мире от будущего взрослого требуются поистине лидерские качества: инициативность, настойчивость, вера в себя и успех дела. Развитие рыночных отношений, а вместе с ними и системы менеджмента требует практически от каждого умения организовать работу, преодолеть препятствия внутреннего и внешнего характера на пути повышения ее эффективности.
Трудности претерпевает и семья. Для ее создания и обеспечения от молодого человека сегодня требуется гораздо больше целеустремленности, самостоятельности, уверенности и способности идти на риск. В некотором смысле, современная жизнь требует от молодого человека реализации имеющегося лидерского потенциала.
Современному подростку, в некотором смысле труднее, чем его родителям. Проблемы становления осложняются не только трудным личным поиском своего места в жизни, но и социально-экономическими трудностями государственного масштаба.