Место США в геостратегии России.

Партнерство означает, что РФ и США строят свои отношения исходя не из идеологических догм (как в годы холодной войны) и не из союзной солидарности (как было бы, если бы они стали союзниками), а из своих национальных интересов.

В тех же областях, где позиции двух держав расходятся, они действуют в соответствии со своими национальными интересами, а не с пожеланиями партнера (расширение НАТО, войны против Югославии и Ирака, поставки оружия Китаю и т. д.). Вряд ли можно говорить о создании системы равноправного партнерства. По мнению американских партнеров, нереалистично ожидать симметрии во взаимоотношениях, которые больше не являются симметричными.

Угроза распространения ОМП и средств его доставки превращается в серьезнейший вызов международной стабильности и безопасности. Очевидно, что без самого тесного российско-американского взаимодействия в деле предотвращения распространения такого оружия решить эту задачу не удастся. Так как США и Россия несут за нераспространение оружия массового поражения особую ответственность.

Нельзя недооценивать масштаб тех проблем, с которыми сталкивается взаимодействие двух стран в деле нераспространения оружия массового поражения. Сохраняются серьезные разногласия между США и РФ.

Разногласиям между США и РФ и усложнение отношений способствуют:

? Решение президента США в ноябре 2001 г. о выходе из Договора по ПРО.

? Стремление США в ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, в создании механизма глобального контроля за запрещением биологического оружия.

? Разногласия по вопросу о последствиях для нераспространения российского военно-технического сотрудничества с третьими странами, и прежде всего с Ираном

? Возражения США по поводу продаж российских вооружений Китаю, Сирии и Кипру (против некоторых российских компаний, фирм и институтов были введены американские дискриминационные меры и экономические санкции)

? В выступлении перед участниками Международного конгресса информационных агентств в сентябре 2004 г. президент В. Путин высказал озабоченность и недовольство деятельностью американо-британских оккупационных сил в Афганистане. Тем временем в США все чаще высказывается озабоченность по поводу сохранения демократических институтов в России. Охлаждение отношений и разнонаправленность мнений сложились по вопросу признания независимости Албании в 2008 г. (Россия не признавала независимость самопровозглашенной республики), военный действия Грузии в Ю.Осетии, в агрессии против грузин обвинили РФ, провозглашение независимость Абхазии и Ю.Осетии

Перспективы намечены в русле обеспечения международной безопасности. Но, специалисты-международники полагают временным сближение Российской Федерации и Соединенных Штатов на почве борьбы с международным терроризмом. Трагические события 11 сентября показали, что главная угроза безопасности США исходит из центра Евразии. Именно туда перемещается в настоящее время ось мировых проблем, и это обстоятельство потенциально превращает Россию и США в заинтересованных партнеров друг для друга.

По мнению американского специалиста по российско-американским отношениям Р. Легволда, в XXI в. роль «стратегического тыла» США играют не Европа и Северо-Восточная Азия, а огромный беспокойный регион, простирающийся от восточных границ Турции до западных границ Китая и вдоль южных границ России. Раз США собираются устранить угрозы, исходящие из этого региона, то ни одна страна не будет более ценна в качестве союзника, чем Россия...

Однако многие американские специалисты в области международных отношений, в частности уже упоминавшийся 3. Бжезинский, негативно относятся к перспективам партнерства с Россией на евроазиатском континенте и в постсоветской Центральной Азии.

Сейчас сильный механизм давления на Россию – ее долги международным инвесторам (долги списываются за счет продажи по заниженным ценам сырья). Пока же США в своей международной политике по-прежнему придерживаются двойных стандартов: с одной стороны, единолично определяют страны, представляющие угрозу миру и национальным интересам США, и без мандата Совета Безопасности ООН осуществляют интервенцию против Ирака; с другой — не хотят признавать вполне законное право России на формирование системы безопасности на постсоветском пространстве.

России еще предстоит на деле продемонстрировать готовность соблюдать признанные нормы международных отношений и занять свое место в мировом сообществе. У России есть возможность вести с Америкой равноправные отношения. Но для этого нужна сильная политическая воля. Необходимо реформировать армию, улучшая ее вооружение, увеличивая денежное довольствие, заставить работать экономику, добиться реальной интеграции со странами СНГ.

Возможен план, в котором политическую систему РФ будут стремиться децентрализовать, а экономические связи порушить. В таком случае Россия будет представлять собой разрозненное «княжество» во главе с сепаратистами. План конфедеративной России удовлетворил бы США, Европу, Японию, Китай и т.д. Конфедеративная Россия (по Бжезинскому) д.состоять из Европейской России, Сибирской Республики и Дальневосточной Республики. В осуществлении планов «децентрализации» России Вашингтону должны помочь Киев, Баку, Тбилиси и Ташкент (инвестиции в страны, технологическую помощь, совместное участие в различного рода проектов). На рубеже тысячелетий Россия сделала свой внешнеполитический выбор. Отныне Российская Федерация видит свое место на международной арене рядом с Западом, а не против него.

< Назад   Вперед >

Содержание